Рабочая программа учителя-логопеда.
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему

Сафонова Ирина Александровна

Рабочая программа учителя -логопеда на ребенка старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_uch.logopeda.docx35.97 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол ППк №____

От____________г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА №1

 (коррекционно-развивающего направления)

учителя-логопеда ГБОУ Школа №___

ФИО

              Приложение к адаптированной образовательной программе

воспитанника  старшей группы

 ФИО

Срок реализации программы: 1половина уч.года.

                                                                                                       

Пояснительная записка

        Рабочая программа коррекционно-логопедический работы с воспитанницей ФИ ребенка  разработана  на основе, следующих документов:

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с ОВЗ

Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с ОВЗ;

Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования,

Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей с задержкой психического развития недостаточностью) ГБОУ Школа №__;

Устав ГБОУ Школа №__

        

Рабочая программа разработана на период сентябрь-январь 2017-2018г

При разработке программы учитывались индивидуальные особенности развития ФИ ребенка воспитанницы старшей группы  с заключением ЦПМПК:  задержка психического развития.

      Речь -  это важнейшее  средство человеческого общения, познания действительности, является  необходимым условием воспитания и обучения. Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

Дети  с  задержкой  психического  развития  имеющие  сложную  структуру  дефекта   отличаются   своеобразными  особенностями   в   отклонении  общего, психического  и  соответственно  речевого   развития,  требующие  специальных  индивидуальных  условий  воспитания и обучения, так  как   имеют  разные  образовательные  возможности  и потребности.  Это  признаётся многими учёными. Таким  образом, одной  из   ведущих   задач  образования на  сегодняшний  день,  является    создание  специальных  условий  и  технологий  для обучения  детей  компенсирующей  направленности  в  рамках нового   единого образовательного  стандарта  с  учетом    индивидуальных  особенностей  детей  данной  категории.

   Решением  данной  задачи  является   создание  специальной  рабочей  программы, которая  сочетает  в  себе  индивидуальный  комплексно-дифференцированный  подход.

Программа  основана  на  программах: «Программа  обучения  и  воспитания  детей в  детском  саду»  под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, « Коррекция нарушений речи. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» под ред. Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной ,   и разработках  отечественных и  зарубежных  ученых   в  области  логопедии, дефектологии,  специальной  педагогики  и  психологии.

        Цели  и  задачи  программы

Цель: усвоение значений слова, расширение стоящих за словом системы связей, восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического  строя речи для создания полноценных предпосылок  при усвоении учебного материала.

Задачи:

Сформировать способность к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;

Развить речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова;

Расширить понимание названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи;

Научить понимать и выполнять словесные инструкции, выраженные различными по степени сложности синтаксическими конструкциями;

Научить различать  лексические значения слов и грамматических форм слова;

Научить называть действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные персонажами сказок или другими объектами;

Стимулировать потребность в участии в диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, предложения из текста);

Сформировать правильное произношение простых по артикуляции звуков.

Срок реализации программы, определен ИОП для ФИ ребенка

На коррекционно-логопедическое воздействие при ЗПР предусмотрено    проведение индивидуальных логопедических занятий 2-3 раза в неделю продолжительностью 20-25минут.

Целевые ориентиры

       В результате коррекционно-логопедического воздействия будут

  • Обеспечены равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от тяжести речевого нарушения;
  • Раскрыты потенциальные возможности каждого ребенка через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в организации всех форм образовательной деятельности и формирование уровня готовности к школе;
  • Реализована преемственность содержания общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования для детей с ЗПР.
  • Обеспечена психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах  развития и образования, развития речи.

       В результате коррекционно-логопедического воздействия будет

  • Обеспечены равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от тяжести речевого нарушения;
  • Раскрыты потенциальные возможности каждого ребенка через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в организации всех форм образовательной деятельности и формирование уровня готовности к школе;
  • Реализована преемственности содержания общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования для детей с ЗПР.
  • Обеспечена психолого-педагогическая поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах  развития и образования, развития речи.
  • В результате логокоррекционной работы воспитанница может:
  • Испытывать потребность в общении и применении общих речевых умений;
  • Стремится к расширению понимания речи;
  • Пополнить активный словарный запас с последующим включением в него в простой фразы;
  • Использовать простые по семантике грамматические формы слов;
  • Использовать простейшие коммуникативные высказывания.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание рабочей программы

Подготовительный этап

  • Активизация мышц речевого аппарата.
  • Подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка

Основной этап

Коррекционно-развивающая работа

  • Развитие звуковой стороны речи. Уточнение артикуляционных поз при произнесении гласных и согласных звуков раннего онтогенеза . Формирование кинестических ощущений при произношении отдельных звуков и слов.
  • Развитие лексического запаса. Уточнение значений имеющихся у ребенка слов и дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи.
  • Коррекция дефектов слоговой структуры слов
  • Формирование связной речи. Развитие навыков построения связного высказывания из 3-4 слов.
  • Формирование пространственных представлений .

        

Разделы

Темы (и учебные материалы)

Календарные сроки и фактические сроки

Подготовительный этап

Подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.  

-формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;

-развитие временно-пространственной ориентировки;

-развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.

Активизация мышц речевого аппарата.

Самомассаж. Артикуляционная гимнастика.

Развитие речевого выдоха.

В течение всего учебного года

Развитие звуковой стороны речи.

Уточнение артикуляции согласных звуков раннего онтогенеза: Б-Бь, П-Пь. В-Вь, Ф-Фь, Т-Ть, Д- Дь, Н- Нь, Г – Гь, Х – Хь, М – Мь, К – Кь.

Сентябрь-январь

Развитие лексического запаса и грамматического строя речи

Лексические темы: «Овощи», «Фрукты», «Дифференциация овощи-фрукты»,  «Обувь», «Одежда», «Головные уборы», «Дифференциация Одежда-обувь – головные уборы»,»Деревья», «Грибы», «Осень», «Игрушки».

Учить  использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два, много), игра «Посчитай».

Закрепить в самостоятельной речи детей первоначальные навыки согласования прилагательных с существительными. Игра  «Назови какой» .

Продолжать развивать навыки употребления существительных с уменьшительно-ласкательным значением, игра  «Большой- маленький»,

Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой моя» и их согласованию с существительными.

Формировать понимание и навык употребления в самостоятельной речи некоторых простых предлогов (на, в, под).

Сентябрь-январь

Работа над слоговой структурой слова

Учить называть слова одно-, двух-, трехсложной слоговой структуры (кот, .мак, муха, ваза, лопата, молоко).

Сентябрь-январь

Формирование связной речи

Составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что? »

Закреплять умение заканчивать предложение,

начатое логопедом.

Составление  рассказов из 2-4 предложений (по картине и схеме).

(Это яблоко.  Оно круглое, желтое, большое. Яблоко растет на дереве. Из него можно приготовить сок.)

Сентябрь-январь

Контроль предметных результатов.

Предметными результатами коррекционно-развивающих занятий являются формирование следующих умений:

Базовый уровень.

Обучающийся научится:

  • Выполнять артикуляционную гимнастику, различать одинаковые по высоте, силе и тембру звукокомплексы ( ау- громко и тихо, ав –низко и высоко); правильному ротовому выдоху
  • Ориентироваться в пространстве, на листе бумаги
  • Повторять ритмический рисунок за взрослым ( отстукивание, отхлопывание)
  • Произносить трехсложные слова из открытых слогов; односложные слова.
  • Формирование умения составлять предложения из 3-4 слов.
  • Описывать предмет, называя цвет и форму, величину.

Повышенный уровень.

  • Описывать фрукты и овощи, называя цвет и форму, величину,  вкус.
  • Формирование умения составлять предложения из 4-5 слов, с объединением в рассказ.
  • Произносить трехсложные слова из открытых слогов в предложениях.

Методы  и  средства  реализации  программы

Направления:

Формы реализации:

Способы, методы и приемы:

Формирование звукопроизношения

Индивидуальные занятия  с логопедом

Выполнение артикуляционных комплексов, упражнений для развития  дыхания, логопедический  массаж, самомассаж.

Формирование слоговой структуры слова

Малогрупповые  и индивидуально-дифференцированые занятия

Обучение  в соответствии с программой,   с использованием  дидактических пособий, демонстрационного материала, дидактических  игр.

Формирование лексико-грамматического строя

Малогрупповые  и индивидуально-дифференцированные занятия  и  на индивидуальных занятиях  с  учителем-логопедом.

Обучение  в соответствии с программой,   с использованием  дидактических пособий, демонстрационного материала, дидактических  игр.

Развитие связной  речи

Малогрупповые  и индивидуально-дифференцированные занятия

Обучение  в соответствии с программой,   с использованием  дидактических пособий, демонстрационного материала, дидактических  игр.

Обогащение  и расширение  словарного запаса  и  представлений об окружающем

Малогрупповые  и индивидуально-дифференцированные занятия  и  на индивидуальных занятиях  с учителем-логопедом.

Обучение  в соответствии с программой,   с использованием  дидактических пособий, демонстрационного материала, дидактических  игр.

Развитие графомоторных навыков

Малогрупповые  и индивидуально-дифференцированные занятия

Дидактические пособия

Развитие  артикуляционного аппарата

Индивидуальные занятия  с учителем-логопедом

Дидактические пособия, дидактические  игры, оборудование для артикуляционной  гимнастики.

Развитие  мелкой  и общей  моторики

Малогрупповые  и индивидуально-дифференцированые занятия и  на индивидуальных занятиях  с учителем-логопедом.

Дидактические  пособия, дидактические  игры, тренажеры  для развития  мелкой моторики (массажные мячи, волчки, суджок и  т.д.)

Условия организации программы

Методическое обеспечение

При реализации данной системы коррекционного обучения соблюдаются основные принципы коррекционной работы:

принцип комплексности;

патогенетический

принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие (принцип обходного пути) – в основе этого принципа лежит учение о функциональных системах, о сложной структуре психических функций. Формирование ВПФ в онтогенезе представляет собой сложный процесс организации функциональных систем и первоначально ПФ предполагает участие различных анализаторов;

принцип поэтапного формирования умственных действий – значимость этого принципа обусловлена тем, что правильное чтение и письмо возможно лишь при сформированности многих операций во внутреннем плане (в частности, фонематического анализа, дифференциации фонем, соотношения звука с буквой

принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития» (по Л.С.Выготскому) – постепенное усложнение заданий и речевого материала в коррекционной работе проводится с учётом психологических особенностей обучающихся и с учётом «зоны актуального речевого развития»;

принцип системности;

онтогенетический принцип – предполагает учёт той последовательности формирования психических функций, которая имеет место в онтогенезе.

      При коррекции учитываются также общие дидактические принципы: доступности, сознательности, конкретности, наглядности, индивидуального подхода и др.

      Основными формами проведения занятий являются:

  • индивидуальные;
  • самомассаж;
  • нетрадиционные занятия с использованием игры, сказки, соревнований;
  • занятие-театрализация.

Материально-техническое оснащение

№ п/п

Наименование

Назначение

Особенности

Дополнение педагогами

МЕБЕЛЬ

1.

Столы 2-х местные на регулируемых ножках (прямоугольные).

Проведение фронтальных и подгрупповых занятий.

Крышка столов – спокойных оттенков (бежевый).

Маркировка по росту детей, значки-символы для обозначения вида деятельности.

2

Стулья на регулируемых ножках

Проведение фронтальных и подгрупповых занятий.

Сиденья и спинки стульев – спокойных оттенков (бежевый).

Маркировка по росту детей.

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1.

Зеркало большое (прямоугольное).

Индивидуальная работа над правильной артикуляцией и звукопроизношением.

Расположено на уровне глаз детей, сидящих за отдельным столом.

жалюзи.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1.

Компьютер

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

Развитие интонационной выразительности речи и звукопроизношения.Расширение представлений об окружающем мире. Развитие импрессивного и экспрессивного словаря по изучаемым темам.

-

Видеотека пополняется в соответствии с календарно-тематическим планированием.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1

Доска магнитная.

Демонстрация наглядного материала.

Игры с магнитной азбукой, цифрами.

Расположение на уровне глаз детей.        

-

2

Доска с покрытием для рисования и письма мелом.

Рисование и запись знаков, букв, цифр и др.

Расположение на уровне глаз детей.        

-

КАРТИНЫ И ПЛАКАТЫ

1.

Предметные - по всем лексическим темам.

Размер: разный (от А-1 до А-8).

Проведение педагогической диагностики и образовательной деятельности.

Яркое и чёткое изображение.

Соответствие возрасту детей.

Дополнительно изготавливаются педагогом и детьми как итог группового проекта или отдельной темы.

2.

Сюжетные - по всем лексическим темам.

Размер: разный (от А-1 до А-8). Проведение педагогической диагностики и образовательной деятельности.

Яркое и чёткое изображение.

Соответствие возрасту детей.

Дополнительно изготавливаются педагогом и детьми как итог группового проекта или отдельной темы.

ИГРУШКИ И ПОСОБИЯ

1.

Наборы игрушек по основным лексическим темам.

Развитие всех сторон речи.

Из разных материалов.

Реалистичные.

Соответствие возрасту детей.

-

2.

Предметы по основным лексическим темам.

Развитие всех сторон речи.

Из разных материалов.

Соответствие возрасту детей.

-

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ

1.

Счётные палочки.

Выкладывание букв, фигур, выполнение логических заданий.

Разные по цвету и фактуре.

Карточки-схемы для образца.

2.

Тактильные дощечки.

Сравнение наощупь.

Разные по материалу изготовления, определенного размера или в виде цифр или букв.

-

3.

Наборы пуговиц.

Выкладывание цепочек и узоров. Ручной труд.

Разные по цвету и фактуре.

Карточки-схемы для образца.

4.

Шнуровки и наборы верёвочек.

Шнурование, завязывание бантиков и узлов. Выкладывание букв и цифр.

Разные по цвету и фактуре.

Карточки-схемы для образца.

5.

Прищепки.

Изготовление предметных изображений.

Разные по цвету и размеру.

Карточки-схемы для образца.

6.

Дидактические  и развивающие игры.

-

Мозаики, пазлы, вкладыши и т.д.

В том числе и сделанные руками педагогов.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

1.

Султанчики.

-

Из разных материалов (бумага, полиэтилен, ленты и др.).

В старших группах – изготовление вместе с детьми.

2.

Соломинки для коктейля.

-

Разные по цвету и диаметру.

-

3.

Воздушные шары.

-

Разные по цвету  размеру.

-

4.

Мыльные пузыри

-

-

-

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

1.

Музыкальные игрушки и инструменты.

Различение звуков.

Отбивание ритма.

Воспроизведение звукового ряда.

Разные по звучанию и способу извлечения звука.

В старших группах – изготовление вместе с детьми.

2.

Ширма или «звуковой ящик».

-

-

-

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ И ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ

1.

Разные виды театров.

Проведение индивидуальной работы. Игры-драматизации.

Вечера досуга.

Кукольный, настольный, пальчиковый, теневой, на ложках, на варежках, на конусах и др.

В старших группах – изготовление вместе с детьми.

Литература

Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей, Спб.: Детство-Пресс, 2001. – 48 c.

Агранович 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР

З.Е.Агранович "Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для проедоления недоразвития фонематической стороны речиу старших дошкольников" 

Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю. «Слоговая  структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи».

Безрукова О.А. Грамматика русской речи (2 тома)

Большакова С.Е.  «Преодоление нарушений  слоговой структуры слова у детей». ТЦ «Сфера».

Ванюкова Л.С,. Курдвановская Н.В. «Учебное пособие: Формирование слоговой структуры слова. Логопедические задания.

Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985

Нищева Н. В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтезГод: 2010Страниц: 304

«Программа коррекционно-развивающей работы  в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» Нищевой Н.В,  

Теремкова Н. Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР». Издательство «Гном»

Филичева Т.Б., Туманова Т.В.Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. 128 с. (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях)

Четверушкина Н.С. « Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет». Гном Пресс 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный конструктор рабочей программы учителя-логопеда, учителя -дефектолога

Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога)...

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда «Логопедический клуб для родителей «ЛОГОПЕДиЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда«Логопедический клуб для родителей«ЛОГОПЕДиЯ»...

Рабочая программа учителя - логопеда для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности срок реализации программы 2019-2020 учебный год

Структура рабочей программы учителя-логопеда 1ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1.Пояснительная записка          32.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ52.1. Образовательная дея...