Словарь логопеда
материал по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
Профессиональный словарик
ДИЗАРТРИЯ [диз+ греч. arthroo «членораздельно произносить»] - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
ДИЗАРТРИЯ БУЛЬВАРНАЯ [от греч. bulbus луковица, форму которой напоминает продолговатый мозг] - дизартрия, обусловленная периферическим парезом или параличом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов или их ядер.
ДИЗАРТРИЯ КОРКОВАЯ — дизартрия, обусловленная поражением отделов коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции.
ДИЗАРТРИЯ МОЗЖЕЧКОВАЯ — дизартрия, обусловленная поражением мозжечка или его проводящих путей.
ДИЗАРТРИЯ ПОДКОРКОВАЯ — дизартрия, возникающая при поражении подкорковых узлов и их нервных связей.
ДИЗАРТРИЯ ПСЕВДОБУЛЬБАРНАЯ [греч. pseudes ложный + бульварный] — дизартрия, обусловленная центральным параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей.
ДИЗАРТРИЯ ЭКСТРАПИРАМИДНАЯ [лат. extra вне, снаружи + pyramidalis пирамидальный] — см. Дизартрия подкорковая.
ДИСГРАФИЯ [due- + греч. grapho писать, изображать] — частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
ДИСГРАФИЯ АГРАММАТИЧЕСКАЯ — дисграфия, связанная с недоразвитием грамматического строя речи; может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
ДИСГРАФИЯ АКУСТИЧЕСКАЯ — дисграфия, обусловленная расстройством дифференциации фонем и проявляющаяся в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам (при этом в устной речи звуки произносятся правильно).
ДИСГРАФИЯ АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ - дисграфия, в основе которой лежит отражение неправильного восприятия и произношения звуков на письме, опора на неправильное проговаривание.
ДИСГРАФИЯ ВЕРБАЛЬНАЯ — оптическая дисграфия, при которой изолированные буквы воспроизводятся правильно, а при написании слова имеют место искажения, замены букв оптического характера.
ДИСГРАФИЯ ИДЕАТОРНАЯ — дисграфия, связанная с особенностями психофизиологического состояния человека (при преобладании возбуждения или торможения).
ДИСГРАФИЯ ЛИТЕРАЛЬНАЯ [лат. lit(t)era буква] — оптическая дисграфия, при которой наблюдается нарушение воспроизведения изолированных букв.
ДИСГРАФИЯ НА ОСНОВЕ НАРУШЕНИЙ ФОНЕМНОГО РАСПОЗНАВАНИЯ — см. Дисграфия акустическая.
ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ ИСТЕРИИ — периодическое нарушение письма истерического происхождения: рука отказывается писать, пропускаются, заменяются буквы, почерк становится атактическим.
ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА — дисграфия, в основе которой лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза; на письме проявляется в искажениях структуры слова и предложения.
ДИСГРАФИЯ ОПТИЧЕСКАЯ [греч. optikos относящийся к зрению] — дисграфия, которая связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме; к Д. о. относят и зеркальное письмо.
ДИСЛАЛИЯ [due- + греч. lalia речь] — нарушение звукопроизношения.
ДИСЛАЛИЯ АКУСТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ — дислалия, обусловленная избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи.
ДИСЛАЛИЯ АРТИКУЛЯТОРНО-ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ — дислалия, обусловленная несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи.
ДИСЛАЛИЯ АРТИКУЛЯТОРНО-ФОНЕТИЧЕСКАЯ — дислалия, обусловленная неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.
ДИСЛАЛИЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ [греч. mechane орудие, сооруже-. ние] — см. Дислалия органическая.
ДИСЛАЛИЯ МОНОМОРФНАЯ [греч. monos один, единый, единственный + morphe форма] — см. Дислалия простая.
ДИСЛАЛИЯ ОРГАНИЧЕСКАЯ — нарушение звукопроизношения, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции).
ДИСЛАЛИЯ ПОЛИМОРФНАЯ [греч. poly много, многое + morphe форма] — см. Дислалия сложная.
ДИСЛАЛИЯ ПРОСТАЯ — дислалия, при которой дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки.
ДИСЛАЛИЯ СЛОЖНАЯ — дислалия, при которой дефектно произносятся звуки разных артикуляционных групп.
ДИСЛАЛИЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ [лат. universalis всеобщий, всеобъемлющий, повсеместный] — расстройство звукопроизношения, при котором нарушается произношение всех или почти всех фонем данного языка.
ДИСЛАЛИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ [греч. physis природа + logos понятие, учение] — расстройство звукопроизношения, которое наблюдается у детей в возрасте до пяти лет и обусловлено недостаточным развитием движений органов артикуляции, а также недостаточной сформированностью фонематического слуха; Д. ф. можно назвать возрастным нарушением звукопроизношения.
ДИСЛАЛИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ [лат. functio деятельность] — нарушение звукопроизношения при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата и центральной нервной системы.
ДИСЛЕКСИЯ [due- + лат. lego читаю] — частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
ДИСЛЕКСИЯ АГРАММАТИЧЕСКАЯ — дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи.
ДИСЛЕКСИЯ ВЕРБАЛЬНАЯ — оптическая дислексия, которая проявляется в нарушениях при чтении слов.
ДИСЛЕКСИЯ ЛИТЕРАЛЬНАЯ [лат. lit(t)era буква] — оптическая дислексия, проявляющаяся в нарушениях при изолированном узнавании и различении буквы.
ДИСЛЕКСИЯ МНЕСТИЧЕСКАЯ [греч. mnesis память] — дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.
ДИСЛЕКСИЯ ОПТИЧЕСКАЯ [греч. optikos относящийся к зрению] — дислексия, которая проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графически букв, а также их взаимных заменах; к Д. о. относят и зеркальное чтение.
ДИСЛЕКСИЯ СЕМАНТИЧЕСКАЯ [греч. semantikos обозначающий, смысловой] — дислексия, проявляющаяся в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.
ДИСЛЕКСИЯ ТАКТИЛЬНАЯ [лат. tactilis осязательный] — дислексия, которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.
ДИСЛЕКСИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ — дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звуко-буквенного анализа (у детей в ряде случаев могут быть недоразвиты функции фонематического восприятия, анализа и синтеза).[1]
Логопедическое воздействие – это педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением.
ММД (Минимальная мозговая дисфункция) – это недифференцированный синдром легких неврологических расстройств, преимущественно в виде двигательных, речевых и поведенческих нарушений.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
СДВГ (Синдром дефицита внимания с гиперактивностью) – состояние, которое вызывает гиперактивность, импульсивность и стабильную невнимательность. Данный синдром проявляется в детстве и может сохранять свое влияние и во взрослой жизни
Под структурой речевого дефекта понимается совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
[1] Существует множество классификаций данного нарушения, с учетом нарушенных операций процесса чтения Р. И. Лалаева выделяет следующие виды дислексии: фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую, тактильную.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование краеведческого материала в работе логопеда при накоплении и активизации словаря дошкольников.
Данная статья рассказывает об обыте работы по использованию народной педагогики, материала устного творчества, народных традиций для решения воспитательных, образо...
Направления работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по обогащению глагольного словаря
Приемы словарной работы, которые могут быть использованы на логопедических занятиях по обогащению глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Методическая разработка учителя-логопеда по формированию словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи
Пояснительная записка.Данная методика разработана для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы упражнений и игр, направленных на формирование атрибутивного...
Работа учителя-логопеда с детьми с тяжелым нарушениями речи в условиях введения и реализации ФГОС ДО (Формирование экспрессивного словаря в играх-экспериментах)
Сегодняшний день, наше государство и общество требует, чтобы ребенок вырос здоровым, крепким, творческим, думающим, инициативным, с активной жизненной позицией, с умением самостоятельно решать поставл...
Советы логопеда: "Обогащение словаря ребенка в домашних условиях"
Советы логопеда:Обогащение словаря ребенкав домашних условиях...
Словарь учителя-логопеда.
Консультация для родителей«Словарь учителя-логопеда»С.А Позднякова...
Методическая разработка учителя-логопеда по формированию словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи
Данная методика разработана для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы упражнений и игр, направленных на формирование атрибутивного словаря у дошкольнико...