Проект: «Мой город - Новочеркасск»
проект по логопедии (старшая группа) на тему
Проведенная работа показала, что с помощью педагогов и родителей в процессе совместной деятельности с использованием различных форм работы, дети способны овладеть знаниями о родном городе, родной природе. Через совместную деятельность формируются такие черты, как любовь к Родине, доброжелательность, уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 12 г.Новочеркасска
Проект:
«мой город - Новочеркасск»
Составила:
Учитель-логопед Якушева Л.А
Декабрь 2017г.
Тип проекта: Социально-познавательно - творческий, краткосрочный.
Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Срок реализации: 18.12.2017г. по 24.12.2017г.
База, реализации проекта: МБДОУ детский сад № 12 г. Новочеркасска.
Актуальность проекта
Национальная доктрина образования в Российской федерации до 2025г., тесно связывая цели и задачи образования с преодолением социального и духовного кризиса современного российского общества, указывает на необходимость «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, развитие национальной культуры, воспитание ребенка достойным гражданином своего отечества».
В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России, родного края и города.
Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране, играют значительную роль в становлении личности ребёнка. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурным, национальным, географическим, природными особенностями – формируют у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного города, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Поэтому, актуальность проекта определяется стремление расширить познания дошкольников об истории родного города Новочеркасска, культуре, быте, его обычаях и традициях.
Гипотеза проекта
Если в ходе реализации проекта будет создана система работы по ознакомлению детей с родным городом, то, это позволит ребёнку понять, что каждый человек независимо от возраста – часть своего народа, что у каждого человека есть Родина, близкие и дорогие ему места.
Проблема.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город. Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Следовательно, я считаю данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Учитывая актуальность исследуемой проблемы, недостаточность ее раскрытия в практической деятельности, а также исторические предпосылки, способствующие ее дальнейшему изучению, была определена цель проекта.
Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию патриотизма у дошкольников. Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, ознакомление с местными достопримечательностями, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Противоречия
- У детей нечёткие, неясные, несформированные представления о родном городе Новочеркасске .
- В ДОУ недостаточная методическая база (д/и, презентации, видеоматериалы, конспекты занятий) по изучаемой теме.
- Неточное толкование и использование в речи знакомых слов и выражений, малый казачий лексикон.
- Слабое знание традиций и как следствие этого непонимание их ценности.
- Недостаточно налажена система работы ДОУ с социумом и семьей
Задачи проекта:
- Развивать бережное отношение к городу его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
- Развивать связную речь, обогащать и активизировать речь детей, учить свободно, мыслить, фантазировать.
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
- Повысить интерес, компетентность родителей в данном вопросе, привлекать их к реализации проекта.
И так, можно выдвинуть гипотезу: Если в воспитательно - образовательное пространство ДОУ ввести систему мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному патриотизма, тогда мы можем предположить, что предполагаемый результат будет таким:
- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Новочеркасска, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Итоговым результатом является анализ результатов реализации проекта и определений направлений дальнейшей деятельности. При этом будет учитываться активное участие детей и родителей в различных видах деятельности, конкурсах, играх и т.д.
Методы проекта: познавательно - игровые занятия, экскурсии, наблюдения, беседы, праздники, выставки детского творчества. Приобретение детьми дошкольного возраста навыкам социального общения со взрослыми.
Механизм реализации целей и задач:
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МБДОУ детского сада № 12 города Новочеркасска.
- с детьми в различных видах деятельности;
- с родителями в совместной деятельности;
- с педагогами в методической работе (консультации).
Решение поставленных целей и задач проекта осуществляется:
- с помощью деятельности, позволяющей получить детям конкретные знания по данной проблеме: НОД индивидуальная и подгрупповая, в режимных моментах;
- в совместной со взрослым деятельности, в такой как: праздник, развлечения, игры, беседы, выставки, целевые прогулки, чтение художественной литературы, экскурсии и т.д;
- через создание условий для самостоятельной деятельности детей: рассматривание иллюстраций г. Новочеркасска, памятников архитектуры, природы родного края, рассматривание альбомов, книг, обустройство уголков ряженья, мини музеи и т.д.
- повышение родительской компетентности в вопросах приобщения дошкольников к ценностям семьи, города, родного края; установление взаимодействия родительского сообщества с социокультурными и образовательными учреждениями.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа:
1 этап подготовительный - (с 12.12.2017г по 17.12.2017г.).
Цель: создание организационных моментов, обеспечивающих реализацию проекта.
Включает в себя:
- постановка целей, задач, определение актуальности и значимости проекта;
- подбор методической и художественной литературы для реализации проекта;
- Разработка конспектов по ознакомлению детей с родным городом.
- Анкетирование родителей.
- Подготовить выставку детских работ «Моя семья», «Мой любимый город», создание альбома совместно с родителями «Я и мой город», «Улица моего детства».
2 Основной этап. (18.12.2017г по 24.12.) - практический, целью которого является организация педагогической деятельности по осуществлению активного взаимодействия с родителями по реализации проекта.
Основное внимание уделяется изучению дошкольников истории и культуры родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
На этом этапе следует добиваться, чтобы эмоционально-положительный настрой перерастал в целостные отношения к культуре казачества. Тут не только проявляется любовь к народному творчеству, а и просматривается связь поколений – старшего, которое сберегает народные традиции, и молодого, которое приобщается к ним, и несет с собой в будущее.
- Проведение цикла занятий и мероприятий по реализации содержания проекта
- Разучивание стихотворений, загадок, поговорок; игр.
- Работа с родителями (посещений с детьми музеев, мест культурных досугов, памятников архитектуры.);
- Организация выставки творческих работ детей и родителей.
- Создание презентации.
3. Заключительный этап. (с 25.12.2017г по 28.12.2017г).
Цель – анализ результатов реализации проекта, определений направлений дальнейшей деятельности.
- анализ результатов проекта;
- систематизация материал по реализации содержания проекта.
Представление результатов на городском уровне, в ДОУ.
И так, результативность проекта заключается в том, что в ДОУ:
- Создались партнерские взаимодействия детского сада и семьи воспитанников;
- Прошли выставки творческих работ детей и родителей;
- Создали презентацию данного мероприятия;
- Систематизировали материал по реализации проекта.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
В перспективе планируется продолжать работу по данной теме, углублять работу по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей по вопросам социально-личностного и нравственного развития дошкольников; продолжать сотрудничество с культурным социумом города; разработать картотеки подвижных, казачьих игр; разработать картотеки дидактических казачьих игр; разработать цикл занятий; разработать и подготовить разнообразные презентации совместно с родителями (пополнение методического, дидактического материала); подобрать интерактивные формы работы с детьми и взрослыми при реализации проектов.
Планирование проекта
Месяц | тема | Цель и задачи | Содержание работы | Работа с педагогами | Работа с родителями |
П. 18.12.17г | «Каково в дому, таково и на Дону» | Ц: развитие ценностно-смыслового отношения дошкольников к укладу жизни казаков. З: - приобщать детей к национальным ценностям: одежда, быт, культура казаков - совершенствование - умения составлять описательный рассказ по предложенному плану. - развитие связной речи, речевого слуха - знакомить детей об устройстве казачьего жилья и предметов домашнего обихода - расширять представления о семейных традициях и обычаях казаков | Посещение мини-музея ДОУ «Казачья горница» - «По одежке встречают, а провожают по уму» - просмотр презентации с целью ознакомления детей с казачьим костюмом» д/и «На казаке и рогожа пригожа», «Собери картинку» Занятие: «Я – это кто?» - развитие патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культуре Донского казачества. Прослушивание казачьих песен, - хороводная игра «Папаха» развитие координации речи с движением. Оригами: «Лазорев цветок» д/и «Назови ласково» | Консультация педагогам «Казачьи игры» | Фото-коллаж «Семейные традиции». |
ВТ. 19.12.17 | «Дон - батюшка» | Цель: Расширить представления дошкольников о растительном и животном мире Донского края. Задачи: Расширять представления детей о быте казаков в прошлом; Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия. Приобщать дошкольников к культуре Донского края. | Виртуальное путешествие по истоку реки Дон, рассматривание репродукций донских художников, прослушивание музыкальных композиций по теме. д/и «Сварим уху» работа с виртуальным гербарием донской природы. Игра: «Скажи одним словом – Дон какой?» п/и «Джигитовка» Художественное творчество: «Донские просторы» | Пополнение картотеки: -загадки о животных и растительном мире донского края. | Создание творческих работ «Дон-батюшка», «Донские просторы» |
Ср. 20.12.17 | «Новочеркасск - донская столица». | Цель: Приобщать дошкольников к культуре донского края, развивать стремление изучать историю родного города. Задачи: - воспитывать детей на традициях казачьего фольклора (пословицы о казаках, стихи, песни, частушки, игры). - Воспитывать чувство гордости за свой народ. - Воспитывать чувство восхищения и любви к природе донского края - Развивать внимание, память. | Рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах с изображением г. Новочеркасска, а также природы родного края. Беседа с девочками: «Одежда казачки. Как воспитывались девочки в семье» Занятие «Где казак, там и слава» Игра: «Скажи одним словом – Новочеркасск, какой?» игровая деятельность. д/и игровая деятельность: «Мир птиц» (найди и назови птиц ростовской области; найди лишнее; перелетные и зимующие) | Консультация «Они прославили наш город». | Подбор фотографий, иллюстраций с видами города, старинными зданиями, памятниками, музеями, театрами и беседы о них (семейные экскурсии) |
Чт. 21.12.17 | «Знакомство детей с народными промыслами и ремеслами» | Цель: Знакомство с народными ремеслами (гончарное) воспитание интереса и уважения к народным обычаям и традициям донского казачества. Задачи: Познакомить детей с гончарным ремеслом, особенностями работы гончара. Закреплять умение излагать свои мысли последовательно. Формировать навыки работы с глиной. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус. Расширять у детей познавательный интерес к истории родного края. | Виртуальное путешествие в мастерскую ремесленника, рассматривание репродукций по теме. Беседа в мини-музее ДОУ «Казачья горница» – народные промыслы Занятие «Знакомство детей с народными промыслами»- познакомить детей с гончарным ремеслом, особенностями работы гончара. Закреплять умение излагать свои мысли последовательно. Продуктивная деятельность: лепка (пластилин) «Птицы» | консультация о народном прикладном искусстве | Выставка творческих работ «Новогодняя мастерская» |
Пт. 22.12.2017г | «Мой любимый город Новочеркасск» |
Задачи:
| Виртуальная экскурсия по г.Новочеркасску. Обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме: «Мой город» продуктивная деятельность «Построим город» Художественная деятельность «Мой город Новочеркасск» | Представление буклета «Моя малая родина- город Новочеркасск» | Создание фото-газеты «Путешествие по родному городу» |
ВЫВОД. Проведенная работа показала, что с помощью педагогов и родителей в процессе совместной деятельности с использованием различных форм работы, дети способны овладеть знаниями о родном городе, родной природе. Через совместную деятельность формируются такие черты, как любовь к Родине, доброжелательность, уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности. |
Список используемой литературы:
- Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков - 2002г.
- Калайтанова Г.Н., Кончаловская Н.В., Баландина Л.А., Бех Л.В, Баукова Н.Н. «Реализация регионального содержания образования в дошкольных образовательных учреждениях на основе традиций донского казачества» методическое пособие: в 2-х ч.- 2010г.
- Народное искусство в воспитании дошкольников». Педагогическое общество России, Москва 2006 г.
- «Моя страна» - Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников (практическое пособие), ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005
- Муравьева О.Ю., Агуреева Т.И., Мирошничеко Л.В., Сборник материалов из опыта работы ДОУ «Дошкольникам о родном казачьем крае» - 2012г.
- Цветкова Г.Ю. Программа «Донской подсолнушек» - 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: « Прогулка по местам боевой славы города Новочеркасска ( к годовщине освобождения города от немецких захватчиков)».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37 Конспект непосредственно - образовательной деятельностипо...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ Тема: « ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ НОВОЧЕРКАССКУ» СТАРШАЯ ГРУППА
Материал по краеведению для старших дошкольников...
Наш город - Новочеркасск
Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей напрвленности...
Презентация "Памятники города Новочеркасска"
Памятники города Новочеркасска....
Стенгазета «Мой город Новочеркасск»
Познавательная экскурсия для детей старшего дошкольного возраста "Мой город Новочеркасск". Цель: Расширить представления о родном городе, о его достопримечательностях, людях, которые в нём ж...
Паспорт второй младшей группы "Затейники", МБДОУ детский сад № 62, город Новочеркасск Ростовской области
Паспорт второй младшей группы "Затейники"Ссылка для скачивания https://yadi.sk/i/YOS71sWlibaTfA...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет Тема: « Места боевой славы города Новочеркасска» ( к годовщине освобождения города от немецких захват
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37 Конспект непосредственно - образовательной деятельностипо познаватель...