Кинезиология
учебно-методический материал по логопедии на тему
Для преодоления имеющихся у детей проблем в речевом развитии, обучении и адаптации необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из составляющих элементов коррекционной работы является кинезиологическая коррекция. Кинезиология-наука о развитии головного мозга посредством определенных двигательных упражнений. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Детям можно предложить следующие упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.97 КБ |
Предварительный просмотр:
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Для преодоления имеющихся у детей проблем в речевом развитии, обучении и адаптации необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция.
Кинезиология — наука о развитии головного мозга посредством определенных двигательных упражнений.
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений.
Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое — гуманитарное, образное; левое — математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей.
Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей его мозга. Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга. Таким образом, ребенок не только становится сообразительным, активным, энергичным и контролирующим себя, улучшается его речь и координация пальцев.
Детям можно предложить следующие упражнения
1. «Пальчики здороваются». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Ищет птичка и в траве,
И на ветках, и в листве
(смена рук)
И среди больших лугов
Мух, червей, слепней, жуков!
2. «Лягушка» (Кулак—ребро—ладонь). Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга., ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола.. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении предлагаем ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд(ладонь),
Лягушке (кулак) скучно(ребро) тут (ладонь)!
3. « Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
Вертишейки, вертихвостки
Не хотят носить обноски_
Им бы праздничные блестки
Да высокие прически!
4. «Кулак-ладонь» Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак. И так повторять смену позиций. Движения по мере усвоения можно ускорять, но при этом следите за тем, чтобы сжатия-разжатия производились попеременно.
Вот –ладошка, вот-кулак!
Все быстрее делай так.
5. «Оладушки» Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая –на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена позиции: теперь правая- ладонью- вверх, а левая- ладонью- вниз. По мере усвоения упражнения темп движений можно ускорять.
Мы играли в ладушки-
Жарили оладушки.
Так пожарим, повернем
И опять играть начнем.
6. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
7. «Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Речевое сопровождение:
Села на нос мне, на правое ухо –
Лезет назойливо черная муха.
Снова на нос, но на левое ухо-
Кыш, улетай от меня, Цокотуха
8. «Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
Литература:
1.Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников
. —— М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.
2.Крупенчук О.И, Воробьева Т.А. Исправляем произношение-СПб.:»Литера», 2007.-96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная работа на тему: "«Использование методов нейропсихологии и кинезиологии в процессе формирования высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста»
Пояснительная записка к данной экспериментальной работе...
"Кинезиология - как направление коррекционной работы"
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья человека через определенные физические упражнения. Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в кото...

влияние метода кинезиологии на развитие музыкальности
Наиболее часто возникающая проблема, встречающаяся в музыкально-педагогической практике – ребёнок слышит, но не может петь, видит, но не может рисовать, повторить даже простейшее танцеваль...

Оптимизация развития музыкальности детей дошкольного возраста в условиях системного использования метода кинезиологии
«Кинезиология – наука о развитии умственных и творческих способностей через определённые двигательные упражнения. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта и творче...
доклад по кинезиологии
доклад по работе по здоровьесберигающим технологиям...