Логопедический проект на тему: «Островок безопасности» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
проект по логопедии (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_bezopasnosti.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение детский сад «Гнёздышко» ГБОУ СОШ № 1 г. Кинеля Самарской области
Логопедический проект на тему:
«Островок безопасности»
для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Составила: учитель-логопед Кошелева Т.А.
Кинель – 2017
Информационная карта проекта:
1. Полное название проекта: «Островок безопасности» - Развитие речи детей с ОНР в процессе формирования основ безопасного поведения в социуме.
2. Автор проекта: Кошелева Татьяна Алексеевна
3. Тип, проекта, вид: социально – личностный, познавательно-речевой, общественно – полезный, открытый.
4. Продолжительность: долгосрочный.
5. Сроки проведения: сентябрь – декабрь 2017 г.
6. Участники проекта: учитель-логопед – руководитель, дети старшего дошкольного возраста с ОНР (комбинированных групп), педагоги, родители.
Пояснительная записка:
Актуальность: Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление в хозяйственной, трудовой, нравственной, экологической и других сферах жизни. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм. В настоящее время в связи с обострившейся социальной обстановкой и с участившимися случаями, касающимися безопасности людей проблема безопасности жизни очень важна, так как именно она вызывает беспокойство за самых беззащитных граждан – маленьких детей.
С появлением ребёнка на свет родители желают, чтобы он был здоровым и счастливым, чтобы он мог противостоять неожиданным ситуациям, умел справиться в трудный момент с неожиданностями, подстерегающими его на каждом шагу, когда родных нет рядом. Однако, с первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него. Народная мудрость гласит: «Берегись бед, пока их нет!».
Возникает проблема: Как помочь ребёнку разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?
Эту проблему по праву относят к глобальным, поэтому огромное значение имеет создание условий в дошкольном учреждении и семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения.
Данный проект поможет приобрести навыки безопасной жизнедеятельности нашим детям, а также развивать коммуникативную функцию речи в процессе решения жизненных ситуаций. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым, лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности.
Цель проекта: формирование основ безопасного поведения в социуме и развитие речи детей с ОНР.
Задачи:
- Формировать у дошкольников представление об опасных для жизни и здоровья ситуациях, которые встречаются в жизни;
- Научить соблюдать определенные правила поведения в социуме;
- Расширить и углубить представления детей о способах безопасного поведения в различных ситуациях; научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке,
- Пополнять и активизировать словарный запас, развивать связную речь в процессе реализации проекта
- Стимулировать у дошкольников развитие самостоятельности и ответственности;
- Развивать внимание, память, инстинкт самосохранения.
- Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проектной деятельности.
Предполагаемый результат:
Дети:
- Знают определенные правила поведения в социуме;
- Умеют вести себя адекватно в опасных ситуациях дома и на улице: при общении с незнакомыми людьми и взаимодействии с другими людьми;
- Имеют представления о путях охраны своего здоровья и способах безопасного поведения в различных ситуациях;
- Пополнен и активизирован словарный запас по теме «Безопасность»;
- Развиты коммуникативные навыки.
Родители:
- Активно участвуют в коррекционно-воспитательном процессе с позиции сотрудничества и взаимопомощи;
- Повышен уровень родительской компетентности в области воспитания у детей культуры безопасного поведения в социуме;
- Вовлечены в творческую и продуктивную деятельность детей, участвуют вместе с детьми в подборе материала и художественной деятельности.
Педагоги:
- Определены основные направления и содержание работы по развитию словаря и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с помощью специально подобранных игровых ситуаций и упражнений;
- Знакомы с методами и приёмами работы по воспитанию у дошкольников культуры безопасного поведения в социуме;
- Пополнен наглядный и дидактический материал по воспитанию безопасного поведения у детей.
Продукты проектной деятельности – изготовление и использование презентации для детей по теме «Твоя безопасность» и игрового пособия для развития речи дошкольников по теме «Безопасность».
Необходимые условия реализации проекта: использование разнообразных игр и упражнений для вызова интереса детей, новизна материала, доступность для детского восприятия, активизация детей ярким и увлекательным оборудованием, использование современных средств ИКТ, интеграция с педагогами детского сада и родителями.
Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения:
Сознательности: не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей обстановке;
Посильной трудности: соответствие материала возрасту детей;
Систематичности: организация занятий с учётом планируемой программы ДОУ;
Уважение личности ребёнка, признание на ошибку: каждый ребёнок индивидуален.
Формы реализации проекта: беседы, игровые и проблемные ситуации для знакомства с основами безопасного поведения в социуме и совершенствования коммуникативных навыков, чтение произведений детской художественной литературы и сказок с элементами драматизации, использование наглядного и игрового оборудования, ИКТ и др.
Законодательная база по охране жизни и здоровья детей:
- Конвенция по правам ребенка, ст. 6, п. 1,2, ст.19;
- Конституция РФ, ст. 41, п. 3, ст.;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 24.07.98 № 124-ФЗ;
-Гражданский кодекс РФ, гл. 59, ст. 1064 «Общие основания ответственности за причинение вреда», ст.1065 «Предупреждение причинения вреда»;
- Семейный кодекс РФ, раздел 4, гл. 12, ст. 63, 65 «Права родителей по воспитанию и образованию детей»;
- Закон РФ «Об образовании», ст. 32, п. 22.3 «Компетентность и ответственность образовательного учреждения»;
- Приказ Минобразования РФ от 15.01.02 № 76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»;
- Приказ Минобразования РФ от 07.08.2000 № 2414 и Письмо Минобразования РФ от 12.07.2000 № 22-06.788 «О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений»;
- Приказ Минобразования РФ от 26.04.02 № 29/2084-6 «О всероссийской диспансеризации детей в 2002 г.»;
- Инструктивно-методическое письмо Минобразования РФ от 14.03.2000 № 65 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
-Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26);
- Устав СП д\с «Гнёздышко» ГБОУ СОШ №1 и родительский договор.
План – схема реализации проекта:
Этапы и сроки реализации | Задачи этапа | Формы работы | Срок реализации | Примечание |
1 этап — Подготовительный (информационно-аналитический) | Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей. | 1.Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме проекта. 2.Выявление проблемы и определение путей её решения. 3. Определение системы мероприятий по реализации проекта, условий его реализации. 4.Подбор и разработка системы работы и методического материала по теме проекта. | Сентябрь По ходу реали-зации проекта |
|
2 этап — Основной (практический) | Разработка и апробирование системы методических мероприятий для детей, родителей и педагогов д/с по вопросам воспитания звуковой культуры речи у дошкольников с ОНР в процессе использования игровых технологий. | I.Работа с детьми: 1. Выявление уровня знаний у детей с ОНР по разделу «Безопасность» (в форме опроса). 2. Беседы по темам: «Служба 02», «Скорая помощь», «Беседа о тёмном и светлом царствах», «О драчунах и защитниках», «Встреча с незнакомцем», «О несовпадении приятной внешности и добрых намерений», «Если чужой приходит в дом», «Если ты потерялся», «Опасные ситуации во дворе» и др. 3. Цикл игровых и проблемных ситуаций, речевых упражнений по теме проекта типа: «Истории, рассказанные игрушкой-мишкой», «Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми», «Ситуации насильственного поведения незнакомых взрослых», «Звонок по телефону» и др.; 4. Игры: «Похитители и находчивые ребята»; «Куда бежать, если за тобой гонятся»; Речевые игры типа: «Скажи наоборот», «Почемучки», «Да-нет-ка», «Можно-нельзя», «Добавь словечко», «Хорошо или плохо?» и др. 5. Чтение худ. произведений: К. Чуковский «Доктор Айболит», «Муха Цокотуха»; С. Михалков «Дядя Стёпа - милиционер», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», рассказ Л. Толстого «Дети в роще» и др. 6. Чтение и беседы по сказкам: «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Красная Шапочка», «Гуси-лебеди», «Снежная королева», «Золотой ключик или приключения Буратино», «Лиса в заячьей шкуре», «О мертвой царевне и о семи богатырях» и др. 7. Рисунки детей по прочитанным произведениям «Герои добрые и злые». 8. Подготовка воспитанников с ОНР к участию в конкурсе чтецов «Один дома и на пороге». II. Работа с педагогами: 1. Подготовка консультации по теме «Безопасность ребёнка в наших руках» 2. Подготовка и проведение семинара-практикума по теме: «Развитие словаря и диалогической речи старших дошкольников посредством использования игровых ситуаций по ОБЖ» III. Работа с родителями: 1. Анкетирование «Безопасность вашего ребёнка» 2. Подготовка консультации для родителей по теме: «Безопасность детей - забота родителей» 3. Размышляем вместе с родителями по темам: «Осторожно! Чужой!», «Если ребёнок потерялся», «Избежать насилия можно», «Как защитить наших детей» (Памятки) IV. Методическая работа: 1. Подбор и систематизация материала по разделу «Безопасность»: «Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков детей с ОНР». 2. Подготовка презентации для детей по теме «Твоя безопасность» 3. Разработка памятки для детей «Что нужно знать о безопасности» 4. Разработка материала к Игротеке: «В игры играем - безопасность изучаем» 5. Изготовление дидактического пособия по воспитанию у детей основ безопасного поведения в социуме. | Октябрь Октябрь-декабрь
По ходу реализации проекта Апрель Октябрь Ноябрь Октябрь Ноябрь Октябрь-декабрь Сентябрь
Октябрь Ноябрь Ноябрь Декабрь | Приложение № 1 Приложение № 2 Приложение № 3 |
3 этап — Заключительный (контрольно-рефлексивный) | Презентация продукта деятельности. | 1. Анализ результатов и подведение итогов реализации проекта. 2. Участие в выставке практических материалов по разделу «Безопасность» 3. Отчёт по реализации проекта в форме презентации и сообщение на малом итоговом педсовете результатов проектной деятельности (из опыта работы). 4. Размещение на сайте материалов из опыта работы. | Декабрь |
Используемая и рекомендуемая литература:
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность» Рабочие тетради № 1, 2. Санкт-Петербург «Детство –Пресс», 2003
- Анастасова Л.П., Иванова Н.В., Ижевский П.В. «Жизнь без опасностей» М.: «Вентана-Граф», 1997
- Белая К.Ю., Зимонина Н.В. и др. «Как обеспечить безопасность дошкольников» М.: «Просвещение», 2001
- Белая К.Ю., Зимонина Н.В. и др. «Твоя безопасность: как вести себя дома и на улице» М.: «Просвещение», 2008
- Белая К.Ю. «Я и моя безопасность» - Тематический словарь в картинках. М.: «Школьная Пресса», 2011
- Лыкова И.А. Парциальная программа «Мир Без Опасности» - Беседы по стихотворению В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Волгоград ООО «Цветной мир», 2017
- Лыкова И.А., Шипунова В.А. «Колокольчик серебряный». Волгоград ООО «Цветной мир», 2014
- Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет» М. ТЦ «Сфера», 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: "Безопасный город: формирование представлений о безопасности у детей старшего дошкольного возраста"
Главная задача цивилизованного общества и его основная цель - это обеспечение здоровья детей.Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о безопасном поведении при переходе дороги...
Памятка «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста» (на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»)
Памятка «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста» (на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»)...
Формирование культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации учебно – методического комплекса «Безопасность на улице»
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации учебно – методического комплекса &la...
Картотека игр по безопасности (ОБЖ, пожарная безопасность) для детей старшего дошкольного возраста
Картотека игрпо безопасности(ОБЖ, пожарная безопасность) для детей старшего дошкольного возраста...
Мастер – класс: «Формирование навыков дорожной безопасности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игрового пособия «Безопасные истории Дозика».
Для педагогов представлен опыт работы по использованию игрового пособия для формирования дорожной безопасности у детей с задержкой психического развития....