Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников
статья по логопедии (старшая группа)
Различие звуков речи, т.е. фонематического слуха — основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразли- чения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно). «Игла» превращается во «мглу», «лес» в «лист» или «лису». Особенно ярко недостаточность фонематического слуха проявляется в школе при обучении письму и чтению, ответственными за оптимальное протекание процесса любого обучения. Поэтому не случайно работе по развитию фонематического слуха специалисты уделяют много времени
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_priemy_razvitiya_fonematicheskogo_vosprayatiya.docx | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников
Различие звуков речи, т.е. фонематического слуха — основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразли- чения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно). «Игла» превращается во «мглу», «лес» в «лист» или «лису». Особенно ярко недостаточность фонематического слуха проявляется в школе при обучении письму и чтению, ответственными за оптимальное протекание процесса любого обучения. Поэтому не случайно работе по развитию фонематического слуха специалисты уделяют много времени, но не всегда она протекает легко и успешно. Часто родители, добросовестно пытаясь выполнить все рекомендации специалиста, не получают нужного результата. Это можно объяснить недостаточным вниманием к проработке предыдущего этапа — развитию речевого слуха.
Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура нервной системы. Неречевой слух — восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки — по своему происхождению гораздо древнее. Формируясь, сложные психические процессы зависят от более элементарных функций, лежащих в их основе и составляющих «базу» для их развития. Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая, начиная с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно, трогать, брать в руки. Кроме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение. Обычно работу следует начинать с наиболее элементарных видов различения: «тихого—громкого», «быстрого — медленного», выбирая контрастные по ритмической и эмоциональной структуре музыкальные фрагменты.
Для формирования неречевого звукоразличения в логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются специальные упражнения. Важно отнестись к ним серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится, при этом не забывая, что занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.
Шумящие коробочки
Нужно взять два комплекта небольших коробочек (для себя и ребенка), наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Взяв коробочку из своего набора, вы трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда намеренно ошибайтесь.
Чудо-звуки
Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весеннюю капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки — какие похожи, чем различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке: зимой — скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра; весной — капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей. А еще не забывайте про запахи — это опоры вашего малыша в жизни.
Слушай, пробуй, как звучит
Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.
Угадай, что звучало
Проанализируйте с ребенком бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с одного-двух до семи-десяти.
Что как звучит
Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по вашей просьбе: «Скажи, покажи, проверь, что звучало. Что звучало сначала, а что потом? » Дайте палочку ребёнку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять «волшебную» палочку с собой на прогулку. Более сложный вариант — узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки?»
Где позвонили
Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза. Вы встаете в стороне от него и тихо звените (гремите, шумите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? — слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант — «жмурки». Ребенок в роли водящего.
Подбери картинку или игрушку
Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что вы делали, что звучало, и подбирает соответствующую картинку, игрушку. Изменение характера движений при изменении звукового сигнала, темпа или громкости его звучания. О правилах игры надо предварительно договориться.
Создаем мелодию
Вступите в диалог с ребенком на инструментах — чередуйте «высказывания», внимательно слушая друг друга. Когда ребенок сыграет что-то достаточно структурированное, повторите его «реплику». Продолжайте игру, пока ребенок не отработает свою внезапную находку.
Отработка ритмических структур
Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например: два удара — пауза — три удара. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами. Варианты игры:
ребенок повторяет ритмический рисунок правой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу); воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами; придумывает свои ритмические рисунки и контролирует их выполнение. Возможные пути выполнения задачи: удлинение и усложнение ритма, воспроизведение звуков разной громкости внутри ритмического рисунка. Ритмические структуры можно записывать: слабый удар — короткая вертикальная черта, сильный — длинная вертикальная черта.
Громко — тихо
Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом, низким. Вариант игры: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.
Камертон
Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог — один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется.
Узнай свой голос
Вам нужно записать на магнитофон голоса знакомых,
родных, обязательно - голос свой и ребенка. Прослушайте кассету вместе. Важно, чтобы ребенок узнавал свой голос и голоса близких людей. Может быть, ребенок не сразу узнает свой голос на кассете, к его звучанию надо привыкнуть.
Список использованной и рекомендуемой литературы:
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.
- Семенович А.В. Эти невероятные левши. М., 2005.
- Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников
Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников.Различие звуков речи,то есть фонематического слуха-основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразлич...
Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников.
Консультация для родителей о развитии фонематического восприятия у детей....
Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников
Различие звуков речи, т.е. фонематического слуха — основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пи&sh...
Игровые приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников
Игровые приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников.Шумящие коробочкиНужно взять два комплекта небольших коробочек (для себя и ребенка), наполнить их различными материалами, к...
Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР
Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР...
Консультация для воспитателей: "Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников старшего возраста».
Консультация учителя-логопеда для воспитателей Тема: «Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников старшего возраста»....
Аналитическая справка по самообразованию «Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников»
Аналитическая справка по самообразованию «Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников»...