Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Использование инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ИКТ | 24.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей.
Применение информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в работе при решении педагогических задач, в рамках которых компьютерные средства коррекционно – развивающего обучения весьма эффективны. Еще К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности».
Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребенка легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.
В условиях развития информационных технологий педагогические коллективы дошкольных учреждений находятся в постоянном поиске новых, более эффективных способов передачи воспитанникам знаний, умений и навыков. Поскольку компьютер, занимает прочные позиции в жизни современного ребенка, задача педагогов - показать детям его многочисленные возможности. Так, с помощью компьютера можно рисовать, создавать и слушать музыку, анимацию, оформлять тематические открытки писать тексты, создавать детские проекты. Один из вариантов использования компьютера для более интересных и познавательных занятий это – мультимедийные презентации.
Таким образом, презентация:
- Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами
- вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации. Усиливает воздействие выступления
- нахождение на сайтах необходимых информационных материалов;
- создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с родителями;
- самостоятельное создание фотогаллерей, памяток, буклетов, и пр. документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей, с последующим размещением их в детском саду и на интернет – сайте учреждения;
- консультирование родителей, используя возможности Интернета, повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации); улучшение речевого продуцирования;
- расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов; повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет образного типа информации, понятного детям и значительно улучшающего восприятие информации, что реализует принцип наглядности и доступности материала); повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);
- активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук; формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития;
- создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности; реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения); возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности);
- совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни); подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.
Поэтому важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие с родителями. Целью работы с родителями является достижение тесного взаимодействия, партнерских отношений дошкольного учреждения с родителями в вопросах гармоничного развития ребенка с осуществлением квалифицированной коррекции нарушений речи.
Современным и наиболее эффективным взаимодействием является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе с родителями. Компьютер позволяет:
- расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей с нарушениями речи;
- реализовать коррекционные задачи, активизируя работу с родителями;
- применить индивидуальный подход к ребенку;
- сформировать в определенной степени сотрудничество между ребенком, учителем-логопедом и родителями;
- повысить компетентность родителей в коррекционно-воспитательной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего нарушение речи.
На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Применение ИКТ в работе с родителями помогает найти контакт практически со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других - твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.
Как известно, вся работа по формированию речевой деятельности условно может быть разделена на этапы:
- развитие мотивационной основы речевой деятельности;
- коррекция неправильного звукопроизношения;
- развитие диалогической и монологической форм речи.
Информационно-коммуникационные технологии помогают на каждом из этих этапов одновременно решить целый ряд коррекционных целей и задач. Одна или несколько из этих целей и задач выдвигаются в качестве ведущих, первостепенных.
ЦЕЛЬ: активизация и улучшение коррекционного процесса.
ЗАДАЧИ:
1.Создать условия для развития подвижности артикуляционного аппарата; фонематического слуха.
2. Коррекция звукопроизношения.
3. Формирование навыков фонематического восприятия.
4. Развитие речевого дыхания, голоса; общей и мелкой моторики; слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления.
5. Формирование выразительной речи на базе правильно произносимых звуков и практических умений и навыков пользования правильной речью.
Благодаря мультимедийным играм-презентациям удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ.
Мультимедийные презентации - это одна из самых удобных и актуальных возможностей в проведении занятий с дошкольниками. Для ребенка дошкольного возраста игра - это ведущая деятельность, в которой формируется и развивается личность ребенка. Практика показала, что дети с удовольствием выполняют предложенные задания, ответственно подходят к решению задач и в результате показывают более высокие результаты, чем при работе с бумажными носителями.
∙ Использование мультимедийных презентаций может обеспечить наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
- Использование мультимедийных презентаций, дают ребенку дошкольного возраста первый опыт работы с информацией извлечением, отбором, и применением в продуктивной деятельности. Введение презентаций в структуру интегрированных занятий способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной деятельности ребенка в среднем на 10% от длительности всего занятия.
При создании мультимедийных презентаций для занятий, прежде всего, необходимо учитывать следующие условия:
- Важно подобрать правильное сочетание цветов для фона и иллюстраций. Фон не должен «забивать» изображения.
- Слайдов не должно быть много (не более 10 с начальным и заключительным). При продолжительности занятия 25 минут, презентации отводится не более 10 минут, то есть в среднем 1 минута на слайд.
- Слайды должны быть синхронизированы с комментариями воспитателя.
- Презентация должна дополнять, иллюстрировать речь воспитателя, при этом она не должна становиться частью занятия.
- Музыкальное сопровождение допустимо к тем слайдам, где не предусмотрено речевого. Музыка будет сильно отвлекать и рассеивать внимание: трудно одновременно слушать музыку и речь. Звуковые спецэффекты в сочетании с иллюстративным материалом оказывают настолько сильное впечатление на детей, что могут отвлечь детей от восприятия основной информации.
Мультимедийные презентации предполагают самостоятельное создание интерактивных ресурсов для использования на занятиях. В мультимедийные презентации, которые создаются в PowerPoint (всем нам известный формат ppt от компании Microsoft, состоящий из слайдов), можно включить собственные рисунки, фотографии, видео, можно приобщить родителей и детей к поиску нужного материала, картинок, что создает сотрудничество и взаимосвязь воспитателя с родителями. Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Презентации помогают заинтересовать, активизировать детей не только в познавательном, но и в речевом плане, что очень важно для наших детей. Инновационные технологии не заменяют традиционных игр и занятий, но дополняют их, делая педагогический процесс многогранным и интересным.
Использование мультимедийных презентаций непосредственно в учебном процессе возможно в различных видах деятельности. При формировании математических представлений у детей есть возможность на занятиях работать не только с раздаточным материалом, при помощи ИКТ познакомиться с цифрой. Презентация сочетает в себе звук, красочное изображение, что улучшает восприятие информации. Это дает возможность воспитателю выстроить свое объяснение логично и научно.
Формы работы с детьми:
- Просмотр презентаций
- Беседы о просмотренной презентации
- Пересказ просмотренного.
Формы работы с педагогами:
- Консультации.
- Презентации.
- Мастер – классы.
- Круглые столы.
Формы работы с родителями:
- Консультации.
- Подбор литературы по теме.
- Круглые столы.
- Мастер – классы:
- Родительское собрание.
- Брейн – ринг.
- Анкетирование.
- Конкурсы и викторины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мультимедиа при работе с детьми дошкольного возраста
Конспект занятия по развитию речив подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей» (с использованием интерактивной доски)ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:1. Обобщить...
Использование психогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.
Описание что такое психогимнастика. Пример игр и упражнений....
Методическая разработка "Использование сказки в работе с детьми дошкольного возраста".
Особенности работы со сказкой в рамках методической разработки....
опыт работы. Тема "Использование ковролинографии в работе с детьми дошкольного возраста"
наименование и описание игр для ковролинографа....
Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"
Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...
Опыт работы по теме «Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста»
«Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста»Современное образование направлено на ребенка и его потребности, а так же на создание в дошкольном учрежде...
Статья из опыта работы "Использование "Бизибордов" в работе с детьми дошкольного возраста".
Главное преимущество данной технологии заключается в том, что ребенок может решать любую познавательную задачу в своем собственном темпе, без авторитарного вмешательства со стороны взрослого. Э...