Лексическая тема: "Эмоции" старшая группа
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Бобкова Елена Владимировна

логопедические заняния по теме "Эмиции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emotsii.doc249.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Эмоции»

Физминутка                                                                                                                        Мы шагаем, мы шагаем,                                                                                                                  Руки выше поднимаем,                                                                                         Дышим ровно, глубоко...                                                                                                       Впереди из-за куста                                                                                                         Смотрит хитрая лиса,                                                                                                                     Мы лисичку обхитрим,                                                                                                              На носочках пробежим.                                                                                                   Зайчик скачет быстро в поле,                                                                                              Очень весело на воле.                                                                                                  Подражаем мы зайчишке,                                                                                                  Непоседы-шалунишки.                                                                                                             Но закончилась игра                                                                                                                                                 И учиться нам пора.

Пальчиковая гимнастика   «Варим варенье»                                                                                                       Сегодня мы будем варить настроенье.  имитации варить варенье
Положим чуть-чуть озорного веселья,     загибаем пальцы начинаем с
100 грамм баловства,                        большого пальца
200 грамм доброй шутки.
И станем все это варить 3 минутки.
Затем мы добавим небес синевы
И солнечных зайчиков пару.
Положим еще свои лучшие сны
И ласковый голос мамы.
Заглянем под крышку.  
имитация «поднимаем крышку»
Там у нас не варенье!  
удивление – поднимают плечи.
Там наше отличное настроенье!  улыбаются, разводят руки в сторону.

Лексическая тема «Эмоция»                понедельник

Выставляется картинки  «Эмоции»  закрываются шторкой                                                                         Сегодня мы с вами будем путешествовать по стране «чувств» Научимся выражать различные эмоции при помощи мимики и жестов.

Но сначала по традиции мы проведем Артикуляционную  гимнастику

-  Давайте закройте глазки и повторяйте за мной: «Раз- два-три, раз-два-три, раз- два- три- смотри!»  Открывается шторка                                             - Открывайте глазки. К нам в гости пришли ребятишки. Давайте поздороваемся с ними.                                                                                                        - Посмотрите внимательно на их лица, одинаковые ли они?  (Нет, разные.)                                                                                                                        ЗЛОСТЬ -Какое выражение у мальчика? (Сердитое, гневное, злое)                                 -А как вы догадались? (брови сведены на переносице, губы вытянуты в прямую линию).                                                                                                                  -У мальчика на лице эмоция - злость. Он грозный.                                                                            ГРУСТЬ - А как выглядит эта девочка?  (печальная, грустная)                                                                       -Как вы догадались?  (брови «домиком», кончики губ опущены)                                    - На лице девочки эмоция - печаль и грусть.                                                                  РАДОСТЬ- Какое выражение лица у этой девочки? ( весёлое, радостное).     - Как вы догадались? ( кончики губ приподняты, искрящийся взгляд, смеющийся).                                                                                                                            -Эмоция- радость.                                                                                                     УДИВЛЕНИЕ-А у второго  мальчика? (удивлённое, ).                                                                          -Как вы догадались?  ( брови дугой, рот буквой «о»)                                                                  -Эмоция удивления.

Рассматриваем детей эмоция: жадность, обида…

- Радость, печаль грусть, страх, удивление – всё это разнообразные эмоции, которые выражают наше отношение к окружающей нас действительности. Значит, слово “эмоции” говорит о неравнодушном отношении к различным событиям и ситуациям в жизни человека. С помощью эмоций мы выражаем своё отношение к происходящему.

«Скажи наоборот»                                                                                                                Грустно – весело                                                                                                          Смешно -…                                                                                                                      Плохой - …                                                                                                             Смешной - …                                                                                                           Скучно - …

Физминутка  

«Мамы злятся, когда ...»                                                                                                          Задает вопрос, на который дети должны топать, если хотят ответить «да». Если «нет», ноги стоят вместе.                                                                                           - Я расскажу, когда мамы злятся, а вы отгадаете, правильно ли я говорю.                            - Мамы злятся, когда опаздывают на работу.                                                                           - Мамы злятся, когда едят мороженое.                                                                                 - Мамы злятся, когда на них кричат.                                                                                     - Мамы злятся, когда им дарят подарки.                                                                                       - Мамы злятся когда, опаздывают с ребенком в детский сад.                                                          - Мамы злятся, когда о маме говорят «плохая».                                                                       - Мамы злятся, когда берут их вещи без разрешения.                                                                              - Мамы злятся, когда их любят.                                                                                                        - Да, любовь и доброе отношение может растопить любую злость!!!!!!

Сосчитай до пяти                                                                                                                 Одна улыбка- …..                                                                                                              Одно чудо- …                                                                                                                 Одна маска- …                                                                                                                     Одна ошибка- …                                                                                                                                                    Одна обида -…                                                                                                                                                                       Одна злость- …                                                                                                                Одна радость- …

Пальчиковая гимнастика

Задание для самокоррекции                                                                                                 Нарисуй «Эмоции»

Итог занятия.

Лексическая тема «Эмоция»                вторник

Артикуляционная гимнастика

Рассказ - задание «Новая игрушка»                                                                                                                -  Родители и близкие часто делают вам разные подарки. Некоторые из вас приносят их в детский сад, чтобы поделиться с товарищами, вместе с ними поиграть. Одним детям это нравится, а другие играют одни.                                                                                                                                          Послушайте  рассказ о девочке, которая решила поделиться своей радостью с ребятами из группы детского сада. Что из этого вышло, вы сейчас узнаете. Когда будете слушать, постарайтесь представить себя на месте разных детей, о которых говориться в рассказе. А также постарайтесь запомнить все эмоции и чувства героев рассказа.

 На день рождения Маше подарили куклу. Кукла была такой красивой, что девочка не могла на нее наглядеться. Как-то принесла она свою новую игрушку в детский сад, чтобы показать девочкам. Девочки наперебой расхвалили куклу. Маше это было приятно. Она испытывала удовольствие от того, что хвалят ее любимую куклу. Только Наташа куклу не хвалила. Она недовольно поджала губки и сердито сказала:                                                                                                              - Подумаешь, обыкновенная кукла. Нечего тут хвалиться. У меня сто таких дома!                                                                                                                              Маша возмущенно спросила:                                                                                                                                        - Почему тебе не нравится кукла, которая нравится всем!                                                                                         А потом с обидой добавила:                                                                                                                                            - Ты просто мне завидуешь! Ну и уходи от нас. Ты не будешь играть с моей куклой!                                                                                                                                    Девочки стали играть в «Дочки-матери» с новой куклой Маши, а Наташа осталась одна. Ей было грустно и одиноко. Некоторое время она сторонилась девочек, но чувство любопытства заставило подойти и встать возле девочек. Наташа стала смотреть, как они играют.                                                                                                                               - Можно я буду с вами играть? – виновато спросило она.                                                                                   - А у тебя же есть сто таких кукол, - с иронией ответила Маша.                                                                         - Я соврала, - грустно промолвила Наташа, - у меня никогда не было такой куклы.                                                                                                                                         Маша посмотрела на грустное лицо Наташи и уже по - доброму сказала:                                                                - Ну ладно, иди к нам, будешь родной тетей моей дочки.

Вопросы                                                                                                                                                                    - Чему Маша радовалась? Какие чувства она испытывала, когда в детском саду девочки хвалили ее куклу?                                                                                                                                                                                      - С какими эмоциями Наташа оценила куклу? Как вы думаете почему?                                                                   - Какие эмоции это вызвало у Маши? Как она среагировала на оценку Наташи?                                                                                                                                                                          - Какие эмоции испытывала Наташа, оставшись одна? Почему она все же подошла к девочкам?                                                                                                                     - Какое чувство испытывала Наташа, когда попросилась к девочкам в игру? С какой эмоцией ей ответила Маша? Что такое ирония? Чем закончилась история?

«Угадай эмоции»                                                                                                                                                       · Ты не любишь мороженое? (Удивление).
· Зачем ты меня толкнул? (Обида).
· Как темно в лесу! (Страх).
· Какое теплое море! (Радость).
· Как прекрасна дорога, по которой я иду! (Радость).
· Вы все ужасны! (Злость).
· Я бедный! Никто меня не любит. (Обида).
· У меня сегодня получилось лучше всех! (Радость).

Физминутка  

Исправь ошибку                                                                                                      Красивый улыбка                                                                                            Грустные лицо                                                                                                        Хорошая настроение                                                                                                                       Задорное смех

Какое слово самое длинное?                                                                                            Страх, радость                                                                                                      Удивление, злость                                                                                                           Скука, усталость                                                                                                    Жадность, обида                                                                                                       Удивление, вина                                                                                                         Испуг, гордость

Пальчиковая гимнастика

Задание для самокоррекции                                                                                                    «Мое настроение»

Картинки по запросу тема эмоции в детском саду        занятие психолога в старшей группе, занятие с детьми эмоции, занятие психолога эмоции, психолог в детском саду занятия

Лексическая тема «Эмоция»                среда

Артикуляционная гимнастика

- Дети, как вы думаете, какое сегодня у меня настроение? Да, оно замечательное.                                                                                                                            - А какое еще бывает настроение? (Веселое, радостное, грустное, злое ... ..)  - Как вы можете узнать, какое настроение у людей, которые вас окружают?   (По выражению лица).                                                                                                                 - Да, наше лицо меняется в зависимости от настроения!                                                                   - Дети, а как еще можно назвать проявления разного настроения? (Эмоции).       - Да, эмоции! Мы выражаем разные эмоции. Какие эмоции вы знаете?                                            - Различные эмоции люди выражают мимикой. Это когда мы можем передать свое состояние, настроение, эмоцию выражением лица и даже тела.

Рассмотреть картинку эмоцию ИСПУГ, СТРАХ

«У страха глаза велики»                                                                                                           А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, большой страх. (Дети широко разводят руки в стороны).                                                               У всех, кто боится, от страха глаза велики. (Показывают большие круглые глаза с помощью рук).                                                                                                         А теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки).                                                                                А теперь совсем исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками).                                                                                                                                 Посмотрите друг на друга и убедитесь, что уже ни у кого нет больших глаз, так что никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.

 «Победи свой страх»                                                                                                               Страхи нас пугают,                                                                                                                                                Корчат злые рожи,                                                                                                                                                    Станем на секундочку                                                                                                                   Мы на них похожи.                   злость                                                                      Покажите-ка мне все,                                                                                                                                                                      Как можно испугаться?             испуг                                                                                                                       «Как будто» бы заплачем,                                                                                                                                                И станем обижаться.                  обида                                                                                Теперь за руки возьмёмся,                                                                                                            Страхам дружно улыбнёмся!     радость                                                                                     Три раза хлопнем,                                                                                                                Три раза топнем,                                                                                                              Руки вверх поднимем,                                                                                                         На весь лес все крикнем:                                                                                                    «Не боюсь!»                                                                                                                                  Ещё раз: «Не боюсь!»                                                                                                         Снова улыбнёмся,

- Какие эмоции мы с вами показали?                                      

Физминутка  

«Да» и «Нет»                                                                                                                                                   Он объясняет задание: если дети согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «да», если не согласны, опускают руки и кричат «нет».                                                                                                                            Есть ли в поле светлячки?                                                                                                Есть ли в море рыбки?                                                                                                Есть ли крылья у теленка?                                                                                             Есть ли клюв у поросенка?                                                                                        Есть ли гребень у горы?                                                                                             Есть ли двери у норы?                                                                                                    Есть ли хвост у петуха?                                                                                             Есть ли ключ у конуры?                                                                                               Есть ли рифма у стиха?                                                                                                 Есть ли в нем ошибки?                                                                                                                      - Вам понравилась ига? Какая эмоция у вас сейчас?

Пальчиковая гимнастика

Задание для самокоррекции                                                                                                    Пазлы

Лексическая тема «Эмоция»                четверг

Артикуляционная гимнастика

- Сегодня нам принесли письмо. Давайте посмотрим, что в нем.                        Угадай эмоцию цветочка?                                                                              Выставляется картинка «Эмоция - ромашка» - дети отгадывают эмоцию.

Ромашка РАДОСТЬ предлагает выучит стихотворение                                                                        Зачем грустите вы, друзья?                                                                                  Давайте прыгать вместе                                                                                           Смеяться весело, как я,                                                                                               Намного интересней.

Какое слова самое короткое?                                                                                   Плач, мимика, плохо                                                                                                   Лень, огорчение, шутка                                                                                                Грусть, восторг, настроение.

Физминутка  

Что не так?                                                                                                                    Если человек плачет, значит, ему весело.                                                                     Когда человек улыбается – он грустит                                                                       Если человек смеется, значит, у него плохое настроение. 

Что лишнее?                                                                                                               Весело, грустно, холодно, смешно                                                                             Шутить, злиться, восхищаться, бегать                                                                                          Добрый, злой, высокий, ласковый                                                                          Юмор, смех, улыбка, плач

Пальчиковая гимнастика

Задание для самокоррекции                                                                                                                                                                    Рисунок «Цветок настроения»                                                                                                                                                                 Каждое настроение имеет свой цвет, например, радость - это желтый, оранжевый, красный цвета, покой - это зеленый, печаль - коричневый, черный, темно-синий. Затем каждому ребенку предлагается выбрать тот цвет, который соответствует его настроению.                                                                                                                                      Обращается внимание на «цветок», имеющие темный цвет, спросить у детей, почему у них такое настроение.

Итог занятия.

Лексическая тема «Эмоция»                пятница

Артикуляционная гимнастика

- Садит тот, кто назовет мне эмоцию?  

 - Закроем глаза. Пусть каждый представит себе, что в глаза ему заглянул солнечный зайчик. Закройте их ладошками. Зайчик побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, рту, щечках, подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладьте голову, шею, руки, ноги... Он забрался на животик, погладьте его там. Солнечный зайчик любит вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. От общения с солнечным зайчиком вам стало спокойно, так что каждый может внимательно прислушаться к себе, почувствовать свое настроение, свои желания. Теперь вы можете открыть глаза.

Тихо все. На ветке замер каждый лист.                                                                                                            Из кустов несется соловьиный свист.                                                                           Потемнело небо там, в дали лесной.                                                                                      Солнце закатилось, и настал покой.  (И. Лопухина)                                                                                - Какая эта - Эмоция        «Спокойствие»

Игра-упражнение “ Повернись, повернись и улыбнись”                                Прикоснуться  волшебной палочкой к плечу каждого ребенка и говорит: «Леша, Леша повернись, повернись и улыбнись»,  Леша поворачивается на 180 градусов и улыбается.

Физминутка  

Повторить стихотворение.                                                                                    Зачем грустите вы, друзья?                                                                                  Давайте прыгать вместе                                                                                           Смеяться весело, как я,                                                                                               Намного интересней.

Пальчиковая гимнастика

Задание для самокоррекции                                                                                                    Лепка пластилином.  На картоном желтом кружке сделать веселое лицо «смайлика»

Картинки по запросу смайлик

Итог занятия

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование лексического материала в группе компенсирующей направленности

Тематическое планирование лексического материала в группе компенсирующей направленности...

планирование занятий по аппликации с использованием нетрадиционных техник в соответствии с лексическими темами, в группе компенсирующей направленности с детьм

1. Закрепление знаний детей полученных на занятиях по развитию речи, ознакомление с окружающим.2.Способствует развитию мелкой моторики и тактильного восприятия;3. Закреплять навыки в ритмичном располо...

проект "Сюжетно-ролевая игра по итогам лексической недели с группе детей с выраженной задержкой психического развития сложного генеза (смешанной,1 год обучения)"

Практическому осуществлению проекта предшествовала подробная диагностика каждого ребёна и выработка индивидуального образовательного маршрута. В дальнейшем подготовка к участию в игре осуществлялась с...

Планирование лексических тем в группе для детей с ФФНР и неярко выраженным ОНР (старшая группа)

В общей системе онтогенетического развития речи старший дошкольный возраст занимает особое место. Овладение речью происходит практическим путём, т.е. в процессе общения с окружающей действительностью....

План воспитательно - образовательной работы в младшей группе по лексической теме "Наша группа"

Познакомить детей с помещением групповой комнаты, ознакомление с элементарными правилами поведения в группе, туалетной комнате.  ...

Рекомендации для родителей средней группы. Лексическая тема «Наша группа»

Лексическая тема «Наша группа» Познавательное развитие. ФЦКМ:Формирование у детейзнаний о группе «Солнечные лучики» ; названиях и назначениях комнат в группе (раздевалка, ...