«Региональный компонент в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО»
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа) на тему
Представлен примерный календарно-тематический план с иллюстрациями подгрупповых логопедических занятий с детьми 6-7лет с элементами национально-регионального компонента г. Белорецк, Республика Башкортостан.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: обмен опытом между учителями-логопедами по разделу: формирование национально-культурных ценностей у детей дошкольного возраста путем внедрения национально-регионального компонента в логопедические занятия.
Включение регионального компонента в коррекционно-образовательную деятельность позволяет учителю -логопеду решать следующие задачи : – побуждать детей к изучению истории и настоящего родного края; – стимулировать речевую активность детей, совершенствовать лексико-грамматический строй речи, развивать её семантическую сторону, совершенствовать коммуникативные навыки; – развивать произвольное внимание, восприятие, память, воображение, мышление, эмоциональную отзывчивость, умение сосредоточиться; – воспитывать нравственные качества личности ребёнка: доброту, отзывчивость, способность сопереживать, любовь к Родине, гордость за неё.
Календарно-тематическое планирование может включать следующие блоки: 1. ГОРОД. РЕСПУБЛИКА. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ. ИСТОРИЯ . 2. НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ТРАДИЦИИ 3. МИР РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ 4. ПРЕДМЕТЫ БЫТА 5. КУЛЬТУРА, ОТДЫХ, СПОРТ 6. ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ ГОРОДА, РЕСПУБЛИКИ
Примерный календарно - тематический план подгрупповых логопедических занятий с детьми 6-7лет с элементами национально-регионального компонента. № п/п Тема занятия Задачи Содержание сентябрь 1 Тема: «Юрта и изба». Продолжать учить составлять описательный рассказ. Образование относительных прилагательных. Подбор действий к предмету. Согласование числительных с существительным. Дидактическая игра: «В каком доме ты живешь?», (по материалу) -Активизировать знания детей о внутреннем убранстве юрты и избы, о предметах быта башкир и русских. - Обогащение словаря: юрта, изба, войлок, сагарык-деревянный обод, шаршау -занавеска, очаг, печь, лавка. Рассматривание макетов (иллюстраций) юрты и избы, составление описательного рассказа юрты, избы. Словесная игра «1, 2, 5» (юрта, изба, очаг, тёплая печь, деревянный обод) Домашнее задание: Отгадайте кроссворд (загадки на тему убранства избы и юрты).
Примерный календарно - тематический план подгрупповых логопедических занятий с детьми 6-7лет с элементами национально-регионального компонента. № Тема занятия Задачи Содержание октябрь 2 «Родная сторона – мой Башкортостан». Закреплять знания и представления о республике, в которой мы живем, о национальностях, живущих в Башкирии. Работать над речевым дыханием, просодикой речи. Активизировать словарь по теме. Учить подбирать родственные слова. Дидактическая игра: «Третий лишний» -национальности, живущие в Башкирии Ввести в активный словарь: - существительные Родина, республика, столица, язык, гимн, национальность, башкиры, русские; - прилагательные: богатая, любимая, прекрасная, единственная, прекрасная, многонациональная; - глаголы: любить, беречь, охранять, оберегать, защищать, заботиться, гордиться. - учить подбирать родственные слова к слову «Родина» - родной, родня, род, родители, народ, родненький, родиться. - формировать правильное звукопроизношение. Дидактическая игра «Сложи герб Башкортостана» -разрезные картинки Домашнее задание: нарисовать флаг России и флаг Башкортостана. Рассмотреть на географической карте Республику Башкортостан и город Белорецк.
Примерный календарно - тематический план подгрупповых логопедических занятий с детьми 6-7лет с элементами национально-регионального компонента . № Тема занятия Задачи Содержание ноябрь 3 Тема: «Домашние животные» Обогащение словаря существительными на русском и башкирском языках. Развитие фонематического слуха. Образование слов с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением. Образование формы родительного падежа мн. числа имен существительных. Игровой момент: Батыр в гостях у ребят. Активизировать знания детей о развитии скотоводства в Башкортостане, о пользе домашних животных. -Обогащение словаря: творог (эремсек), сыр (корот) , масло (май), сметана (каймак), кислое молоко (катык), мешалка (бешкек); - Познакомить детей в доступной форме с процессом получения кумыса; Физпауза: башкирская народная игра «Буре менэн куян» (Волк и зайцы) Домашнее задание: найти и выучить башкирские и русские пословицы и поговорки о животных; Например: Две бараньи головы в один котел не лезут - Два медведя в одной берлоге не уживутся. Пошел за свиньей - вывалялся в грязи- С кем поведешься, оттого и наберешься.
Для получения кумыса нужно :
Примерный календарно - тематический план подгрупповых логопедических занятий с детьми 6-7лет с элементами национально-регионального компонента . № Тема занятия Задачи Содержание декабрь 4 Тема: «На лыжах с Уральских гор» Учить составлять рассказ по картине, включая описание внешнего вида персонажей; развитие навыков текущего контроля за построением развернутого высказывания. Развитие мелкой мускулатуры пальцев рук. -Активизировать знания детей о горнолыжном комплексе на Мраткино г. Белорецк, горнолыжных курортах Абзаково и Банное. Обогащение словаря: существительные: день, мороз, снег, сугроб, гора, склон, лыжи, санки, лыжня, лыжник, трасса, подъемник, фуникулёр, вершина горы, спуск, скорость, тюбинг; Прилагательные: крутой, пологий, высокая, морозный, снежный, зимний, холодный, искристый, скрипучий, солнечный, пасмурный; Глаголы: выпал, кружится, морозит, тренироваться, скользить, догонять, съезжать, спускаться, подниматься, ехать, скатываться, катиться, кататься, катать, падать. - Игры: «Скажи наоборот», «Чего не стало?». -Составление рассказа по картине - Знакомство с башкирскими пословицами, поговорками. Лыжи не сами везут. Колесо сделано, чтобы крутиться, а лыжи — скользить. Без лыж по снегу не двинешься. - Домашнее задание: выучить пословицы про лыжи.
ГЛЦ Мраткино, Абзаково, Банное
Примерный календарно - тематический план подгрупповых логопедических занятий с детьми 6-7лет с элементами национально-регионального компонента . № Тема занятия Задачи Содержание январь 5 Тема: «Национальная одежда». Связная речь Продолжать учить высказывать свое мнение, находя хорошие, плохие стороны в одежде; Учить детей логичности, связности, последовательности высказывания; подбирать большое количество определений, включать слова-признаки в предложения; развивать творческие способности детей ; Описание башкирского костюма куклы Айгуль и русского костюма куклы Алёны . Обогащение словарного запаса: Существительные: безрукавка – камзул, халат из темной ткани елян, штаны– ыштан, на голове –бурек, тюбетейка, кумьяулын – платок- покрывало, сапоги -итек, рубаха, понёва-юбка, передник, сарафан, душегрея, порты –штаны , кафтан, шуба, тулуп кокошник, лапти, валенки. Прилагательные: кожаный, меховой, зимняя, летняя, удобная, модная, нарядная. Глаголы: снимать, расстегивать, застегивать, развязывать, завязывать, вешать, складывать. Дидактическая игра Логико малыш «Подбери одежду для Айгуль и Алёнки». Сюрпризный момент – Айгуль отправила подарок (картинки-головоломки). Игра ТРИЗ «Хорошо-плохо» - Домашнее задание: Помочь найти нужную одежду для Айгуль и Алёнки. (готовые образцы, соединить стрелками).
Башкирский народный костюм Бурек кашмау Елян Елян Камзул платье Рубаха Каптырга Ыштан Итек Сарык
Русский народный костюм душегрея кокошник рубаха юбка понёва передник сарафан
Примерный календарно - тематический план подгрупповых логопедических занятий с детьми 6-7лет с элементами национально-регионального компонента. № Тема занятия Задачи Содержание февраль 6 Тема: «Виды войск и военная техника» Занятие по связной речи Пальчиковый игротренинг. «На параде» Физминутка: «Аты-баты..», Развивать монологическую речь, словесно-логическое мышление при составлении описательного рассказа. Беседа о башкирских конных войсках в старину. Воинское снаряжение: пики, луки, сабли, ружья, колчаны, кожаные щиты, сабельные ножны. (иллюстрации) Закрепить представление детей о видах войск и военной технике; Дидактические игры: «Найди свой род войск», «Чья военная форма?», «Каким должен быть солдат»; «Опиши своего солдата»-составление рассказа. Пословицы и поговорки о солдатах, солдатской дружбе: «Сам погибай, а товарища выручай», «Один за всех и все за одного», «Бдительного воина врасплох не застанешь»», «Бой отвагу любит», «Былой славой боя не выиграешь»; Домашнее задание: выучить стихотворение: Я. Акима «Мужчина в доме»;
Пика щит лук стрелы колчан сабля
Примерный календарно - тематический план подгрупповых логопедических занятий с детьми 6-7лет с элементами национально-регионального компонента . № Тема занятия Задачи Содержание март 7 Тема: «Мамин день. Семья». Занятие по связной речи Развитие моторики пальцев рук. Пальчиковый игротренинг «Семья». А теперь сыграем на башкирском языке. Был бармак – олатай, Был бармак – оласяй, Был бармак – атай, Был бармак – асяй, Был бармак - мин, Был минен гаиля. Составлять рассказ по серии сюжетных картинок, отображающих последовательность событий; правильно строить длинные фразы с включением определений - Ввести в активный словарь: Существительные: папа, мама, баба, дед, сын, дочь, внук, внучка, брат, сестра, бабушка-олосей, дедушка-олотай, папа-атай, мама-эсей, дети-балалар. Прилагательные: родная, любимая, заботливая, взрослая, маленькая, ласковая, добрая, трудолюбивая, строгая, вежливая, послушная; - Глаголы: заботиться, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, убирать, стирать, гладить, мыть, работать, вытирать, ухаживать, растить. Решение проблемных ситуаций: «Как порадовать маму»; Составление рассказа по серии сюжетных картин на тему: «Подарок маме». Домашнее задание: нарисовать своих мам и рассказать о них, . «День 8 Марта» (заучивание)
Примерный календарно - тематический план подгрупповых логопедических занятий с детьми 6-7лет с элементами национально-регионального компонента. № Тема занятия Задачи Содержание апрель 8 Тема: «Моя малая родина –город Белорецк» -Формирование у детей навыков связного последовательного рассказа с использованием иллюстраций; -активизация и обогащение словарного запаса детей; Развитие зрительной и долговременной памяти, внимания. - Игра: «Угадай достопримечательность города по его части» - Игра-интервью «Гости Белорецка», «Твое любимое место в городе». Заучивание стихов, пословиц и поговорок о родном крае; Творческое задание: составь рассказ по иллюстрациям альбома «Достопримечательности нашего города», «Прогулка по улице Ленина города Белорецка». -Логико малыш «Достопримечательность на указанной улице»
Примерный календарно - тематический план подгрупповых логопедических занятий с детьми 6-7лет с элементами национально-регионального компонента. № Тема занятия Задачи содержание май 9 «Праздники в Башкортостане» Развитие моторики пальцев рук. Составление сюжетного рассказа по картине. Закрепление навыков составления сложносочинённых предложений, согласования прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. -Активизировать знания детей о майских праздниках в России- 1 мая День международной солидарности трудящихся, 9 мая-день Победы, о подвиге А. Матросова с опорой на иллюстрации. В Башкортостане конец мая-начало июня-Сабантуй. Игра «Юные экскурсоводы»-составление рассказов о вечном огне и памятниках героям-Белоречанам в Аллее героев. Сабантуй -составление сложносочинённых предложений по картинкам о ходе национального праздника
1 мая праздник весны и труда
День победы 9 мая
Результативностью работы по проведению коррекционных занятий с элементами национально-регионального компонента будет: Приобретение детьми определенной системы знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края; овладение представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации; элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях; обогащение словарного запаса, развитие памяти, словесно- логического мышления, творчества; формирование доброжелательности, чуткости, навыков сотрудничества в процессе общения друг с другом;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ в условиях введения ФГОС»
В данной статье представлены специализированные компьютерные инструменты обучения, способствующие успешному развитию дошкольника с нарушениями речи в новых условиях введения ...
Здоровьесберегающие компоненты организации физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
Статья во Всероссийский электронный журнал «Педагог ДОУ»...
Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ, в условиях введения ФГОС
Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ, в условиях введения ФГОС...
Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога
1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...
Сборник методических разработок из опыта педагогов Курганинского района «Региональный компонент в образовательном процессе дошкольной образовательной организации в условиях внедрения ФГОС ДО»
Сборник составлен по итогам работы годичного семинара по теме: «Региональный компонент в работе педагога в контексте ФГОС ДО». В сборник методических разработок вошли проекты, сценарии раз...
Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда ДОУ в условиях внедрения ФГОС»
В логопедические группы зачисляются дети с тяжёлыми нарушениями. Как правило, дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физич...
Деятельность педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы): "Значение использования коммуникативных игр в деятельности педагога-психолога."
08.02.2020г. в ГБОУ Гимназия №586 Василеостровского р-на СПб проводилась Всероссийская научно-практическая конференция "ФГОС: традиции и инновации в ДО".В рамках Секции №1 "Проектирован...