Консультация по дифференциации
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Неверова Ирина Викторовна

Работаем с детьми по карточкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon materialy_dlya_differentsiatsii_s-sh.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

     Консультация для родителей по дифференциации звуков.

Материалы для  дифференциации (различения) звуков с-ш

№ 1 Звуки С-Ш

Слоги: са-са-са – ша-ша-ша,  со-со-со – шо-шо-шо,  су-су-су – шу-шу-шу,  сы-сы-сы – ши-ши-ши.

Слова-паронимы: уши – усы, шутки – сутки, кашка – каска, Машка – маска, Мишка – миска, скала – шкала, стык – штык, стиль – штиль, марс – марш, вас – ваш, мыс – мышь, плоско – плошка, солить – шалить, сорок – шорох, басня – башня, крыса – крыша, суметь – шуметь, кусай – кушай, шило – сила.

«Подбери картинки Соне и Шуре»(раздели слова со звуками «С»и «Ш»): носки, аист, коляска, шуба, шкаф, мышь, сумка, вишни, ступеньки, мешок, стакан, космонавт, подушка, спутник, кувшин, кукушка, сосна, пылесос, шишка, стул, подушка, карандаш.

Счёт 1-10 с некоторыми из вышеперечисленных слов.

№ 2 Звуки С-Ш

Слоги: са-ша,  со-шо,  сы-ши,  су-шу,  ша-са,  шо-со,  ши-сы,  шу-су,  саш, сош, суш, сыш, шас, шос, шус, шис.

Выделение звуков С, Ш и проговаривание слов с ними:

сатин, шагать, сыпать, шорох, сорить, шипеть, шуметь, сухой, сырой, сытый, вермишель, васильки, сметана, картошка, катушка, швабра, корешок, опушка, новоселы, листья.

Добавь слог СИ или ШИ: гу(си), гру(ши), ло(си), малы(ши),        выне(си), тря(си), воро(ши), кры(ши).

Образовать новые слова с приставками С-, СО-: мешать – смешать, прошу – спрошу, шил – сшил, пляшет – спляшет, шью – сошью, рисуешь – срисуешь, несёшь – снесёшь, пишешь – спишешь, берешь – соберешь, трясешь - стрясешь.

№ 3 Звуки С-Ш

Слова: Саша, шесть, сушки, шоссе, солнышко, машинист, шестнадцать, штепсель, шестьдесят, шахматист, шестьсот, путешественник, пастушок, пастушка, шалость, стишок, стеклышко, пушистый, сынишка, усмешка, старушка, успешно, послушный, трусишка, бесшумный, смешинка, веснушки.

Счет 1-10 – сынишка, шахматист, пастушок, старушка.

Заучивание скороговорок:        

Шашки на столе, шишки на сосне.

                Шапкой Сашка шишки сшиб.

        4. Спряжение (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, они) в наст. врем.:

                Сшибать шишки с сосны.

                 Собирать сосновые шишки.

№ 4 Звуки С-Ш

Слова: сухо, слышно, шустрый, соловушка, поспешно, шанс, шелест, шествие, шесток, посошок, нашествие, шерсть, шест, смешной, спешка, пеструшка, штепсель.

Счет 1-10 – путешественник, штепсель.

Заучивание чистоговорки:

Наша большая пушистая кошка сидит на окошке,

А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка.

                4. Подбор признаков и действий на звуки С, Ш к предмету:

Кошка (какая?) большая, пушистая, смешная, ушастая, плюшевая. Что делает? Спешит, дышит, шалит, спит, ест.

                 5. «Отгадай слово» (пропущены С или Ш):

                    .апка,  .нки,  .уба,  .ом,  .мка,  .лем,  .ова,  .айба,  .оль, .умит,

                    .ок,  .уп,  .ум,  .пать,  ду.,  ква.,  анана.,  камы.,  компа., мы..

№ 5 Звуки С-Ш

Словосочетания: Наташины веснушки, веселый пастушок, послушный малыш, пушистая кошка, смешные стишки, опасное путешествие, роскошная шкатулка, голосистый соловушка, ласковое солнышко, душистый ландыш, пушистая ушанка, сушеные груши, смешные потешки, скошенный луг, шумное шоссе, шелестят камыши, лесная опушка, спелая вишня.

Родственные слова: Смешить – смех, смешок, смешинка, смешной, насмешка, усмешка, смешно. Спешить – спешка, поспешно, поспешный.

Спряжение в настоящем времени (Я, Ты, Вы, Мы, Он, Она, Они): Спешить по шоссе и есть сушки. Шептать на ушко бабушке смешной стишок. Сушить пуховые подушки на солнышке.

№ 6 Звуки С-Ш

Словосочетания: шелестят в тишине, шуршат в сарае, слышны в саду, спешат в школу, сушить на вешалке, несутся по шоссе, сыплется пушистый снег, слышится сильный шум, висит Мишина шуба, слышна весёлая песня.

Рассказ «Сосна» (заучивание или пересказ):

Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. А высоко, на самой макушке, – большие шишки. Шишки с шумом падают вниз, на землю. Под сосной много шишек. Саша и Маша поднимают шишки. С пакетом шишек они спешат домой. А сзади доносится шум соснового леса.

Выделение из рассказа слов: со звуками «С», «Ш» в одном слове; со звуком «С»; со звуком «Ш».

№ 7 Звуки С-Ш

Счет 1-10 со словосочетаниями: пушистая сосна, сосновая шишка, пенистый шампунь, синяя шаль.

Спряжение в настоящем времени: (Я,  Ты,  Он, Она, Они)

Спешить в лес за сосновыми шишками.

Спешить из леса домой с сосновыми шишками.

Шептать дедушке на ушко смешную сказку.

Проговаривание предложений:

Саша спешит по шоссе и несёт сушки.

Машинист спешит по шоссе и несёт сушки.

Путешественник ….         Пастушок ….                Пастушка ….

Подбор предметов к признакам:

Смешной (-ая, -ое).  Душистый (-ая, -ое).          Бесшумный (-ая, -ое).

№ 8 Звуки С-Ш

Предложения: Машины несутся по шоссе. Листья шелестят в саду. Груши сушатся на крыше. Мыши шуршат в сарае. Кошка греется на солнышке. Высокие сосны шумят в лесу. Душистый ландыш распустился на лесной опушке. Голосистый соловушка поёт в саду. Кусты покрылись снегом. Тихо шумят осинки в осеннем лесу. Наташа нашла пестрый шарфик.

Пословицы: Не спеши языком, спеши делом. Как постелешь, так и поспишь. В согласном стаде волк не страшен. В пасмурную погоду сено не высушишь. Нет на свете краше родной сторонушки. Хорош садовник, хороши и груши. Кошке – игрушки, мышке – слёзы. Поспешишь – людей насмешишь.

№ 9 Звуки С-Ш

Скороговорки:

В шалаше шесть шалунов. Шапкой Саша шишки сшиб.

        Мамаша дала Саше сыворотку из простокваши.

Наша серая кошка сидела на крыше,

                                а ваша серая кошка сидела выше.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей,

Две мыши поплоше несли по два гроша.

        Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Слишком много ножек у сороконожек.

        Парус наш на совесть сшит. Нас и шторм не устрашит.

Саша шустро сушит сушки. Саша высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки сушек Сашиных поесть.

        Слышен шорох в камышах – от него шумит в ушах.

        Сто бесстрашных лягушат цаплю шепотом страшат.

 № 10 Звуки С-Ш

        Стихи:

         – Разговаривайте тише! – просят маленькие мыши.

        Не шумите утром рано. Кошка спит в углу дивана…

        Ночью мы в сыром подвале с кошкой в салочки играли

        Не будите нашу кошку – отдохнет пускай немножко.

                Мышка сушек насушила. Мышка мышек пригласила.

                Мышки сушки кушать стали, зубы сразу же сломали.

        Пять веселых лягушат по делам своим спешат.

        Пока мокро, пока лужно, до реки допрыгнуть нужно.

        Если встретишь лягушат, не мешай, они спешат.

                Я взяла под мышку плюшевого мишку.

                В ванну посадила и пошла за мылом.

                Оглянулась – ой, ой, ой! Расшалился мишка мой.

№ 11 Звуки С-Ш

Простокваши дали Клане – недовольна Клаша:

 – Не хочу я простокваши, дайте просто каши.

Дали вместо простокваши нашей Клаше каши.

 – Не хочу я просто каши так, без простокваши.

Дали вместе с простоквашей каши нашей Клаше.

Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей.

А поела – встала. «Спасибо,»  – сказала.

        Мышонку снится страшный сон, что не мышонок он, а слон.

        Что в Африку приехал он, в слоновью лёг кровать.

        Стал спать и там увидел сон, что он мышонок, а не слон,

        И что не в Африке спит он, а дома он опять.

        «Какой мне страшный снится сон!» – во сне проснувшись,

        Думал он и спрашивал спросонок: «Я слон или мышонок?»

№ 12 Звуки С-Ш

        Русские народные скороговорки:

                Веселей Савелий, сено пошевеливай.

        Дали Глаше простокваши, а у Глаши – каша.

                Дуб дубовистый, широкозеленолистный.

        Сшила Саша Сашке шапку. Сашка шапкой шишки сшиб.

                Хоть щука и востра, да не съест ерша с хвоста.

        Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте.

                У Степана есть сметана, простокваша и творог.

        На опушке в избушке живут старушки-болтушки.

                У каждой старушке лукошко. В каждом лукошке кошка.

        Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»

Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»...

Консультация "Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса в области математического развития детей средствами игр В.В. Воскобовича"

       Консультация "Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса в области математического развития детей средствами игр В.В. Воскобовича" адресова...

Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».

Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...

Консультация для родителей "Воспитание слуховой дифференциации звуков"

Консультация для родителей "Воспитание слуховой дифференциации звуков"...

Консультация для родителей «Дифференциация (различение) звуков [ш] и [ж]»

Уважаемые родители, вашему вниманию представлены игры и упражнения направленные на формирование  у детей навыка различения шипящих звуков [ш] и [ж] ....

Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]

Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...