Статья "Информационно- коммуникативные технологии в логопедической коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста."
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
Главное достоинство ИКТ заключается в их соответствии ведущей деятельности детей дошкольного возраста- игре. В статье говорится о преимуществах ИКТ, о исследованиях многих авторов, о структуре логопедического занятия с использованием ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема « Информационно-коммуникативные технологии в логопедической коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
Проблема применения технологии ИКТ в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, является актуальной и имеет не только образовательный, но и коррекционно-развивающий характер. Главное достоинство компьютерных игр заключается в их соответствии ведущей деятельности дошкольного возраста - игре. Ребёнок играет со сказочными героями, помогает найти спрятанный волшебный предмет. Компьютерные технологии позволяют использовать традиционные методы обучения в новой, современной форме. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, компьютерные технологии имеют ряд преимуществ:
1) повышают познавательную активность ребёнка и увеличивают объём изучаемого материала;
2) применяют интересный и разнообразный наглядно-образный тип информации, понятный дошкольнику;
3) позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, задействующих зрительное восприятие. Яркие образы и информация сохраняются в памяти в ассоциативном виде;
4) повышают мотивационную активность, развивают усидчивость, самоконтроль;
5) способствуют эффективному усвоению познавательного материала: тренируется память, увеличивается словарный запас, развиваются воображение, мышление, творческие способности, связная речь;
6) способствуют созданию положительного эмоционального состояния ребёнка в процессе занятий, что является показателем успешности эффективности в коррекционно - развивающем процессе обучения;
7) возможность установления уровня сложности для каждого ребёнка - бесспорный плюс компьютерных игр;
8) занятия проходят на фоне эмоционального подъёма и заинтересованности, что способствует лучшему усвоению программного материала, раскрепощению детей, преодолению речевой скованности и замкнутости.
Для успешной социализации будущего современного школьника просто необходимо использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в дошкольной образовательной деятельности [2,с. 57].Исследования многих авторов (Ю.Ф, Гаркуша, Н.А Черлина, Е.В. Манина 1999г., Л.Р. Лизунова 2005г.) позволяют сделать вывод о том, что специальные приёмы компьютерно-опосредованного логопедического воздействия оптимизируют процесс коррекции речи и в целом содействуют гармонизации развития ребёнка [1,с.22-25].
Занятия на компьютере в дошкольном учреждении начинают со старшей группы. По санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации режима и учебных занятий в старшей группе их продолжительность не должна превышать 25 минут, в подготовительной группе - не более 30 минут. Занятия в старшей и подготовительной группах проводятся 1 раз в неделю, однако отдельные задания на компьютере могут включаться в основные занятия. В старшей и подготовительной логопедических группах можно использовать логопедическую коррекционную программу «Игры для Тигры», игры «Развивайка» для дошколят. Детям 4-6 лет» из серии « Обучение с приключением», «Учимся запоминать. Возраст 3-6 лет» из серии «Несерьёзные уроки», «Баба Яга учится читать» и « Пойди туда, не знаю куда».
Каждое занятие, независимо от этапа и периода работы, имеет чёткую структуру:
1. Подготовительная часть - предварительная беседа. Актуализируются, уточняются знания детей. Можно провести с детьми несложные упражнения, направленные на активизацию процессов внимания, памяти, мышления, на развитие тонкой ручной моторики. Это могут быть игры: «Кого - чего не стало?», « Что изменилось?», «Запрещённое слово», упражнения с мячиками Су-Джок, массаж грецким орехом или упражнения на развитие координации руки и слова.
2.Игра на компьютере.
3. Зрительная зарядка.
4.Итоговая часть. Происходит обсуждение игры, выявление ошибок и положительных моментов. Обсуждают героев, которых встретили в игре, рассказывают о них, вспоминают из каких они сказок. На этом материале можно хорошо отработать грамматические конструкции : видели лису, видели ёжика, видели волка; разговаривали с лисой, волком, ёжиком. Можно побеседовать о каждом животном и составить небольшие рассказы: «Лиса-рыжая, хитрая. Охотится на зайца. У неё рождаются детёныши - лисята. Лиса с лисятами живёт в норе».
Список использованной литературы:
1. Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А.. Манина Е.А. Новые информационные технологии в логопедической работе// Логопед.-№2.-2004.-С.22-25.
2. Ковригина Л.В. Использование элементов ИКТ при подготовке учителей-логопедов к логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста// Фундаментальные исследования.-2008.-№3-С.57-59.
3.Кибирева Т.Г. Компьютерные технологии в логопедической работе с младшими школьниками// Логопед.- №10.-2012.- С.24-27.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние двигательной логопедической ритмики на развитие и коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, музыкально-сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содейству...
Использование логоритмических технологий в процессе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
В статье приведены сведения о том, что использование логоритмики позволяет оптимизировать формы обучения и повысить качество образования....
«Система занятий по логопедической ритмике, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Проект по логоритмике для детей 5-7 лет с Тяжёлым нарушением речи, общим недоразвитием речи....
«Применение логопедического массажа в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
Часто у детей с нарушениями речи отмечается недостаточная иннервация мышц, участвующих в работе речевого аппарата. Одним из наиболее эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия,...
КРАТКОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПУГОВИЦ»
КРАТКОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХНАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПУГОВИЦ»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопедического пункта (по ФГОС)
Программа коррекционно-образовательной деятельности разработана в соответствии с: - Конституцией Российской Федерации; - Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ &laq...
Рабочая программа по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопедического пункта (по ФГОС)
Цели и задачи реализации программы Цель: Оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с различными видами речевыхнарушений через создание условий для овладения дет...