Ритмизация общей и тонкой моиорики пальцев рук у детей 6-7 лет с дизартией
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
статья о ритмизации общей и тонкой моторики пальыцев рук у детей 6-7 лет с дизартрией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
РИТМИЗАЦИЯ ОБЩЕЙ И ТОНКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ДИЗАРТРИЕЙ.
В коррекционной работе с детьми с дизартрией используются различные логопедические технологии. Одной из них является ритмизация общей и тонкой моторики пальцев рук.
Коррекционная работа по ритмизации общей и тонкой моторики пальцев рук состоит из нескольких программ, включающих комплексы упражнений.
Первая программа состоит из 4 комплексов двигательных упражнений:
1.Упражнения на развитие координации рук и ног.
2.упражнения, направленные на развитие координации движений тонкой моторики рук.
3.Упражнения, направленные на развитие интерсенсорной координации и чувства ритма.
4.Ритмизированные артикуляционные упражнения.
Первый комплекс двигательных упражнений посвящён развитию координации движений рук и ног с постепенно нарастающей сложностью двигательной программы. Он состоит из трёх этапов, в которых движения выполняются: одновременно, попеременно, одновременно сменяющиеся,
Первый этап включает тренировку рук и ног с помощью одновременного выполнения движений.
Перед выполнением упражнений учащемуся даётся следующая инструкция: «Я буду выполнять движения, а ты должен внимательно следить за моими движениями и запоминать их. При выполнении упражнений я буду давать объяснения, как правильно выполнять движение. Это обыкновенная зарядка. Которую ты будешь делать под счёт».
Второй этап состоит из тренировки координации рук и ног с помощью попеременного выполнения движений.
Перед выполнением упражнений учащемуся даётся инструкция: «Смотри внимательно за моими движениями, запоминай их. При выполнении упражнений я буду объяснять, как правильно нужно выполнять движение, ты будешь делать их под счёт».
Третий этап состоит из тренировки реципрокной координации движений рук и ног. Перед выполнением комплекса упражнений учащемуся даётся следующая инструкция: «Внимательно следи за выполняемыми мною упражнениями, запоминай упражнения. Ты будешь выполнять упражнения под счёт вначале в медленном темпе, а затем темп будет ускорен».Второй комплекс двигательных упражнений направлен на развитие тонкой моторики пальцев рук. Он состоит из трёх этапов, в которых движения ладонями и пальцами выполняются: одновременно, попеременно, с одновременной сменой движений пальцами правой и левой руки.
Первый этап включает упражнения, которые выполняются одновременно пальцами правой и левой руки. Перед выполнением комплекса упражнений учащемуся даётся инструкция о внимательности при запоминании показываемого логопедом упражнения.
Второй этап включает попеременное выполнение движений пальцами правой и левой руки. Перед выполнением упражнений учащемуся даётся инструкция: «Посмотри внимательно как я выполняю упражнения попеременно пальцами то правой, то левой руки. Запомни первое упражнение и выполняй под счёт».
Третий этап включает тренировку пальцев рук при одновременно сменяющихся движениях на правой и на левой руке. Эти упражнения направлены на развитие реципрокной координации пальцев рук. Перед выполнением упражнений учащемуся даётся следующая инструкция: «При выполнении показываемых мною движений, обрати внимание на то, что все движения должны одновременно сменяться на правой и левой руке. Чтобы движения были плавными. Всю гимнастику для рук ты будешь выполнять под счёт».
Третий комплекс двигательных упражнений направлен на развитие интерсенсорной координации и чувства ритма. Упражнения данного комплекса позволяют корригировать нарушения восприятия, моторики, развивают зрительно-двигательную координацию, пространственные и временные представления, опосредованные знаком в процессе моделирования ритмических структур ведёт к развитию мыслительной деятельности ребёнка. Овладение чувством ритма способствует гармонизации психического развития детей.
Упражнения на интерсенсорную координацию представляют собой тренировочные движения руками и ногами, выполняемые по схемам-символам. Коррекционные приёмы проводятся в три этапа: на первом этапе выполняются предварительные упражнения, на втором этапе выполняются упражнения по схемам-символам с усложнением, на третьем этапе — учащиеся запоминают группы схем и выполняют их как по единой цельной схеме. Количество схем постепенно увеличивается и усложняется, время их показа уменьшается.
Первый этап. Предварительные упражнения выполняются с показом схемы-символа, логопед знакомит учащихся с элементарными движениями и их схемами-символами, даётся пояснительная инструкция: «На этих карточках схематично изображено упражнение. Сейчас я выполню движение руками, а ты должен определить на которой из этих двух схем-символов изображено выполняемое мной упражнение». После того, как учащийся понял сущность выполнения упражнений по схемам-символам, логопедом даётся следующая инструкция: «По схеме, изображённой на карточке принять нужное положение тела». Каждое упражнение комментируется объяснением логопеда. После этого ребёнок по схеме самостоятельно описывает упражнение.
Второй этап. Упражнения по схемам-символам с усложнением предполагают самостоятельное выполнение движений детьми. Упражнения данного комплекса представляют собой одновременно сменяющиеся координированные движения рук, ног и головы, выполняемые в определённом темпе, заданном логопедом. Перед выполнением движений даётся инструкция: «По схеме, изображённой на карточке принять нужное положение тела, рук, ног и выполнить движения так, как схематично изображено на схеме».
Третий этап. Тренировка движений по группам схем. Группы схем можно образовывать, варьируя разные схемы-символы, упражнения по которым были предварительно выполнены. Логопеду следует творчески подходить к используемому материалу и самостоятельно подбирать его в зависимости от того, что наиболее необходимо в данный момент детям, с которыми ведётся коррекционная работа. Количество схем следует постепенно увеличивать, а время показа уменьшать. Учащиеся должны запомнить группу схем и выполнить упражнения ритмично, как по единой. Цельной схеме. Перед выполнением задания ребёнку даётся инструкция: «Посмотри внимательно на группу схем, запомни и выполни ритмично все данные упражнения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование кинестетических ощущений и тонкой моторики пальцев рук у детей с ЗПР
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое раз...

РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК ДОШКОЛЬНИКОВ
РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК ДОШКОЛЬНИКОВ...
Система коррекционной работы с детьми с ЗПР по развитию тонкой моторики пальцев рук
Важной и неотъемлемой частью развития речи ребенка является работа по развитию мелкой моторики руки, которая учитывает такие компоненты готовности руки ребенка к обучению письму, как:кинестетический п...

РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон головного мозга. В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он у...
Виды деятельности по развитию тонкой моторики пальцев рук
Перечисление видов работ по развитию мелкой моторики и рекомендации по их проведению...

Презениация на тему:Формирование кинестетический ощущений и тонкой моторики пальцев рук при ОНР (моторной алалии)
Моторика - совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика). Мелкая моторика - это совокупность координированных движений кистей и паль...