МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОГО ЧИТАТЕЛЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
консультация по логопедии на тему
Как привить ребенку любовь к книге, к чтению? Как ввести его в огромный , необыкновенный мир литературы?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_formirovaniya_aktivnogo_chitatelya_v_doshkolnom_vozraste.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОГО ЧИТАТЕЛЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Баева Татьяна Сергеевна, учитель-логопед ,ГБОУ Гимназия № 45
«Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело, им решается участь человека» Белинский В. Г.
Воспитанию читателя-школьника посвящено немало исследований. Что же касается дошкольника, то здесь дело обстоит сложнее. Вероятно, это связано с тем, что в силу возрастных особенностей его считают не читателем, а слушателем. А ведь именно в дошкольном возрасте формируются стереотипы читателя, среди которых имеют место и негативные (в школьном возрасте их сложнее корректировать). Если дошкольник привык относиться к чтению только как к развлечению, а любимым его «чтивом» являются комиксы, то воспитать в таком ребенке вдумчивого читателя, для которого чтение - серьезное занятие, сложно. Если в семье ребенка постоянно заставляют читать, прибегая к наказаниям, он будет воспринимать чтение как скучную обязанность и творческого, заинтересованного читателя из него не получится. Дошкольники «всерьез» воспринимают все прочитанное и увиденное, и, если не формировать критическое восприятие, велика вероятность, что они будут копировать негативные образцы, подражать отрицательным героям, т.е. у них начнут формироваться неадекватные модели поведения. Например, во многих сказках зло наказывается, причем жестоко. И если ребенок неверно воспринимает сказку (ее смысл, поступки главных героев и т.д.), у него может сформироваться агрессивная модель поведения. Любовь к искусству, литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь. Дошкольники восприимчивы, способны глубоко чувствовать художественный текст, поэтому полюбившиеся им в раннем детстве литературные образы останутся с ними на долгие годы.
Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге - одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе. Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. «О память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной» Эти слова Константина Батюшкова имеют отношения и к вопросам чтения.
У ребёнка память сердца. Не сопереживавшие в детстве, могут остаться равнодушными к проблемам века – этическим, экологическим, экономическим.
Чуткость к прочитанному не возникает сама по себе. Ведь не секрет: чудо книги существует не для всех. Задача взрослого – открыть ребёнку то чудо, которое несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Читатель начинается раньше, чем ребёнок научится читать. Умение слагать слоги и слова – начало умения читать, а чтение как источник духовного обогащения – нечто другое.
Значимость продуманного отбора книг для детского чтения определяется тем, что он неизбежно влияет на литературное развитие ребёнка, на формирование его литературного опыта на важном этапе – этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге: интереса и любви или равнодушия. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.
Известно, что дошкольное детство - определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг. Итак, любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых, он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что слышит, оценивает его, а значит, является читателем. Если не заниматься воспитанием дошкольника как читателя, чтение может принести ему вред, закрепить в его сознании неадекватные стереотипы.
Как приобщить ребенка к чтению? Как научить «добывать» самостоятельно из книг необходимую информацию? На эти вопросы мы постараемся дать ответ.
Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст. Основные задачи, которые стоят перед педагогом:
1. Знать и учитывать в работе особенности читателей-дошкольников.
2. Использовать эффективные методы и приёмы развития интереса к чтению у дошкольников в детском саду и дома.
На сегодняшний день, в связи с внедрением федеральных государственных требований, мы встали перед необходимостью изменения подхода к организации процесса приобщения дошкольников к художественной литературе. Для себя мы определили следующий стиль поведения:
- Круг детского чтения формируется педагогом
- Следует выделить специальное место для чтения
- Детям читаем ежедневно
- Педагог сам определяет последовательность чтения, чередуя большие литературные формы с малыми
- Чтение должно проходить в непринуждённой обстановке
Известны определенные методы, способствующие формированию и развитию литературного вкуса в дошкольном возрасте. Их может использовать воспитатель, ими должны овладеть родители.
1. Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Не секрет, что монотонное, однообразное чтение или чтение с запинками вряд ли будут слушать даже взрослые, какими бы интересными ни были читаемые произведения. Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами, что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста. Для выразительного чтения вслух рекомендуются русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок» (для младших дошкольников), «Василиса Премудрая», «Иван-царевич и серый волк» (для старших дошкольников).
2. Использование иллюстративного комментария при чтении вслух младшим дошкольникам небольших по объему произведений, например стихотворений А. Барто, Б. Заходера, К. Чуковского. Методика работы следующая: воспитатель или родитель читает вслух художественный текст, дети показывают предметы и героев, изображенных на иллюстрации к книге. Младшие дошкольники показывают, где на иллюстрации расположены бычок, кроватка, мишка, слон, качающий головой, и т.д.
При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображение животных, людей, предметного мира максимально реалистично.
Иллюстрирование старшими дошкольниками художественных произведений детской литературы. Можно предложить детям нарисовать запомнившегося героя, понравившийся сюжет. Так, слушая «Федорино горе» К.И. Чуковского, дошкольники с удовольствием рисуют грязную посуду, убегающую от Федоры. Такая работа способствует развитию не только литературного вкуса, любви к чтению, но и творческих способностей, фантазии, воображения.
Литературные викторины. Их организацию в детском саду необходимо досконально продумать, иначе неизбежны шум, гвалт и, что самое недопустимое, обиды и даже необъективность оценки детских достижений. Особое значение придается подготовительному этапу, который включает чтение книг, организацию книжной выставки, предварительное ознакомление с вопросами и т.д.
5. Кукольные драматизации. В современной методике дошкольного воспитания кукольным спектаклям уделяют серьезное внимание, поэтому воспитателям и родителям следует владеть методами и приемами использования кукольных постановок. Дошкольники могут под руководством воспитателей или родителей заниматься изготовлением кукол, быть не только слушателями, но и полноценными участниками спектакля. Кукольный театр поможет ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия.
Помимо указанных методов работы по формированию у детей литературного вкуса, воспитатели и родители должны владеть приемами, позволяющими включать художественное слово в повседневную жизнь ребенка. Например, надевая варежки ребенку на прогулку зимой, можно обыграть стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик?». После дневного пробуждения прочитать стихотворение Е. Благининой «Наша Маша рано встала...».
Важное условие успешной педагогической работы - сопровождение чтения игровыми действиями. Дошкольники способны слушать понравившееся им произведение многократно, сохраняя непосредственность эмоционального переживания. Этому способствует эмоциональная включенность в процесс чтения самого воспитателя или родителя, который занимает позицию зрителя или участника событий. Начинать знакомство с новой книгой можно с показа ярких цветных иллюстраций. Уже в раннем возрасте малыши учатся прогнозировать будущее чтение, отвечают на вопросы по иллюстрациям: «О ком эта сказка? Кто это? Кто к кому пришел в гости?» и т.п. Наиболее эффективно такое рассматривание книги с небольшой группой детей (не более четырех-пяти человек), когда каждого можно включить в беседу, каждому обеспечить доступ к книге. Интересной формой привлечения детей к книге является организация игры в книжный магазин. Для игры педагог отбирает несколько книг таким образом, чтобы для продажи каждой книги было несколько одинаковых экземпляров. Вначале роль продавца выполняет педагог. Он раскладывает книги и предлагает детям купить их. Педагог в роли продавца помогает покупателю выбрать книгу, рассказывает о её достоинствах, побуждая её «купить». Эффективным приёмом привлечения к книге являются организованные встречи детей с людьми, которые дарят им книги (сотрудники детского сада, родители и т. д.), рассказывают о них и о том, как с ними обращаться. Детям будет интересно почитать книгу, если в группе появится игрушка-герой литературных произведений.
Дети постарше с удовольствием проинсценируют любимое произведение или изготовят свою книгу со своими иллюстрациями к любимой сказке, рассказу или стихотворению.
Особенности работы с дошкольниками в детском саду
Каким же образом воспитывать дошкольника как читателя, формируя указанные позитивные стереотипы и преодолевая негативные? Для этого необходима специальная работа с детьми и родителями и должны решаться следующие воспитательные задачи.
Расширение круга читательских интересов дошкольников, знакомство с высокими образцами искусства (воспитание разностороннего читателя).
Формирование готовности к рациональному выбору книг, (воспитание разборчивого читателя).
Формирование готовности к полноценному восприятию прочитанного, воспитание вдумчивого, заинтересованного читателя.
Формирование готовности к адекватной оценке прочитанного, воспитание критически мыслящего, творческого читателя.
Работу с детьми желательно начинать с выявления их читательских интересов. В индивидуальной или групповой беседе детям можно задать следующие вопросы: «Умеешь ли ты читать? Читают ли тебе дома родители? Как часто? Какую книгу ты читал (слушал) на этой неделе? Есть ли у тебя любимые книги? Какие? Перечитываешь ли ты книги, просишь прочитать еще раз? Какие? Какие книги тебе не нравятся? Почему?».
Логичным продолжением этого разговора может стать беседа «О пользе и вреде чтения». Воспитатель спрашивает у детей: «Как вы думаете, а чтение книг может принести вред?». Оказывается, да, если читать, например, только детские детективы и «ужастики». Или если читать, не понимая, о чем это произведение. Основная мысль, которую воспитатель должен донести до детей в ходе беседы: нужно читать с пользой, обдуманно подходить к выбору книг.
Два-три раза в неделю во время утренней беседы с детьми можно проводить пятиминутки «Что мы читаем?». Один-два ребенка рассказывают о том, что они вчера читали, понравились ли им книга и почему. В ходе пятиминуток воспитатель учит детей анализировать, оценивать прочитанное, причем не только сюжет, но и героев, замысел автора, идеи. Каждый ребенок анализирует, что полезного он приобрел в ходе чтения: узнал что-то новое, захотел стать лучше, научился что-то делать и т.д.
Когда дети научатся анализировать прочитанное, можно предложить им не просто рассказать о прочитанном, а сочинить рекламу или антирекламу книги (можно использовать юмор, рисунки, театрализацию). Рекламу может придумывать один ребенок или группа детей (сначала с помощью воспитателя, затем сами). Рекламы же, составленные воспитателем, помогают расширить круг читательских интересов детей. Например, им нравится юмористическая детская литература (Д. Хармс, Г. Остер, Б. Заходер, небылицы, перевертыши и др.), однако в программе по развитию речи ей уделяется недостаточно внимания. Реклама такой литературы позволит детям ближе познакомиться с ней, что повысит их интерес к чтению.
Чтобы научить детей рациональному выбору книг можно предложить составить план чтения на неделю, месяц (что ребенок планирует прочитать, послушать, с какой целью). При этом надо учить дошкольников осознанно подходить к выбору.
Эффективной формой работы является ведение дневников читателя. Ребенок сам или с помощью взрослых записывает книги, которые прочитал или прослушал. Рисует красное солнышко, если они понравились и принесли пользу, желтое солнышко - если просто получил удовольствие, тучку - если принесли вред (перевозбудился, не мог уснуть, заболела голова, зря потратил время, не понравилось и т.д.). В дальнейшем в план чтения такие книги уже не включаются.
С целью формирования полноценного восприятия прочитанного необходимо побуждать детей к сравнительному анализу художественных произведений. Например, предложить сравнить сказки разных народов со схожими сюжетами, народные и авторские сказки. Важно научить детей понимать, что главным в произведении является не столько сюжет, сколько идеи, смыслы, авторский замысел. Если такое понимание не закладывается с детского возраста, то вырастают читатели, которых привлекают только динамичный, насыщенный сюжет, возможность испытать острые ощущения и не интересуют заложенные или отсутствующие в них идеи и смысл. И тогда практически единственным чтением становятся остросюжетные детективы примитивного уровня.
С целью формирования у детей осмысленного восприятия прочитанного нужно перед чтением книг предложить определенные задания. Например, оценить иллюстрации к книге, описать главных персонажей. Когда дети научатся выполнять такие задания, можно их усложнить: предложить составить устный отзыв на прочитанное по вопросам: как называется книга? Кто автор? Понравилась или нет и почему? Интересная ли книга? Что вызвало интерес? Полезна ли книга? Что можно взять из нее для себя? Что было непонятным? Какие вопросы ты хотел бы задать автору книги?
Полезна работа и по повторному восприятию прочитанного. Читая книгу первый раз, ребенок следит прежде всего за сюжетом. Повторное чтение помогает извлечь новые идеи и смысл. Можно прочитать детям рассказ первый раз, побеседовать. Через месяц вновь прочитать его и спросить: изменилось ли восприятие? Что нового увидели в произведении? Обычно понравившееся произведение дети читают по нескольку раз. Следует попросить их рассказать о таких книгах, о том, как меняется их восприятие при повторном чтении.
Чтобы научить детей понимать авторский замысел, можно предложить после чтения книги придумать вопросы к автору.
Оценка персонажей дошкольниками чаще всего основывается на одном из наиболее запомнившихся качеств или поступков. Они учитывают, соответствует или не соответствует поведение героя их собственным нормам и требованиям. У дошкольников такие нормы и требования еще не сформированы, поэтому многие поступки и качества оцениваются неправильно и вызывают неадекватное отношение. Задача воспитателя - подвести детей к правильной оценке.
С целью их воспитания как творческих читателей можно предложить творческие задания: придумать продолжение сказки; домыслить судьбу литературных героев; сочинить устное письмо герою литературного произведения и ответ на него; объединить героев разных литературных произведений в одно произведение, например, сочинить сказку, в которой героями являются Буратино, Кот в сапогах и Красная Шапочка. Можно провести игры «Герои сказки в необычной обстановке», «У нас в гостях герои любимой книги». (Один ребенок объявляет себя героем литературного произведения, мультфильма. Остальные дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить от лица выбранного персонажа.)
Чтобы научить дошкольников адекватно оценивать прочитанное, можно организовать посещение театра, цирка, просмотр телепередач и обмен мнениями. Например, воспитатель говорит.- «Завтра в 9 часов по первому каналу будет показана экранизация былины про Илью Муромца. Давайте все посмотрим ее, а на занятии прочитаем былину и обменяемся впечатлениями».
Продолжением такой работы может стать созданный в группе клуб читателей. Раз в две недели проводятся его заседания, на которых организуют игры, викторины, обмен мнениями, конкурс иллюстраций к прочитанному и т.д. На заседания клуба дети могут приносить из дома свои любимые книги, рассказывать о них, обмениваться книгами. В клубе можно организовать конкурс на лучшего знатока детских стихов, сказок, творчества какого-либо детского писателя1.
Работа воспитателя с родителями
Перейдем к работе воспитателя с родителями, в ходе которой решаются следующие воспитательные задачи.
Познакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников-читателей, позитивными и негативными стереотипами.
Расширить их представления о детской литературе.
• Научить руководить воспитанием детей как читателей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ.
Взаимодействие с родителями включает в себя:
Проведение разъяснительной работы о значении развивающих функций художественной литературы
Изучение круга детского чтения дома.
Предоставление в распоряжение родителей перечня художественных произведений, его уточнение и изменение по необходимости.
Привлечение родителей к проведению работы в семье по расширению кругозора детей посредством чтения, участие в литературных праздниках.
Воспитатели должны помочь семье в литературном развитии ребенка, в формировании у малыша читательского вкуса, отношения к книге как к явлению культуры. В организации родительского педагогического всеобуча в детском саду почетное место должна занять проблема детского чтения. В чем конкретно может проявиться педагогическая пропаганда в этой области?
Детский сад должен информировать родителей о том, какие произведения входят в круг чтения детей каждой возрастной группы. Информация может быть представлена в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будет читаться на занятиях и что рекомендуется для домашнего чтения.
В уголке для родителей целесообразно помещать советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими, например, рубриками: «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения книги», «Личная библиотека вашего ребенка» и др. Здесь же может быть представлена постоянная рубрика «Новинки детской литературы» с информацией о новых книгах, с краткой аннотацией к ним.
Воспитатель проводит индивидуальные консультации и беседы с родителями на конкретные, важные для той или иной семьи темы (как приохотить ребенка к слушанию книг, какие литературные места можно показать детям в выходной день, как использовать книгу для развития связной речи и др.).
В детском саду родителям показывают занятия по литературным произведениям, знакомят с уголком книги. Очень полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы.
После видео – экскурсии в библиотеку, которую мы провели у себя в группе, ребята засыпали родителей вопросами, почему у них дома нет детской библиотечки. Поэтому пришлось срочно организовать «круглый стол» с родителями на тему «Семейные чтения». На нём мы обсуждали организацию книжного уголка дома, какие книги нужно подобрать, как и когда ребёнку можно читать.
Воспитатель может пригласить работников библиотеки или же сам провести лекции, беседы, круглые столы с родителями на темы: «Стихи и сказки С. Михалкова», «Вообразилия Б. Заходера», «Грамматика фантазии Дж. Родари», «Мудрый волшебник С. Маршак», «В мире героев Н. Носова», «Детские страшилки, детективы: вред или польза?» и др. В группе может быть представлена наглядная информация для родителей о творчестве детских писателей.
Значительную часть работы с родителями необходимо посвятить обучению их руководству чтением дошкольников. В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух: вечером вся семья собиралась за столом, кто-нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, она все больше уходит в прошлое. На лекции можно рассказать родителям о пользе семейного чтения, когда не только мама, но и папа, бабушка, дедушка, другие члены семьи высказывают свое мнение о прочитанном, отвечают на вопросы ребенка. По силе эмоционального воздействия такое чтение несравнимо с чтением воспитателя в группе. Чтобы мотивировать родителей к семейному чтению, можно организовать в группе «Вечер семейного чтения», на котором воспитатель, дети, родители будут читать и обсуждать прочитанное. Если же у кого-то принято семейное чтение, то организовать обмен опытом. Воспитатель может дать родителям список книг для семейного чтения; при этом необходимо обратить их внимание на то, что не нужно бояться читать детям т.н. «взрослые» книги. Например, ребенок услышал разговор про Шарикова и просит прочитать о нем. Некоторые родители подумают: «Не рано ли "Собачье сердце" в 6 лет?». Но почему бы и нет? Ограничивая круг чтения ребенка, мы убиваем его интерес к литературной классике. Воспитатель замечает, что очень полезно семейное чтение не только художественной литературы, но и справочников, энциклопедий. Например, у ребенка возник вопрос «Откуда берется дождь?». Можно вместе почитать детскую энциклопедию по естествознанию. Потом члены семьи могут рассказать о дожде, который больше всего запомнился в жизни каждого из них. Чтение справочной литературы учит ребенка самостоятельному поиску ответов на вопросы, приобретению новых знаний.
Можно устроить в группе конкурс иллюстраций детей и родителей к литературным произведениям. Детям нравится рассказывать о том, что нарисовали их родители, почему именно так изобразили литературных героев.
Заключение
По словам известного литературоведа Ю.М.Лотмана, художественные тексты обладают свойствами «сгущенной информативности», т.е. содержат столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт. И действительно, художественные тексты — при правильном их подборе — могут охватить если не все, то большую часть образовательных, воспитательных умений, которые необходимо освоить детям. Именно поэтому чтение художественной литературы может быть использовано как одно из средств, создающих смысловой фон и стимул для развертывания других форм совместной деятельности взрослого с детьми (продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой), объединяющих их в целостном образовательном процессе.
Используя художественные произведения как готовый культурный материал, воспитатель и родители выступают проводниками детей в миры, создаваемые книгой, и в то же время не остаются безучастными исполнителями, а, как партнеры, вместе с ними удивляются, восхищаются, огорчаются, предвосхищают возможные коллизии — сопереживают персонажам в происходящих с ними событиях.
Иначе говоря, чтение художественной литературы выступает как одна из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. В отличие от других форм — продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой — она не может быть продолжена дошкольниками самостоятельно и перейти в их свободную деятельность в силу того, что они в большинстве своем не умеют свободно читать и зависят от партнера-взрослого. Это налагает особую ответственность на воспитателя и родителей в плане подбора художественных произведений для чтения, с тем чтобы книга, затронув струны детской души, в наибольшей степени способствовала развитию и образованию ребенка.
Воспитание интереса к чтению книг должно проводиться не только и не столько на занятиях, сколько в свободной жизнедеятельности, и прежде всего в семье.
Главный критерий эффективности проводимой работы – радость ребёнка при встречи с книгой. Активный читатель – это тот, кто:
Испытывает эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение
Испытывает желание в чтении
Задает вопросы
Умеет самостоятельно работать с книгой
Переносит в жизнь читательский опыт
Список литературы
Алексеева, А.Формирование готовности к овладению чтением и письмом проблемы и пути решения // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2. - С. 72-78.
Афанасьева, Л. И. Формирование интереса к чтению у детей с интеллектуальными нарушениями // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - № 2. - С. 36.
Барташева, Н. Воспитание будущего Читателя // Дошкольное воспитание. - 1994. - N 8. - С. 28-34.
Гончарова, Е. Ранние этапы приобщения детей к чтению // Воспитание школьников. - 2005. - № 12. - С. 45-56.
Гриценко, 3. Ребенок и книга// Дошкольное воспитание. - 2000. - N 3. - С. 49-52.
Детское чтение. - М.: Дрофа-плюс, 2004. - 79 с.
Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 1998.
Кондратьева, С. Ю. Ознакомление с художественной литературой дошкольного возраста//Дошкольная педагогика.-2007.-№ 8.-С. 39-41.
Ливанова, О. А. Учимся читать художественную литературу. - М.: Школьная пресса, 2004. - 80 с.
Кирьянова, Р. А. Учимся, играя: система игр и упражнений по обучению детей чтению // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 3. - С 7-12.
Кузьменкова, Е. И. Воспитание будущего читателя: литературно-художественное развитие детей 3 - 5 лет.- М. : Чистые пруды, 2005. - 30 с.
Леонтьева, Н. Детский сад. Библиотека // Дошкольное воспитание. - 1994. - N 4. - С. 50-57.
Любимое чтение в детском саду : от 5 до 7 лет. - Балашиха: Транзиткнига; Кызыл : ACT, 2003.- 351 с.
Миронова, Н. Как научить ребенка любить литературу?// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 117-121.
Прудовская, С. Н. Книжкины затеи: о том, что можно делать с книгой малышам. - М.: Чистые пруды, 2007. - 30 с.
Сокольская, Л. В. Материнское чтение. - М.: Либерея-Бибинформ, 2007. - 79 с.
Тимофеева, И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским. - СПб., 2000. - 511с.
Тюнников, Ю. Воспитание дошкольника как читателя и зрителя// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. - С. 31 -38.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель активного читателя в дошкольном периоде жизни детей
Формирование человека как неповторимой индивидуальности, разносторонне развитой личности предполагает широкое приобщение к разнообразным видам человеческой деятельности, в том числе и к чтению художес...
Модель активного читателя в дошкольном периоде жизни детей
Формирование человека как неповторимой индивидуальности, разносторонне развитой личности предполагает широкое приобщение к разнообразным видам человеческой деятельности, в том числе и к чтению художес...
ПРОЕКТ «Модель формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе в условиях ФГОС на примере темы «Тольятти трижды рожденный»
Введение Актуальность темы. При формировании основ гражданских и патриотических чувств в ФГОС к структуре ООП ОД 20% отводится региональному компоненту, одним из направлений которого являет...
Консультация для воспитателей ДОУ «Модель активного читателя в дошкольном периоде жизни детей»
Формирование человека как неповторимой индивидуальности, разносторонне развитой личности предполагает широкое приобщение к разнообразным видам человеческой деятельности, в том числе и к чтению художес...
"Театрализованная деятельность как средство формирования активного читателя"
Консультация для воспитателей...
Театрализованная деятельность как средство формирования активного читателя (презентация)
Цель: сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обряд...
Театрализованная деятельность как средство формирования активного читателя
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации ребёнка, происходит приобщение к культуре, о...