Семинар для педагогов «Речь на кончиках пальцев»
консультация по логопедии на тему

Третьякова Анастасия Альбертовна

Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_pedagogov.docx46.27 КБ

Предварительный просмотр:

edited

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ХАНТЫ-МАНСИЙСК

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 23 «БРУСНИЧКА»

 (МБДОУ «Детский сад № 23 «Брусничка»)

Семинар для педагогов

«Речь на кончиках пальцев»

                                                                                                                                  Разработала:

Третьякова А.А..

Ханты-Мансийск

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

Задачи:

- сформировать представления о взаимосвязи развития мелкой моторики рук у детей с развитием речи дошкольников;

- сформировать представления о роли развития мелкой моторики рук в речевом развитии дошкольников;

- дать практические рекомендации по использованию игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук;

- дать представление о Су-джок терапии;

- заинтересовать педагогов актуальностью данной темы.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Поэтому, так важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное речевое развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Одним из показателей готовности к школьному обучению ребенка является сформированность его речевых навыков.

Обычно у ребенка имеющего высокий уровень речевого развития сформированы и навыки мелкой моторики. Это доказано исследованиями проведенными учеными ( М.И. Кольцова), которые установили, что сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи. Еще известный физиолог В.М. Бехтерев доказал положительное влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, на развитие речи, а значит и интеллекта. К тому же научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук активизируют расположенные в непосредственной близости речевые зоны.

Особое внимание необходимо уделять организации игр по мелкой моторике,  ход которых сопровождается небольшими стихотворными текстами. Особенно полезна такая работа тем детям, которые страдают ОНР, так как позволяет в игровой форме расширить словарный запас, уточнить отдельные слова и понятия. Работа по развитию мелкой моторики и речи включает в себя:

  • Массаж рук и самомассаж;
  • Пальчиковые игры;
  • Различные виды театра;
  • Дидактические игры;
  • Игры с природным материалом;
  • Изобразительная деятельность;
  • Оригами

Рассмотрим подробнее данные приемы развития речи через развитие мелкой моторики.

Массаж.

Массаж рекомендуется проводить с детьми уже с момента рождения. Мама, общаясь с ребенком, осуществляет элементарное поглаживание, растирание. Взрослея, ребенок  может самостоятельно выполнять элементы самомассажа, что улучшает кровообращение пальцев рук, тонизирует мышцы рук, лица, при этом активизирует речевые центры головного мозга.   
1 . Поглаживание.

  • Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками выпрямленных 2-5ти пальцев – это «лучи солнца».

Солнышко лучами гладит нас, ласкает.

Солнце, как и мама лишь одно бывает.

Предварительно необходимо попросить ребенка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки. Направление движения – от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.

  • Круговое поглаживание ладони подушечками 2 или 3 пальцев.

Сорока – сорока, где была? Далеко.

Дрова рубила, печку топила, воду носила.

Кашку варила, деток кормила.

  • Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками 2 -5 пальцев ( от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).

Свистели метели, летели снега

Стелила постели большая пурга.

И было метелям совсем не до сна.

Мы утром  взглянули на сад – сугробы в саду как подушки летят.

  • Зигзагообразное поглаживание (обратить внимание ребенка на то, что рука напоминает дерево: предплечье – это ствол кисть с растопыренными пальцами ветки).

Дунул ветер на березку, разлохматил ей прическу.

Ветер очень торопился, улетел, не извинился.

2.      Растирание.

  • Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга.

Чьи руки зимою всех рук горячей?

Они не у тех, кто сидел у печей,

А только у тех, а только у тех,

Кто крепко сжимал обжигающий снег.

И крепости строил на снежной горе,

И снежную бабу лепил во дворе.

На первые 2 строчки стихотворения, дети потирают руки, с 3-й строки сжимают и разжимают кулачки.

  • Гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины (средними и концевыми фалангами).

Мурка лапкой носик мыла, Сидя утром у окошка.

Мурка моется без мыла, Потому, что Мурка – кошка.

  • Граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками  пальцев противоположной руки ( пальцы слегка расставлены в стороны, как лапки паука).

Диво дивное – паук. 8 ног и 8 рук.

Если надо наутек, выручают 8 ног.

Сеть сплести за кругом круг, выручают 8 рук.

  • Пиление ладони пальцами противоположной руки.

Принялась она за дело. Завизжала и запела.

Ела, ела, дуб, дуб, поломала зуб, зуб.

Обратить внимание ребенку на то, что суставы сложенных пальцев напоминают зубья пилы.

  • Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони противоположной руки.

Пилит, пилит пила, и жужжит как пчела.

И визжит и поет, соням спать не дает.

  • Циркулярное растирание кистей рук (намыливание рук мылом).

Не секрет для нас с тобой, каждый знает это –

Руки мой перед едой и после туалета.

3.      Разминание.

  • Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки.

Толстушка – ползушка, дом завитушка. Ползи по дорожке,

Ползи по ладошке. Ползи, не спеши рога покажи.

  • Щипцеобразное разминание (продольное и поперечное) мышечного валика локтевого края ладони.

Гуси – гуси! Га – га – га! Есть хотите? Да – да – да,

Так летите же домой. Серый волк под горой

Не пускает нас домой!

4.      Вибрация.

  • Пунктирование 2 -5 пальцами (игра на пианино).

Кто там прыгает по крыше? Кап – кап – кап.

Чьи шаги всю ночь я слышу? Кап – кап – кап.

Я усну теперь едва ли. Кап – кап – кап.

Может, кошек подковали? Кап – кап – кап.

  • Поколачивание ладонной впадины кончиком указательного пальца противоположной руки.

Кто на розовой заре, на росистом серебре

Барабанит, барабанит по сосновой по коре?

Дятел петь захотел, дятел носом песню спел.

  • Поколачивание ладони кончиками сложенных в щепоть пальцев.

Уложили дятла спать в деревянную кровать.

Он в кровати всем назло продолбил себе дупло.

5.      Поглаживание.

  • Легкое плоскостное поглаживание тыльной поверхности кисти.

Во дворе у Толика маленькие кролики.

По утрам мы с Толиком кормим наших кроликов,

И едят морковку кролики из рук.

       Массируемая рука «изображает» кролика, а массирующая гладит ласковыми, аккуратными движениями.

6.• массаж и самомассаж кистей и пальцев рук  мячиками-ёжиками

Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет,
Взад-вперёд его качу,
Вправо-влево – как хочу.
Сверху – левой, снизу — правой
Я его катаю, браво! (упражнение проводится с педагогами)

• грецкими орехами – катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.

«Научился два ореха
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать».

После каждого упражнения выполняются упражнения на расслабление рук (уронили ручки вниз и расслабились).

(Упражнение проводится с педагогами).


• 
шестигранными карандашами – грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Можно пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке.

«Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу». (упражнение проводится с педагогами)

• зубными щётками – растирать сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
Я возьму зубную щётку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики-удальчики. (упражнение проводится с педагогами)

7.  Упражнения для развития тактильной чувствительности

С улучшением тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшается тактильная чувствительность артикуляционного аппарата.

Предложите ребенку:

• работа с природным и бросовым материалом, где с помощью мелких предметов (ореховая скорлупа, чешуйки от шишек и т.д.) выкладывается узор по пластилину, нанесенному тонким слоем на фанеру;

• выполнить мозаику из пластилиновых шариков;

• геометрические фигуры, цифры, буквы;

• «Резиночка». Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.

• ощупать на бумаге закрытыми глазами узор, нанесенный иголочкой на лист бумаги (можно начинать с простых геометрических фигур (круг, квадрат и т.д.);

• с закрытыми глазами ощупать фактуру материала рукой и найти в комнате предмет, сделанный из этого материала (любой рукой);

Можно сделать специальное «Тактильное домино». Деревянные пластинки прямоугольной формы 2х4, разделенные ограничителем на две части. На каждую часть приклеиваются кружочки из различных материалов: шерсти, наждачной бумаги, плёнки — самоклейки, ткани и т.п.

• «Волшебный мешочек» с закрытыми глазами, на ощупь, опознать предмет как правой, так и левой рукой;

• закрыв глаза, ощупать предмет одной рукой и найти его среди прочих другой;

• с закрытыми глазами опознать фигуры, цифры или буквы, «написанные» на его правой и левой руке педагогом (приём дермолексии);

• игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).

Что такое «сухой бассейн?». Это небольшая глубокая емкость, заполненная предварительно промытым и просушенным горохом, фасолью или гречкой. Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний пальчиков. «Сухой бассейн» используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребёнка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.

Главное — руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость.

По ходу действий ребёнка упражнений в «сухом бассейне» можно рассказывает сказку. Помимо рассказывания сказок можно предложить ребёнку искать в «сухом бассейне» различные мелкие предметы или игрушки. Главное «обыграть» поиск, ввести детей в игровую ситуацию.

-Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом:
«Горох».  Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.
«В миску насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили».

«Фасоль». На дне бассейна спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в бассейн, помешать фасоль, затем найти и достать игрушки.
« В миске не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне – игрушки для детей,
Мы их достанем без затей».

«Тесто». Опустить кисти рук в бассейн и изображать, как месят тесто.
«Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи».

«Повар».  Выполнять круговые движения кистью в сухом бассейне по часовой стрелке и против неё.
«Варим, варим, варим щи!
Щи у Вовы хороши!
«Стираем платочки»

«Зарядка».  Сжимать и разжимать кулачки.
«Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать».

- Упражнение «Золушка» — разбери крупу в разные кучки, тарелочки.

- Упражнение «Накорми цыплёнка» – на каждое слово ребёнок берёт из тарелочки зёрнышко и кладёт в миску.
«Зёрнышки все, что хозяйка давала,
Цыпочка клювом по штучке клевала».

(упражнение проводится с педагогами)

- Упражнения с пшеном в стакане. Очень любят дети кашу «варить». Помешивая каждым пальцем руки крупу в стакане. При этом необходимо следить за тем, чтобы двигался только палец, а не сама кисть.

Таким образом, используя самые разнообразные элементы массажа и самомассажа, мы продолжаем целенаправленно развивать мелкую моторику рук, тем самым стимулируем процесс развития речи детей дошкольного возраста.

Кроме упражнении самомассажа с дошкольниками, возможно, проводить кинезиологическую коррекцию.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей посредством определенных двигательных упражнении. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, мелкую моторику, которые являются основой развития интеллекта. Детям можно предложить следующие упражнения:

1.«Кулак – ладонь». Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжала в кулак. Одновременно кулак разжать, а ладонь сжать в кулак. И так повторять смену позиции. Движения по мере усвоения можно ускорять, но при этом следить за тем, чтобы сжатия – разжатия производились попеременно.

Вот -  ладошка, вот – кулак! Все быстрее делай так.

2.«Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена позиции: теперь правая – ладонь вверх, а левая – ладонь вниз. По мере усвоения упражнения темп движении можно ускорить.

Мы играли в ладушки – жарили оладушки.

Так пожарим, повернем и опять играть начнем.

3.  «Пальчики здороваются». Поочередное соединение всех пальцев с большим (перебор пальцев). На каждый ударный пальцы одной руки соприкасаются с  большим в следующем порядке: 1-2, 1-3, 1-4. 1-5,1-4, 1-3, 1-2. Затем смена рук.

Ищет птичка и в  траве, и на ветках, и в листве, (смена рук)

И среди больших лугов мух, червей, слепней, жуков.

4.«Лягушка». (кулак – ребро – ладонь).

Три положения руки а столе или на колене последовательно сменяют друг – друга: кулак(ладонь вниз), ладонь ребром, ладонь вниз.

Лягушка(кулак) хочет(ребро) в пруд(ладонь),

Лягушке(кулак) скучно(ребро) тут(ладонь).

5.Игра « Кус-кус» — поочерёдно «кусать» ногтевые фаланги на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.
«Если кто-то с места сдвинется,
На него котёнок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котёнок схватится.
Прыг-скок! Цап-царап!
Не уйдёшь из наших лап!» (упражнение проводится с педагогами)

Су-Джок терапия и речь

Су-Джок терапия один из методов традиционной корейской медицины, автором которой является профессор Пак Чжа Ву.

По теории Су-Джок для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу - это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су-Джок массажерами особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки, но в тоже время воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и, следовательно, достигается дополнительный благотворный эффект от массажа. 

Су – Джок терапию необходимо проводить поэтапно:

1.   Этап

Знакомство  детей с массажером.

2.    Этап.

Закрепление знаний в упражнениях, играх.

3.     Этап.

Самостоятельное использование массажера в соответствии с потребностями и желаниями.

В своей практике мы применяем  су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами.

1. «Будь здоров!»

Чтоб здоров был пальчик наш.

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрём.

И к другому перейдём.

Прокатывать шарик между ладонями, затем к каждому пальцу на правой и левой руке.

2. «Мы колечки надеваем»

Мы колечки надеваем,

Пальцы наши украшаем.

Надеваем и снимаем,

Пальцы наши упражняем.

Будь здоров ты, пальчик мой,

И дружи всегда со мной.

Массажировать и закреплять название пальцев.

3. «Шарик пальчиком катаю»

Шарик пальчиком катаю.

Ловкость пальцев проверяю.

Ты колючий шарик мой.

Подружись сейчас со мной.

Шарик на ладони катать каждым пальчиком.

4. «Дорожка»

Кольцо на пальчик надеваю.

И по пальчику качу.

Здоровья пальчику желаю,

Ловким быть его учу.

Надевать и прокатывать кольцо на одноименные пальцы обеих рук.

5. «Шарик»

Шарик я открыть хочу.

Правой я рукой кручу.

Шарик я открыть хочу.

Левой я рукой кручу.

Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика.

6. «Ловкие пальчики»

Я вам шарик покажу.

Двумя пальцами держу.

Удерживать двумя одноименными пальцами обеих рук: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

7. «Кручу - верчу».

Шарик пальцами кручу.

Здоровым быть всегда хочу.

Большим и указательным пальцем левой руки держать шарик, а большим и указательным правой крутить, пальцы чередовать: большой - средний, безымянный - большой и т.д.

Это лишь некоторые примеры использования Су – Джок терапии в нашей работе. Достоинствами Су – Джок терапии являются:

Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать не только педагоги в своей работе, но и родители в домашних условиях.

Простота применения.

Су – Джок шариков свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.

В виду своей высокой эффективности, безопасности в применении, универсальности и доступности метода для каждого человека, Су-Джок терапия полезна всем.

Пальчиковая гимнастика.

О значении пальчиковой гимнастики написано немало книг. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память. Пальчиковые игры, сопровождаемые стихотворными текстами, развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей. Поэтому игровую тренировку необходимо начинать с раннего возраста, причем не только с проблемными детьми. Пальчиковые игры так же способствуют совершенствованию лексической, грамматической и связной речи (умение вести диалог, рассказывать пересказывать).

 Проводится пальчиковая гимнастика «Две сороконожки»

Две сороконожки                                                      Пальцы обеих рук касаются друг

Бежали по дорожке.                                                    друга.

Бежали – бежали

Друг друга повстречали.                                          Соединяют ладони друг с другом.

Так друг друга обнимали,                                        Переплетают указательные пальцы   

                                                                                       обеих рук.   

Так друг друга обнимали,                                        Переплетают средние пальцы обеих рук,

                                                                                        переплетают ладони.

 Что едва мы их разняли.                                          Руки расцепляются.

 

Проводится упражнение «Проглот». Каждый участник берет носовой платок за уголок и пытается вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой.

У меня живет проглот

Все подряд проглот жует

Вот и стало у проглота

Брюшко как у бегемота.

Упражнение выполняется другой рукой, двумя руками одновременно.

Виды театра.

- Во многих видах детской деятельности требуются умелые руки и развитая речь. Но где разговорно-пальцевая деятельность наиболее естественна? Конечно же, в детском театре.

В дошкольном учреждении используются различные виды театров: «Театр картинок», «Театр пальчиков», «Театр рукавичек», «Театр Петрушек». Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии, создавать роли, озвучивать сценки. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют «руками» - детскими пальцами.

Игры с природным материалом. 

- Развивают мелкую моторику, совершенствуя тонкие движения пальцев рук, зрительное внимание, творческое начало, знакомят с понятием много – мало. Большой интерес доставляют малышам. Попросите малышей помочь Вам перебрать и разложить по разным тарелкам: бобы – в большую тарелку, фасоль – в среднюю, а горох – в самую маленькую. Наполняя бутылочки фасолью, горохом малыши слышат, как они звонко стучат по стенкам бутылочки. Их привлекает сам процесс: опускание фасолинок в отверстие. Можно даже устроить соревнование “Кто быстрее наберет бутылочку”. Покажите, как можно насыпать крупу с помощью ложки или небольшого совочка. Для того чтобы черпать ложкой малышу придется активно вращать кистью руки, а также быть внимательным и аккуратным. Теперь можно выложить и узор, чередуя по цвету и форме.

Изобразительная деятельность.

Наряду с решением основных для этого вида деятельности задач на занятиях изобразительной деятельностью можно успешно осуществлять и развитие речи детей. Особенно это касается детей с ОНР. Деятельность с бумагой, ножницами, соленым тестом, пластилином, красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих их предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. В нашем детском саду мы используем нетрадиционные техники рисования для развития речи детей.

Оригами.

Занятия оригами хороши тем, что дают возможность ребенку работать двумя руками одновременно. Если в других видах деятельности основную работу выполняет ведущая рука, то в оригами (с этим может сравниться только лепка) очень часто одинаковые движения выполняют обе руки. Это, безусловно, положительно влияет как на развитие мелкой моторики рук, так и на мозговую деятельность и соответственно на развитие речи: скоординированность речи и движений, формирование правильного произношения, общих речевых навыков, связной речи и словаря.

Работа по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением речи, дает определенные результаты. У детей улучшается координация артикуляционного аппарата, сокращаются сроки постановки звуков, совершенствуется общая координация движений детей.

Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Эти дети при обучении элементам письма продемонстрировали хороший нажим, «уверенные» линии, они заметно лучше своих сверстников справляются с программными требованиями по изобразительной деятельности. Всё это создаёт благоприятную базу для более успешного обучения в школе.

 


Список литературы.

1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. Дошкольное воспитание. 1990., №8.

2. Богатеева З.А. Подготовка руки ребёнка к письму на занятиях по рисованию. Дошкольное воспитание 1987., № 8.

3. Бурдина С.В. Серия «Говорим правильно» Развиваем связную речь. Киров.

4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., «Просвещение», 1985.

5. Гарибьян Р. Б., Марков Н.Г. Анатомия и физиология человека. М., «Просвещение», 1965.

6. Давиденко С. Н. Клинические лекции по нервным болезням. 1965. Большая советская энциклопедия.

7. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – СПб 2002 г.

8. Михайлова Л.С. как подготовить ребенка к школе. В 2х частях. Часть 2. Волгоград, изд. « Братья Гринины», 1997.

9. Орлова Т. Что надо знать родителям о навыке письма. Дошкольное воспитание. 1987.№ 10.

10. Популярная медицинская энциклопедия. Под ред. Петровского Б.В. Таллин, 1993.

11.  Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. М., «Физкультура и спорт», 1992.

12.Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. – М. 2001 г.

13. Толбанова А. Пальцы помогают говорить. Дошкольное воспитание. 1989. № 10.

14. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., «Просвещение», 1989.

15.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.,  «Просвещение», 1965.   

16. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. С-п., «Лань», 1999.

17.Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи – СПб 1999 г.

18.Краузе Е.Н. Логопедия – СПб 2003 г.

19.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. - М. 1998 г.

20. Бурлакова М.К. Советы логопеда. - М. 2004 г.

21.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М. 2003
















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для родителей "Речь на кончиках пальцев" из серии "Играя развиваемся"

Родителям предлагаются игры и задания на развитие мелкой моторики, и на координацию речи с движениями с использованием круп, макарон, счётных палочек, пуговиц......

Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев"

Влияние мелкой моторики на развитие речи...

Консультация для педагогов "Речь на кончиках пальцев"

Презентация PowerPoint для выступления на консультации для педагогов по теме "Речь на кончиках пальцев"....

Семинар - практикум для педагогов "Речь на кончиках пальцев"

Совершенствование профессиональной компентентности педдагогов в области развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста....

Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев (Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания)"

         Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у де­тей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостат...