Развитие описательной речи в методике обучения дошкольников родному языку
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Володькина Евгения Викторовна

В методике обучения дошкольников родному языку формирование описательной речи составляет важную, но мало исследованную часть общей задачи развития связной монологической речи. Рассмотрим некоторые вопросы формирования у детей описательной речи, как они представлены в исследованиях и методических работах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие описательной речи в методике обучения дошкольников родному языку

Учитель-логопед Володькина Е.В., ГБОУ «Школа № 842»,

г. Москва, Зел АО

В методике обучения дошкольников родному языку формирование описательной речи составляет важную, но мало исследованную часть общей задачи развития связной монологической речи. Рассмотрим некоторые вопросы формирования у детей описательной речи, как они представлены в исследованиях и методических работах.

О последовательности обучения описанию.

В методике развития речи можно выделить два основных подхода к решению этого вопроса: последовательность обучения определяется, как правило, на основе учета видов описания: 1) по объекту и 2) по источнику.

Четко определял начало и последовательность работы над описанием К. Д. Ушинский, который считал, что работу над описанием нужно начинать с устных и письменных ответов на вопросы о цвете, размере, форме предметов, находящихся в классе, вслед за тем следует переходить к описанию хорошо знакомого предмета, который дети внимательно осмотрели, но описания которого нет в книге.

В работе Дементьевой [15.] в наиболее полной форме представлена методика обучения детей рассказыванию, которая стала традиционной для детских садов. В общей системе обучения дошкольников связной монологической речи выделены описания игрушек и единичных предметов, а

также описание сюжетных картин. При этом отмечается, что описательный рассказ более сложен, чем рассказ о реальном предмете, игрушке, так как «видимый предмет точно определяет собой содержание будущего рассказа. Его наглядно воспринимаемые качества облегчают подбор соответствующего словаря» [15, с. 32], в то время, как при описании картины «ребенку нужно воссоздать в памяти реальные качества изображаемого предмета, чтобы узнать и правильно описать его» [15, с. 15].

Следует отметить, что эта точка зрения широко распространена и нашла своё отражение во многих изданиях «Программы воспитания в детском саду 1984 года», в методических рекомендациях и в практике работы детского сада. В последнее время появилось много методических пособий для воспитателей детского сада по развитию речи детей.

На основе анализа этих работ не представляется возможным выстроить более или менее четкую последовательность в обучении описанию. Разные авторы по-разному подходят к выделению объектов для описания. Практически в каждом пособии предлагаются свои объекты - без объяснения, почему эти, а не другие.

Но можно выделить и некоторые общие подходы. Так, во всех возрастных группах детского сада, начиная с младшей группы детей учат описывать непосредственно наблюдаемые объекты, которые в старшем дошкольном возрасте становятся более разнообразными. Например, если в младшей и средней группе дети, в основном, описывают игрушки, то в старшем дошкольном возрасте - натуральные предметы, животных, явления и объекты природы. Во всех возрастных группах рекомендуется описание сюжетных малопредметных картин, а в старшем дошкольном возрасте и пейзажных. Что касается других видов описания, таких, как сравнительное, по памяти, то и здесь существуют разнообразные мнения.

Одни авторы выделяют эти виды, другие нет. Одни предлагают вводить описание сравнительное в старшей группе, другие - в

подготовительной. Но на проведении занятий такого типа отводится очень мало времени.

Некоторые другие вопросы методики обучения описаниям.

В методике развития речи дошкольников деление рассказов на повествовательные и описательные имеет давнюю традицию.. Неоднократно подчеркивалась и важность работы над описанием, определялись требования к нему: оно должно быть самостоятельным, последовательным, связным, понятным слушателю.

До настоящего времени в методике существует смешение понятий «описание» и «рассказ», сведение описания к рассказу. Можно заметить, что и в бытовой, и в педагогической устной речи, и в методических пособиях слова «описание», «описать» часто употребляются не с терминологическим, а бытовым значением - в смысле «подробно рассказать» о ком-либо или о чём-либо. В некоторых методических пособиях предпринимается попытка дать общую характеристику описания. Описательная речь рассматривается в таких случаях, как отдельный вид речевого сообщения, текст, в котором определенной последовательности называются признаки, свойства предметов и явлений. Конец описания чаще всего определяется как рассказ об играх с этим предметом, игрушкой.

Довольно чётко определена структура описания у А. М. Бородич , которая выделила в композиции описания начало, где называется предмет или сообщается краткое содержание картины, среднюю часть, в которой в соответствии с порядком обследования указываются характерные признаки этого предмета, и третью, заключительную часть, в которой говорится о назначении предмета или о действиях с ним.

Отмечалось, что детям пяти лет трудно осмыслить общее содержание картины, установить связи между её частями; содержание картины передается отдельными предложениями. При словесном описании предмета, игрушки, дети склонны беспорядочно называть, перечислять отдельные

части и признаки, не связывая их между собой. При этом в речи отсутствует необходимая последовательность, дети пользуются весьма ограниченным запасом слов, в высказываниях много местоимений. (А. Д. Дементьева, В. В. Гербова, В. С. Мухина и другие). В исследованиях показано, что дети младшего, среднего и даже старшего дошкольного возраста не умеют ориентироваться на существенные признаки предметов, называют только их отдельные особенности, ограничиваются простыми перечислениями наиболее ярко и наглядно выраженных признаков, что говорит о недостаточном уровне развития наблюдательности.

Но роль наблюдательности очень важна, так как для составления описания «нужно изучить предмет, то есть познакомиться со всеми признаками и расположить эти признаки в таком порядке, чтобы из совокупности получился цельный образ описываемого предмета». Поэтому, специально организованная работа по развитию наблюдения при обучении дошкольников описанию важна и необходима.

                                             Список литературы:

  1. . Баринова Е.А. Лингвистические основы методики развития связной речи //      Развитие речи учащихся. - Л., 1971 - т. 453 - с. 128-156.
  2. Беккер К. П., Совак М. Логопедия / Пер. с нем. - М.: Медицина, 1981. -288с.
  3. Белова-Давид Р. А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи //Нарушение речи у дошкольников. - М., 1972. - с. 32-82.
  4. Бородин A.M. Методика развития речи детей. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1981. - 255с.
  5. Борякова Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания старших дошкольников с задержкой психического развития: Дис. ... канд. Психол.наук. - М., 1983. - 199с.
  6. Венгер Л. А. О некоторых проблемах и путях изучения развития умственных способностей ребенка //Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте / Под ред. Л. А. Венгера. - М., 1980. - с. 3-14.
  7. Воробьева В.К. Особенности связной речи школьников с моторной алалией // Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С.С.Ляпидевского и С.Н. Шаховской. - М., 1975. - с. 55-64.
  8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., Просвещение, 1967. - 93с.
  9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-471с.

  10.  Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.           -         М.: Просвещение, 1981.-255.

11. Гербова В. В. Составление описательных рассказов (к методике                   обучения старших дошкольников описательным рассказам) //Дошкольное

воспитание. - 1981. - №9. - с. 28-34.

12. Глухов В.П. Особенности процесса воображения у детей с тяжелыми

нарушениями речи //Коррекционное обучение детей с нарушениями

речевой деятельности. - М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1983. - с. 66-74.

13. Гуменная Г. С. Развитие мнестических процессов у детей, страдающих

моторной алалией //Речевые расстройства у детей и методы их устранения

      / Под ред. С. С. Ляпидевчкого и др. - М., - 1978. - с. 45-54.

14. Гуровец Г.В. Особенности психоречевых расстройств у детей с

моторной алалией и обоснование методов лечебно- коррекционного

воздействия / Расстройства речи и методы их устранения / Под ред.

     С.С.Ляпидевского и (З.Н.Шаховской. -М., 1975. - с. 11-21.

15. Дементьева А. М. Методика обучения рассказыванию в детском саду. -

       М.: Учпедгиз, 1963. - 54с.

16. Ерастов Н.П.   Культура связной речи. - Ярославль, 1969. - 117с.

17. Ефименко Л.Н.   Формирование речи у дошкольников / Дети с общим

      недоразвитием речи,'. - М.: Просвещение, 1981. - 112с.

18. Жаренкова Г.И. Вытвление недостатков речи у детей // Недостатки речи

у учащихся начальных классов массовой школы / Под ред. Р.Е.Левиной. -

     М., 1965..150- 165.

19. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.   Преодоление задержки

     речевого развития у дошкольников. - М.: Просвещение, 1973. - 222с.

20. 3латковская Н.П., Савина М.М. Особенности педагогической работы с

детьми 2-го уровня речевого развития // Нарушение речи у дошкольников

     / Сост. Р.А.Белова-Давид. - М., 1972. - с. 200-216.

21. 3рожевская А.А. Формирование связной описательной речи в средней

      группе детского сада. Дис. ... Канд. Пед. Наук-М., 1986. - 151с.

22. Карпова С.Н.   Осознание словесного состава речи дошкольниками. - М.:

      Изд-во МГУ, 1967. - 329с.

23. .Ковтунова И.И.   Современный русский язык: / Порядок слов и

актуальное членение предложения /. - М.: Просвещение, 1976. - 239с.

24.Короткова Э.П.   Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию.        -   2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1982. - 128с.

25. Крюк Т.А. Педагогическая работа с детьми 3-его уровня речевого

развития // Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А. Белова-давид. М., 1972.-с. 217-231

26 Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи

     учащихся. - М.: Педагогика, 1975. - 225с.

27. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей / Алаликов /. - М.:

       Учпедгиз, 1951.- 120с.

28. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с общим недоразвитием речи. -

      М.:Изд-во АПН РСФСР, 961. -311с

29. Левина Р.Е. Предмет логопедии // Основы теории и практики логопедии

      /. -М.: Просвещение, 1968. -с. 7-30.

30. Левина Р.Е., Никашина Н. А. Характеристика общего недоразвития речи

      у детей / Основы теории и практики логопедии /. - М., 1968. - с.67-85.

31. Леонтьев А. А. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения

высказывания //Вопросы порождения речи и обучения языку. - М.: Изд-во

      МГУ, 1967.-с. 6-16.

32. Леушина A.M. Развитие связной речи у дошкольника // Психология речи:

       Учебные записки ЛГПИ им. А.И.Герцена. - Л., 1941. - т.35. - с.21-72.

33. Липкина Ю. С, Маевская С. И. Эстетическое воспитание //Воспитание и

обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С. С. Ляпидевского и

      В.И. Селиверстова. - М., 1968. - с. 189-205.

34. Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи (описание,

      повествование, рассуждение). - Улан-Удэ, 1974. - 261с.

35. Никашина Н.А., Чудиновг Л.М. Развитие разговорно-обиходной и

описательной речи у детей // Основы теории и практики логопедии. - М.,

1968.-с.89-116.

36. Пленкин Н. А. Обучение школьников структуре и правилам построения

     текстов//Рус. Яз. В лколе. - 1977. №4. - с. 52-58.

37. Рубинштейн С. Л. к психологии речи //Психология речи: Ученые записки

       ЛГПИим. А. И. Герцена. - Л., 1941. -т.35. -с. 6-20.

38. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. С-Пб.: Питер Ком, 1999. -

712с.

39. Сохин Ф. А. Осознание речи дошкольниками //Подготовка детей к школе

       в детском саду /Под ред. Ф. А. Сохина, 1978. - с. 50-56.

40. Сохин Ф.А. Основные задачи развития речи // Развитие речи детей

дошкольного возраста /.Под ред. Ф.А.Сохина. - 3-е изд., испр. И доп. _ М.:

      Просвещение, 1984.4-16.

41. Спирова Л.Ф. Приемы выявления речевых нарушений у детей // Основы

теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. - М., 1968. - с.31-

66.

42. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. и др. Учителю о детях с недостатками речи

        /А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова. -М.: Аркти, 1996. - 160с.

 43. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. - М.:

       Просвещение, 1970. - 605с.

44. .Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред.

       Р.А.Курбатовой, Н.Н.Подьякова. -М.: Просвещение, 1984. - 175с.

45. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)/ Под

          ред. Ф. А. Сохина. - 5-е изд. -М.: Просвещение, 1981. - 159с.

 46. Уманская Н.М.   Сравнительное учение дошкольников с нарушениями

речи при нормальном и сниженном интеллекте. Дис. Канд. Пед.наук. -

         Киев. 1977.- 177с.

47. Ушакова О.С. Раб эта по развитию речи в детском саду // Дошкольное

          воспитание. - 1984. - №11.-с.8-12.

48. Ушакова О.С. Связная речь // Развитие речи детей дошкольного возраста

/Под ред. Ф.А.Сохина. - 3 изд.-М.: - Просвещение, 1984. - с.121-144.

49. Ушакова О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве (развитие

связной речи): Дис        токтора пед.наук. - М., 1996. - 364с.

50. Ушакова О. С, ред. Вопросы речевого развития дошкольников:

Материалы конференции, посвященной 70-летию Ф.А.Сохина /Под ред.

О.С.Ушаковой; РАО. Исследовательский центр семьи и детства. - М.:

Изд, РАО, 1998.-68с.

51. Федоров Н.И. Особенности памяти детей с недоразвитием речи //

Советская невропатология, психология и психогигиена. -М., 1934.- т.З,

вып.7. - с. 95-98.

52. Филичева Т.Б. Недоразвитие речи у дошкольников и пути его

           преодоления: Дис. Какд. Пед наук. -М., 1974. - 170с

53. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы

коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста //

         Дефектология. - 1985. - №4. - с.72-78.

54. Филичева Т.Б., Чиркова Г.В. Изучение детей с общим недоразвитием

         речи в специальном детском саду // Дефектология. - 1985. - №6. - с.55-62.

55. Шаховская С.Н. К вопросу о формировании грамматического строя речи

детей, страдающих моторной алалией // Вопросы дефектологии. - М.,

1964.-с.49-58.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи в процессе обучения дошкольников рассказыванию

Разработку своего творческого плана по развитию связной речи я начала со средней группы.Звучащая речь - это единый поток, в котором соединяется все: правильное дыхание, легкость и гибкость звучания го...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развитие связной речи в процессе обучения детей родному языку"

Одно из условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подраж...

"Обучение дошкольников родному языку"

Обучение дошкольников родному языку....

Доклад: «Обучение дошкольников родному языку в непосредственно образовательной деятельности в детском саду».

Доклад: «Обучение дошкольников родному языку в непосредственно образовательной деятельности в детском саду»....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развитие связной речи в процессе обучения детей родному языку"

Одно из условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой ...

«Обучение дошкольников родному языку в непосредственно образовательной деятельности в детском саду».

laquo;Обучение дошкольников родному языку в непосредственно образовательной деятельности в детском саду».Любимый голос материнский,С рожденья слышат наши дети,Родной язык всё ж самый близкий,Дл...

Консультация для педагогов "Использование легенд в обучении дошкольников родному языку"

Раскрывая детям всю глубину легенд и мифов, открываем им богатство   культуры народа, , развиваем речь, способствуем развитию личности в духе патриотизма....