Представление опыта работы по теме "Песочная терапия"
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Плешанова Светлана Борисовна

Представлен проект по работе с детьми с ОНР с использованием " Песочной терапии", который включает в себя работу с педагогами, родителями и детьми.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ Песочная терапия для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребёнка – это необходимая, естественная и любимая деятельность. Цель песочной терапии - не менять и переделывать ребёнка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребёнку быть самим собой.

Слайд 2

Что же такое песочная терапия? В чём особенности и преимущества этого подхода? Возможность самовыражения в песочной терапии не ограничена словами. К тому же создание песочных композиций, в отличии от рисунка, например, не требует каких-либо острых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так. Создавая сам или с вашей помощью свой мир на песке, ребёнок чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. Песочная терапия – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды – и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении с педагогом.

Слайд 3

Какое влияние оказывает на ребёнка игра? Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успевают осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, и ребёнок полностью погружается в игру. Песочница не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.

Слайд 4

Задачи песочной терапии . Задачи согласуются с внутренним стремлением ребёнка к само актуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь ему: *развить более позитивную Я - концепцию; *стать более ответственным в своих действиях, поступках; *в большей степени полагаться на самого себя; *овладеть чувством контроля; *развить сензитивность (чувствительность) к процессу преодоления трудностей; *развить самооценку и обрести веру в самого себя.

Слайд 5

Оборудование и материалы. Песочница, песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок. Песочница представляет собой деревянный , пластмассовый ящик, а так же надувной. Дно и борта песочницы необходимо выкрасить в голубой цвет. В этом случае борта будут символизировать небо, а дно – воду. Песок нужно просеять, промыть под проточной водой заполнить одну треть песочницы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТ « ПЕСОЧНЫЙ МИР » Учитель – логопед: Плешанова С.Б. МДОУ №9 «Берёзка».

Слайд 2

Тема проекта: Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной терапии. Участники проекта: дети логопедической группы с тяжёлыми нарушениями речи, родители, педагоги. По времени проведения: долгосрочный с сентября 2014 по май 2018.

Слайд 3

Актуальность В настоящее время значительно возрос интерес специалистов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. Взаимодействуя с песком, ребёнок проявляет чудеса фантазии. Песок привлекает детей своей фактурой, текучестью и способностью бесконечно изменяться, создавая, таким образом, дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Частичный перенос логопедических занятий в песочницу способствует: повышению мотивации ребёнка к занятиям, развитию познавательных процессов, речи и моторики, совершенствованию предметно-игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка. Главной особенностью этого проекта в логопедии является использование песочной терапии в коррекции речевых нарушений ребёнка, развитии связной речи, словаря, грамматического строя речи. Необходимость в использовании песочной терапии существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс. Интенсивное изменение окружающего мира диктует педагогу выбирать более эффективные методы, способствующие решению проблемы нарушения речи. Одним из таких методов является метод «Песочной терапии ».

Слайд 4

Цель Развитие речевой активности детей с тяжёлыми нарушениями речи, с редствами песочной терапии.

Слайд 5

Задачи Коррекционно - развивающие: Развитие всех сторон речи: фонетики, лексики, грамматики, связной речи. Развитие познавательно-речевых и психических процессов: восприятия, памяти, внимания , мышления, воображения, пространственных представлений. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику. Развитие графических навыков, навыков чтения и письма. Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства. Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления. Развивать умение действовать по словесной инструкции. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно-поискового характера. Закрепить представления об окружающем мире. Воспитательные: Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми. Воспитывать слуховое внимание и память. « Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций на песке .

Слайд 6

Методы организации процесса обучения Наглядные (картины, образцы и т.п.). Словесные (беседа, дискуссия, рассматривание, обсуждение, игры-коммуникации ). Практические (рисование на песке различными способами, приспособлениями ).

Слайд 7

Пять шагов организации игрового процесса. Первый шаг – демонстрация песочницы. Второй шаг – демонстрация коллекции фигурок . Третий шаг – знакомство с правилами игр на песке. Четвёртый шаг – формулирование темы занятия, инструкции к играм, основное содержание занятия. Пятый шаг – завершение занятия, ритуал выхода.

Слайд 8

Виды игр Обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счёту, грамоте. Познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего посёлка, страны и т. д . Проективные игры откроют потенциальные возможности ребёнка, разовьют его творчество и фантазию.

Слайд 9

Взаимодействие с педагогами и родителями Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по использованию песка на занятиях, презентации. Работа с родителями предполагает: мастер-класс для родителей, папки-раскладушки, информационные стенды. Работа с детьми проводится на занятиях.

Слайд 10

Ожидаемые результ аты Ребёнок стал чувствовать себя защищённым, успешным в комфортной для себя среде. У детей улучшилась координация движений, мелкая моторика, ориентация в пространстве. Развита тактильно-кинетическая чувствительность, снизилась мышечная напряжённость. Стабилизировалось эмоциональное состояние. Совершенствовались речевые возможности. Расширился словарный запас. Развит фонематический слух и восприятие. Развита связная речь и лексико-грамматический строй речи. Дети лучше стали запоминать буквы, освоили навыки чтения и письма. Развита фантазия и мышление детей. Совершенствовались произносительные навыки и умения. Возрос интерес к логопедическим занятиям

Слайд 11

Продукт проекта Игры систематизированы и оформлены в виде картотеки. Изготовлены детьми атрибуты для проведения занятий . Мастер-класс для родителей «Что такое песочнаятерапия ». Консультация (презентация) для воспитателей «Использование песочной игротерапии в работе с детьми». Оформлена для родителей папка-раскладушка по данной теме. Презентация проекта для учителей-логопедов на МО г. Углича .

Слайд 12

План реализации проекта

Слайд 14

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР С ПЕСКОМ

                          Дом для поросёнка

( по мотивам сказки С. Михалкова «Три поросёнка» )

            Провела: учитель-логопед: Плешанова С.Б.

Цель: совершенствование речевых умений и навыков.

Задачи:

  • обогащать и закреплять активный словарь;
  • отрабатывать интонационную выразительность речи;
  • совершенствовать связную речь; поощрять умение отвечать на вопросы полным предложением;
  •  закреплять навыки театрализации, развивать творческое воображение,                          развитие дыхания;
  • создавать эмоциональный контакт между детьми и со взрослым;
  • развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику.

Предварительная работа: чтение сказки С. Михалкова «Три поросёнка», рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильма, прослушивание музыки, песен, собирание пазл, изготовление атрибутов: домики из природного материала.

Оборудование: песочница с песком. три домика, деревья, 3 фигурки поросят, 1 фигурка волка, игрушка черепашка, трубочки, влажные салфетки.

  1. Ритуал входа.

  Логопед. Ребята, сегодня Черепашка снова пригласила нас в гости. Она хочет рассказать нам интересную сказку про трёх братьев-поросят. Я думаю, вы тоже знаете её. Послушайте внимательно загадку и догадайтесь, о ком идёт речь.

                                    Носик круглый, пятачком,

                                    Им в земле удобно рыться,

                                    Хвостик маленький крючком,

                                    Вместо туфелек – копытца.

                                    Трое их и до чего же

                                    Братья дружные похожи.

                                    Отгадайте без подсказки,

                                    Кто герои этой сказки?

                                                                        В. Степанов

 Как их зовут? Где происходит действие сказки? Какое время года описывается в сказке? Кто первым начал строить дом?  Из чего? Как он отнёсся к делу? Кто вторым начал строить дом? Из чего? Как он строил дом? Кто третьим начал строить дом? Какой у него получился дом? Почему Ниф-Ниф и Нуф-Нуф оказались в домике Наф-Нафа?

 Дети отвечают.

Вы правильно отгадали! Сказка называется «Три поросёнка», а написал её Сергей Михалков. Теперь пришло время отправиться к Черепашке. Давайте вспомним правила поведения в Песочной стране.

Дети и логопед проговаривают правила и подходят к песочнице.

              Здесь нельзя кусаться, драться!

              И нельзя песком кидаться!

              Можно строить и творить:

              Горы, реки и моря—

              Чтобы жизнь вокруг была!

               Дети, поняли меня!?

  1. Основная часть.

 Черепашка. Здравствуйте, ребята! Вы уже догадались, какую сказку я хочу вам рассказать? Вы поможете мне?

 Дети отвечают.

А) Игра спеском

Однако прежде чем я начну рассказ, поздороваемся с песком. Подойдите ближе к песочнице, встаньте поудобнее, положите ладони на песок. Сожмите и разожмите кулаки. Наберите в ладонь песок и пересыпайте его из одной ладони в другую. Ребром ладони двигайте песок сначала вправо, потом влево. Положите ладони на песок.

Б)  А теперь пришло время слушать сказку. Вы обещали мне помочь. Посмотрите: на столе лежат предметы и фигурки. Я буду рассказывать, а вы выставлять их на песок и озвучивать героев сказки.

     Итак, в одном лесу жили три брата-поросёнка. Ой, а где же поросята? Волк?

Дети.  Наверное, они спрятались в песке. Дети представьте ,что вы очутились в сказке, закройте глаза. Логопед прячет игрушки в песке.

Упражнение «отыщите поросят». Ребята, каждый  должен найти по одной фигурке.  Дети руками отыскивают поросят, заранее зарытых в песке. Когда дети отыскивают игрушки, педагог уточняет свойства песка. (сыпучий, холодный. )

      Дети выставляют фигурки поросят.

-- У кого поросёнок в красной одежде? Ты будешь за Наф-Нафа.

--  У кого поросёнок в синей одежде? Ты будешь  за Ниф-Нифа.

--  У кого поросёнок в зелёной одежде? Ты будешь  за Нуф-Нуфа.

Ставим игрушки на песок. 

    Лес был большой. После дождя появились лужи, и выглянуло солнце.

     Звали поросят Ниф-Ниф ( в синем костюме), Нуф-Нуф ( в зелёном костюме), Наф-Наф (в красном костюме). Всё лето они бегали по зелёной травке и купались в лужах.

Дети выполняют действия с фигурками поросят.

       Пришла осень, стало холодно. Наф-Наф подощёл к своим братьям и сказал.

Логопед.   Что предложил братьям Наф-Наф?  

     Наф-Наф..        Давайте построим дом и будем в нём жить!

Ребёнок выполняет действия с фигуркой Наф-Нафа

Логопед.    Что ему ответили братья?.

           Братья закричали:  Когда надо, мы сами построим дома!

Дети выполняют действия с фигурками поросят.

     Пока братья веселились, Наф-Наф построил крепкий каменный дом, и довольный собой запрыгал и запел песенку. (выставляет дом)

-- Возьми свой дом и поставь его. ( педагог)

Ребёнок выполняет действия с фигуркой Наф-Нафа, выставляет дом.

     Ребята, давайте вместе  произнесём слова из песни Наф-Нафа!

Ребёнок проговаривает слова после прочтения логопедом.

                                Я, конечно, всех умней,

                                Всех умней, всех умней!

                                Дом построил из камней,

                                 Из камней, из камней!

                                Никакой на свете зверь,

                                Хитрый зверь, страшный зверь,

                                Не ворвётся в эту дверь,

                                В эту дверь, в эту дверь!

                                         Хрю-хрю.

   Услышав песенку, прибежали Ниф-Ниф и Нуф-Нуф.

Дети выполняют действия с фигурками поросят.

    Увидели они, какой красивый дом построил их брат. Но поросятам было лень строить такой крепкий дом, как у брата. Ниф-Ниф решил построить дом из соломы. Рядом построил дом из веток  и тонких прутьев Нуф-Нуф.

Дети выставляют дома.

    Поросята обрадовались, что так быстро справились со строительством. Они запрыгали и запели песню. (хрю-хрю)

Дети выполняют действия с фигурками поросят.

   Ребята, давайте вместе проговорим песню  Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа.

Дети повторяют песню за логопедом.

                                     Хоть полсвета обойдёшь,

                                     Обойдёшь, обойдёшь,

                                     Лучше дома не найдёшь,

                                     Не найдёшь, не найдёшь!

Ребята как вы думаете, крепкие дома построили поросята?

Дети. Нет.

Логопед. Почему вы так  считаете?

-- Что сказал Наф-Наф о домиках братьев?

Наф-Наф.   Ваши домики ненадёжные, а в лесу бродит волк.

Логопед.

                  Поросята испугались волка? (нет)

                  Что они стали делать?

Поросята засмеялись, стали приплясывать и петь.

Дети выполняют действия с фигурками поросят.

Ребята, давайте вместе произнесём слова из песенки.

Дети проговаривают слова после прочтения логопедом.

                                      Нам не страшен серый волк,

                                      Серый волк, серый волк!

                                      Где ты ходишь, глупый волк,

                                      Старый волк, страшный волк?

Поросята так расшумелись, что волк, услышав шум, побежал на их визг. Он спрятался за деревом и стал наблюдать за поросятами.

Ребёнок выполняет действия с фигуркой волка.

Пробегая мимо дерева, поросята увидели волка. Они так испугались (изобразите испуганных поросят), что замерли от страха. Ниф-Ниф и Нуф-Нуф бросились бежать к своим домикам и закрылись на замок.

Дети выполняют действия с фигурками поросят.

Волк добежал до домика Ниф-Нифа и прорычал.

Логопед. Что сказал волк у домика Ниф-Нифа? 

Волк.   Отопри сейчас же дверь, а не то я её выломаю! Ниф-Ниф не открыл дверь.

Логопед. Что ответил Ниф-Ниф?

Ниф-Ниф прохрюкал: «Нет, я не отопру»!

        Тогда волк начал дуть на неё: «Ф-ф-ф-ф-у-у!»

Ребёнок выполняет действия с фигуркой волка.

Дом упал, как будто на него налетел ураган.

Дети выполняют действия с фигуркой домика, затем убирают её.

Ниф-Ниф побежал к дому своего брата Нуф-Нуфа, они быстро закрыли дверь.

Дети выполняют действия с фигурками поросят.

Волк побежал к дому Нуф-Нуфа и прорычал.

Логопед. Что сказал волк?

      Волк.   Ну, теперь я съем вас обоих! От дома сейчас ничего не останется!

Волк начал дуть: «Ф-ф-ф-ф-у-у-у!»

Ребёнок выполняет действия с фигуркой волка. (ребёнок дует)

Дом закачался и упал.

Дети выполняют действия с фигуркой домика, затем убирают её.

Поросята со всех ног бросились бежать по лесу к дому Наф-Нафа. Он быстро пустил их в дом, и поросята крепко закрыли дверь.

Дети выполняют действия с фигурками поросят.

Волк добежал до домика Наф-Нафа и прорычал.

Логопед. Что сказал волк?

      Волк. Ну, теперь я съем вас троих! И начал дуть: «Ф-ф-ф-у-у-у!»

Ребёнок выполняет действия с фигуркой волка.

Но дом не покачнулся. Волк дунул ещё сильнее, посинел от натуги, но дом продолжал стоять на месте..

Логопед. Что увидел волк на крыше дома? (волк увидел на крыше трубу)

                Что он подумал?

 Он подумал:    «Вот через трубу я и проберусь в дом!»

Он полез на крышу и пробрался к трубе. Залез в неё и стал спускаться. Поросятам не  пришлось  долго ждать, волк бултыхнулся прямо в горячий котёл. Никогда ещё ему не было так больно! С диким ревом он вылетел из трубы, скатился по крыше и бросился в лес. (волк воет)  

Ребёнок  выполняет действия с фигуркой волка.

А три брата, три маленьких поросёнка, радовались, что так ловко проучили злого разбойника. Они выбежали на улицу и стали резвиться и петь весёлую песенку.

Дети выполняют действия с фигурками поросят.

Ребята, давайте вместе произнесём слова из песенки поросят.

Дети проговаривают слова после прочтения логопедом.

                                   Хоть полсвета обойдёшь,

                                   Обойдёшь, обойдёшь,

                                   Лучше дома не найдёшь,

                                   Не найдёшь, не найдёшь!

                                   Никакой на свете зверь,

                                   Хитрый зверь, страшный зверь,

                                   Не откроет эту дверь,

                                   Эту дверь, эту дверь!

                                   Волк из леса никогда,

                                   Никогда, никогда!

                                   Не вернётся к нам сюда,

                                   К нам сюда!

С тех пор братья стали жить вместе, под одной крышей.

Ребята, вам понравилась сказка?

Дети. Да.

Черепашка. Ну что ж, пришло время снова прощаться. В следующий раз я обязательно расскажу вам новую сказку, и вы мне поможете.

  1. Ритуал выхода

Логопед.   Кто из поросят  поленился и чуть не попался волку?  А вы будете лениться? Чему научила вас эта сказка.

Ну а теперь пришло время убирать игрушки. Разровняем ладошками песок и дадим ему отдохнуть. А мы обязательно сюда вернёмся!

                         В ладошки наши посмотри-

                         Мудрее стали ведь они!

                         Спасибо, милый наш песок!

Дети оценивают себя. (используются три корзины с желудями).

                                 

 



Предварительный просмотр:

                          КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
            ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

 Развитие   дыхания.

Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

-  «Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;

-  «Выровняй дорогу»- от детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке,  ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой;

- «Что под песком?»- картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение;

- «Ямка»- ребёнок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке;

- «Помоги зайцу» - в песке делается три-четыре углубления- «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалёку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы не обнаружила зайца;

- Дорога к другу»- на песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струёй образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой;

- «Секрет»- в песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное;

- «Буря»- во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой.
Ребёнок длительной сильной воздушной струёй вызывает «бурю»

Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование  мелкой моторики

- положить ладони на песок или в воду, почувствовать полное расслабление пальцев.

- погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать кулачки.

- погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать поочерёдно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.

- погрузить пальцы в песок или в воду, и лёгкими движениями создавать «волны».

Артикуляционные упражнения

- «»Лошадка»- щёлкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.

- «Индюки»- языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка или по воде.

- «Качели»- языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.

- «Часики» - языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.

-«Накажи непослушный язычок» - губами ритмично шлёпать по высунутому языку со звуками «пя-пя-пя», ладонями обеих рук легко похлопывать по песку.

Автоматизация звуков

- «Сильный мотор»- произносить звук[ р] , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке или на воде букву Р , произнося одновременно звук[ Р]. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

- «Слабый моторчик»- произносить [Р] (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку, воде.

- «Горочка»- набрать в руку песок или воду и произносить звук С, насыпая горку (или выливая воду из ладошки). Вариант этого упражнения выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося звук, засыпать её.

-«Дорожка»- произносит заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлёпывая по песку или воде ладошками.

-«Совпадение»- логопед закапывает в песок игрушки со звуком[ Ш]: мышку, мишку, матрёшку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребёнку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук[ Ш]. Ребёнок, называет игрушку, раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребёнком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Развитие фонематического слуха

- «Весёлые прятки»- прятать ладошки в песке, услышав заданный звук. На другие звуки – руки держать над песочницей.

- «Песочный дождик» - учитель-логопед произносит слоговые сочетания, затем слова, а ребёнок, повторяя их, пересыпает песок из ладошки в ладошку.
Слоговые сочетания: ба-па,та-да, са - за, ма - на - ма, да - та – да.
Слова: кот – год – кот; том – дом - ком; басня – башня – пашня.

- «Новоселье» - в песочнице нарисованы два домика. Под толстым слоем песка спрятаны игрушечные животные. Ребёнок откапывает их и расселяет в разные дома ( например, в «дом С» и «дом Ш»).

Формирование слоговой структуры слова

- «Назови предмет»- учитель-логопед ставит в песочницу игрушки. Затем предлагает ребёнку вырыть одну ямку возле предмета, в названии которого один слог, вырыть две ямки, возле предмета, в названии которого два слога и т.д.

- «Весёлый поезд»- учитель-логопед рисует на песке поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры (например, волк, корова, коза, собака, белка, цыплёнок), каждый в своём вагоне. В первом – те, в названии которых один слог, во втором – два, в третьем—три слога.

- «Исправь ошибку»- логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

- «Раздели слово на слоги»- ребёнок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.

Совершенствование грамматического строя речи

- «Кто знает больше слов?» (на подбор и согласование существительных с прилагательными). Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (огурец – овальный, зелёный; ёлка – пластмассовая , колючая и т.д.).

- «Пересчитай»- (на согласование существительных с порядковыми числительными). Учитель-логопед перед занятием прячет в песке игрушки и предлагает ребёнку откопать их и пересчитать (первая машина, второй кораблик и т.д.)

- «Расставь игрушки» (на употребление в речи предлогов «ЗА», «ПЕРЕД», «МЕЖДУ»). Учитель-логопед предлагает ребёнку рассадить гостей у Зайки на дне рождении, проговаривая свои действия (за куклой щенок, перед куклой слонёнок и т.д.)
- «Один-много» (на употребление существительных в родительном падеже множественного числа). Учитель-логопед предлагает ребёнку присыпать песком предметы, проговаривая свои действия (одна чашка- много чашек, одно блюдце- много блюдец и т.д.)

Звуковой анализ слова и предложения

На песке можно чертить схемы слов  и предложений разной степени сложности.
- «Слово рассыпалось». Ребёнок пишет или ищет в песке разные буквы, затем составляет из них слова.

- «Волшебные превращения». Учитель-логопед предлагает детям написать слово (1, 2-сложное), а затем превратить его в другое, заменив один звук (букву) (рак-мак).

-«Секретное письмо». Учитель-логопед чертит на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения. Затем учитель-логопед произносит предложение, а дети чертят соответствующую схему.

Обучение грамоте

-«Напиши на песке»- ребёнок пишет заданные буквы, слоги и слова, а логопед их читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ребёнок читает. Детям 7 лет можно предложить написать на песке короткое слово (с одним слогом), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Логопед угадывает задуманное и написанное ребёнком слово.

Развитие связной речи

При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения.
- «Дорисуй картинку и составь предложение» - логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребёнка -- дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение. («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

- «Начни предложение» - ребёнок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребёнок) заканчивает фразу.

- «Друзья»- при рисовании на песке ребёнок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).

Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий, и используя игрушки. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа.

РИТУАЛ «ВХОДА» В «ПЕСОЧНУЮ СТРАНУ».

В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным
А ещё желательно
Делать всё внимательно!

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить:
Горы, реки и моря -
Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать,
Ничего не разорять!
Это мирная страна
Дети, поняли меня!?

РИТУАЛ «ВЫХОДА» ИЗ «ПЕСОЧНОЙ СТРАНЫ».

В ладошки наши посмотри -
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок.



Предварительный просмотр:

Песочная терапия (подборка книг)

Книга "Песочная терапия" Большебратская Э.Э. - Петропавловск, 2010 г.


Пособие "Песочная терапия" Большебратская Э.Э. предназначено для психологов, учителей-логопедов, воспитателей, учителей русского языка, преподавателей ИЗО, специалистов дошкольных образовательных учреждений в качестве дополнительного методического материала.

Эта книга дает читателю представление о песочной терапии - увлекательной и для родителей и для специалистов, форме психотерапевтической работы. Материал данного пособия поможет педагогам в увлекательной форме организовать занятия по психологии, логопедии, развитию речи, ознакомлению с окружающей средой, экологии. Рекомендуется использовать элементы данных игр и тренингов, как на занятиях, так и во время прогулок, предложенный материал способствует развитию у детей познавательных процессов (внимание, память, воображение, восприятие), интеллектуальных и эмоциональных способностей в процессе общения со взрослыми и со сверстниками.

 Песочная терапия в практике

Цели занятий (соответственно предмету ):

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность

2. Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений

3. Развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах, обучение чтению

4. Дифференциация, автоматизация звуков, обучение чтению и письму

5. Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства

6. Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии

7. Снижение психофизического напряжения

8. Актуализация эмоций

Оглавление

Введение

Песочная терапия в практике

Основные принципы игр на песке

Пять шагов организации игрового процесса

Моделирование игр – сказок на песке

Необходимое оборудование

Конспекты занятий

Речевой материал в помощь начинающим педагогам

Заключение

Список использованной литературы

                                         

 

- "Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры" Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. - Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 64 c.

В книге предлагаемые игры предназначены в первую очередь для работы с дошкольниками. Издание адресовано родителям, педагогам и психологам, заинтересованным в комплексном развитии личности ребенка при помощи игры, близкой и понятной ему. В книге раскрыты многогранные возможности игр с песком — это обучение и познание, имеющие коррекционную направленность, дающие возможность скорректировать имеющиеся у ребенка проблемы развития. Ценность книги состоит в том, что ее материал можно использовать для работы, как с одаренными детьми, так и с детьми, имеющими проблемы развития.

Первая часть книги «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры» называется «Песочная игротерапия. Коррекционные и развивающие игры с дошкольниками». Она адресована родителям, педагогам и психологам, заинтересованным в комплексном развитии личности ребенка при помощи игры, близкой и понятной ему. Предлагаемые игры предназначены в первую очередь для работы с дошкольниками. Ценность книги состоит в том, что ее материал можно использовать для работы как с одаренными детьми, так и с детьми, имеющими проблемы развития.

В книге раскрыты многогранные возможности игр с песком — это обучение и познание, имеющие коррекционную направленность, дающие возможность скорректировать имеющиеся у ребенка проблемы развития. Авторы также показывают родителям и педагогам преемственность работы в рамках «песочной терапии» с детьми от 2,5 лет до более старшего возраста.

Вторая часть — «Обучение и коррекция умственно отсталых молодых людей. Адаптирующие игры» — поможет как родителям, так и преподавателям центров временного пребывания, реабилитации и коррекции, классов и групп «особый ребенок» образовательных учреждений в воспитании и социальной адаптации умственно отсталых детей и молодых людей. Эти игры также подойдут и для занятий с дошкольниками, не имеющими нарушений в развитии.

 

- "В гостях у Песочной Феи. Организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста" Кузуб Н. В., Осипук Э.И. // Вестник практической психологии образования. 2006. №1. – C. 66-74

Фрагмент статьи

Иногда случайное прикосновение взрослого человека к песку вызывает в его душе эхо далеких детских воспоминаний. Вот малышу впервые показывают песочницу, и он замирает, глядя, как песок золотой струйкой течет из ладоней вниз. Он хочет попробовать это чудо на вкус. Маленькие пальчики пытаются схватить песок, но он ускользает, щекочет коленки. Постепенно, с каждой новой встречей, песок раскрывает перед маленьким человечком свои тайны, свою могучую и хрупкую прелесть. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Маленький человек становится в песочнице «Созидателем, почти Богом». Один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам Бытия: все приходит и все уходит; нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния равновесия с миром и собой.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма взаимодействия и преобразования мира.

Что же происходит с ребенком, когда он играет в песок?

 

 

- "Игры-занятия с водой и песком. Стол-ванна для игр с водой и песком, набор для аквапескотерапии. Пособие для педагогов, психологов и родителей." Т.А.Алексеева, Л.Б.Баряева, С.Ю.Кондратьева, Л.В.Силиванова. Под редакцией профессора Л.Б.Баряевой. (СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2008)

В пособии рассматриваются образовательные ситуации, в которых используются стол-ванна для игр с водой и песком, а также набор для аквапескотерапии. Эти ситуации способствуют познавательному развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме того, описаны игры и игровые упражнения с привлечением литературного материала и с применением оборудования для занятий с водой и песком. Пособие предназначено для специалистов (воспитателей, учителей, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов), работающих с детьми в дошкольных и школьных учреждениях (массовых и коррекционных), а также для родителей, принимающих активное участие в развитии и воспитании своих детей.

Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В.                                                                                                                                                                                                                                                                                   Игры с песком для обучения пересказу детей 5-7 лет. Методические рекомендации.—М.: ТЦ Сфера, 2017. (Библиотека Логопеда)
          В данном пособии описаны возможности применения педагогической песочницы для развития и коррекции речи детей 5-7 лет, представлены занятия по художественным произведениям с использованием песочницы, в ходе которых дети учатся пересказывать текст.
Книга адресована педагогам ДОО, системы дополнительного образования, а также родителям, стремящимся сделать процесс развития ребёнка живым и интересным, увлекательным.

Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В.
Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 64с. (Библиотека Логопеда).
             В пособии раскрыта история вопроса, описаны этапы занятия песочной терапии, приводятся примерные планы-конспекты занятий, разработанные и апробированные в практике работы с детьми. Затронуты все стороны развития речи: фонетика, грамматический строй, лексика, связная речь. Песочная терапия поможет в развитии внимания, восприятия, памяти, мышления. Песок идеально подходит для формирования перцептивных ощущений, сенсорного воспитания, мелкой моторики. Представленный комплекс занятий предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Материалы пособия можно также использовать в познавательных и речевых занятиях.

             Предназначено для воспитателей, учителей-логопедов, дефектологов, а также заинтересованных лиц, занятых формированием у дошкольников речевых навыков общения.

Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. – СПБ.: Речь, 2006. –176с.
             В этом сборнике представлены многофункциональные сказкотерапевтические программы. Используя эти программы, можно развить эмоционально-волевую сферу ребёнка, скорректировать возникшие у него эмоциональные проблемы, развить его личность, сформировать созидательную систему. В сборнике приведены сценарии занятий и методические рекомендации по их проведению.
             Книга будет полезна и специалистам – детским психологам, педагогам, воспитателям и заботливым родителям.

Воробьёва Н.А., Сапожникова О.Б.
Педагогическая песочница. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников. Издательство: Интеллект-Центр 2016
              Аннотация к книге. Игры и упражнения проводятся в педагогической песочнице, что способствует понижению уровня тревожности, способствует созданию ситуации успеха и позволяет несколько раз проигрывать одну и ту же ситуацию. Пособие будет полезно педагогам, специалистам по дошкольному воспитанию, в том числе и работающими с детьми, имеющим ограниченные возможности здоровья. Кроме этого книга может принести пользу и родителям, которые заинтересованы в развитии у ребёнка умения общаться.
                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы по теме самообразования «Система деятельности экспериментирования в формировании математических представлений у дошкольников».

Актуальность выбранной мною темы продиктована характеристикой самого системно-деятельностного подхода – это такой подход к организации воспитательно-образовательного процесса, который обесп...

представление опыта работы «Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий»

Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий. Знакомство с кейс-технологией. Виды кейс-технологий. Использование кейс-технологии в...

Представление опыта работы по теме: Нетрадиционные подходы при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Опыт работы с детьми дошкольного возраста по применению нетрадиционных подходов по формированию элементарныи математических представлений...

Представление опыта работы по теме "Приобщение к чтению детей раннего возраста через увлекательное знакомство со сказкой" в рамках городского семинара-практикума "Взрослые заботы о детском чтении: трансляция опыта и поиск свежих идей".

Работа в группе с детьми1,5-2 лет (а у меня детки именно такого возраста) сопряжена с определенными трудностями. Прежде всего – это, конечно же, ранний возраст воспитанников. Когда я только начи...

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи

Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...