Развитие описательной речи в методике обучения дошкольников родному языку
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В методике обучения дошкольников родному языку формирование описательной речи составляет важную, но мало исследованную часть общей задачи развития связной монологической речи. Рассмотрим некоторые вопросы формирования у детей описательной речи, как они представлены в исследованиях и методических работах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_opisatelnoy_rechi_v_metodike_obucheniya_doshkolnikov_rodnomu_yazyku.docx | 25.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие описательной речи в методике обучения дошкольников родному языку
Учитель-логопед Володькина Е.В., ГБОУ «Школа № 842»,
г. Москва, Зел АО
В методике обучения дошкольников родному языку формирование описательной речи составляет важную, но мало исследованную часть общей задачи развития связной монологической речи. Рассмотрим некоторые вопросы формирования у детей описательной речи, как они представлены в исследованиях и методических работах.
О последовательности обучения описанию.
В методике развития речи можно выделить два основных подхода к решению этого вопроса: последовательность обучения определяется, как правило, на основе учета видов описания: 1) по объекту и 2) по источнику.
Четко определял начало и последовательность работы над описанием К. Д. Ушинский, который считал, что работу над описанием нужно начинать с устных и письменных ответов на вопросы о цвете, размере, форме предметов, находящихся в классе, вслед за тем следует переходить к описанию хорошо знакомого предмета, который дети внимательно осмотрели, но описания которого нет в книге.
В работе Дементьевой [15.] в наиболее полной форме представлена методика обучения детей рассказыванию, которая стала традиционной для детских садов. В общей системе обучения дошкольников связной монологической речи выделены описания игрушек и единичных предметов, а
также описание сюжетных картин. При этом отмечается, что описательный рассказ более сложен, чем рассказ о реальном предмете, игрушке, так как «видимый предмет точно определяет собой содержание будущего рассказа. Его наглядно воспринимаемые качества облегчают подбор соответствующего словаря» [15, с. 32], в то время, как при описании картины «ребенку нужно воссоздать в памяти реальные качества изображаемого предмета, чтобы узнать и правильно описать его» [15, с. 15].
Следует отметить, что эта точка зрения широко распространена и нашла своё отражение во многих изданиях «Программы воспитания в детском саду 1984 года», в методических рекомендациях и в практике работы детского сада. В последнее время появилось много методических пособий для воспитателей детского сада по развитию речи детей.
На основе анализа этих работ не представляется возможным выстроить более или менее четкую последовательность в обучении описанию. Разные авторы по-разному подходят к выделению объектов для описания. Практически в каждом пособии предлагаются свои объекты - без объяснения, почему эти, а не другие.
Но можно выделить и некоторые общие подходы. Так, во всех возрастных группах детского сада, начиная с младшей группы детей учат описывать непосредственно наблюдаемые объекты, которые в старшем дошкольном возрасте становятся более разнообразными. Например, если в младшей и средней группе дети, в основном, описывают игрушки, то в старшем дошкольном возрасте - натуральные предметы, животных, явления и объекты природы. Во всех возрастных группах рекомендуется описание сюжетных малопредметных картин, а в старшем дошкольном возрасте и пейзажных. Что касается других видов описания, таких, как сравнительное, по памяти, то и здесь существуют разнообразные мнения.
Одни авторы выделяют эти виды, другие нет. Одни предлагают вводить описание сравнительное в старшей группе, другие - в
подготовительной. Но на проведении занятий такого типа отводится очень мало времени.
Некоторые другие вопросы методики обучения описаниям.
В методике развития речи дошкольников деление рассказов на повествовательные и описательные имеет давнюю традицию.. Неоднократно подчеркивалась и важность работы над описанием, определялись требования к нему: оно должно быть самостоятельным, последовательным, связным, понятным слушателю.
До настоящего времени в методике существует смешение понятий «описание» и «рассказ», сведение описания к рассказу. Можно заметить, что и в бытовой, и в педагогической устной речи, и в методических пособиях слова «описание», «описать» часто употребляются не с терминологическим, а бытовым значением - в смысле «подробно рассказать» о ком-либо или о чём-либо. В некоторых методических пособиях предпринимается попытка дать общую характеристику описания. Описательная речь рассматривается в таких случаях, как отдельный вид речевого сообщения, текст, в котором определенной последовательности называются признаки, свойства предметов и явлений. Конец описания чаще всего определяется как рассказ об играх с этим предметом, игрушкой.
Довольно чётко определена структура описания у А. М. Бородич , которая выделила в композиции описания начало, где называется предмет или сообщается краткое содержание картины, среднюю часть, в которой в соответствии с порядком обследования указываются характерные признаки этого предмета, и третью, заключительную часть, в которой говорится о назначении предмета или о действиях с ним.
Отмечалось, что детям пяти лет трудно осмыслить общее содержание картины, установить связи между её частями; содержание картины передается отдельными предложениями. При словесном описании предмета, игрушки, дети склонны беспорядочно называть, перечислять отдельные
части и признаки, не связывая их между собой. При этом в речи отсутствует необходимая последовательность, дети пользуются весьма ограниченным запасом слов, в высказываниях много местоимений. (А. Д. Дементьева, В. В. Гербова, В. С. Мухина и другие). В исследованиях показано, что дети младшего, среднего и даже старшего дошкольного возраста не умеют ориентироваться на существенные признаки предметов, называют только их отдельные особенности, ограничиваются простыми перечислениями наиболее ярко и наглядно выраженных признаков, что говорит о недостаточном уровне развития наблюдательности.
Но роль наблюдательности очень важна, так как для составления описания «нужно изучить предмет, то есть познакомиться со всеми признаками и расположить эти признаки в таком порядке, чтобы из совокупности получился цельный образ описываемого предмета». Поэтому, специально организованная работа по развитию наблюдения при обучении дошкольников описанию важна и необходима.
Список литературы:
- . Баринова Е.А. Лингвистические основы методики развития связной речи // Развитие речи учащихся. - Л., 1971 - т. 453 - с. 128-156.
- Беккер К. П., Совак М. Логопедия / Пер. с нем. - М.: Медицина, 1981. -288с.
- Белова-Давид Р. А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи //Нарушение речи у дошкольников. - М., 1972. - с. 32-82.
- Бородин A.M. Методика развития речи детей. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1981. - 255с.
- Борякова Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания старших дошкольников с задержкой психического развития: Дис. ... канд. Психол.наук. - М., 1983. - 199с.
- Венгер Л. А. О некоторых проблемах и путях изучения развития умственных способностей ребенка //Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте / Под ред. Л. А. Венгера. - М., 1980. - с. 3-14.
- Воробьева В.К. Особенности связной речи школьников с моторной алалией // Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С.С.Ляпидевского и С.Н. Шаховской. - М., 1975. - с. 55-64.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., Просвещение, 1967. - 93с.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-471с.
10. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. - М.: Просвещение, 1981.-255.
11. Гербова В. В. Составление описательных рассказов (к методике обучения старших дошкольников описательным рассказам) //Дошкольное
воспитание. - 1981. - №9. - с. 28-34.
12. Глухов В.П. Особенности процесса воображения у детей с тяжелыми
нарушениями речи //Коррекционное обучение детей с нарушениями
речевой деятельности. - М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1983. - с. 66-74.
13. Гуменная Г. С. Развитие мнестических процессов у детей, страдающих
моторной алалией //Речевые расстройства у детей и методы их устранения
/ Под ред. С. С. Ляпидевчкого и др. - М., - 1978. - с. 45-54.
14. Гуровец Г.В. Особенности психоречевых расстройств у детей с
моторной алалией и обоснование методов лечебно- коррекционного
воздействия / Расстройства речи и методы их устранения / Под ред.
С.С.Ляпидевского и (З.Н.Шаховской. -М., 1975. - с. 11-21.
15. Дементьева А. М. Методика обучения рассказыванию в детском саду. -
М.: Учпедгиз, 1963. - 54с.
16. Ерастов Н.П. Культура связной речи. - Ярославль, 1969. - 117с.
17. Ефименко Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Дети с общим
недоразвитием речи,'. - М.: Просвещение, 1981. - 112с.
18. Жаренкова Г.И. Вытвление недостатков речи у детей // Недостатки речи
у учащихся начальных классов массовой школы / Под ред. Р.Е.Левиной. -
М., 1965.-с.150- 165.
19. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки
речевого развития у дошкольников. - М.: Просвещение, 1973. - 222с.
20. 3латковская Н.П., Савина М.М. Особенности педагогической работы с
детьми 2-го уровня речевого развития // Нарушение речи у дошкольников
/ Сост. Р.А.Белова-Давид. - М., 1972. - с. 200-216.
21. 3рожевская А.А. Формирование связной описательной речи в средней
группе детского сада. Дис. ... Канд. Пед. Наук-М., 1986. - 151с.
22. Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. - М.:
Изд-во МГУ, 1967. - 329с.
23. .Ковтунова И.И. Современный русский язык: / Порядок слов и
актуальное членение предложения /. - М.: Просвещение, 1976. - 239с.
24.Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1982. - 128с.
25. Крюк Т.А. Педагогическая работа с детьми 3-его уровня речевого
развития // Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А. Белова-давид. М., 1972.-с. 217-231
26 Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи
учащихся. - М.: Педагогика, 1975. - 225с.
27. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей / Алаликов /. - М.:
Учпедгиз, 1951.- 120с.
28. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с общим недоразвитием речи. -
М.:Изд-во АПН РСФСР, 961. -311с
29. Левина Р.Е. Предмет логопедии // Основы теории и практики логопедии
/. -М.: Просвещение, 1968. -с. 7-30.
30. Левина Р.Е., Никашина Н. А. Характеристика общего недоразвития речи
у детей / Основы теории и практики логопедии /. - М., 1968. - с.67-85.
31. Леонтьев А. А. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения
высказывания //Вопросы порождения речи и обучения языку. - М.: Изд-во
МГУ, 1967.-с. 6-16.
32. Леушина A.M. Развитие связной речи у дошкольника // Психология речи:
Учебные записки ЛГПИ им. А.И.Герцена. - Л., 1941. - т.35. - с.21-72.
33. Липкина Ю. С, Маевская С. И. Эстетическое воспитание //Воспитание и
обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С. С. Ляпидевского и
В.И. Селиверстова. - М., 1968. - с. 189-205.
34. Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи (описание,
повествование, рассуждение). - Улан-Удэ, 1974. - 261с.
35. Никашина Н.А., Чудиновг Л.М. Развитие разговорно-обиходной и
описательной речи у детей // Основы теории и практики логопедии. - М.,
1968.-с.89-116.
36. Пленкин Н. А. Обучение школьников структуре и правилам построения
текстов//Рус. Яз. В лколе. - 1977. №4. - с. 52-58.
37. Рубинштейн С. Л. к психологии речи //Психология речи: Ученые записки
ЛГПИим. А. И. Герцена. - Л., 1941. -т.35. -с. 6-20.
38. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. С-Пб.: Питер Ком, 1999. -
712с.
39. Сохин Ф. А. Осознание речи дошкольниками //Подготовка детей к школе
в детском саду /Под ред. Ф. А. Сохина, 1978. - с. 50-56.
40. Сохин Ф.А. Основные задачи развития речи // Развитие речи детей
дошкольного возраста /.Под ред. Ф.А.Сохина. - 3-е изд., испр. И доп. _ М.:
Просвещение, 1984-с.4-16.
41. Спирова Л.Ф. Приемы выявления речевых нарушений у детей // Основы
теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. - М., 1968. - с.31-
66.
42. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. и др. Учителю о детях с недостатками речи
/А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова. -М.: Аркти, 1996. - 160с.
43. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. - М.:
Просвещение, 1970. - 605с.
44. .Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред.
Р.А.Курбатовой, Н.Н.Подьякова. -М.: Просвещение, 1984. - 175с.
45. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)/ Под
ред. Ф. А. Сохина. - 5-е изд. -М.: Просвещение, 1981. - 159с.
46. Уманская Н.М. Сравнительное учение дошкольников с нарушениями
речи при нормальном и сниженном интеллекте. Дис. Канд. Пед.наук. -
Киев. 1977.- 177с.
47. Ушакова О.С. Раб эта по развитию речи в детском саду // Дошкольное
воспитание. - 1984. - №11.-с.8-12.
48. Ушакова О.С. Связная речь // Развитие речи детей дошкольного возраста
/Под ред. Ф.А.Сохина. - 3 изд.-М.: - Просвещение, 1984. - с.121-144.
49. Ушакова О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве (развитие
связной речи): Дис токтора пед.наук. - М., 1996. - 364с.
50. Ушакова О. С, ред. Вопросы речевого развития дошкольников:
Материалы конференции, посвященной 70-летию Ф.А.Сохина /Под ред.
О.С.Ушаковой; РАО. Исследовательский центр семьи и детства. - М.:
Изд, РАО, 1998.-68с.
51. Федоров Н.И. Особенности памяти детей с недоразвитием речи //
Советская невропатология, психология и психогигиена. -М., 1934.- т.З,
вып.7. - с. 95-98.
52. Филичева Т.Б. Недоразвитие речи у дошкольников и пути его
преодоления: Дис. Какд. Пед наук. -М., 1974. - 170с
53. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы
коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста //
Дефектология. - 1985. - №4. - с.72-78.
54. Филичева Т.Б., Чиркова Г.В. Изучение детей с общим недоразвитием
речи в специальном детском саду // Дефектология. - 1985. - №6. - с.55-62.
55. Шаховская С.Н. К вопросу о формировании грамматического строя речи
детей, страдающих моторной алалией // Вопросы дефектологии. - М.,
1964.-с.49-58.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи в процессе обучения дошкольников рассказыванию
Разработку своего творческого плана по развитию связной речи я начала со средней группы.Звучащая речь - это единый поток, в котором соединяется все: правильное дыхание, легкость и гибкость звучания го...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развитие связной речи в процессе обучения детей родному языку"
Одно из условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подраж...
"Обучение дошкольников родному языку"
Обучение дошкольников родному языку....
Доклад: «Обучение дошкольников родному языку в непосредственно образовательной деятельности в детском саду».
Доклад: «Обучение дошкольников родному языку в непосредственно образовательной деятельности в детском саду»....
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развитие связной речи в процессе обучения детей родному языку"
Одно из условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой ...
«Обучение дошкольников родному языку в непосредственно образовательной деятельности в детском саду».
laquo;Обучение дошкольников родному языку в непосредственно образовательной деятельности в детском саду».Любимый голос материнский,С рожденья слышат наши дети,Родной язык всё ж самый близкий,Дл...
Консультация для педагогов "Использование легенд в обучении дошкольников родному языку"
Раскрывая детям всю глубину легенд и мифов, открываем им богатство культуры народа, , развиваем речь, способствуем развитию личности в духе патриотизма....