Диагностика состояния мимических, артикуляционных мышц и мелкой моторики.
материал по логопедии на тему

Содержит диагностические упражнения и критерии их оценки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика состояния мимических, артикуляционных мышц

и мелкой моторики.

Обследование мимической мускулатуры

Прием

Содержание задания

Характер выполнения

1

Исследование объема и качества движений мышц лба

а) Нахмурить брови,

б) Поднять брови

в) Наморщить лоб

Отметить:

выполнение правильное; движения выполняются с содружественными движениями       (щурятся глаза, подергиваются щеки и т.д.); движение не удается.

2

Исследование объема и качества движений мышц глаз

а) Легко сомкнуть веки

б) Плотно сомкнуть веки

 в) 3акрыть правый глаз, затем левый, г) подмигнуть.

Отметить:

выполнение, правильное движение не удается, возникают содружественные движения.

3

Исследование объема и качества движений мышц щек.

а) надуть левую щеку

б) надуть правую щеку

в) надуть обе щеки одновременно

Отметить:

выполнение правильное, изолированное; надувание одной щеки не удается, сильно напрягается противоположная выпяченная щека.

4

Исследование

возможности

произвольного

формирования

определенных

мимических поз.

Выразить мимикой лица:

а) удивление

б)радость

в) испуг,

г) грусть,

д) сердитое лицо

Отметить:

выполнение правильное; движение не удается;

мимическая картина нечеткая.

5

Исследование символического праксиса (проводят в начале по образцу, а затем по речевой инструкции)

а) свист

б) поцелуй

в) улыбка

г) оскал

д) плевок

е) цоканье

Отметить :

выполнение правильное; объем движение ограничен ; симметричность носогубных складок ; появление содружественных движений, гиперкинезов, саливации; движения не удаются.

Обследование произвольной моторики пальцев рук.

             Содержание задания

Характер выполнения

  1

 

2

 3

 

 4

Все предлагаемые задания проводятся по показу, затем по словесной инструкции.

Выполняет под счёт:

а) пальцы сжаты в кулак – разжать (5 – 6 раз),

б) держав ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединит пальцы (5 – 6 раз),

в) поочерёдно поднимать от стола большие пальцы обеих рук, указательные, средние, безымянные, мизинцы (5 – 6 раз),

г) попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем, сначала правой руки, затем левой, затем обеими руками одновременно.

На обеих руках одновременно показать 2 и 3 пальцы, 2 и 5 (5 – 6 раз).

На обеих руках одновременно положить вторые на третьи и наоборот: третьи на вторые ( 5 – 6 раз)

Соединить в кольцо большой палец правой, левой руки, обеих рук с указательным (средним), безымянным мизинцем.

Те же задания выполнять по словесной инструкции.

 

Отметить

плавное, точное и одновременное выполнение проб;

напряжённость, скованность движений;

нарушение темпа выполнения движений (не под счёт логопеда);

нарушение переключения от одного движения к другому;

наличие синкинезий и гиперкинезов                  

 ( невозможность удержания созданной позы; невыполнение движения).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие артикуляционной и мелкой моторики у младших дошкольников.

Артикуляционная гимнастика совместно с движением кистей рук играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи...

Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики

Памятки по развитию артикуляционной и мелкой моторики детей в помощь родителям....

Консультация для родителей "Развитие артикуляционной и мелкой моторики - залог успешного формирования речи у ребенка с ОНР"

В данном материале содержится информация актуальности и значимости  данной темы.; отражены некоторые упражнения по развитию артикуляционной моторики и мелкой моторики с помощью массажных шариков ...

Диагностика для младшего дошкольного возраста (мелкая моторика рук)

Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста....