«Воспитание нравственно – патриотических качеств у детей ОВЗ через знакомство с русскими народными сказками»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Титова Анастасия Николаевна

педагогический опыт

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. САЯНОГОРСК

ДЕТСКИЙ САД  № 29 «У ЛУКОМОРЬЯ»

 «Воспитание нравственно – патриотических качеств у детей ОВЗ

через знакомство с русскими народными сказками»

учитель-логопед Титова А.Н.

Саяногорск

«Воспитание нравственно – патриотических качеств у детей ОВЗ

через знакомство с русскими народными сказками»

 «Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру ребенка».

В.А. Сухомлинский

        Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края?

        В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням.

        Патриотическое воспитание невозможно без нравственного воспитания.  В развитии всех этих качеств, прекрасно помогает ознакомление детей с русскими народными сказками, которые Л.Толстой называл «кладезем мудрости народа».

        Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.

        Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации, этноса. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы. Победа добра над злом здесь обязательна.

        Во многих сказках воспеваются удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание «без труда вытащить рыбку из пруда», чванство, жадность и другие человеческие недостатки.

        Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.

        Сказка развивается и в настоящее время. В ней используются новейшие достижения науки и техники, особенности современного быта, базируясь на исторически сложившихся сказочных принципах: победе добра над злом, патриотизме, взаимной поддержке и др. Сказка имеет огромное психолого-педагогическое значение для обучения, развития и воспитания дошкольников.

Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста  формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.  

 В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.

        Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи обучения, особенно в работе с дошкольниками ОВЗ.

Нравственно-патриотического воспитания детей через русскую народную сказку осуществляется при решении следующих задач, а именно: 

Обучающие задачи:    

- сказка позволяет формировать  нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения;

- помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни;

- с помощью сказки мы расширяем представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру и декоративно-прикладное искусство;

Развивающие задачи:

- сказка содействует развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития;

- содействует развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыкам связной речи;

- сказка развивает способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;

- развивает у детей социальные умения и навыки поведения;

- сказка содействует развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;

- содействует развитию творческих способностей в продуктивной деятельности;

- сказка позволяет создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;

- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту;

Воспитательные задачи:

- сказка воспитывает послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

- сказка способствует формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие;

- воспитывает трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Особенности сказки как воспитательного источника

        Очень красив язык сказок: он певуч и поэтичен, содержит множество метафор и сравнений. В сказках много пословиц и поговорок, очень метких и поучительных: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и др. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители – И.А. Ильин и Е.Н. Трубецкой – видели в сказке отражение души русского народа.

        Благодаря языку создается особый фантастический мир, в котором все представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго – герои, их взаимоотношения, окружающие персонажи и предметы, природа, в которой нет полутонов, а присутствуют глубокие яркие цвета. Они влекут к себе ребенка, как все красочное, лишенное однообразия и бытовой серости.

        В сказке присутствует яркая образность.  Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. Пять, десять раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку, и каждый раз открывает в ней что – то новое. В сказочных образах – первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному. Ребенок знает, что в мире нет ни Бабы Яги, ни Царевны – лягушки, ни Кащея Бессмертного, но он воплощает в эти образы добро и зло, и каждый раз, рассказывая одну и ту же сказку, выражает свое отношение к плохому и хорошему.

        Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир  и не только умом, но и   сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу.

        Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях; учится преодолевать барьеры, возникающие в трудных ситуациях, искать союзников и вместе бороться за справедливость, верить в силу любви и добра.

        Сказка несет в себе положительный эмоциональный заряд, который положительно влияет на весь процесс обучения. Для этого, безусловно, необходимо давать дополнительные задания детям, которые, не нарушая общего замысла сказки, повышают ее обучающий потенциал: привлечение в сказку загадок, пословиц; продолжение сказки, оценка поступков сказочных героев.

        «Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос «чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». Сказка приобщает ребенка к общечеловеческому и этническому опыту, обогащает его личный опыт половой дифференциации и взаимодействия.

        Увлекательность сюжета делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.

        Необходимо акцентировать внимание дошкольников на том, что учиться лучше не на своих ошибках, а на опыте других. В этом плане особо следует отметить роль героев сказок,  которые учат тому, что каждый поступок приводит к тем или иным последствиям, далеко не всегда положительным как для себя, так и для других. Необходимо доносить до детей следующие положения, подтвердив их примерами сказок:  для того, чтобы чего – то достичь, необходимо хорошо потрудиться; относится к другим следует так, как хотел бы, чтобы относились к тебе другие; помогать другим нужно бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут; нужно уметь делиться тем, что у тебя есть; любое дело легче делать сообща, чем одному; только хорошее поведение, хорошие дела помогают найти настоящих и верных друзей; надо уметь помнить и ценить доброе отношение к себе и т.д.Особенно это актуально для детей с ОВЗ, так они испытывают трудности в социализации.

        Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

        Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

        Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно – следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

        Сказка позволяет формировать у ребенка представление о том, что добро побеждает, но не само по себе, а путем преодоления трудностей.

        Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного.

        Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременно: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит – сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о предназначении человека в жизненном пути.

        Работать со сказкой можно как индивидуально, так и со всей группой. Эту работу можно проводить и дифференцированно. В этом случае у нескольких ребят может быть одна проблема в поведении или деятельности, а потому они могут работать над одной и той же сказкой.

        Особенности ознакомления детей со сказкой:

- выразительное чтение (в младшем возрасте лучше рассказывать);

- знакомство со сказкой на основе ее целостного восприятия: от общего содержания к деталям повествования;

- обсуждение действий и поступков различных персонажей, поиск и оценка их ошибок, путей их исправления;

- выдвижение возможностей дальнейшего развития сюжета сказки, традиций народа.

        В своей деятельности с детьми мы используем следующие формы работы со сказкой:  чтение;  рассказывание;  пересказ; драматизация; разучивание; рассматривание иллюстраций к произведению с комментариями; обсуждение литературной стороны произведения; обыгрывание (инсценирование) произведения;  настольный (кукольный, пальчиковый и т.п.) театр  по произведению; самостоятельная театрализованная деятельность; пополнение групповой библиотеки (книжного уголка).

        Основной формой является чтение сказки. Одним из главных требований является ее выразительность речи, чтобы дети могли понять не только смысл, но и глубину художественных образов. Читать сказку следует неторопливо, выразительно, как бы отвлекаясь от реальной обстановки, в которой проходит непосредственная образовательная деятельность. Но в работе с младшими дошкольниками сказку лучше рассказывать наизусть. Это вызывает особый у детей интерес. Рассказывая сказку, может видеть лица детей, оценивать их реакцию, а используя мимику и жесты для большей убедительности, образности восприятия происходящего действия, сюжета, ситуации, повышать ее художественно - образную значимость.

        Для содействия образному восприятию сказок используем иллюстративный материал: репродукции картин В.М. Васнецова, которые помогают детям ярче прочувствовать и понять образы героев и события сказки, образные и дидактические игрушки, фотографии, открытки, произведения декоративно – прикладного искусства.

        При проведении непосредственно образовательной деятельности  в практической части используем различные виды художественной деятельности: рисование, аппликацию, лепку. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.

        В художественно – продуктивной деятельности, при разыгрывании детьми ключевых сюжетных сцен реализуется деятельностный принцип психического развития детей: желание и потребность ребенка выразить свои отношения и представления,  создают реальные психологические условия для формирования социальных умений и навыков поведения, устойчивые позитивные межличностные отношения и нравственные качества личности ребенка.   Обеспечивается не формальное усвоение духовно – нравственных, представлений, знаний и норм поведения, а их практическое освоение и закрепление с переносом в реальную жизнь и взаимоотношения с ближайшим социальным окружением (с семьей и сверстниками).

        Наиболее активными формами работы со сказкой являются инсценирование сказок, постановка спектаклей по ним.  В течение года мы постоянно готовим и показываем кукольные спектакли по сказкам, выступаем перед родителями и детьми младших групп. Очень важно, чтобы в подготовке спектакля участвовали все дети группы. Это дает возможность каждому ребенку внести свой вклад в «общее дело»: кто – то играет, поет песенки, читает текст, готовит пригласительные билеты, встречает гостей и т.д. Ничто так не стимулирует учебную деятельность детского коллектива, как успех. Его никогда не бывает много.

        От нас зависит, насколько ребенок будет заинтересован и активен. Поэтому мы обязаны найти слова  благодарности и поощрения действиям каждого ребенка, принявшего участие в празднике сказки, отметить не только значимость вложенного труда в общее дело, но и раскрыть дальнейшие перспективы их совместной работы, обучении, добрых и полезных дел.

        Работу со сказкой следует строить на основе ее целостного восприятия: от общего содержания к деталям повествования. Дети, зная полный текст, могут активно обсуждать действия и поступки различных персонажей, искать и оценивать их ошибки, пути их  исправления, выдвигать и обсуждать возможность дальнейшего развития сюжета сказки, усваивать традиции, обычаи,  язык народа.

                Для лучшего восприятия сказки используем музыкальное сопровождение, народные песенки. Необходимо привлекать к музыкальному оформлению сказки родителей, по возможности владеющих инструментом.  Очень интересно проходят викторины   не только по названиям сказок, но и по репликам героев.

        Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. Влияние сказок на духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

        Большую помощь оказывают родители, которые принимают активное участие во всех начинаниях и предложениях воспитателей. Руками родителей пошиты костюмы, изготовлены пособия. Совместно с детьми родители делают иллюстрации к сказкам, рукописные книги, альбомы пословиц, поговорок и потешек.

        В группу при помощи родителей были приобретены книги русских народных сказок, создана библиотека, которой постоянно пользуются дети (рассматривают иллюстрации, обсуждают услышанные сказки, а научившись читать устраивают коллективное слушание сказок, где сами вслух читают.

        Желание читать и слушать у детей постоянное. Также родители покупают сказки домой, самые интересные потом приносят в детский сад для коллективного чтения.

        Интерес к сказкам постоянно возрастает, расширяя кругозор у детей и интерес к истории России и русского народа.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

Список литературы 

1.Бабушкина А.П. История русской детской литературы. - М., 2012

2.Белобрыкина, О.А. «Сказка ложь, да в ней намек…» // Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина - М., 2011.

3.Божович Л.И. О духовном развитии и воспитании детей / Л. И. Божович // Вопросы психологии. - М., 2011

4.Бородич А.М. Методика развития речи детей - М., 2012

5.Буре, Р.С. Развитие теории и методики воспитания нравственных качеств у детей Р.С. Буре, Л.Д. Костелова - М., 2012

6.Гербова В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М., 2010

7.Ильин И.А. О духовном развитии и воспитании детей. - М., 2012

8.Короткова, Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Л.Д. Короткова. - М., 2011

9.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 6-7 лет / М.. 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Воспитание и развитие детей через знакомство с русской народной сказкой"

В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представ...

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»

Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны,...

Проект "Войти в Тридевятое царство" (Нравственное воспитание детей через знакомство с русской народной сказкой.)

 Если ребёнка не знакомить с русским фольклором, он не будет знать; истории, традиций и культуры своего народа и не может быть достигнуто его полноценное нравственно-патриотическое воспита...

Тема: «Воспитание и развитие детей дошкольного возраста через знакомство с русской народной сказкой».

Особое место в дошкольном воспитании занимает чтение русских народных сказок, в которых воспитывается доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать новую позицию....