Семинар - практикум для родителей "Речь на кончиках пальцев" из серии "Играя развиваемся"
статья по теме

Суходольская Елена Борисовна

Родителям предлагаются игры и задания на развитие мелкой моторики, и на координацию речи с движениями с использованием круп, макарон, счётных палочек, пуговиц...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_praktikum_dlya_roditeley.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для родителей

«Речь на кончиках пальцев»

Из серии «Играя, развиваемся»


Уважаемые родители, вы, наверно, уже знаете, что наша речь неразрывно связана с развитием мелкой моторики пальцев рук. Ещё в 18 веке известный итальянский педагог-психолог Мария Монтессори ввела такое понятие, как «речь на кончиках пальцев».

Многим из Вас, наверняка, говорили в садиках, куда ходят ваши детки: развивайте руки, больше делайте поделок, дайте детям в руки ножницы…   Но все мы прекрасно понимаем, что для этого нужны специально организованные занятия, на которые у современной женщины, зачастую просто нет времени. Нельзя дать ребёнку ножницы и оставить его без присмотра… Отсюда напрашивается вопрос: КАК БЫТЬ?

Куда направляется мама, примчавшаяся с работы домой?  …Да, именно на кухню, бегом кормить своих домочадцев. Сегодня я покажу вам некоторые приёмы развития мелкой моторики и речи, которые можно использовать на обычной домашней кухне.

Пусть у вашего ребёнка будет на кухне несколько своих коробочек, мисочек с различными сыпучими продуктами. Это могут быть горох, фасоль, макароны с крупными дырочками, различные крупы… Для начала дайте ребёнку возможность «изучить» новые игрушки…(пододвиньте детям две коробочки  с крупами и одну пустую). Вы пока можете заняться своими делами, одним глазом поглядывая, что же делает ваш ребёнок. Можно ему дать ложку, уж тогда не будет сомнений, что все крупы будут тщательно перемешаны. В какой-то момент вы «неожиданно» поворачиваетесь к ребёнку и ахаете!!! Как же теперь варить кашу? Просите малыша помочь разобрать крупы…

  1. «Золушка»

Я крупу перебираю,

Мамочке помочь хочу.

Я с закрытыми глазами

Рис от гречки отличу!

(фасоль с горохом различу)

Разобрали? Молодцы! А поиграть ещё хотите? Возьмите в руку одну горошинку…

  1. Покатаю я в руках

    бусинки, горошки.

    Станьте ловкими скорей,

    Пальчики, ладошки.

Горошинку можно катать сначала между ладошками (как из пластилина шарик катаем), затем катать двумя пальчиками: большим и указательным. Это упражнение очень хорошо готовит руку к письму.

3.

А теперь давайте выложим из горошка дорожку…

Я взяла горошка

Выложить дорожку,

Что бы бегали по ней

Зайчик или кошка.

Во всех заданиях стихи можно (и нужно) произносить несколько раз, что бы ребёнок их запоминал и учился координировать свои движения руками со словами.

4.

Следующее упражнение: насыпьте горстку гороха на стол…

Дома я одна скучала,

Горсть горошинок достала.

Прежде чем игру начать,

Надо пальчику сказать:

- Пальчик, пальчик мой хороший,

Ты прижми к столу горошек,

Покрути и покатай

И другому передай.

Можно работать всей ладошкой, можно каждым пальчиком отдельно.

5.

А теперь подвиньте к себе листочки с изображением червячков и корабликов. Попробуйте выложить их из гороха, из фасоли…

Выложили?  Придумайте сами какую-нибудь картинку, дайте волю фантазии. Если ребёнок сам не справляется, нарисуйте для него на другой стороне листочка…

Вопрос детям: Из чего легче выкладывать: из гороха или из фасоли, почему?

6.

А теперь придвиньте к себе тарелки с насыпанной крупой (манкой). Теперь мы превращаемся в художников.

На крупе рисую волка,

На крупе рисую ель.

До чего же стала колкой

Эта белая метель.

Все рисунки засыпает,

Снег бросает мне в лицо,

Заметает, заметает

И дорожку и крыльцо.

Пусть метель себе бушует.

Я пойду и отдохну.

Завтра снова нарисую

Волка, ёлку и сосну.


7.

А теперь представим, что наша крупа – это песок. И продолжим урок рисования…

На песке рисую горы,

Лес дремучий, а потом

Нарисую выше тучи

Дом, в котором

Мы живём.

Очень долго мы трудились,

Наши пальцы притомились,

Карандаш сейчас возьмём

И катать его начнём.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Продолжим играть пальчиками?

А теперь давайте поиграем со счётными палочками. С их помощь можно выложить целый мир… Я предлагаю вам картинки, а вы выбирайте: кто что будет выкладывать.

А пока дети выкладывают, я несколько слов скажу мамам. Не бойтесь, что дети что-то испортят, поломают, испачкают. Больше им доверяйте, больше разнообразных материалов предоставляйте для игр. Например:

  1. Сделайте бусы из МАКАРОН, а потом ещё и разукрасьте их гуашевыми красками. Восторгу детей не будет предела.
  2. Больше лепите. Причём, не просто дайте и забудьте, а посоветуйте… найдите в Интернете картинки – образцы. Можно из пластилина лепить буквы, цифры.  Это не сложно, т.к. приём лепки колбасок дети осваивают ещё в младшем дошкольном возрасте, и ваша задача – помочь собрать букву…

Очень развивает руки приём размазывания пластилина по плоскости, так называемая пластилиновая живопись. Вы рисуете на картоне картинку (простую), а ребёнок её «закрашивает» пластилином.

  1. Если вдруг вы что - печёте, не упустите случая дать ребёнку в руки кусочек теста. Дело в том, что это совершенно другая пластическая масса, нежели пластилин. Пусть дети почувствуют эту разницу: тесто хуже держит форму, но с ним легче работать – оно мягче, можно использовать формочки. Можно доверить ребёнку сделать один пирожок с начинкой… а это довольно сложно.
  2. Активно используйте в играх с детьми пуговицы для                
  1. выкладывания, как из круп;
  2. для составления орнаментов (например: большая, маленькая, средняя; или по цвету…)
  3. для игру «найди такую же»
  4. дети постарше могут учиться их пришивать…

ЛЮБИТЕ СВОИХ  ДЕТЕЙ, развивайте их….

Самое главное – уделяйте им больше времени!!!

Желаю вам успехов в нелёгком деле воспитания детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "С пальчиками играем-речь развиваем"

Семинар-практикум с родителями детей 2 младшей группы...

Семинар-практикум «Речь ребёнка на кончиках его пальцев» (мл.гр.)

Цель: -Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ; -Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук, в общем, и речевом развитии ребёнка и предо...

Семинар-практикум для родителей Тема: «Пальчиками играем – речь развиваем»

Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ.Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка.Предоставить практические ре...

Семинар-практикум по развитию речи детей «ГОВОРИМ И РАЗВИВАЕМСЯ» для детей и родителей младшей группы

Цели:- познакомить родителей с особенностями развития речи детей четвертого года жизни, с методами и средствами, способствующими совершенствованию речи детей;- создание положительного эмоционального н...

Семинар-практикум для педагогов "C пальчиками играем - речь развиваем"

Игры с пальчиками на развитие мелкой моторики...

Семинар-практикум на тему: "Основы интеллекта, как эффективней развивать ребенка".

Семинар-практикум для педагогов на тему: "Основы интеллекта, как эффективнее развивать ребенка"....