«Взаимодействие в работе логопеда и воспитателя по вопросу развития речи у детей с ОВЗ, как к одному из важнейших компонентов в структуре готовности к школьному обучению».
консультация по логопедии (старшая группа) по теме
Правильная, развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе, т.к. именно при помощи родного языка, ребёнок будет приобретать знания, общаться со взрослыми и детьми. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия
К сожалению, количество детей с нарушением звукопроизношения, а также с дефектами речи год от года не уменьшается, а растет. На этом фоне в большинстве случаев у детей присутствуют в той или иной степени нарушения не только звукопроизношения, но и лексического состава, грамматического строя речи, фонематических процессов. Все это осложняет процесс подготовки детей к школьному обучению.
Необходимо отметить, что основная нагрузка по развитию речи ложится на воспитателей, т.к. вся коррекционно-воспитательная работа в нашей группе проводится как в специальном обучении, так и в свободной от занятий деятельности. Воспитатель, зная содержание не только тех разделов программы, по которым он, непосредственно, проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей: во всех режимных моментах, на прогулке, в индивидуальном и групповом общении детей, при ознакомлении с художественной литературой, в игровой деятельности.
Конечно, хотелось бы, чтобы родители, больше внимания и заинтересованности уделяли развитию речи своих детей. Если бы они работали с нами в тесном контакте, детям было бы легче автоматизировать полученные знания. Но будем надеяться, что это только первый год нашей работы и в дальнейшем мы сможем привлечь родителей к совместной работе в большем объёме.
В своем докладе я анализирую свое взаимодействие как учителя -логопеда с воспитателям логопедической группы. Описывая наше взаимодействие с воспитателем на протяжении всего учебного года и анализируя трудоемкую и неприрывную работу в логопедической группе , мной затронуты все грани взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_-_moe.docx | 768.68 КБ |
moya_prezentatsiya_.pptx | 441.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Детский сад №5 «Звёздочка»
Г. Новосибирск
Всероссийский круглый стол для педагогов образовательных организаций
«Обмен педагогическим опытом» по теме :
«Взаимодействие в работе логопеда и воспитателя по вопросу развития речи у детей с ОВЗ, как к одному из важнейших компонентов в структуре готовности к школьному обучению».
Подготовила учитель-логопед
Ющенко Маргарита Викторовна
2017-2018 учебный год
Г. Новосибирск.
« Речь – это орудие, с помощью которого человек мыслит и выражает свои мысли.»
С.Л. Рубинштейн
Правильная, развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе, т.к. именно при помощи родного языка, ребёнок будет приобретать знания, общаться со взрослыми и детьми. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия
К сожалению, количество детей с нарушением звукопроизношения, а также с дефектами речи год от года не уменьшается, а растет. На этом фоне в большинстве случаев у детей присутствуют в той или иной степени нарушения не только звукопроизношения, но и лексического состава, грамматического строя речи, фонематических процессов. Все это осложняет процесс подготовки детей к школьному обучению.
Итак, особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения и отражены они в ФГОС в разделе Образовательная область «Речевое развитие». (Слайд 2-3)
участвует в коллективной беседе (самостоятельно формулирует и задет вопросы, аргументировано отвечает на вопросы) |
свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора |
использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением |
активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка |
использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения |
правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо произносит слова и словосочетания |
самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения |
составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы |
называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение» |
дифференцированно использует разнообразные формулы речевого этикета в общении со взрослыми и сверстниками |
пользуется естественной интонацией разговорной речи |
соблюдает элементарные нормы словопроизношения, постановки словесного ударения |
умеет прочитать стихотворение, используя разнообразные средства выразительности |
самостоятельно пересказывает знакомые произведения, участвует в их драматизации |
называет любимые сказки и рассказы |
называет авторов и иллюстраторов детских книг (2–4) |
эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения |
может импровизировать на основе литературных произведений |
способен осознавать события, которых не было в личном опыте, улавливать подтекст |
способен воспринимать текст в единстве содержания и формы |
умеет различать жанры литературных произведений, выделяя их характерные особенности |
знаком с произведениями детских писателей и поэтов |
воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно использует в своей речи |
умеет делить предложения на слова и составлять из слов (2-4) |
умеет членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов |
умеет проводить звуковой анализ слов; понимает смыслоразличительную роль фонемы |
Для нормального становления речевой деятельности необходимы условия: (слайд №4)
- определенная степень зрелости различных структур головного мозга;
- координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции;
- развитие слуха, зрения, дыхательных навыков, эмоций;
- формирование потребностей в общении.
Что такое речевая готовность ребёнка к школе? ( слайд №5)
Речевая готовность - один из критериев оценки общего развития ребенка, его утверждения как личности, умения себя позиционировать в обществе.
Существуют критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.
Основные критерии сформированности речевой готовности: (слайд№5)
1. Сформированность звуковой стороны речи.
2. Полная сформированность фонематических процессов.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
4.Умение пользоваться разными способами словообразования существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи.
6. Овладение связной речью.
В психолого-педагогических исследованиях различают «общую» и «специальную» речевую готовность. Общая готовность предполагает решение следующих задач:
- понимание ребенком обращенной к нему речи и реагирование на нее соответствующим образом;
- умение связно, свободно и понятно излагать свои мысли, сохраняя грамматическую правильность речи;
- овладение определенным словарным запасом;
- сформированность звуковой стороны речи.
Специальная речевая готовность предполагает готовность к обучению грамоте (чтению и письму) .
Речевая готовность к обучению в школе предполагает сформированную общую и специальную речевую готовность, однако не равно их соотношение, так как необходимо учитывать новый вид деятельности, новую ситуацию общения и новое содержание общения. Речевая готовность к обучению в школе проявляется в сформированности у детей речевых умений слушания и говорения: умения воспринимать информацию, предлагаемую с помощью языковых средств, умения вербализовать свои действия, в том числе связанные с языковым материалом, и определить их последовательность; умения разграничивать единицы языковой системы и другие виды знаков; овладение информационной, когнитивной, регулятивной функциями языка.
1. Сформированность звуковой стороны речи.
- В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам.
- Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.)
2. Сформированность фонематических процессов и навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова.
- различать звуки на слух и в произношении ;
- слышать и выделять первый и последний звук в слове;
- определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
- определять количество и последовательность звуков в слове;
- называть слова с заданным звуком;
- определять количество слогов в слове, отбирать картинки с заданным количеством слогов;
- уметь составлять слова из звуков и т .д.
3 . Словарный запас
- В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия).
- Подбирать синонимы, антонимы, омонимы.
- Понимать переносное значение слов(пословицы, фразеологические обороты).
- Подбирать обобщающие понятия для группы предметов.
- Знать детёнышей животных и т.д.
- Владеть навыками словообразования образовывать прилагательные от существительных.
4. Сформированность грамматического строя речи:
- умение пользоваться развернутой фразовой речью;
- умение пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
- умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе;
- согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
- правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные;
- умение употреблять простые и сложные предлоги и т.д.
- умение работать с предложением;
- правильно строить простые предложения;
- видеть связь слов в предложениях;
- работать с деформированным предложением.
5.Связная речь:
К 7 годам ребёнок должен уметь
- пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки из 8 – 10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;
- составлять рассказ по сюжетной картинке;
- составлять рассказ по серии из 3 – 6 сюжетных картинок;
- отвечать на вопросы по тексту.
При пересказе (рассказе) обращается внимание
- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ);
- на лексику (полнота и точность использования слов);
- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).;
- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль)
Факторы риска неуспеваемости в школе:
- неспособность понять инструкцию;
- не умение организовать свою работу;
- низкий уровень развития памяти;
- бедный запас слов;
- неумение грамотно строить предложение;
- нарушение звукопроизношения;
- низкий уровень координации движений пальцев;
- не умение различать фигуры.
Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.
В первые две недели сентября проводилось обследования детей с результатами, которого учитель-логопед в начале учебного года познакомил воспитателей
Задачи учителя-логопеда
1. Изучение уровня речевого развития детей, определение направления работы
2.Работа по коррекции звукопроизношения
3.Развитие фонематического слуха
4.Усвоение новых лексико-грамматических категорий
5.Обучение связной речи: развёрнутому смысловому высказыванию
6.Формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи
7.Работа по коррекции слоговой структуры слова
8. Работа над просодической стороной речи
9.Предупреждение нарушений письма и чтения .
10.Формирование навыков послогового чтения.
11.Развитие общей и мелкой моторики
12.Развитие мышления, памяти, внимания.
Для того, чтобы справиться с поставленными задачами мы с воспитателями руководствовались основными идеями, определяющими содержание взаимодействия педагогов группы:
1. единство коррекционных, образовательных, воспитательных задач;
2. коррекционная направленность общеобразовательных занятий и режимных моментов;
3. развивающий характер работы и формирование качеств личности ребёнка;
4 .максимальное выявление и использование резервов психического развития, воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности, опора на личный опыт детей;
5. достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей;
6. активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти последовательность в обучении и систематичность в закреплении сформированных умений и навыков;
7. разнообразие и вариативность дидактического материала и приёмов коррекционной работы воспитателя и логопеда;
8. использование в логопедической работе продуктивной и игровой деятельности.
В основе работы учителя-логопеда и воспитателя лежат следующие принципы:
1.Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
2. Принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического воздействия.
3. Принцип сотрудничества между воспитателями и логопедом, воспитателями и детьми.
4. Принцип учета интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
5. Принцип дифференцированного подхода к воспитанию правильной речи.
Мной два раза в неделю проводятся подгрупповые занятия с детьми имеющими сходные речевые нарушения по развитию речи и обучению грамоте и три раза в неделю проводятся индивидуальные занятия с детьми по постановке звуков. В циклограмме (Приложение №1) образовательной деятельности учителя-логопеда распределено время работы на всю рабочую неделю.
Диагностическое обследование проводится в первые две недели начала учебного года. Если в результате обследования детей выявляются пробелы в усвоении программы, воспитатели получают рекомендации о необходимости изучения, повторения или закрепления базового учебного материала. При определении содержания работы учитель-логопед знакомит воспитателей с перспективным , тематическим и индивидуальным планом коррекционной работы (Приложение №2-3), а в течение всего учебного года систематически информирует их об изменении требований, предъявляемых к речевому развитию детей на разных этапах обучения.
Логопед ведёт работу по формированию правильных первичных речевых навыков, а воспитатели включаются в нее на этапе закрепления уже в определенной степени сформированных речевых навыков. Многие из коррекционных задач решаются нами совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи). Вместе с тем четко разграничены функции учителя-логопеда и воспитателя, чтобы исключить возможность дублирования занятий. Для этого воспитатели присутствуют на фронтальных занятиях учителя-логопеда, а тот посещает отдельные занятия воспитателей с целью как контроля за речью детей, так и оказания методической помощи воспитателям.
Необходимо отметить, что основная нагрузка по развитию речи ложится на воспитателей, т.к. вся коррекционно-воспитательная работа в нашей группе проводится как в специальном обучении, так и в свободной от занятий деятельности. Воспитатель, зная содержание не только тех разделов программы, по которым он, непосредственно, проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей: во всех режимных моментах, на прогулке, в индивидуальном и групповом общении детей, при ознакомлении с художественной литературой, в игровой деятельности.
Конечно, хотелось бы, чтобы родители, больше внимания и заинтересованности уделяли развитию речи своих детей. Если бы они работали с нами в тесном контакте, детям было бы легче автоматизировать полученные знания. Но будем надеяться, что это только первый год нашей работы и в дальнейшем мы сможем привлечь родителей к совместной работе в большем объёме.
В своей работе с родителями я использую :
1. Логопедические памятки , буклеты и презентации , выпускаемые 1 раз в 2 месяца,
в помощь родителям по преодолению речевых проблем. Выпуск тематических логопедических буклетов "Родителям на заметку" и памятки, которые помогли бы родителям без специального образования овладеть навыками логопедической коррекционной помощи для своих детей. Красочно оформленные буклеты привлекают внимание не только взрослых, но и детей, которые хотят поучаствовать в их обыгрывании.
2. Групповые тематические беседы с родителями , где знакомлю родителей с новейшими методами коррекции речевых нарушений. В течении всего учебного года провожу тематические встречи, где собираются родители заинтересованные в речевом развитии своего ребенка. В 2017 и 2018 учебных годах было несколько актуальных тем : «Логопедический массаж» , «Преодоление сложностей звукового анализа слогов и слов» , «Развитите фонематического слуха у дошкольников».
3. Индивидуальные консультации родителей, чьи дети посещают логопедическую группу ДОУ. На данном этапе , работа проводится индивидуально, и решаются вопросы возникающие в процессе учебного года. Это могут быть вопросы как связанные и с дисциплиной на занятиях с логопедом, так и вопросы речевого развития отдельно взятого ребенка.
Слаженная работа педагогов логопедической группы даёт положительные результаты. Дети овладевают правильной речью. У них формируются навыки чёткого, грамматически правильного оформления высказывания и выражения мыслей. В нашем ДОУ осуществляется успешное преодоление недостатков речи у детей. Высокие результаты возможны только при слаженной работе всего коллектива ДОУ, а особенно зависят от взаимосвязи, преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей. Мной построены графики где отслеживается положительная динамика развития всех речевых компонентов, детей посещающих логопедическую группу ДОУ. (Приложение №4). В построенных графиках синим цветом выделены результаты на начало учебного года , оранжевым цветом выделены результаты обследования на конец учебного года. Обследование проводилось по методу Фотековой Т.А.
Тестовая методика обследования устной речи дошкольников предназначена для выявления особенностей речевого развития детей дошкольного возраста: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа структуры дефекта речевого профиля, структуры дефекта.
Таким образом, формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, -- одна из важных задач в общей системе коррекционной работы в дошкольных учреждениях и семье.
Приложение № 1
Циклограмма образовательной деятельности логопеда
МКДОУ Новосибирска «Детский сад № 5 комбинированного вида «Звездочка»
на 2017-2018 уч.год.
Дни недели | Время | Режим работы |
Понедельник | 14.00-18.00 | 14.00-15.25 Работа с документацией 15.30-17.30 индивидуальная работа 17.30-18.00 индивидуальная и групповая работа с родителями |
Вторник | 9.00-13.00 | 9.00-9.25 занятие по развитию речи 1 подгруппа 9.35-10.00 занятие по развитию речи 2 подгруппа 10.00-12.15 Индивидуальная работа 12.15-13.00 обсуждение с воспитателем плана индивидуальной коррекционной работы |
Среда | 14.00-18.00 | 14.00-15.25 Работа с документацией 15.30-17.30 индивидуальная работа 17.30-18.00 индивидуальная и групповая работа с родителями |
Четверг | 9.00-13.00 | 9.00-9.25 занятие по обучению грамоте 1 подгруппа 9.30-10.00 занятие по обучению грамоте 2 подгруппа 10.00-12.15 Индивидуальная работа 12.15-13.00 участие в режимных моментах детского сада |
Пятница | 14.00-18.00 С 9-13 (через неделю) | 14.00-15.25 Работа с документацией 15.30-17.30 индивидуальная работа 17.30-18.00 индивидуальная и групповая работа с родителями 9.00-12.15 Работа индивидуальная с детьми 12.15-13.00 участие в режимных моментах детского сада |
Приложение № 2
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ. Задача: тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
в) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
г) укрепление физического здоровья (консультации
врачей - узких специалистов при необходимости
медикаментозное лечение, массаж)
II. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЗНОСИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Задачи:
а) устранение дефектного звукопроизношения;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
в) формирование практических умений и навыков пользования
исправленной (фонетически чистой, лексически развитой,
грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1). ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ в такой последовательности:
а) свистящие С, 3, Ц, С’, 3'
- шипящий Ш
- сонор Л
- шипящий Ж
- соноры Р, Р'
- шипящие Ч, Щ
Способ постановки:
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка»,
«Желобок», «Щеточка», «Футбол»,
«Фокус»;
для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка»,
«Грибок», «Погреем руки»;
для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка»,
«Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык». Работа
по постановке звуков проводится только индивидуально.
2). АВТОМАТИЗАЦИЯ КАЖДОГО ИСПРАВЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОГАХ:
По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:
а) 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых
слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;
б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем
в прямых и со стечением согласных;
в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога
и параллельно вырабатывать вибрацию.
3). АВТОМАТИЗАЦИЯ КАЖДОГО ИСПРАВЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОВАХ: Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
4). АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.
5).ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ:
С – З, СЬ – Ц, С – Ш;
Ж – З, Ж – Ш;
Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;
Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;
Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л
6).АВТОМАТИЗАЦИЯ В СПОНТАННОЙ РЕЧИ (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).
III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ и навыков анализа и синтеза слов параллельно с коррекцией звукопроизношения
IV. СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ внимания, мышления на отработанном материале.
V.РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ на базе правильно произносимых звуков.
Лексические и грамматические упражнения. Нормализация просодической стороны речи.
Обучение рассказыванию.
Приложение № 3
Календарно-тематическое планирование коррекционной работы в старшей группе на 2017-2018 год.
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | 5 неделя | |
Сентябрь
| С 01.09 по 15.09 Обследование речи
| 18.09-22.09. -Детский сад и профессии в детском саду. - развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках | 25.09-29.09 -Игрушки - развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках |
| |
Октябрь | 02.10-06.10 -Осень( периоды осени и месяцы ) -Звук и буква У | 09.10-13.10 -Овощи. Звук и буква А | 16.10-20.10 -Фрукты -Звук и буква У-А | 23.10-27.10 -Сад-огород - Звук и буква П | |
Ноябрь | 30.10-03.11 -Лес, грибы, ягоды деревья Звук и буква О | 07.11-10.11 Перелетные птицы Звук и буква И | 13.11-17.11 Одежда Звук и буква М | 20.11-24.11 Обувь, одежда , головные уборы Звук и буква Н | 27.11-01.12 Ателье Звук и буква Т |
Декабрь | 04.12-08.12 Зима, зимние месяцы и забавы Звук Ть и буква Т | 11.12-15.12 Мебель и части мебели. Звук и буква К | 18.12-22.12 Семья Звук Кь и буква К | 25.12-29.12 Новый год! Звук К-КЬ и буква К | |
Январь | 01.01по 08.01 Каникулы | 09.01-12.01 Повторение пройденного мат-ла | 15.01-19.01 Зимующие птицы Звук и буква Б | 22.01-26.01 Дикие животные зимой Звук Бь и буква Б | 29.01-02.02 Почта Звук и буква Э |
Февраль | 05.02-09.02 Транспорт и ПДД Звуки Г-Гь и буква Г | 12.02-16.02 Комнатные растения и уход за ними. Звук Ль и буква Л | 19.02-22.02 Наша армия . Звук и буква Ы | 26.02-02.03 Весна - периоды и месяцы. Звук и буква С | |
Март | 05.03-07.03 8-е марта! Звук Сь и буква С | 12.03-16.03 Профессии Звук и буква Ш | 19.03-23.03 Продукты питания Звуки С-Ш | 26.03-30.03 Хлеб – всему голова! Звуки Х-Хь буква Х
| |
Апрель | 02.04-06.04 Посуда Звуки В-Вь буква В | 09.04-13.04 Мой дом прогулка по городу Звук и буква З | 16.04-20.04 Домашние животные и их детеныши . Звук Зь и буква З | 23.04-28.04 Наша страна ,мой край родной Звук и буква Ж
| |
Май | 03.05-04.05 Человек.( Части тела. Гигиена.) Звуки З-Ж | 7.05-11.05 Насекомые Звуки Д-Дь и буква Д | 14.05-18.05 Лето и летние месяцы. Звуки Ф-Фь и буква Ф
| 21.05-25.05 Мониторинг | 28.05-31.05 |
Приложение №4
Результаты обследования устной речи детей подготовительной группы №9 МКДОУ д/с №5 сентябрь 2016 / май 2017 уч.года.
Марина А
Элина И.
Саша К.
Руслан М.
Даша М.
Тимур М.
Вова П.
Артем П.
Ваня С.
Пояснение: по данному ребенку составлена докладная записка о посещаемости , где в период с сентября 2016г. по май 2017г.
Ребенок часто отсутствовал по уважительной причине и без уважительной причины.
Кристина Ч.
Настя Ш.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Речь – это орудие, с помощью которого человек мыслит и выражает свои мысли.» С.Л. Рубинштейн Критерии готовности ребенка к школьному обучению, которые предъявляются в разделе Образовательная область «Речевое развитие » по ФГОС, к усвоению родного языка как средства общения : участвует в коллективной беседе (самостоятельно формулирует и задет вопросы, аргументировано отвечает на вопросы) свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо произносит слова и словосочетания самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения
составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение» дифференцированно использует разнообразные формулы речевого этикета в общении со взрослыми и сверстниками пользуется естественной интонацией разговорной речи соблюдает элементарные нормы словопроизношения, постановки словесного ударения умеет прочитать стихотворение, используя разнообразные средства выразительности самостоятельно пересказывает знакомые произведения, участвует в их драматизации называет любимые сказки и рассказы называет авторов и иллюстраторов детских книг (2–4) эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения может импровизировать на основе литературных произведений способен осознавать события, которых не было в личном опыте, улавливать подтекст способен воспринимать текст в единстве содержания и формы
умеет различать жанры литературных произведений, выделяя их характерные особенности знаком с произведениями детских писателей и поэтов воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно использует в своей речи умеет делить предложения на слова и составлять из слов (2-4) умеет членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов умеет проводить звуковой анализ слов; понимает смыслоразличительную роль фонемы умеет различать жанры литературных произведений, выделяя их характерные особенности знаком с произведениями детских писателей и поэтов Для нормального становления речевой деятельности необходимы условия : определенная степень зрелости различных структур головного мозга; координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции; развитие слуха, зрения, дыхательных навыков, эмоций; формирование потребностей в общении.
Что такое речевая готовность ребёнка к школе? Речевая готовность - один из критериев оценки общего развития ребенка, его утверждения как личности, умения себя позиционировать в обществе. Существуют критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Основные критерии сформированности речевой готовности : 1. Сформированность звуковой стороны речи. 2. Полная сформированность фонематических процессов. 3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи. 4.Умение пользоваться разными способами словообразования существительных. 5. Сформированность грамматического строя речи. 6. Овладение связной речью.
В психолого-педагогических исследованиях различают «общую» и «специальную» речевую готовность. Общая готовность предполагает решение следующих задач: - понимание ребенком обращенной к нему речи и реагирование на нее соответствующим образом; - умение связно, свободно и понятно излагать свои мысли, сохраняя грамматическую правильность речи; - овладение определенным словарным запасом; - сформированность звуковой стороны речи. Специальная речевая готовность предполагает готовность к обучению грамоте (чтению и письму) . Речевая готовность к обучению в школе предполагает сформированную общую и специальную речевую готовность, однако не равно их соотношение, так как необходимо учитывать новый вид деятельности, новую ситуацию общения и новое содержание общения. Речевая готовность к обучению в школе проявляется в сформированности у детей речевых умений слушания и говорения : умения воспринимать информацию, предлагаемую с помощью языковых средств, умения вербализовать свои действия, в том числе связанные с языковым материалом, и определить их последовательность; умения разграничивать единицы языковой системы и другие виды знаков; овладение информационной, когнитивной, регулятивной функциями языка.
Факторы риска неуспеваемости в школе: неспособность понять инструкцию; не умение организовать свою работу; низкий уровень развития памяти; бедный запас слов; неумение грамотно строить предложение; нарушение звукопроизношения; низкий уровень координации движений пальцев; не умение различать фигуры. Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.
Задачи учителя-логопеда: Изучение уровня речевого развития детей, определение направления работы Работа по коррекции звукопроизношения Развитие фонематического слуха Усвоение новых лексико-грамматических категорий Обучение связной речи: развёрнутому смысловому высказыванию Формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи Работа по коррекции слоговой структуры слова Работа над просодической стороной речи Предупреждение нарушений письма и чтения . Формирование навыков послогового чтения. Развитие общей и мелкой моторики Развитие мышления, памяти, внимания.
Основные идеи, определяющие содержание взаимодействия педагогов группы : единство коррекционных, образовательных, воспитательных задач; коррекционная направленность общеобразовательных занятий и режимных моментов; развивающий характер работы и формирование качеств личности ребёнка; максимальное выявление и использование резервов психического развития, воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности, опора на личный опыт детей; достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей; активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти последовательность в обучении и систематичность в закреплении сформированных умений и навыков; разнообразие и вариативность дидактического материала и приёмов коррекционной работы воспитателя и логопеда; использование в логопедической работе продуктивной и игровой деятельности.
Принципы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя : Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. Принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического воздействия. Принцип сотрудничества между воспитателями и логопедом, воспитателями и детьми. Принцип учета интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса. Принцип дифференцированного подхода к воспитанию правильной речи.
Взаимодействие с родителями , как с участниками педагогического процесса в формировании речи и готовности ребенка к школе: Логопедические памятки , буклеты и презентации , выпускаемые 1 раз в 2 месяца, в помощь родителям по преодолению речевых проблем. Выпуск тематических логопедических буклетов "Родителям на заметку" и памятки, которые помогли бы родителям без специального образования овладеть навыками логопедической коррекционной помощи для своих детей. Красочно оформленные буклеты привлекают внимание не только взрослых, но и детей, которые хотят поучаствовать в их обыгрывании. Групповые тематические беседы с родителями , где знакомлю родителей с новейшими методами коррекции речевых нарушений. В течении всего учебного года провожу тематические встречи, где собираются родители заинтересованные в речевом развитии своего ребенка. В 2017 и 2018 учебных годах было несколько актуальных тем : «Логопедический массаж» , «Преодоление сложностей звукового анализа слогов и слов» , « Развитите фонематического слуха у дошкольников». Индивидуальные консультации родителей, чьи дети посещают логопедическую группу ДОУ. На данном этапе , работа проводится индивидуально, и решаются вопросы возникающие в процессе учебного года. Это могут быть вопросы как связанные и с дисциплиной на занятиях с логопедом, так и вопросы речевого развития отдельно взятого ребенка.
Результаты взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы : Слаженная работа педагогов логопедической группы даёт положительные результаты. Дети овладевают правильной речью. У них формируются навыки чёткого, грамматически правильного оформления высказывания и выражения мыслей. В нашем ДОУ осуществляется успешное преодоление недостатков речи у детей. Высокие результаты возможны только при слаженной работе всего коллектива ДОУ, а особенно зависят от взаимосвязи, преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей. Мной построены графики где отслеживается положительная динамика развития всех речевых компонентов, детей посещающих логопедическую группу ДОУ. В построенных графиках синим цветом выделены результаты на начало учебного года , оранжевым цветом выделены результаты обследования на конец учебного года. Обследование проводилось по методу Фотековой Т.А. Данная тестовая методика обследования устной речи дошкольников предназначена для выявления особенностей речевого развития детей дошкольного возраста: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа структуры дефекта речевого профиля, структуры дефекта.
Результаты обследования устной речи детей подготовительной группы №9 МКДОУ д/с №5 сентябрь 2016 / май 2017 уч.года .
Ф ормирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе коррекционной работы в дошкольных учреждениях и семье. БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагога-психолога и воспитателей по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста как одного из компонентов психологической готовности к школе
Формирование коммуникативной компетенции в старшем дошкольном возрасте является крайне актуальным направлением профессиональной деятельности воспитателя. К сожалению, реалии современной жизни таковы, ...
Совместная работа логопеда и воспитателей по вопросу развития речи ребёнка, как одному из важнейших компонентов в структуре готовности к школьному обучению
Правильная, развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе, т.к. именно при помощи родного языка, ребёнок будет приобретать знания, общаться со вз...
Статья "Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников"
В статье раскрываются вопросы развития речи дошкольников....
Выступление на педсовете "Повышение уровня компетентности воспитателей в вопросах развития речи детей, через развитие мелкой моторики рук"
Конспект выступления...
Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи детей.
Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи детей раннего возраста.Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требует взаимодействие всех его участников: родите...
Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников
Овладение родным языком является одним их важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок на...