Рабочая программа учителя-логопеда.
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему
Рабочая программа учителя -логопеда на ребенка старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_uch.logopeda.docx | 35.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-логопедический работы с воспитанницей ФИ ребенка разработана на основе, следующих документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с ОВЗ
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с ОВЗ;
Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования,
Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей с задержкой психического развития недостаточностью) ГБОУ Школа №__;
Устав ГБОУ Школа №__
Рабочая программа разработана на период сентябрь-январь 2017-2018г
При разработке программы учитывались индивидуальные особенности развития ФИ ребенка воспитанницы старшей группы с заключением ЦПМПК: задержка психического развития.
Речь - это важнейшее средство человеческого общения, познания действительности, является необходимым условием воспитания и обучения. Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Дети с задержкой психического развития имеющие сложную структуру дефекта отличаются своеобразными особенностями в отклонении общего, психического и соответственно речевого развития, требующие специальных индивидуальных условий воспитания и обучения, так как имеют разные образовательные возможности и потребности. Это признаётся многими учёными. Таким образом, одной из ведущих задач образования на сегодняшний день, является создание специальных условий и технологий для обучения детей компенсирующей направленности в рамках нового единого образовательного стандарта с учетом индивидуальных особенностей детей данной категории.
Решением данной задачи является создание специальной рабочей программы, которая сочетает в себе индивидуальный комплексно-дифференцированный подход.
Программа основана на программах: «Программа обучения и воспитания детей в детском саду» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, « Коррекция нарушений речи. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» под ред. Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной , и разработках отечественных и зарубежных ученых в области логопедии, дефектологии, специальной педагогики и психологии.
Цели и задачи программы
Цель: усвоение значений слова, расширение стоящих за словом системы связей, восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи для создания полноценных предпосылок при усвоении учебного материала.
Задачи:
Сформировать способность к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;
Развить речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова;
Расширить понимание названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи;
Научить понимать и выполнять словесные инструкции, выраженные различными по степени сложности синтаксическими конструкциями;
Научить различать лексические значения слов и грамматических форм слова;
Научить называть действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные персонажами сказок или другими объектами;
Стимулировать потребность в участии в диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, предложения из текста);
Сформировать правильное произношение простых по артикуляции звуков.
Срок реализации программы, определен ИОП для ФИ ребенка
На коррекционно-логопедическое воздействие при ЗПР предусмотрено проведение индивидуальных логопедических занятий 2-3 раза в неделю продолжительностью 20-25минут.
Целевые ориентиры
В результате коррекционно-логопедического воздействия будут
- Обеспечены равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от тяжести речевого нарушения;
- Раскрыты потенциальные возможности каждого ребенка через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в организации всех форм образовательной деятельности и формирование уровня готовности к школе;
- Реализована преемственность содержания общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования для детей с ЗПР.
- Обеспечена психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, развития речи.
В результате коррекционно-логопедического воздействия будет
- Обеспечены равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от тяжести речевого нарушения;
- Раскрыты потенциальные возможности каждого ребенка через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в организации всех форм образовательной деятельности и формирование уровня готовности к школе;
- Реализована преемственности содержания общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования для детей с ЗПР.
- Обеспечена психолого-педагогическая поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, развития речи.
- В результате логокоррекционной работы воспитанница может:
- Испытывать потребность в общении и применении общих речевых умений;
- Стремится к расширению понимания речи;
- Пополнить активный словарный запас с последующим включением в него в простой фразы;
- Использовать простые по семантике грамматические формы слов;
- Использовать простейшие коммуникативные высказывания.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание рабочей программы
Подготовительный этап
- Активизация мышц речевого аппарата.
- Подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка
Основной этап
Коррекционно-развивающая работа
- Развитие звуковой стороны речи. Уточнение артикуляционных поз при произнесении гласных и согласных звуков раннего онтогенеза . Формирование кинестических ощущений при произношении отдельных звуков и слов.
- Развитие лексического запаса. Уточнение значений имеющихся у ребенка слов и дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи.
- Коррекция дефектов слоговой структуры слов
- Формирование связной речи. Развитие навыков построения связного высказывания из 3-4 слов.
- Формирование пространственных представлений .
Разделы | Темы (и учебные материалы) | Календарные сроки и фактические сроки |
Подготовительный этап | Подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка. -формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки; -развитие временно-пространственной ориентировки; -развитие динамической и темпо-ритмической организации движений. Активизация мышц речевого аппарата. Самомассаж. Артикуляционная гимнастика. Развитие речевого выдоха. | В течение всего учебного года |
Развитие звуковой стороны речи. | Уточнение артикуляции согласных звуков раннего онтогенеза: Б-Бь, П-Пь. В-Вь, Ф-Фь, Т-Ть, Д- Дь, Н- Нь, Г – Гь, Х – Хь, М – Мь, К – Кь. | Сентябрь-январь |
Развитие лексического запаса и грамматического строя речи | Лексические темы: «Овощи», «Фрукты», «Дифференциация овощи-фрукты», «Обувь», «Одежда», «Головные уборы», «Дифференциация Одежда-обувь – головные уборы»,»Деревья», «Грибы», «Осень», «Игрушки». Учить использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два, много), игра «Посчитай». Закрепить в самостоятельной речи детей первоначальные навыки согласования прилагательных с существительными. Игра «Назови какой» . Продолжать развивать навыки употребления существительных с уменьшительно-ласкательным значением, игра «Большой- маленький», Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой — моя» и их согласованию с существительными. Формировать понимание и навык употребления в самостоятельной речи некоторых простых предлогов (на, в, под). | Сентябрь-январь |
Работа над слоговой структурой слова | Учить называть слова одно-, двух-, трехсложной слоговой структуры (кот, .мак, муха, ваза, лопата, молоко). | Сентябрь-январь |
Формирование связной речи | Составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что? » Закреплять умение заканчивать предложение, начатое логопедом. Составление рассказов из 2-4 предложений (по картине и схеме). (Это яблоко. Оно круглое, желтое, большое. Яблоко растет на дереве. Из него можно приготовить сок.) | Сентябрь-январь |
Контроль предметных результатов.
Предметными результатами коррекционно-развивающих занятий являются формирование следующих умений:
Базовый уровень.
Обучающийся научится:
- Выполнять артикуляционную гимнастику, различать одинаковые по высоте, силе и тембру звукокомплексы ( ау- громко и тихо, ав –низко и высоко); правильному ротовому выдоху
- Ориентироваться в пространстве, на листе бумаги
- Повторять ритмический рисунок за взрослым ( отстукивание, отхлопывание)
- Произносить трехсложные слова из открытых слогов; односложные слова.
- Формирование умения составлять предложения из 3-4 слов.
- Описывать предмет, называя цвет и форму, величину.
Повышенный уровень.
- Описывать фрукты и овощи, называя цвет и форму, величину, вкус.
- Формирование умения составлять предложения из 4-5 слов, с объединением в рассказ.
- Произносить трехсложные слова из открытых слогов в предложениях.
Методы и средства реализации программы
Направления: | Формы реализации: | Способы, методы и приемы: |
Формирование звукопроизношения | Индивидуальные занятия с логопедом | Выполнение артикуляционных комплексов, упражнений для развития дыхания, логопедический массаж, самомассаж. |
Формирование слоговой структуры слова | Малогрупповые и индивидуально-дифференцированые занятия | Обучение в соответствии с программой, с использованием дидактических пособий, демонстрационного материала, дидактических игр. |
Формирование лексико-грамматического строя | Малогрупповые и индивидуально-дифференцированные занятия и на индивидуальных занятиях с учителем-логопедом. | Обучение в соответствии с программой, с использованием дидактических пособий, демонстрационного материала, дидактических игр. |
Развитие связной речи | Малогрупповые и индивидуально-дифференцированные занятия | Обучение в соответствии с программой, с использованием дидактических пособий, демонстрационного материала, дидактических игр. |
Обогащение и расширение словарного запаса и представлений об окружающем | Малогрупповые и индивидуально-дифференцированные занятия и на индивидуальных занятиях с учителем-логопедом. | Обучение в соответствии с программой, с использованием дидактических пособий, демонстрационного материала, дидактических игр. |
Развитие графомоторных навыков | Малогрупповые и индивидуально-дифференцированные занятия | Дидактические пособия |
Развитие артикуляционного аппарата | Индивидуальные занятия с учителем-логопедом | Дидактические пособия, дидактические игры, оборудование для артикуляционной гимнастики. |
Развитие мелкой и общей моторики | Малогрупповые и индивидуально-дифференцированые занятия и на индивидуальных занятиях с учителем-логопедом. | Дидактические пособия, дидактические игры, тренажеры для развития мелкой моторики (массажные мячи, волчки, суджок и т.д.) |
Условия организации программы
Методическое обеспечение
При реализации данной системы коррекционного обучения соблюдаются основные принципы коррекционной работы:
принцип комплексности;
патогенетический
принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие (принцип обходного пути) – в основе этого принципа лежит учение о функциональных системах, о сложной структуре психических функций. Формирование ВПФ в онтогенезе представляет собой сложный процесс организации функциональных систем и первоначально ПФ предполагает участие различных анализаторов;
принцип поэтапного формирования умственных действий – значимость этого принципа обусловлена тем, что правильное чтение и письмо возможно лишь при сформированности многих операций во внутреннем плане (в частности, фонематического анализа, дифференциации фонем, соотношения звука с буквой
принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития» (по Л.С.Выготскому) – постепенное усложнение заданий и речевого материала в коррекционной работе проводится с учётом психологических особенностей обучающихся и с учётом «зоны актуального речевого развития»;
принцип системности;
онтогенетический принцип – предполагает учёт той последовательности формирования психических функций, которая имеет место в онтогенезе.
При коррекции учитываются также общие дидактические принципы: доступности, сознательности, конкретности, наглядности, индивидуального подхода и др.
Основными формами проведения занятий являются:
- индивидуальные;
- самомассаж;
- нетрадиционные занятия с использованием игры, сказки, соревнований;
- занятие-театрализация.
Материально-техническое оснащение
№ п/п | Наименование | Назначение | Особенности | Дополнение педагогами |
МЕБЕЛЬ | ||||
1. | Столы 2-х местные на регулируемых ножках (прямоугольные). | Проведение фронтальных и подгрупповых занятий. | Крышка столов – спокойных оттенков (бежевый). | Маркировка по росту детей, значки-символы для обозначения вида деятельности. |
2 | Стулья на регулируемых ножках | Проведение фронтальных и подгрупповых занятий. | Сиденья и спинки стульев – спокойных оттенков (бежевый). | Маркировка по росту детей. |
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | ||||
1. | Зеркало большое (прямоугольное). | Индивидуальная работа над правильной артикуляцией и звукопроизношением. | Расположено на уровне глаз детей, сидящих за отдельным столом. | жалюзи. |
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ | ||||
1. | Компьютер | Развитие слухового восприятия и фонематического слуха. Развитие интонационной выразительности речи и звукопроизношения.Расширение представлений об окружающем мире. Развитие импрессивного и экспрессивного словаря по изучаемым темам. | - | Видеотека пополняется в соответствии с календарно-тематическим планированием. |
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||||
1 | Доска магнитная. | Демонстрация наглядного материала. Игры с магнитной азбукой, цифрами. | Расположение на уровне глаз детей. | - |
2 | Доска с покрытием для рисования и письма мелом. | Рисование и запись знаков, букв, цифр и др. | Расположение на уровне глаз детей. | - |
КАРТИНЫ И ПЛАКАТЫ | ||||
1. | Предметные - по всем лексическим темам. | Размер: разный (от А-1 до А-8). Проведение педагогической диагностики и образовательной деятельности. | Яркое и чёткое изображение. Соответствие возрасту детей. | Дополнительно изготавливаются педагогом и детьми как итог группового проекта или отдельной темы. |
2. | Сюжетные - по всем лексическим темам. | Размер: разный (от А-1 до А-8). Проведение педагогической диагностики и образовательной деятельности. | Яркое и чёткое изображение. Соответствие возрасту детей. | Дополнительно изготавливаются педагогом и детьми как итог группового проекта или отдельной темы. |
ИГРУШКИ И ПОСОБИЯ | ||||
1. | Наборы игрушек по основным лексическим темам. | Развитие всех сторон речи. | Из разных материалов. Реалистичные. Соответствие возрасту детей. | - |
2. | Предметы по основным лексическим темам. | Развитие всех сторон речи. | Из разных материалов. Соответствие возрасту детей. | - |
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ | ||||
1. | Счётные палочки. | Выкладывание букв, фигур, выполнение логических заданий. | Разные по цвету и фактуре. | Карточки-схемы для образца. |
2. | Тактильные дощечки. | Сравнение наощупь. | Разные по материалу изготовления, определенного размера или в виде цифр или букв. | - |
3. | Наборы пуговиц. | Выкладывание цепочек и узоров. Ручной труд. | Разные по цвету и фактуре. | Карточки-схемы для образца. |
4. | Шнуровки и наборы верёвочек. | Шнурование, завязывание бантиков и узлов. Выкладывание букв и цифр. | Разные по цвету и фактуре. | Карточки-схемы для образца. |
5. | Прищепки. | Изготовление предметных изображений. | Разные по цвету и размеру. | Карточки-схемы для образца. |
6. | Дидактические и развивающие игры. | - | Мозаики, пазлы, вкладыши и т.д. | В том числе и сделанные руками педагогов. |
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ | ||||
1. | Султанчики. | - | Из разных материалов (бумага, полиэтилен, ленты и др.). | В старших группах – изготовление вместе с детьми. |
2. | Соломинки для коктейля. | - | Разные по цвету и диаметру. | - |
3. | Воздушные шары. | - | Разные по цвету размеру. | - |
4. | Мыльные пузыри | - | - | - |
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ | ||||
1. | Музыкальные игрушки и инструменты. | Различение звуков. Отбивание ритма. Воспроизведение звукового ряда. | Разные по звучанию и способу извлечения звука. | В старших группах – изготовление вместе с детьми. |
2. | Ширма или «звуковой ящик». | - | - | - |
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ И ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ | ||||
1. | Разные виды театров. | Проведение индивидуальной работы. Игры-драматизации. Вечера досуга. | Кукольный, настольный, пальчиковый, теневой, на ложках, на варежках, на конусах и др. | В старших группах – изготовление вместе с детьми. |
Литература
Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей, Спб.: Детство-Пресс, 2001. – 48 c.
Агранович 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР
З.Е.Агранович "Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для проедоления недоразвития фонематической стороны речиу старших дошкольников"
Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю. «Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи».
Безрукова О.А. Грамматика русской речи (2 тома)
Большакова С.Е. «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей». ТЦ «Сфера».
Ванюкова Л.С,. Курдвановская Н.В. «Учебное пособие: Формирование слоговой структуры слова. Логопедические задания.
Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985
Нищева Н. В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтезГод: 2010Страниц: 304
«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» Нищевой Н.В,
Теремкова Н. Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР». Издательство «Гном»
Филичева Т.Б., Туманова Т.В.Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. 128 с. (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях)
Четверушкина Н.С. « Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет». Гном Пресс 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный конструктор рабочей программы учителя-логопеда, учителя -дефектолога
Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога)...
Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.
Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Коррекционно - развивающая работа с детьми с ОНР подготовительной к школе группы компенсирующей направленности....
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Рабочая программа учителя - логопеда с детьми подготовительной группы с нарушениями речи....
Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)
Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда «Логопедический клуб для родителей «ЛОГОПЕДиЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда«Логопедический клуб для родителей«ЛОГОПЕДиЯ»...
Рабочая программа учителя - логопеда для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности срок реализации программы 2019-2020 учебный год
Структура рабочей программы учителя-логопеда 1ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1.Пояснительная записка 32.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ52.1. Образовательная дея...