Программа по голосоведению "Звучащая речь"
рабочая программа по логопедии (средняя группа) на тему
Рабочая программа по голосоведению (в рамках образовательной области «Речевое развитие») разработана для детей 5 летнего возраста на основе программы Л.Н.Засориной «Звучащая речь», которая является частью образовательной программы «Устремление», разработанной Петровской Академией Наук и Искусств и Санкт-Петербургской Акмеологической Академией в 1998 году. Она представляет собой эксклюзивный курс обучения способу звукоподачи в режиме речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuchashchaya_rech_rab_prog.docx | 39.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МБДОУ «ДСОВ № 20» г.Усинска Протокол № 1 от 31 августа 2016г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «ДСОВ № 20» г.Усинска _________Г.А.Антипина Приказ № 338 от 31 августа 2016 г. |
Рабочая программа
по голосоведению «Звучащая речь»
группа среднего возраста
срок реализации программы 1 год
Составлена с учетом программы Л. Н. Засориной «Звучащая речь»
Составитель: Домаркова Н.В., учитель-логопед
высшей квалификационной категории.
г. Усинск, 2016 год
Пояснительная записка
Голос – это приобретенные поведенческие навыки порождения звуковых единиц членораздельной речи – основа говорения. Хороший (нормальный) голос – залог успеха в обучении и образовании, залог творческих достижений и реализации природных задатков человека. Образованные люди владеют голосом и речью значительно искуснее по сравнению с малообразованными. В голосе заложены мощные механизмы саморазвития, самоисцеления и самоизменения. Хорошо настроенный голос нужен каждому человеку, творящему свое здоровье и здоровье окружающих, добро и красоту обитания, сознательно охраняющего и продолжающего культурные ценности цивилизации. Особенностью общеобразовательной технологии голосоведения, положенной в основу программы по голосоведению является ориентация на механизмы межполушарной асимметрии головного мозга. Ученые доказали, что речевые центры локализованы своеобразно в левом и правом полушариях мозга. Для современного образования очень важно, что уроки голосоведения имеют задачей восстановление активности правополушарных речевых навыков, которые оказались под угрозой раннего подавления образовательными технологиями, направленными на раннее обучение.
Рабочая программа по голосоведению (в рамках образовательной области «Речевое развитие») разработана для детей 5 летнего возраста на основе программы Л.Н.Засориной «Звучащая речь», которая является частью образовательной программы «Устремление», разработанной Петровской Академией Наук и Искусств и Санкт-Петербургской Акмеологической Академией в 1998 году. Она представляет собой эксклюзивный курс обучения способу звукоподачи в режиме речи.
Объем образовательной нагрузки
Объём образовательной нагрузки (как специально организованной образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) является примерным, дозирование нагрузки — условным, обозначающим пропорциональное соотношение продолжительности деятельности педагогов и детей по реализации и освоению содержания дошкольного образования в различных образовательных областях.
Объём самостоятельной деятельности, как свободной деятельности воспитанников, в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объём самостоятельной деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН (3—4 ч в день для всех возрастных групп полного дня). Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку.
Задачи:
- развитие голосового аппарата как основы средства общения;
- развитие акустических свойств голоса;
- развитие артикуляционной системы;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности
как предпосылки обучения грамоте; - оптимизация дыхательной поддержки речевого акта.
Методологические принципы построения программы:
- развитие впереди обучения;
- практические умения впереди знания;
- речевое развитие впереди предметного познания
Для успешного обучения дисциплине «Голосоведение» выделяются следующие специальные принципы интеграций:
- голосовой и речевой функции;
- речевой и певческой педагогик;
- эмоционально-чувственных и рационально-логических компонентов речи;
- фонации-аудиции (говорения и слушания);
- речемыслительных и этических потребностей;
- ценностей индивидуальной речевой и общенациональной культуры.
Достижения ребенка («Что нас радует»):
- восстановление естественной голосовой функции дошкольников;
- устранение нечеткости дикции, дефектов звукопроизношения;
- улучшение качественных характеристик голоса;
- снижение заболеваемости лор органов.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей:
- нежелание ребенка заниматься данным видом деятельности;
- длительный период восстановления правильного звукопроизношения;
- длительный период овладения голосовыми упражнениями.
Голосовая диагностика
Качества и свойства голоса ребенка оцениваются экспертным способом, прослушивание ведет учитель-логопед.
В список обследованных детей заносится условная оценка, ставится балл — от 1 до 5 в целом за произношение ряда гласных [а, о, у].
Эмпирические характеристики голоса учитывают следующие моменты:
— голос громкий или тихий;
— чистый, звонкий или с шумами;
— сила, крепость, энергичность звучания;
— четкость звуков, членораздельность, понятность, выразительность;
— плавность, без напряженности или возбужденность, с усиленностью.
Диагностика проводится в начале учебного года и по его завершению.
Тематический план
№ п/п | Тема занятия (НОД) | Планируемые результаты | Характеристика основных видов деятельности дошкольника |
Введение | |||
1 | Как образуются звуки речи? | - знает, называет и показывает органы артикуляции; - владеет понятиями «воздушная струя», «выдох», «вдох». | - артикуляционная гимнастика; - дыхательные упражнения; - рассматривание и запоминание органов артикуляции. |
2 | Положение говорящего | - усваивает правильные, удобные позы для говорения. | - произношение коротких фраз, стихов в разных положениях. |
Озвучивание и проработка гласных звуков | |||
3 | Озвучивание и проработка гласного звука А. | - умеет слышать собственное произношение звуков А-О-У-И-Ю-Е-Ё в изолированном виде и в разных интонационных окрасках; - умеет произносить звуки с разной силой.
| - произношение звуков; - пропевание звуков; - дыхательная гимнастика «Витафон гласных»; - упражнение «резиночки». |
4 | Озвучивание и проработка гласного звука О. | ||
5 | Озвучивание и проработка гласного звука У. | ||
6 | Озвучивание и проработка гласного звука И | ||
7 | Озвучивание и проработка гласного звука Ю. | ||
8 | Озвучивание и проработка гласного звука Ё. | ||
9 | Озвучивание и проработка гласного звука Ё. | ||
Настройка и проработка пар гласных звуков | |||
10 | Настройка пар гласных А-О. | - умеет четко произносить пары гласных; - умеет плавно переходить от звучания одного гласного звука к другому; - знает артикуляцию звуков; - умеет определить звук по артикуляции педагога. | - произношение пар гласных; - произношение гласных в четверостишьях, коротких песенках; - включение пар гласных в игровые ситуации («В лесу»; «Капризный ребенок»). |
11 | Настройка пар гласных О-У. | ||
12 | Настройка пар гласных У-А. | ||
13 | Настройка пар гласных О-А. | ||
14 | Озвучивание и проработка полугласных И,Ю. | -умеет четко произносить полугласные звуки; - знает артикуляцию звуков. | - выполнение артикуляционных упражнений; - проговаривание полугласных изолированно, в слогах, словах. |
15 | Озвучивание и проработка полугласных И,Ю. | ||
16 | Озвучивание и проработка полугласных Е,Ё. | ||
Освоение вокально-речевой таблицы Спиридонова (см. приложение) | |||
17 | Проработка первого столбца таблицы. | - умеет правильно произносить ряды слогов по таблице Спиридонова; - произносит ряды слогов четко, звонко и естественно. | - проговаривание, пропевание слогов по таблице Спиридонова; - игра «Передай звук другому»; - игра «Точный телефон». |
18 | Проработка первого столбца таблицы. | ||
19 | Проработка первого столбца таблицы. | ||
20 | Проработка второго столбца таблицы. | ||
21 | Проработка второго столбца таблицы. | ||
22 | Проработка второго столбца таблицы. | ||
23 | Проработка третьего столбца таблицы. | ||
24 | Проработка третьего столбца таблицы. | ||
25 | Проработка четвертого столбца таблицы. | ||
26 | Проработка четвертого столбца таблицы. | ||
Отработка интонирования звучащей речи | |||
27 | Выражение восклицания. | -умеет изменять голос по высоте звучания; - умеет выразить голосом синтаксическую функцию интонации (утверждение, вопрос, восклицание); - умеет менять тембр голоса и ритмику фразы - выбирает самостоятельно нужную мелодику речи в игровых ситуациях; - умеет подобрать нужную интонацию при озвучивании сказочных героев. | -работа с чистоговорками, скороговорками; - работа с загадками; - хоровое проговаривание; - работа с междометиями: АХ, ОХ, УХ, ОЙ, ФИ, ВО. -игры с использованием дидактических пособий «Вопросилка», «Восклицалка», «Точка», «Запяталка»; -игры-драматизации. |
28 | Выражение восклицания. | ||
30 | Выражение утверждения. | ||
31 | Выражение утверждения. | ||
32 | Выражение вопроса | ||
33 | Выразительная речь. | ||
34 | Игра-драматизация «Три медведя» | ||
35 | Игра –драматизация «Три медведя». | ||
36 | Итоговое занятие «Мы красиво говорим». |
Список литературы для педагогов
- Беляковская Н.Н., Засорина Л.Н., Макарова Н.Ш. Учим ребенка говорить: здоровьесозидающие технологии. Методические рекомендации . Методическое пособие для педагогов ДОУ и родителей.М.: ТЦ Сфера, 2010.- 128с
- Засорина Л. Н., Беляковская Н. Н., Макарова Н. Ш. Речевое развитие детей 2–8 лет: Методики: Учебно-игровые материалы / Под ред. Л. Н. Засориной. — СПб.: КАРО, 2013. — 144 c. — (Серия «Мастер-класс логопеда»).
- Засорина Л.Н. Голос в развивающем обучении. Книга для педагога. СПб., «Лицей» 1999-132с.
- Засорина Л.Н. Уроки голосоведения. Учебно- методическое пособие для школы СПб., «Лицей» 2002г.
Наглядно-дидактический материал
- Таблица определения состояния «Полет журавленка».
- Дидактическая игра «Шесть целительных звуков».
- Тренировочная таблица по И.Ф.Спиридонову.
- Набор для практической работы с развивающей игрой «Резиночки».
- Картотека скороговорок, чистоговорок, загадок.
- Комплекс упражнений по логоритмике.
Приложение
Тренировочная таблица И. Ф. Спиридонова
А О У И Ю Е Ё
А - О О-У И-Ю Е - Ё
МЛА | МБА | ВДАТТА ТРАССА ЖАЗЗА ФАВВА | ВАФФА КЛРА ЗЖЛА |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по Развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой
календарное планирование по развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по развитию речи » для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).Образовательная область «Речевое развитие». Средняя группа 4-5 лет
Данная рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. В содержание программы входит: темы занятий по месяцам с датами проведения каждого занятия, программное содержание ка...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи детей с задержкой психического развития 5-7 лет (общим недоразвитием речи второго, третьего уровня)
Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ЗПР 5-7 лет. Срок реализации программы рассчитан на 2 года....
Рабочая программа «Дополнительная общеразвивающая программа по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Грамотейка"
Программа курса “Грамотейка” предназначена для занятий с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.Курс нацелен на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фо...
Рабочая программа по Развитию речи. Образовательная область «Речевое развитие» Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" (дети 3-4 года)
Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по виду образовательной деятельности «Развитие речи»...
Рабочая программа по развитию речи для старшей группы по программе от "Рождения до школы".
Рабочая программа по развитию речи для старшей группы по программе от "Рождения до школы"....