Формирование кинестетических ощущений и тонкой моторики пальцев рук у детей с ЗПР
презентация по логопедии по теме
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовка кисти руки к письму, а также мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровень развития мышления.
В презентации наглядно представлены основные виды деятельности, развивающие тонкую моторику пальцев рук.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В.А. Сухомлинский «Представление, что при любом двигательном тренинге... упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов» И. А. Бернштейн
Кинестетические ощущения (от греч. Kineo - двигаюсь и aesthesis - ощущение) - это ощущения положения частей собственного тела и производимых мышечных усилий в процессе движения и вне его. Данный вид ощущений возникает в результате раздра-жения специальных рецепторных образований (проприорецепторов), расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и связках. Именно они дают информацию о движении и положении тела в пространстве. Роль кинестетических ощущений в психической деятельности была выделена еще И.М. Сеченовым, который считал, что мышечное чувство является не только регулятором движения, но и психофизиологической основой пространственного видения, восприятия времени, предметных суждений и умозаключений, абстрактно-словесного мышления.
Особенности нарушений тонкой моторики рук у детей с ЗПР Страдает техника движения и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация) Выявляются недостатки психомоторики Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности , лепке, аппликации, конструировании Затруднено формирование графомоторных навыков Лубовский В.И. в своих работах отмечал, что нарушение целенаправленности и произвольности движений и действий у детей с ЗПР связано также с незрелостью регулирующей функции речи. Д ля детей с ЗПР необходима регулярная работа по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук.
Диагностика развития тонкой моторики рук у детей Диагностика кинестетического праксиса : Выполнение по зрительному образцу: • соединить 1 и 2 пальцы в кольцо – "O-KEY" • пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты – "зайчик" • пальцы сжаты в кулак, 2 и 5 пальцы вытянуты – "коза-дереза" То же левой рукой. Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора: с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу", открыть глаза – повтор движений. Перенос позы с выключением зрительного анализатора: Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза").
Диагностика развития тонкой моторики рук у детей II. Диагностика динамического праксиса : « Ладонь – кулак - ребро» (сначала правая, потом левая рука) «Петушок» - «Вилка» или «Заяц» - «Флажок» (упражнение заключается в быстрой смене фигурок) Графические пробы: – зубчики (нелинованный лист) 20 сек. на пробу. – заборчик – дом – башня (зубчик-заборчик) Реципрокная координация Предложить ребенку положить перед собой руки – одна сжата в кулак, а другая – распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно).
Формирование кинестетической основы движений пальцев рук Примеры упражнений по развитию кинестетических ощущений двигательного акта: Кисть правой руки сжата в кулак, стоит на ребре ладони, указательный палец вытянут вперед. Кисть левой руки спокойно лежит на столе (аналогичным образом проводится упражнение с кистью левой руки, затем указанное положение придается обеим кистям). Сцепить указательные пальцы обеих рук, остальные пальцы сжать в кулак. Сжатая в кулак кисть правой руки стоит на ребре ладони, развести сомкнутые пальцы до образования “колодца” (круглого отверстия). Затем упражнение выполняется пальцами левой руки и одновременно обеими руками. Кисть правой руки лежит на столе ладонями вниз с разведенными пальцами. Указательный палец кладется на средний (аналогичным образом упражнение выполняется пальцами левой руки и одновременно пальцами обеих рук). Выполнить образец положения рук логопеда с закрытыми глазами. Работа проводится с использованием экрана для исключения зрительного контроля за положением рук.
Виды деятельности, развивающие тонкую моторику пальцев рук Массаж и самомассаж Пальчиковая гимнастика Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация) Ручной труд (изготовление поделок (из бумаги и папье-маше, картонок, ниток и природного материала), макраме – плетение из толстых ниток, бисероплетение ; вышивание, шитье, вязание, пришивание пуговиц, выжигание) Игры-манипуляции с различными предметами ( собирание пирамидки, матрешки, конструктора, мозаики; игры – шнуровки; расстегивание и застегивание пуговиц разных размеров, липучек, молний, ремешков, кнопок, крючков, манипуляции с небольшими предметами и игрушками) Пальчиковый театр
Массаж и самомассаж Приемы самомассажа : поглаживание, растирание, разминание, выжимание . Три комплекса упражнений самомассажа (на основе рекомендаций А.А. Бирюкова): самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук. При самомассаже используются упражнения с грецкими орехами, разноцветными прищепками, массажными мячиками, шестигранными карандашами.
Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна» Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне» способствует: нормализации мышечного тонуса; стимуляции тактильных ощущений; увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук. Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку. Горох Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук. В миску насыпали горох И пальцы запустили, Устроив там переполох, Чтоб пальцы не грустили.
Массаж пальцев рук с мячиком « Су-джок » Сказка «Ежик» Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек По ладошки бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. (шарик между ладошками) Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да. (движения по пальцам) Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь! (пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)
Пальчиковая гимнастика с предметами Игры с прищепками Дети становятся в круг и с помощью прищепок передают друг другу платочек
Игры со счетными палочками Из спичек или счетных палочек выкладываются различные фигуры и рисунки по образцу
Игры с карандашами Взять карандаш большим и указательным пальцами и, не помогая себе другой рукой, перехватить его большим и средним пальцами и т.д. Взять трехгранный карандаш, расположив большой, указательный и средний пальцы на разных гранях (как при письме). Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5.
Игры с крупами и песком Игра «Золушка»: с помощью пинцета отделить красную фасоль от белой (более сложный вариант задания – отделить рис от гречки)
Изобразительная деятельность и ручной труд Лепка (из пластилина, слоеного теста) способствует: развитию мелкой моторики (в лепке работают две руки); координации работы двух полушарий; обогащению сенсорного опыта (цвет, пластика, форма, материал, вес); формированию умения планировать работу, доводить начатое дело до конца; развитию воображения и эстетического вкуса Авторы, исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей (Н.Б. Халезова , Б.Б.Косминская, Н.П. Сакулина , Т.С.Комарова, А.И.Савенков, О.В.Григорьев и др.) отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы.
Игры-манипуляции с предметами
Пальчиковый театр Пальчиковый театр - это увлекательная дидактическая игра, которая: стимулирует развитие мелкой моторики; знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер; помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.); развивает воображение, память, мышление и внимание; помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции; формирует творческие способности и артистические умения; знакомит с элементарными математическими понятиями.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК ДОШКОЛЬНИКОВ
РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК ДОШКОЛЬНИКОВ...
Формирование кинестетических ощущений и мелкой моторики в художественно – творческой деятельности у детей с речевой патологией (онр)
В данной презентации представлены итоги работы по формированию мелкой моторики детей с ОНР средствами художественного творчества....
Система коррекционной работы с детьми с ЗПР по развитию тонкой моторики пальцев рук
Важной и неотъемлемой частью развития речи ребенка является работа по развитию мелкой моторики руки, которая учитывает такие компоненты готовности руки ребенка к обучению письму, как:кинестетический п...
РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон головного мозга. В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он у...
Развитие тонкой моторики пальцев рук
Эти упражнения развивают мелкую моторику...
Виды деятельности по развитию тонкой моторики пальцев рук
Перечисление видов работ по развитию мелкой моторики и рекомендации по их проведению...
Презениация на тему:Формирование кинестетический ощущений и тонкой моторики пальцев рук при ОНР (моторной алалии)
Моторика - совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика). Мелкая моторика - это совокупность координированных движений кистей и паль...