Программа учителя-логопеда
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему

Ковалева Анна Васильевна

Представлена рабочая  программа учителя -логопеда для работы с детьми ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma.docx65.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад №5 г. Россоши

Россошанского муниципального района

Воронежской области

                                                                                                      Утверждаю:

                                                                                                                         Заведующий МКДОУ ЦРР –

                                                                                                                      детским садом № 5 г. Россоши

                                                                                                                          ___________ Муратова М.Н.

Приказ № ______ от ________2017г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Ковалевой А.В.

муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка –

детского сада № 5 г. Россоши

г. Россошь

 2017

Содержание

Пояснительная записка........................................................................................ .3

Алгоритм логопедической работы в группе для детей с ОНР…………………8

Характеристика детей с общим недоразвитием речи 3 уровня ........................9

Организация коррекционно – развивающей работы с детьми ........................11

Модель логопедической работы ....................................................................... .13

Организация предметно-пространственной развивающей среды.................. .13

Содержание коррекционной непосредственно-образовательной

деятельности……………………………………………………………………..14

Перспективное планирование занятий по коррекции общего недоразвития речи у детей старшей группы (первыйгод обучения).......................................20

Заключение

Литература

Пояснительная записка

        Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка. Чистая и правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

        С каждым годом увеличивается число дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Данная форма речевой патологии характеризуется тем, что при нормальном слухе и интеллекте у детей задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. У детей с ОНР отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха и восприятия, отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. Дополнительные трудности в овладении связной речью обусловлены наличием у детей вторичных отклонений в развитии психических процессов – восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в усвоении детьми программы детского сада общеразвивающего вида, а в дальнейшем и программы общеобразовательной школы.

        В настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется программа «Детство» (авторский коллектив В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.И. Никитина). Данная программа рассчитана на дошкольников без речевой патологии. В образовательной программе «Детство» внимание акцентируется на обогащении мотивации речевой деятельности детей, особо следует отметить выделение познавательных и речевых умений (для младших дошкольников) и уровней речевого развития (для старших дошкольников); реализация речевых задач предполагает использование развивающих игровых технологий, стимулирующих речевое творчество и самостоятельность ребёнка.

        В связи с появлением в детском саду большого количества детей с общим недоразвитием речи, возникла необходимость введения при МКДОУ специализированной Рабочей программы по коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников в условиях логопедической группы.

Данная  Программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.

Рабочая программа составлена для организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в группе, имеющей речевой профиль «Общее недоразвитие речи».

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников определяется четырьмя уровнями речевого развития и может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.). Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального речевого развития, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности.

Предлагаемая Программа дает возможность ранней диагностики речевого дефекта, коррекции нарушений устной речи на каждом возрастном этапе, учитывая единство требований, подходов и методов обучения и воспитания дошкольников.

Содержание рабочей Программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам  дошкольного образования, устанавливаемым в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155, образовательным стандартам и требованиям, целям и задачам образовательной программы учреждения. В соответствии с ФГОС Программа основана на интеграции образовательных областей направлена на развитие познавательно-речевой, игровой, оздоровительной деятельности, компонентов устной речи детей, практическое овладение нормами речи и культуры поведения, на формирование индивидуального прогресса в развитии коммуникативных навыков.

При разработке рабочей Программы использованы следующие программы и системы коррекционной работы с детьми с ОНР:

- Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, Г.В.Чиркина;

- Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. Автор: Т.А.Ткаченко;

- Методическое пособие для коррекции общего недоразвития

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, формировать лексико-грамматические категории и развивать связную речь у дошкольников с общим недоразвитием речи.

        В процессе коррекционного обучения детей решаются следующие задачи:

  • раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
  • преодоление недостатков в речевом развитии;
  • воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
  • формирование лексико-грамматических категорий и связной речи;
  • подготовка к обучению грамоте;
  • формирование навыков учебной деятельности;
  • осуществление совместной деятельности с родителями воспитанников, педагогами ДОУ.

        Исходной методологической основой программы являются положения, разработанные в отечественной  логопедии Л.С.Выготским, Р.Е.Левиной, В.И.Лубовским, Л.Е.Журовой, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной и другими.

        Логопедические принципы:

        1. Принцип системности. Структурные компоненты речи находятся в тесном взаимодействии.

        2. Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития предполагает учет той последовательности формирования функций, которая имеет место в онтогенезе.

        3. Принцип опоры на сохранные анализаторы, на их взаимодействие.

        4. Принцип поэтапного формирования умственных действий. (П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин)

        5. Принцип развития предполагает постепенное усложнение заданий. (Л.С.Выготский)

        6. Принцип учета ведущей деятельности.

        7. Принцип дифференцированного подхода предполагает учет этиологии, механизмов, симптоматики нарушений, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

        Общедидактические принципы:

        научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, прочности, воспитывающего характера, сознательности, активности, индивидуального подхода.

        Задачи развития речи и коррекции её недостатков реализовываются на групповых и индивидуальных занятиях. Весь период коррекционной работы рассчитан на 2 учебных года (средняя и старшая группы).

Форма проведения занятий – индивидуальная и фронтальные.

Периодичность 3-4 раза в неделю – фронтальные, 2 раза в неделю - индивидуальная.

Фронтальные занятия для детей в группе с ОНР приоритетно ориентированы на формирование лексико- грамматических средств языка и развитие связной речи,  формированию произношения и подготовке к  обучению грамоте.

Индивидуальные занятия   направлены на осуществление коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой. Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы логопеда в течение каждого рабочего дня недели в целом. Они направлены на осуществлении коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой. Учёт индивидуальных занятий фиксируется в журнале посещаемости занятий детьми.

План логокоррекционной работы составляется логопедом на основе анализа речевой карты ребёнка с ОНР (сентябрь) и корректируется после промежуточного обследования (январь). В плане индивидуальной работы отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ОНР. Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании. На основании индивидуального плана логокоррекционной работы логопед составляет планы индивидуальных занятий. При планировании индивидуальных занятий учитываются возраст ребёнка, структура речевого дефекта, его индивидуально – личностные особенности. Для обеспечения разностороннего развития детей с ОНР, в содержание обучения и воспитания введено 34 темы. Их подбор и расположение определены такими принципами, как сезонность и социальная значимость. Одно из важнейших условий реализации тематического принципа- концентрированное изучение темы ( в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения важна как для восприятия речи, обогащения и уточнения детьми (пассив), так и для активизации (употребление). В соответствии с концентрическим принципом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.

Подгрупповые занятия проводятся в соответствии с перспективным планированием работы, которое строится по лексическим темам и направлено на изучение определенных звуков.

Фронтальные занятия для детей в группе 4-5 лет с ОНР (первый год обучения, средняя группа) ориентированы на развитие моторных навыков, формирование лексико – грамматических категорий языка, развитие связной речи, развитие фонетико-фонематических процессов, развитие интонационной выразительности и дикции и проводятся 3 раза в неделю. В основе планирования занятий с детьми с ОНР лежат тематический и концентрический принципы. Тематический принцип организации познавательного и речевого материала занятия предлагает выбор не только языковой (или речевой) темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира. Продолжительность каждого занятия 20 мин.

Подгрупповые занятия для детей в группе 5 - 6 лет с ОНР (второй год обучения, старшая группа) ориентированы на развитие моторных навыков, дыхательной и голосовой функции, мимической мускулатуры, формирование лексико – грамматических категорий языка, развитие связной речи, развитие фонетико-фонематических процессов и проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 25 мин.

  Коррекционно-логопедическая работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями. На каждого ребёнка компенсирующей группы оформляется индивидуальная тетрадь. В неё записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребёнок занимается под руководством родителей, воспитателей,  логопед в тетради даёт методические рекомендации по выполнению предложенных заданий. В рабочие дни воспитатели работают с ребёнком по тетради, в конце недели тетрадь передаётся родителям для домашних заданий.

        Направления работы.

        - диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОНР;

        - коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОНР в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

        - информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОНР, их родителям, педагогическим

Алгоритм логопедической работы в группе для детей с ОНР.

Этапы

Основное содержание

Результат

Организационный

Исходная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с нарушениями речи.

Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.

Составление индивидуальных коррекционно-речевых программ помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье.

Составление программ групповой работы с детьми, имеющими сходные структуру речевого нарушения и/или уровень речевого развития.

Составление программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка с нарушениями речи.

Основной

Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых(подгрупповых) коррекционных программах.

Психолого-педагогический и логопедический мониторинг.

Согласование, уточнение(при необходимости – корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса.

Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии.

Заключительный

Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы ребенком (группой детей).

Определение дальнейших образовательных(коррекционно-образовательных перспектив выпускников группы для детей с нарушениями речи.

Решение о прекращении логопедической работы с ребенком(группой), изменение ее характера или корректировка индивидуальных и групповых(подгрупповых) программ и продолжение логопедической работы.

Характеристика детей с общим недоразвитием речи.

        Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.

        В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р. Е. Левина).

        Основной контингент старших дошкольников имеет третий уровень речевого развития.

        Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.

        Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Они не обладают еще достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики.типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.

        Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека, животных, наименований профессий и действий, связанных с ними, неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых и т. п. Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видородовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п. (нора-«дыра»)

        Наряду с лексическими ошибками у детей с 3 уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи.ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации «неневик»-снеговик), антиципации («астобус»-автобус), добавление лишних звуков («мендведь»), усечение слогов («мисанел»-милиционер), перестановка слогов («восолики»-волосики), добавление слогов или слогообразующей гласной «корабыль», «тырава»).

        Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.

        Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов.

        Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

        Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок при выполнении задания.

        Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.

Организация коррекционно – развивающей работы

        Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.

        Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 16 сентября.

        Определяя их содержание, важно выявить и структуру дефекта, и те потенциальные речевые возможности ребенка, которые логопед использует в работе.

        Индивидуальная и фронтальная логопедическая работа планируется с 9.00 до 13.00., или с 13.00 до 17.00.

        В каждом периоде обучения выделяются лексические темы, связанные с ближайшим окружением детей, имеющие большую практическую значимость и важные для организации общения. В их контексте проводится специальная работа по совершенствованию фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи детей.

        Важным является учет специфических проявлений дефекта, обусловленных формой речевой аномалии (алалия, дизартрия, ринолалия и др.).

        Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений; коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова; развитие фонематического восприятия.

        Существенной особенностью индивидуальных занятий является предваряющая отработка артикуляции звуков и первоначальное их различение до изучения на фронтальных логопедических занятиях.

        Подлежащий изучению и отработке фонетический материал распределяется по периодам обучения в соответствии с программой.

        Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя.

        Содержание индивидуальных занятий:

        -нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры (при дизартриях);

        -нормализация артикуляционной моторики;

        -нормализация голоса (при дизартриях);

        -нормализация речевого дыхания;

        -нормализация просодики;

        -развитие мелкой моторики;

        -уточнение произношения и постановка звуков;

        -автоматизация уточненных или поставленных звуков;

        -дифференциация поставленных звуков в произношении с оппозиционными фонемами;

        -развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа и синтеза как органичная составляющая процесса нормализации звуковой стороны речи;

        -уточнение, обогащение, активизация лексического запаса, совершенствование грамматического строя и развитие связной речи в процессе работы по коррекции звукопроизношения;

        -развитие и коррекция неречевых психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).

Модель логопедической работы.

Формы и средства организации коррекционнойнепосредственно-образовательной деятельности

        Учитель-логопед:

        • подгрупповые коррекционные занятия,

        • индивидуальные коррекционные занятия.

        Воспитатель:

        • фронтальные занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;

        • экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;

        • беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.

        Музыкальный руководитель:

        • музыкально-ритмические игры;

        • упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

        • этюды на развитие выразительности мимики, жеста;

        • игры-драматизации.

        Специалист по ФИЗО:

        • игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;

        • упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;

        • подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;

        • игры на развитие пространственной ориентации.

        Родители:

        • игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;

        • контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;

        • выполнение рекомендаций учителя-логопеда

Структура системы коррекционной работы

   Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

- диагностическая работа  обеспечивает своевременное выявление детей с речевыми проблемами, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- медико – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

- коррекционно - развивающая работа  обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОНР в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

- консультативная  работа  обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОНР и их семей по вопросам реализации, дифференцированных  психолого - педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

- информационно – просветительская  работа  направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОНР, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Условия, необходимые для реализации коррекционной работы:

  • использование специальных образовательных программ, исходя из категории детей с ОНР, а также специальных методов и приемов обучения и воспитания;
  • использование технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • организация и проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка с ОНР:

  • дает представление о видах трудностей, возникающих у ребенка при освоении основной общеобразовательной программы;
  • раскрывает причину, лежащую в основе трудностей;
  • содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения, задания для коррекции.

Задачи оздоровительно-профилактического модуля:

  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей с ОНР;
  • обеспечение медико-педагогического сопровождения развития ребенка с ОНР.

Оздоровительно-профилактический модуль предполагает проведение индивидуальных профилактических мероприятий в соответствии с имеющимися условиями. Медико-педагогическое сопровождение развития ребенка с ОНР осуществляется по плану профилактической работы учреждения.

     

1.4. Взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребенка с ОНР

Специалисты реализуют следующие профессиональные функции:

  • диагностическую (заполняют диагностические карты, возникающих у ребенка; определяют причину той или иной трудности с помощью комплексной диагностики);
  • проектную (разрабатывают на основе реализации принципа единства диагностики и коррекции индивидуальный маршрут сопровождения);
  • сопровождающую (реализуют индивидуальный маршрут сопровождения);
  • аналитическую (анализируют результаты реализации индивидуальных образовательных маршрутов

Взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов образовательного учреждения.

Качественная реализация задач развития речи детей возможно только на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия всех педагогов и специалистов ДОУ — важного условия создания единого образовательного пространства для воспитанников с нарушениями речевого развития. Что касается медиков и узких специалистов, то, помимо задач формирования правильной речи ребенка в повседневном общении, у каждого из них существует четко очерченный круг влияния.

Медицинский персонал участвует в выяснении анамнеза ребенка, дает направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов, контролирует своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий, участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута.

Руководитель физического воспитания работает над развитием мелкой и общей моторики, формирует правильное дыхание, проводит коррекционную гимнастику по развитию умения напрягать или расслаблять мышечный аппарат, координации движений. Решает следующие базовые задачи сохранение и укрепление общего физического здоровья дошкольников, формирование кинетической кинестетической основы движений, нормализация мышечного тонуса

Музыкальный руководитель развивает музыкальный и речевой слух, способность принимать ритмическую сторону музыки, движений речи, формирует правильное фразовое дыхание, развивает силу и тембр голоса и т.д.

Коррекционно-развивающие занятия психолога направлены на формирование психологической базы речи детей (восприятие различной модальности, зрительное и слуховое внимание, зрительная и слухоречевая память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление). Осуществление коррекционно-развивающей работы по данным направлениям способствует комплексному преодолению нарушений речевого развития и предупреждению возможных вторичных задержек в развитии познавательных психических процессов.

Семья — это то естественное пространство (речевое, воспитательное, развивающее), которое окружает малыша с момента его появления и которое оказывает решающее влияние на комплексное развитие ребенка. Именно в силу приоритетной роли семьи в процессе воздействия на развитие ребенка логопеду и воспитателям необходимо привлечь родителей в союзники в деле преодоления нарушений речевого развития дошкольника. В ходе занятий педагоги стараются варьировать требования к устным ответам воспитанников, стимулируя умения практически использовать разные модели высказывания — от простых до более сложных.

Задачи социально-педагогического модуля:

  • повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОНР;
  • взаимодействие с семьей ребенка с ОНР.

Социально-педагогический модуль нацелен на повышение уровня профессионального образования педагогов, организацию социально-педагогической помощи детям и их родителям, консультативную деятельность.

Результаты реализации коррекционной работы

Итоговые и промежуточные результаты коррекционной работы ориентируются на освоение детьми с ОНР общеобразовательной программы. Динамика развития детей отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута, успешное продвижение по которому свидетельствует о снижении количества трудностей при освоении общеобразовательной программы.

В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником общеобразовательной программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией, содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков.

Условия обучения и воспитания детей с проблемами в речевом развитии

Содержание коррекционной работы по устранению недостатков в речевом развитии обеспечивается за счет созданных организационных и педагогических условий:

во-первых, одним из психолого-педагогических условий полноценного речевого развития дошкольников является организация предметно-развивающей речевой среды, направленной на обогащение и обобщение у детей представлений об окружающем мире, формирование на этой основе лексико-грамматических компонентов речевой деятельности, создание условий для развития речевой коммуникации посредством связной диалогической и монологической речи, развитие фонетико-фонематической стороны речи и ее моторных компонентов. Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в группе компенсирующей направленности и кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности; стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого.

Во-вторых, в коррекционно-развивающем процессе учитывается принцип формирования позиции активного участия в творении окружающей среды. Элементами среды, способствующими реализации данного принципа, является стена творчества, сменные тематические уголки, мини-кукольный театр. Использование полифункционального панно также позволяет детям активно изменять имеющуюся среду: дети моделируют содержание сюжетов в зависимости либо от целей занятий, либо от замыслов детей в свободной деятельности.

В-третьих, развитие творческих способностей ребенка с нарушениями речи сопровождается дозированной и поэтапной помощью взрослого (родителя, логопеда, воспитателя), помогающего реализовать систему вхождения ребенка в творческий поиск.

В среде обязательно присутствуют некоторые элементы, отражающие специфические региональные особенности культуры, декоративно-прикладные промыслы с элементами фольклора. Все это позволяет ребенку идентифицировать себя с определенной культурой не только в «большом», но и в малом социуме, воспитывает патриотизм, любовь к малой Родине

Педагогические условия обеспечиваются за счет комплексности коррекционного процесса, выстраивания целостной системы взаимодействия всех специалистов, включенных в работу логопедической группы.

Формы взаимодействия специалистов: педсоветы, консультации, тренинги, семинары-практикумы; медико – психолого — педагогические консилиумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ открытых занятий и др.

Организация предметно-пространственной развивающей среды

        Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в группе компенсирующей направленности и кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности; стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого

Содержание коррекционной непосредственно-образовательной деятельности(старшая группа).

Первый период

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

        Раздел 1. Развитие моторных функций.

        • работа по выработке четких координационных движений артикуляционного аппарата;

        • развитие ощущений от движений органов артикуляции;

        • формирование умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;

        • развитие общей моторики, выработка координации речи с движением;

        • развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, работа со шнуровкой, мелкой мозаикой, составлением узоров, фигур по образцу, обведение, закрашивание и штриховка;

        • обучение мимической гимнастике;

        • обучение самомассажу лица и шеи;

        • формирование пространственных представлений

        Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции.

        • работа по формированию правильного речевого дыхания;

        • работа над постановкой нижнедиафрагмального дыхания;

        • обучение детей умению коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать;

        • формировать умение произносить на выдохе, звуки, слоги, фразы;

        • выработка умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо;

        • выработка умения произвольно изменять высоту голоса: говорить тонким и грубым голосом;

        Раздел 3. Формирование фонетико - фонематических процессов

        • формирование слухового внимания и восприятия на материале речевых и неречевых звуков;

        • познакомить детей со звуками: А, У, И, Ы, О;

        • упражнение в выделении гласных звуков в начальной ударной позиции в слове и согласных звуков в конце слова;

        • определение места положения звука в словах (в начале, конце слова);

        • познакомить с понятием «предложение»;

        • различение на слух изученных гласных и согласных звуков;

        • дифференциация звуков: ы-и, а-у ;

        • формирование понятий: речь, предложение, слово, звук, слог, гласный звук, согласный звук

        (твердый – мягкий, глухой – звонкий);

        Раздел 4. Грамматический строй речи

        • развитие навыка словообразования с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

        • закрепление умения согласовывать существительные с притяжательными местоимениями: мой — моя — моё;

        • образование глаголов с приставками на-, по-, вы-, с-, пере-;

        • согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах;

        • упражнение в преобразовании имен существительных в именительном падеже единственного числа в множественное число;

        • формирование умения согласовывать глаголы с именами существительными единственного и множественного числа;

        • упражнение в согласовании существительных с именами прилагательными в роде, числе, падеже;

        • упражнение в образовании относительных прилагательных;

        • упражнение в согласовании существительных с глаголами настоящего и прошедшего времени;

        Раздел 5. Связная речь

        • обучению составлению простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картине и согласованию слов в предложении;

        • совершенствование навыка распространения простого нераспространенного предложения однородными членами;

        • развитие понимания речи, умение вслушиваться в обращенную речь; выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов;

        • подготовка к овладению диалогической, фразовой речью;

        • обучение детей пересказу небольших рассказов и хорошо знакомых сказок, сюжетных и предметных картинок;

        Раздел 6. Лексика

        • расширение и уточнение, активизация словаря по лексическим темам: «Органы артикуляции», «Осень»,  «Фрукты. Сад», «Вкусные дары осени»,  « Лес, точно терем расписной…»,  «Волшебница осень. «Осень, изменения в природе.» , «Наши добрые дела», « Моя страна. Юный гражданин.»,  «Животный мир» ,«Крылатые соседи», «Моя семья» , «Удивительный предметный мир»

Второй период (декабрь, январь, февраль)

        Раздел 1. Развитие моторных навыков

        • развитие четких координационных движений артикуляционного аппарата;

        • развитие ощущений от движений органов артикуляции;

        • формирование умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;

        • развитие общей моторики, выработка координации речи с движением;

        • развитие ритмического чувства;

        • формирование пространственных представлений;

        • развитее зрительного гнозиса и конструктивных навыков;

        • развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, работа со шнуровкой, мелкой мозаикой, составлением узоров, фигур по образцу, обведение, закрашивание и штриховка;

• обучение мимической гимнастике;

        • обучение самомассажу лица и шеи;

        Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции

        • работа по формированию правильного речевого дыхания;

        • работа над постановкой нижнедиафрагмального дыхания;

        • обучение детей умению коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать;

        • выработка умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо;

        • выработка умения произвольно изменять высоту голоса: говорить тонким и грубым голосом;

        Раздел 3. Формирование фонетико-фонематических процессов

        • развитие слухового внимания и восприятия на материале речевых и неречевых звуков;

        • познакомить детей со звуками: М,Н, В,ВЬ, Б, БЬ, Д, ДЬ, Т, ТЬ, Ф, ФЬ, Г, ГЬ, ;

        • различение этих звуков на слух;

        • развитие навыков дифференциации согласных звуков по твердости-мягкости, звонкости –глухости;

        • формирование умения характеризовать звук;

        • выделение звуков из состава слова;

        • преобразование слогов и слов;

        • формирование понятий: речь, предложение, слово, звук, слог, гласный звук, согласный звук

        ( твердый – мягкий, глухой – звонкий);

        Раздел 4. Лексика.

        • расширение и уточнение, активизация словаря по лексическим темам: «Я – человек», «Зимушка-зима», « Новый год у ворот»,    «Дом. Его части. (архитектура)»,  «Безопасность дома», «Рождество, коляда»,    «Зимние забавы»,         «Неделя вежливости.»,  «Птицы у кормушки», «Посуда. Продукты питания»,  «Мы поедем», «Транспорт»,  «Русские традиции» , «Защитники земли Русской»,  «Мебель. Помощники в доме»

     Раздел 5. Грамматический строй речи

        • упражнение в умении образовывать сравнительную степень прилагательных;

        • усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

        • согласование притяжательных прилагательных и местоимений с существительными;

        • формирование умения образовывать сравнительную степень прилагательных;

        • формирование умения образовывать приставочные глаголы; изменение глаголов по временам;

        • использование предлогов с, на, под, в, из;

        • образование существительных с помощью суффиксов (сахар-сахарница);

        • образование существительных творительного падежа (что с чем? – чашка с чаем);

        • образование прилагательных путем словосложения (голубоглазый)

        • согласование глаголов настоящего и прошедшего времени с существительными;

        • закрепление употребления существительных в именительном и родительном падежах множественного числа;

        • формирование умения употреблять слова-антонимы;

        • закрепление умения согласовывать числительные с именами существительными (2,5);

        Раздел 6. Связная речь

        • совершенствование навыка ведения подготовленного диалога, умение задать вопрос;

        • упражнение в построении простых распространенных предложений;

        • обучение составлению простых сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

        • совершенствование навыка пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов со зрительной опорой и с небольшой помощью педагога;

        • составление коротких рассказов по картинке, серии картин, рассказов - описаний, простых пересказов.

        • заучивание простых стихотворений.

Третий период(март, апрель, май)

        Раздел 1. Развитие моторных навыков

        • развитие четких координационных движений артикуляционного аппарата;

        • развитие ощущений от движений органов артикуляции;

        • формирование умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;

        • развитие общей моторики, выработка координации речи с движением;

        • развитие ритмического чувства;

        • формирование пространственных представлений;

        • развитее зрительного гнозиса и конструктивных навыков;

        • развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, работа со шнуровкой, мелкой мозаикой, составлением узоров, фигур по образцу, обведение, закрашивание и штриховка;

        • обучение мимической гимнастике;

        • обучение самомассажу лица и шеи;

        Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции

        • работа над постановкой нижнедиафрагмального дыхания;

        • обучение детей умению коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать;

        • выработка умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо;

        • выработка умения произвольно изменять высоту голоса: говорить тонким и грубым голосом;

        Раздел 3. Формирование фонетико - фонематических процессов

        • познакомить детей со звуками:К, Х, Л, ЛЬ, Р, РЬ,  Ц, Ш, Ж,Ч, Щ; различение этих звуков на слух;

        • развитие навыков дифференциации согласных звуков: С-Ц, С-Ш, Ш-Ж, Ш-Щ, Ч-Щ, Ч-Ц;

        • формирование умения характеризовать звук;

        • выделение звуков из состава слова;

        • преобразование слогов и слов;

        • формирование понятий: речь, предложение, слово, звук, слог, гласный звук, согласный звук;

        • развитие умения делить слова на слоги из одного, двух, трех слогов с последующим выкладыванием схемы;

        Раздел 4. Лексика

        • расширение, уточнение и активизация словаря по темам: «Мамин праздник», «В мире прекрасного»,  «Мы познаем мир»,  «Времена года», «Весна в окно стучится.»,  «Удивительный и волшебный мир книг»,  «Мир космоса», «Профессии. Инструменты»,  «В здоровом теле, здоровый дух»

«Неделя здоровья. Охрана здоровья. Спорт.», « День Победы Дорожная азбука»

        Раздел 5. Грамматический строй речи

        • совершенствование понимания обобщающего значения слов;

        • закрепление навыка согласования существительных и глаголов;

        • закрепление навыков образования и употребления относительных прилагательных с продуктивными суффиксами –ов, -ев, -ан, -ян (луговой, полевой), притяжательных прилагательных, прилагательных с ласкательными суффиксами (голубенький, сухонький);

        • употребление наиболее доступных антонимических отношений между словами (быстро-медленно, далеко-близко);

        • согласование притяжательных местоимений с существительными;

        • закрепление навыка образования приставочных глаголов с приставками в-, у-, пере-, про-, при-;

        • расширение значения предлогов, выражающих пространственное расположение;

        • совершенствование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

        • закрепление умения согласования числительных с именами существительными;

        Раздел 6. Связная речь

        • совершенствование навыка составления простых предложений;

        • обучение составлению сложноподчиненных предложений;

        • обучение составлению сложносочиненных предложений;

        • обучение составлению предложений с противительным союзом А, ИЛИ;

        • развитие навыка передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых действий детьми;

        • составление предложений по вопросам, по опорным словам, по слову в заданной падежной форме;

        • составление рассказа по картине, серии картинок, рассказ – описание, пересказ;

        • обучение пересказу небольших рассказов и хорошо знакомых сказок;

        • развитие диалогической и монологической речи

Перспективное планирование занятий в старшей группе детей с ОНР

        Мониторинговая деятельность предполагает:

        • отслеживание динамики развития детей с ОНР и эффективности плана индивидуальной логокоррекционной работы;

        • перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

        Логопед анализирует выполнение индивидуального плана логокоррекционной работы и коррекционно – развивающей работы в целом с детьми с ОНР, даёт рекомендации для следующего этапа обучения. Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ребёнка с ОНР. Данные о результатах мониторинга заносятся в протокол логопедического обследования.

        Коррекционно – развивающая работа с детьми с ОНР строится на основе теории интеграции образования, личностно – ориентированного подхода, на принципах соблюдения интересов ребёнка, системности, непрерывности, рекомендательного характера оказания помощи. Правильно организованная предметно – развивающая среда способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка с ОНР. Тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе продуманной и налаженной сети интегрированных связей, комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта детей с ОНР, чем достигается эффективность и стабильность результатов. Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов обеспечивают речевое развитие ребёнка с ОНР, в чём можно убедиться, сопоставив результаты стартового, промежуточного, итогового логопедического обследования.

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

        • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы;

        • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

        • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

        • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

        • владеть элементарными навыками пересказа;

        • владеть навыками диалогической речи;

        • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;

        • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употребляться адекватно;

        • использовать в спонтанном обращении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);

        • выделять из слова любой звук, определять его положение: начало, середина, конец слова;

        • определять на слух последовательность звуков в словах любой структуры;

        • употреблять в речи термины «звук», «слово», «слог», «предложение», «гласные звуки», «согласные звуки», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук»;

        • определять звонкость-глухость согласных звуков;

        • составлять графические схемы слов, предложений;

        • строить при анализе звуков, слов, предложений связное высказывание с использованием терминологии;

        • составлять слово из отдельных звуков;

        • пользоваться сформированными коммуникативными умениями и навыками в речи (задавать вопросы, сравнивать, обобщать, делать выводы, рассуждать, доказывать);

        • владеть элементарными графическими навыками;

        • уметь хорошо ориентироваться в пространстве, на листе бумаги.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Планируемый результат– достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам,  предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием,  и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.    Тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе продуманной и налаженной сети интегрированных связей, комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта детей с ОНР, чем достигается эффективность и стабильность результатов. Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов обеспечивают речевое развитие ребёнка с ОНР, в чём можно убедиться, сопоставив результаты стартового, промежуточного, итогового логопедического обследования. Речевые показатели по всем параметрам улучшились.

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

  1. Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы;
  2. Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  3. правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
  4. Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
  5. Владеть элементарными навыками пересказа;
  6. Владеть навыками диалогической речи;
  7. Владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
  8. Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употребляться адекватно;
  9. Использовать в спонтанном обращении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
  10. Владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов, коротких предложений в пределах программы.

 

Список литературы

        1. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. 1,2,3 периоды.

        Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению

        грамоте детей старшего дошкольного возраста. М.: Издательство «Гном и Д», 2007

        2. Гомзяк О.С. Развитие Связной речи у шестилетних детей, конспекты занятий. М.: Творческий Центр «Сфера». 2007

        3. Кузнецова Е.В, Тихонова Н.В. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей

        4. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый и второй год обучения. М.: Творческий Центр «Сфера», 2009

        5. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002

        6. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб.,«Детство –Пресс», 1996.

        7. Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Движение. – М., «Дельта», 1997

        8. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб., «Детство –Пресс», 2009

        9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.ВПрограмма логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. М: Просвещение. 2009.

        10. Логопедия \ под ред. Л.С.Волковой. М.: 2003

        11.Полякова М. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М.: «Айрис Пресс», 2006

        12. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4 -5 лет с общим недоразвитием речи. М.: Мозаика – Синтез. Творческий Центр «Сфера», 2005.

        13. Курмаева Э.Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет. Блочно-тематическое планирование. Волгоград; Учитель. 2012.

        14. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

        15. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. М: АСТ: Астрель, 2010.

        16. Кыласова Л.Е. Коррекция звукопроизношения у детей. Дидактические материалы. Волгоград; Учитель. 2012.

        17. Гуськова А.А. Развитие монологической речи детей 6-7 лет. Волгоград: Учитель, 2011.

        18. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей. Волгоград: Учитель, 2011.

        19. Тырышкина О.В. Индивидуальные логопедические занятия. Старший дошкольный возраст. Волгоград; Учитель. 2012.

        20. Бухтаярова Е.Ю. Программа развития связной речи детей 5-7 лет. Волгоград; Учитель. 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный конструктор рабочей программы учителя-логопеда, учителя -дефектолога

Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога)...

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда «Логопедический клуб для родителей «ЛОГОПЕДиЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда«Логопедический клуб для родителей«ЛОГОПЕДиЯ»...

Рабочая программа учителя - логопеда для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности срок реализации программы 2019-2020 учебный год

Структура рабочей программы учителя-логопеда 1ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1.Пояснительная записка          32.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ52.1. Образовательная дея...