Особенности сотрудничества учителя-логопеда с педагогами ДОУ
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме
В настоящее время почти в каждом ДОУ существуют логопункты. Прежде всего, это связано со снижением уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Современное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребёнка и успешного обучения в школе.
Развитие речи детей – это общая задача всего педагогического коллектива ДОУ. Достижение положительного результата работы учителя-логопеда на логопункте ДОУ предполагает реализацию комплексного подхода в деятельности специалистов детского сада: учителя-логопеда, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя. Только систематическое взаимодействие специалистов ДОУ по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника.
Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у воспитанников ДОУ предполагает такую организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются условия для оптимального речевого развития ребенка. К таким условиям относятся:
- речевая среда, содержащая образцы правильного использования языка как средства общения и познания;
- организация таких форм детской деятельности, в которых активизируются функции и процессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональные;
- обогащение содержания самой деятельности детей, что составляет основу содержания речи;
- систематическое развитие предпосылок речевого развития. Задачами комплексного подхода в работе педагогов ДОУ к коррекции речи выступают:
- закрепление речевых навыков;
- преодоление вторичных нарушений, обусловленных проблемами в развитии речи;
- повышение качества образовательных дости
В сравнительном контексте практика совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя ДОУ может быть представлена следующим образом:
В о с п и т а т е л ь - замечает проблемы в речевом развитии детей и своевременно адресует логопеду запрос, информируя учителя-логопеда о проблемах в развитии речи конкретных детей;
- создает условия для развития всех сторон речи в пределах возрастной нормы;
- формирует общие предпосылки для речевого развития: фонематические процессы; общую, мелкую и речевую моторику;
- обогащает содержание детской речи;
У ч и т е л ь – л о г о п е д - диагностирует уровень развития речи воспитанников;
- дифференцирует категории детей по специфике нарушений речи и структуре речевого нарушения;
- осуществляет коррекцию нарушенных сторон речи.
Учитель-логопед дает воспитателю рекомендации по проведению игр и игровых заданий логопедической профилактической направленности со всей группой воспитанников, а также по организации индивидуальной работы с детьми, обучающимися на логопункте. Кроме того, учитель-логопед помогает воспитателю организовать обучение и воспитание ребенка с нарушениями речи с учетом особенностей развития его познавательных интересов, личности, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер, например, подобрать наглядно-дидактические и литературные материалы, организовать совместную деятельность со сверстниками.
В одних случаях работа воспитателя предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других – воспитатель содействует закреплению результатов, полученных на логопедических занятиях. Совместное решение общих образовательных задач воспитателя и учителя-логопеда определяется их профессиональными функциями, реализуемыми в работе с детьми.
Правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на состояние его речи. Умение правильно подойти к каждому конкретному ребенку, учитывая его индивидуальные психологические особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон - именно эти качества необходимы воспитателю при работе с детьми с речевыми нарушениями.
Одной из удачных форм является тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателей. Её использование помогает осуществлять коррекционную работу в утренние и вечерние часы. Содержание тетради включает в себя: игровые приемы, направленные на развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, координации общих моторных движений и мелкой моторики пальцев рук; рекомендации по автоматизации звуков у детей; перечень заданий и упражнений, направленный на развитие познавательных процессов, лексико-грамматического строя и связной речи в соответствии с лексической темой. В конце недели с воспитателями группы за круглым столом проходит обсуждение полученных результатов работы за неделю. Важно, чтобы воспитатель и логопед одновременно, решали как коррекционно-воспитательные, так и общеразвивающие задачи.
Таким образом согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия, к чему и стремится наш коллектив. Только в тесном сотрудничестве всех участников коррекционно-образовательного процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями речи к школьному обучению. Опыт показывает, что выпускники нашего детского сада намного легче адаптируются к условиям школы, наиболее общительны, адекватно оценивают свою деятельность, умеют преодолевать возникающие трудности, не испытывают боязни перед публичным выступлением, наиболее успешны в обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Активные формы сотрудничества учителя-логопеда с родителями по коррекции речевых нарушений"
Материал предназначен для логопедов и воспитателей...
"Активные формы сотрудничества учителя-логопеда с родителями по коррекции речевых нарушений"(продолжение)
Для логопедов и воспитатетлей...
"Активные формы сотрудничества учителя-логопеда с родителями по коррекции речевых нарушений"(продолжение)
Для логопедов и воспитатетлей...
«Особенности взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Выступление на педагогической секции учителей-логопедов...
Особенности сотрудничества учителя-логопеда и родителей, имеющих детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
В статье рассказывается о трех этапах процесса сотрудничества логопеда и семьи в коррекционном обучении детей с ОНР. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в образов...
Взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда,учителя – дефектолога и воспитателя
Объяснить молодым специалистам важность совместной работы воспитателя и логопеда в развитии и коррекции речи детей посещающих коррекционные группы....
Особенности сотрудничества учителя-логопеда с родителями детей раннего возраста
Советы и рекомендации родителям, чьи дети не могут долго заговорить....