Совместная работа логопеда и воспитателей по вопросу развития речи ребёнка, как одному из важнейших компонентов в структуре готовности к школьному обучению
консультация по развитию речи по теме
Правильная, развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе, т.к. именно при помощи родного языка, ребёнок будет приобретать знания, общаться со взрослыми и детьми. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_moy_doklad.docx | 22.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «ЦРР- детский сад «Колосок»
с. Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области
Консультация для воспитателей на тему:
«Совместная работа логопеда и воспитателей по вопросу развития речи ребёнка, как одному из важнейших компонентов в структуре готовности к школьному обучению»
Подготовила:
учитель-логопед
Савенкова Ю.В.
2016г
« Речь – это орудие, с помощью которого человек мыслит и выражает свои мысли.»
С.Л. Рубинштейн
Правильная, развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе, т.к. именно при помощи родного языка, ребёнок будет приобретать знания, общаться со взрослыми и детьми. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. К сожалению, количество детей с нарушением звукопроизношения, а также с дефектами речи год от года не уменьшается, а растет. На этом фоне в большинстве случаев у детей присутствуют в той или иной степени нарушения не только звукопроизношения, но и лексического состава, грамматического строя речи, фонематических процессов. Все это осложняет процесс подготовки детей к школьному обучению.
Для нормального становления речевой деятельности необходимы условия: (слайд №3)
- определенная степень зрелости различных структур головного мозга;
- координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции;
- развитие слуха, зрения, дыхательных навыков, эмоций;
- формирование потребностей в общении.
Что такое речевая готовность ребёнка к школе? ( слайд №4)
Речевая готовность - один из критериев оценки общего развития ребенка, его утверждения как личности, умения себя позиционировать в обществе.
Существуют критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.
Основные критерии сформированности речевой готовности: (слайд№5)
1. Сформированность звуковой стороны речи.
2. Полная сформированность фонематических процессов.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
4.Умение пользоваться разными способами словообразования существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи.
6. Овладение связной речью.
В психолого-педагогических исследованиях различают «общую» и «специальную» речевую готовность. Общая готовность предполагает решение следующих задач:
- понимание ребенком обращенной к нему речи и реагирование на нее соответствующим образом;
- умение связно, свободно и понятно излагать свои мысли, сохраняя грамматическую правильность речи;
- овладение определенным словарным запасом;
- сформированность звуковой стороны речи.
Специальная речевая готовность предполагает готовность к обучению грамоте (чтению и письму) .
Речевая готовность к обучению в школе предполагает сформированную общую и специальную речевую готовность, однако не равно их соотношение, так как необходимо учитывать новый вид деятельности, новую ситуацию общения и новое содержание общения. Речевая готовность к обучению в школе проявляется в сформированности у детей речевых умений слушания и говорения: умения воспринимать информацию, предлагаемую с помощью языковых средств, умения вербализовать свои действия, в том числе связанные с языковым материалом, и определить их последовательность; умения разграничивать единицы языковой системы и другие виды знаков; овладение информационной, когнитивной, регулятивной функциями языка.
1. Сформированность звуковой стороны речи.
- В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам.
- Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.)
2. Сформированность фонематических процессов и навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова.
- различать звуки на слух и в произношении ;
- слышать и выделять первый и последний звук в слове;
- определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
- определять количество и последовательность звуков в слове;
- называть слова с заданным звуком;
- определять количество слогов в слове, отбирать картинки с заданным количеством слогов;
- уметь составлять слова из звуков и т .д.
3 . Словарный запас
- В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия).
- Подбирать синонимы, антонимы, омонимы.
- Понимать переносное значение слов(пословицы, фразеологические обороты).
- Подбирать обобщающие понятия для группы предметов.
- Знать детёнышей животных и т.д.
- Владеть навыками словообразования образовывать прилагательные от существительных.
4. Сформированность грамматического строя речи:
- умение пользоваться развернутой фразовой речью;
- умение пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
- умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе;
- согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
- правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные;
- умение употреблять простые и сложные предлоги и т.д.
- умение работать с предложением;
- правильно строить простые предложения;
- видеть связь слов в предложениях;
- работать с деформированным предложением.
4 . Словарный запас
- В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия).
- Подбирать синонимы, антонимы, омонимы.
- Понимать переносное значение слов(пословицы, фразеологические обороты).
- Подбирать обобщающие понятия для группы предметов.
- Знать детёнышей животных и т.д.
- Владеть навыками словообразования образовывать прилагательные от существительных.
Связная речь
К 7 годам ребёнок должен уметь
- пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки из 8 – 10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;
- составлять рассказ по сюжетной картинке;
- составлять рассказ по серии из 3 – 6 сюжетных картинок;
- отвечать на вопросы по тексту.
- При пересказе (рассказе) обращается внимание
- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ);
- на лексику (полнота и точность использования слов);
- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).;
- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль)
Факторы риска неуспеваемости в школе:
- неспособность понять инструкцию;
- не умение организовать свою работу;
- низкий уровень развития памяти;
- бедный запас слов;
- неумение грамотно строить предложение;
- нарушение звукопроизношения;
- низкий уровень координации движений пальцев;
- не умение различать фигуры.
Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СТРУКТУРЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Для чего нужно развивать мелкую моторику рук детей. Значение мелкой моторики рук детей в структуре готовности к школе....
Мой педагогический опыт «Развитие познавательных процессов, как одного из важнейшего компонента подготовки детей к обучению в школе»
Цель: подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка, преодоление факторов дезадаптации за счет выравн...
Семинар для воспитателей коррекционных групп: «Совместная работа логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию речи»
Коррекционная работа воспитателей групп компенсирующей направленности по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР...
«Взаимодействие в работе логопеда и воспитателя по вопросу развития речи у детей с ОВЗ, как к одному из важнейших компонентов в структуре готовности к школьному обучению».
Правильная, развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе, т.к. именно при помощи родного языка, ребёнок будет приобретать знания, общаться со вз...
Развитие мелких и крупных движений у дошкольников в структуре готовности к школьному обучению.
Здоровье - это сложное интегральное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, его социальную активность, которые обеспечивают определенн...
Опыт работы "Внимание ребенка старшего дошкольного возраста как компонент психолого-педагогической готовности к школьному обучению"
Разработка содержит: теоретический материал, диагностический инструментарий и игры по данной теме...
Научная публикация. "Структура готовности к школьному обучению детей"
Данная публикация раскрывает противоречие между требованиями школы и готовностью детей соответствовать этим требованиям. Сегодня значительное количество детей, несмотря на соответствующий возрас...