"Методические приемы стимулирования внутренней мотивации детей к выполнению коррекционно - развивающих упражнений"
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Игры и игровые упражнения к логопедическим темам, которые позволяют заинтересовать детей к выполнению заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические приемы | 17.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ №388 д/с «Малышка» г.Новосибирск
Воспитатель: Анисова Лариса Федоровна
Методические приемы стимулирования внутренней мотивации детей к выполнению коррекционно-развивающих упражнений.
Формирование познавательного интереса является одним из основных методов активизации мыслительной деятельности детей дошкольного возраста. Познавательный интерес чаще всего сочетается с общей любознательностью и проявляется в желании детей участвовать в индивидуальной или коллективной познавательной деятельности и в умении переносить знания в новые ситуации. Повышение познавательного интереса ребенка – дошкольника легче всего происходит в проведении различных познавательных игр, опытно – экспериментальной деятельности, решении проблемных ситуаций. Надо учитывать, что познавательные задачи, решение которых не требует от ребенка никаких усилий, не могут вызвать положительных эмоций, так как ребенок не получает удовлетворения своих потенциальных возможностей, не переживает чувства движения вперед. Между тем, познавательная задача, отвечающая уровню ближайшего развития, требует познавательных усилий, поиска новых подходов, актуализирует созревшие и готовые к действию функции. У ребенка возникает интерес к поставленной задаче, стремление овладеть способом ее решения, желание, во что бы то ни стало, преодолеть реальную, но посильную трудность. Сосредоточение внимания на создании доступных детям проблемных ситуаций, постановке творческих заданий ведет к формированию творческой личности. Применение игровых, творческих, экспериментальных форм в развитии мышления старших дошкольников влечет за собой проявление любознательности, познавательной активности, формирование мотивации к учению обеспечивает гармоничный переход от одной ведущей (игровой) деятельности к другой (учебной).
В нашей логопедической группе находятся дети с различными речевыми нарушениями. Именно с таким детьми приходится сталкиваться с тем, что у них не только низкий уровень познавательного интереса, но и мотивационная сфера совершенно не развита. Для создания внутренней мотивации к выполнению заданий и упражнений коррекционно-развивающего характера мы включаем в непосредственно-образовательную деятельность специально разработанные методические приемы, которые помогут воспитателям коррекционных групп в работе.
Примерные приемы мотивации к речевым темам:
-Игровое упражнение к теме «Семья». Сидя в кругу, дети по очереди называют свое имя и 1 - 2 качества на первую букву своего имени. Например, «Я – Маша, мечтательная, милая».
-Игра «Мир профессий» к теме «Профессии. Инструменты». Дети выбирают тот игрушечный рабочий инструмент, который им нравится и рассказывают о профессии, в которой используется этот инструмент.
-Игровое упражнение к теме «Посуда» - «Угадай предмет посуды по звучанию»
- Игра – занятие «Мы – путешественники» по теме «Транспорт». Внесение глобуса, рассматривание стран, городов и выбор места для путешествия.
-Игра «Волшебный лес чудес» по теме «Осенний лес. Деревья осенью». Инструкция: «Сейчас мы превратимся в волшебный лес, где происходят различные чудеса и где всегда хорошо и приятно. Разделимся на 2 группы «лес-роща» и встанем в 2 шеренги. Наши руки – это ветви деревьев, которые будут ласково касаться ребенка, проходящего по «лесу». И теперь пусть каждый из вас пройдет сквозь этот волшебный лес, а ветви будут поглаживать по плечам, рукам, спине».
-Игра «Бабушкина корзинка» по теме «Осенняя ярмарка. Грибы, ягоды». У детей на столах картинки с разными «дарами леса». Взрослый показывает красивую плетеную корзинку и рассказывает: «Когда я была маленькой, бабушка подарила мне эту корзинку. Она сказала, что это не простая корзинка и тому, кто пойдет с ней в лес, обязательно повезет». Вопрос: «С чем была корзинка?» Ответ в соответствии с картинкой ребенка.
-Игровое упражнение «Угадай, где мяч», «Где находится птичка», «Бабочка летает» (в зависимости от речевой темы) - схемы употребления предлогов.
- Игровое упражнение «Фотографы» по игре «Что изменилось» (любая тема). Инструкция – «Посмотрите на картинки – сфотографируйте их – закройте глаза – откройте – скажите, что изменилось».
Математические представления:
-Малоподвижная игра «Догони предыдущий месяц» - временные отношения.
-Игровое упражнение «Неделя, стройся!» - формирование элементарных математических представлений.
-Игра «Настроение в цвете» Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, который отражает его душевное состояние на момент начала занятия.
Фонематическое развитие:
-Карточки «Найди звук в рисунке» - это будет тема занятия.
-Игра «Светофоры» - поднимать кружок определенного цвета на дифференциацию твердого, мягкого согласного.
-Игра «Живые звуки». Мальчики – согласные; девочки – гласные. Соединяются парами для проговаривания слогов. Усложнение – пара соединяется с парой для чтения слов.
-Игровое упражнение «Аааа», «Уууу», «Ииии». Инструкция: «Я хочу помочь вам наполнить себя свежей силой. Встаньте в круг и сделайте глубокий вдох – выдох. Теперь сделайте вдох и выдох со звуком «Аааа». Представьте, что при этом из вас выходит усталость. А на вдохе представьте, что вы вдыхаете веселые, радостные мысли. Произносим с другими звуками все громче и громче.
Оценка своей деятельности (стимул к последующей деятельности):
-Упражнение «Шкала роста». Отработка навыков адекватного оценивания себя и своих достижений. Высокая – «звездочка», «средняя - «флажок», низкая – «грибок». Ребенок выбирает тот предмет, на который сам себя оценивает и кладет в свой «кармашек» занятий, объясняя при этом свой выбор.
Всем педагогам нужно помнить изречение «Познание начинается с удивления», то есть каждая деятельность должна содержать то, что вызовет восторг, изумление, удивление, то, что дети будут долго помнить. Стимулирование мотивационной сферы позволяет создать некое эмоциональное состояние у детей, которое побуждает к действию. Выбор игровых методов и приемов зависит, прежде всего, от цели обучения и содержания занятия, а также от возраста детей. Результаты работы позволяют говорить о перспективности и эффективности такой формы работы в формировании устойчивой мотивации к образовательной деятельности детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Коррекционно - развивающие упражнения для детей дошкольного возраста с затруднениями в общении"
В данном разделе размещены материалы для педагогов и педагогов-психологов ДОУ в работе с детьми, которые испытывают стойкие звтруднения в общении...
"Коррекционно - развивающие упражнения для снятия страхов и повышения уверенности в себе у детей дошкольного возраста"
Подробно описаны игры и упражнения для снятия страхов и повышения уверенности вс себе у детей дошкольного возраста...
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ. ( НА ПРИМЕРЕ СКАЗКИ).
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ....
Выступление на родительском собрании о методах и приемах стимулирования речевой активности детей дошкольного возраста; памятка для родителей "Почитайте детям"
Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ, как один из методов активного взаимодействия с родителями воспитанников с целью повышения их педагогической компетентности в вопросах развития речевых...
комплекс коррекционно-развивающих упражнений для подготовки детей к школе
комплекс предназначен для педагогов и психологов для работы с детьми подготовительной группы по подготовке к школе....
Комплекс коррекционно-развивающих упражнений для детей раннего возраста
Комплекс коррекционно-развивающих упражнений для детей раннего возраста...
Коррекционно-развивающие упражнения на развитие высших психических функций у детей
В данном конспекте занятий представлены упражнения на развитие внимания, памяти, воображения, мышления....