Использование логопедического тренажёра Дэльфа – М 142.1
статья по логопедии по теме

Жидова Юлия Вячеславовна

Опыт работы по теме: Использование логопедического тренажёра Дэльфа – М 142.1 для оптимизации и  повышения эффективности коррекционных занятий в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_logopedicheskogo_trenazhera_delfa-m.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

Использование логопедического тренажёра Дэльфа – М 142.1 для оптимизации и  повышения эффективности коррекционных занятий в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Одной из актуальных задач  развития дошкольного образования в Российской Федерации  является достижение оптимального уровня развития каждого ребёнка дошкольного возраста.  Существенно возросли требования к речевому развитию дошкольников к моменту выпуска их из детского сада в школу.

В ФГОС ДО  обозначено, что образовательная область  «Речевое развитие» включает в том числе: «…владение речью как средством общения и культуры,...развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;...формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Так же Профессиональный стандарт педагога диктует определенные  требования к профессиональным умениям педагогических работников, одним из которых является владение ИКТ- компетенциями. Использование компьютерных технологий в дошкольном образовании давно стало обычным  явлением. Способность компьютера представлять и воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, видео, запоминать и быстро обрабатывать данные позволяет педагогу решать разнообразные задачи. 

В соответствии с ФГОС ДО коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими программу в группах компенсирующей направленности должна учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности этой  категории детей.

Я работаю учителем – логопедом группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР.  У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространенность нарушений речи (В. А. Ковшиков, Ю. Г. Демьянов,  Е. В. Мальцева и др.). При ЗПР имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным  уровнем интеллектуального развития, однако их отличают сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей, с особенностями протекания речевой деятельности в целом. У большинства детей имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения устной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи.

Импрессивная речь этих детей характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи. Экспрессивной речи свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие аграмматизмов, речевая инактивность. Структура речевого дефекта детей с ЗПР является очень вариативной, характеризуется комбинаторностью различных симптомов речевой патологии.  

Развитие ВПФ дошкольников с ЗПР характеризуется общей неорганизованностью, непроизвольностью и недостаточной целенаправленностью, у них недостаточно сформированы предпосылки к учебной деятельности.

Следовательно, для того чтобы заинтересовать  дошкольников с задержкой психического развития, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, инновационные технологии.     Инновационные технологии подразумевают новые подходы в работе по коррекции того или иного нарушения устной или письменной речи, и предоставляют обширное поле для применения  компьютерных методик на логопедических занятиях.

Процесс подачи материала на логопедическом занятии в группе детей с ЗПР должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Одними из таких инноваций являются компьютерные технологии, широко применяемые в последнее время в области специального образовании как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения.

Исходя из вышесказанного, была определена цель работы

Цель работы: использование информационных компьютерных технологий (логопедического тренажёра) для оптимизации и  повышения эффективности коррекционных занятий в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

В своей работе с детьми с задержкой психического развития я использую логопедический тренажер «Дельфа - М 142.1», который  представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон речи. Это средство может помочь как специалисту, так и педагогу решить самые разнообразные проблемы по коррекции речи. Тренажер позволяет внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, неоднократно дублировать одно и то же упражнение, использовать различный наглядный материал: картины, слоги, буквы, голосовые фрагменты речи, музыкальное сопровождение и т.д. Существует возможность выбора различных уровней сложности, в зависимости от способностей ребенка. Кроме того, можно одновременно с коррекцией речи, осуществлять работу над развитием памяти, внимания, восприятия воспитанников.

Таким образом, логопедический тренажер «Дэльфа – М» поможет решить следующие коррекционные (логопедические) задачи:

  1. Осуществлять коррекцию звукопроизношения, речевого дыхания и голоса
  2. Развивать фонематическое восприятие
  3. Формировать предпосылки обучения грамоте
  4. Обучать  навыку чтения
  5. Осуществлять коррекцию лексико-грамматической стороны речи
  6. Формировать связное высказывание
  7. Осуществлять коррекцию ВПФ

Для решения поставленных задач использую следующие компоненты программы:

Раздел "Звук"

       Коррекция речевого дыхания, темпа, ритма речи, голоса, звукопроизношения; устранение призвуков,  формирования правильной ритмико-слоговой структуры речи и коррекции дефектов плавности и слитности, в том числе при заикании. Для работы необходим специальный блок обработки речевого сигнала и микрофон (входят в комплект поставки). Включает 19 упражнений, распределенных по типам. Например, упражнения  "Задуй свечки», "Колобок", "Космический стрелок" и т.д.

Раздел "Буква"

       Составление буквы из нескольких частей, нахождение буквы в ряду, составление слов из букв.  Возможность работать над дифференциацией 15 пар согласных, оппозиционных по способу и месту артикуляции.(9 упражнений)  Упражнения этого блока можно использовать как дополнительный материал при работе над проявлениями дисграфии: "Собери букву из 2-х,  4-х частей",  "Найди букву",  "Тим и Том" и др.

  Раздел "Слог"

Для формирования первоначального навыка правильного чтения и отработки техники чтения прямых и обратных слогов, умения определять состав слога. Упражнения "Найди слог",  "Грузовик" и т.д.

 Раздел "Слово"

Направлены на глобальное восприятие слов, формирование словесной догадки, классификацию слов по разным морфологическим и тематическим признакам, тренировки чтения и узнавания слов, коррекции нарушения чтения, в качестве дополнительного материала для коррекции внимания и памяти. Этот раздел включает  упражнения  "Прятки простые",   "Мозаика" и "Мерцающая мозаика"

Многие упражнения «Дельфа-142» предназначены для развития лексико-грамматической стороны речи и формирования навыка правильного согласования слов в предложении. Это, как я считаю, служит основой развития активного словаря детей.

Раздел "Предложение"

Рассмотрим подробнее раздел  «Предложение».  Упражнения этого раздела направлены на    коррекцию лексико-грамматической стороны речи.  Они на разном материале тренируют детей в установлении смысловых и формальных связей между словами в предложении. В упражнениях этого меню нужно составить на полку глиняные горшочки со словами, образовав правильное по смыслу предложение: «Утром пошел снег». Постепенно предложения усложняются: нужно вставлять предлоги, союзы, слова, подходящие по смыслу. Данные упражнения имеют несколько уровней сложности: от 3х до 5ти слов в предложении. Возрастает уровень интеллектуальной нагрузки на  ребенка. Более сложный уровень задания содержится в упражнениях для отличников. Например, упражнение: "Восстанови предложение", "Составь предложение", "Вставь пропущенное слово", "Выбери форму слова", "Вставь предлог", "Вставь предлог (для отличников), "Вставь союз", "Закончи предложение".

При работе в группе компенсирующей направленности изучение компьютера приобретает большую ценность, в связи с тем, что расширяет поле методов и приемов коррекционно – развивающего обучения.

Таким образом, чтобы заинтересовать ребенка, сделать обучение осознанным, необходимы нестандартные подходы и новые инновационные технологии. Введение в традиционные коррекционно-логопедические методики элементов компьютерных программ стало возможно благодаря приобретению логопедического тренажера «Дельфа-142». Компьютер берёт на себя механическую тренировочную работу. Упражнения, выполняемые с помощью него, способны ускорить формирование и коррекцию необходимых речевых норм, тем самым облегчает работу как логопеда, так и ребёнка. Гармоничное сочетание традиционных средств с применением компьютерных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию, способствует развитию внимания детей и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический тренажер "Дэльфа - 142.1" в работе логопеда.

В данной работе говорится о важности применения и использования логопедического тренажера. С помощью логопедического тренажера можно решать следующие задачи логопедической работы: коррекция речевого д...

Логопедический тренажер Дэльфа - 142.1 в работе учителя-логопеда.

Логопедический тренажер "Дэльфа - 142.1" в работе  учителя-логопеда....

Логопедический тренажёр на звук [Ж]

Тренажер можно использовать для работы с дошкольниками и младшими школьниками. Занятия с ребенком необходимо проводить систематически, не реже трех раз в неделю, закрепляя изученный материал в п...

Использование Электронных средств обучения в работе логопеда по средствам логопедического тренажёра «Дэльфа-142.1»

Сегодня логопед может не только механически поставить звуки, но и структурировать речь ребенка в целом, что является необходимым условием для дальнейшей социализации личности ребенка и коммуникации. Д...

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука «р» и обучение грамоте с использованием речевого тренажёра «Дэльфа»

Использование речевого тренажера Дэльфа на индивидуальном занятии по автоматизации звуков и обучению грамоте....

Картотека упражнений по использованию логопедических тренажёров для развития подвижности кончика языка.

Картотека упражнений в стихотворной форме по использованию логопедических тренажёров для развития подвижности кончика языка...

Конспект индивидуального занятия в подготовительной группе детей с ОНР с использованием логопедического тренажёра

С помощью логопедического тренажёра "Дельфа - 142.1" отрабатываются у ребёнка артикуляционные позы языка и губ, правильное речевое дыхание, сила голоса. Развивается целостное восприятие, наг...