Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Elizabet

Использование инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ИКТ24.36 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

   В последние годы  отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей.

 Применение информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в работе при решении педагогических задач, в рамках которых компьютерные средства коррекционно – развивающего  обучения весьма эффективны. Еще  К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности».

 Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.     Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребенка легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.

В условиях развития информационных технологий педагогические коллективы дошкольных учреждений находятся в постоянном поиске новых, более эффективных способов передачи воспитанникам знаний, умений и навыков. Поскольку компьютер, занимает прочные позиции в жизни современного ребенка, задача педагогов - показать детям его многочисленные возможности. Так, с помощью компьютера можно рисовать, создавать и слушать музыку, анимацию, оформлять тематические открытки писать тексты, создавать детские проекты. Один из вариантов использования компьютера для более интересных и познавательных занятий  это – мультимедийные презентации.

Таким образом,  презентация:

  -  Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами

  - вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации.  Усиливает воздействие выступления

- нахождение на сайтах необходимых информационных материалов;

- создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с родителями;

- самостоятельное создание фотогаллерей, памяток, буклетов, и пр. документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей, с последующим  размещением их в детском саду и на интернет – сайте учреждения; 

- консультирование родителей, используя возможности Интернета, повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации); улучшение речевого продуцирования;

- расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов; повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет образного типа информации, понятного детям и значительно улучшающего восприятие информации, что реализует принцип наглядности и доступности материала); повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);

- активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук; формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития;

- создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности; реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения); возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности);

- совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими  демонстрировать реальные объекты,  явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни); подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.

 Поэтому важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие с родителями. Целью работы с родителями является достижение тесного взаимодействия, партнерских отношений дошкольного учреждения с родителями в вопросах гармоничного развития ребенка с осуществлением квалифицированной коррекции нарушений речи.

Современным и наиболее эффективным взаимодействием является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе с родителями. Компьютер позволяет:

  • расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей с нарушениями речи;
  •  реализовать коррекционные задачи, активизируя работу с родителями;
  • применить индивидуальный подход к ребенку;
  •  сформировать в определенной степени сотрудничество между ребенком, учителем-логопедом и родителями;
  •  повысить компетентность родителей в коррекционно-воспитательной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего нарушение речи.

 На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Применение ИКТ в работе с родителями помогает найти  контакт практически со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других - твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.

   Как известно, вся работа по формированию речевой деятельности условно может быть разделена на этапы:

  • развитие мотивационной основы речевой деятельности;
  • коррекция неправильного звукопроизношения;
  • развитие диалогической и монологической форм речи.

   

Информационно-коммуникационные технологии помогают на каждом из этих этапов одновременно решить целый ряд коррекционных целей и задач. Одна или несколько из этих целей и задач выдвигаются в качестве ведущих, первостепенных.

ЦЕЛЬ: активизация и улучшение коррекционного процесса.

ЗАДАЧИ:

 1.Создать условия для развития подвижности артикуляционного аппарата; фонематического слуха.

2. Коррекция звукопроизношения.

3. Формирование навыков фонематического восприятия.

4. Развитие речевого дыхания, голоса; общей и мелкой моторики; слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления.

5. Формирование выразительной речи на базе правильно произносимых звуков и практических умений и навыков пользования правильной речью.

   Благодаря мультимедийным играм-презентациям удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ. 

        Мультимедийные презентации - это одна из самых удобных и актуальных возможностей в проведении занятий с дошкольниками. Для ребенка дошкольного возраста игра - это ведущая деятельность, в которой формируется и развивается личность ребенка. Практика показала, что дети с удовольствием выполняют предложенные задания, ответственно подходят к решению задач и в результате показывают более высокие результаты, чем при работе с бумажными носителями.

   Использование мультимедийных презентаций может обеспечить наглядность, которая  способствует  комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.

  • Использование мультимедийных презентаций, дают ребенку дошкольного возраста первый опыт работы с информацией извлечением, отбором, и применением в продуктивной деятельности. Введение презентаций в структуру интегрированных занятий способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем  самым длительность самостоятельной деятельности ребенка в среднем на 10% от длительности всего занятия.

При создании мультимедийных презентаций для занятий, прежде всего, необходимо учитывать следующие условия:

  • Важно подобрать правильное сочетание цветов для фона и иллюстраций. Фон не должен «забивать» изображения.
  •  Слайдов не должно быть много (не более 10 с начальным и заключительным). При продолжительности  занятия 25 минут, презентации  отводится не более 10 минут, то есть в среднем 1 минута на слайд.
  • Слайды должны быть синхронизированы с комментариями воспитателя.
  • Презентация должна дополнять, иллюстрировать речь воспитателя, при этом она не должна становиться частью занятия.
  •  Музыкальное сопровождение допустимо к тем слайдам, где не предусмотрено речевого. Музыка будет сильно отвлекать и рассеивать внимание: трудно одновременно слушать музыку и речь. Звуковые спецэффекты в сочетании с иллюстративным материалом оказывают настолько сильное впечатление на детей, что могут отвлечь детей от восприятия основной информации.

        

Мультимедийные презентации предполагают самостоятельное создание интерактивных ресурсов для использования  на занятиях.  В мультимедийные презентации, которые создаются в PowerPoint (всем нам известный формат ppt от компании Microsoft, состоящий из слайдов),  можно включить собственные рисунки, фотографии, видео, можно приобщить родителей и детей к поиску нужного материала, картинок, что создает сотрудничество и взаимосвязь воспитателя с родителями. Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Презентации  помогают заинтересовать, активизировать детей не только в познавательном, но и в речевом плане, что очень важно для наших детей. Инновационные технологии  не заменяют традиционных игр и занятий, но дополняют их, делая педагогический процесс  многогранным и интересным.  

   Использование мультимедийных презентаций непосредственно в учебном процессе возможно в различных видах деятельности.  При формировании математических представлений у детей есть возможность на занятиях работать не только с раздаточным материалом, при помощи ИКТ познакомиться с цифрой. Презентация сочетает в себе звук, красочное изображение, что улучшает восприятие информации. Это дает возможность воспитателю выстроить свое объяснение логично и научно.

Формы работы с детьми:

  • Просмотр презентаций
  • Беседы о просмотренной презентации
  • Пересказ просмотренного.

Формы работы с педагогами:

  • Консультации.
  • Презентации.
  • Мастер – классы.
  • Круглые столы.

Формы работы с родителями:

  • Консультации.
  • Подбор литературы по теме.
  • Круглые столы.
  • Мастер – классы:
  • Родительское собрание.
  • Брейн – ринг.
  • Анкетирование.
  • Конкурсы и викторины.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедиа при работе с детьми дошкольного возраста

Конспект занятия по развитию речив подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей» (с использованием интерактивной доски)ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:1. Обобщить...

Использование психогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.

Описание что такое психогимнастика. Пример игр и упражнений....

Методическая разработка "Использование сказки в работе с детьми дошкольного возраста".

Особенности работы со сказкой в рамках методической разработки....

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...

Опыт работы по теме «Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста»

   «Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста»Современное образование направлено на ребенка и его потребности, а так же на создание в дошкольном учрежде...

Статья из опыта работы "Использование "Бизибордов" в работе с детьми дошкольного возраста".

Главное преимущество данной технологии заключается в том, что ребенок может решать любую познавательную задачу в своем собственном темпе, без авторитарного вмешательства со стороны взрослого. Э...