«Комплекс пальчиковых игр для развития речи»
консультация по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Консультация учителя – логопеда для воспитателей и родителей
«Комплекс пальчиковых игр для развития речи»
На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают разнообразные пальчиковые игры. Они совершенствуют координацию движений; пальчики становятся более ловкими, гибкими, что приводит к улучшению речи детей.
Текст пальчиковых игр взрослому надо произносить как можно четче и выразительней, а движения выполнять параллельно тексту.
Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребенка, но несут также и обучающую нагрузку. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят ребенка с названиями частей тела и самих пальчиков. В некоторых пальчиковых играх малыш должен действовать двумя руками - это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко - низко, право - лево.
Поэтому на занятиях с детьми рекомендую использовать пальчиковые игры, сопровождающиеся речью и движением.
Засолка капусты.
Мы капусту рубим (Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз).
Мы морковку трем (Пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя).
Мы капусту солим (Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки).
Мы капусту жмем. (Интенсивное сжимание пальцев в кулаки).
Утята.
Первый, второй – шли утята. Третий, четвертый – за водой.
А за ними плелся пятый. Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал, а восьмой уже устал.
А девятый всех догнал, а десятый испугался.
Громко, громко запищал (Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого).
«Пи-пи-пи!» «Не пищи, мы тут рядом, поищи!». (Ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук).
Дом и ворота.
На поляне дом стоит. (Изобразить крышу дома – пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.)
Ну а к дому путь закрыт. (Правая и левая руки повернуты ладонями к себе - ворота).
Мы ворота открываем. (Ладони разворачиваются параллельно друг другу).
В этот домик приглашаем.
Семья.
(Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого).
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка.
Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик – мамочка.
Ну а это я.
Вот и вся моя семья.
Помощники.
Раз, два, три, четыре. (Дети сжимают и разжимают кулаки).
Мы посуду перемыли. (Трут одну ладошку о другую).
Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку.
(Загибают пальчики по одному, начиная с большого).
Мы посуду перемыли. (Трут опять ладошку ладошкой).
Только чашку мы разбили.
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.
(Загибают пальчики).
Так мы маме помогали.
(Сжимают и разжимают кулачки).
Осенние листья.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики, начиная с большого).
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки).
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины.
Листики дуба мы соберем, (Загибают пальчики).
Маме осенний букет принесем. («Шагают» пальчиками).
За ягодами.
Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с большого).
В лес идем мы погулять.
(обе руки «идут» указательными и средними пальцами).
За черникой, за малиной,
За брусникой, за калиной,
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
(загибают пальчики).
Игрушки.
На большом диване в ряд куклы Катины сидят. (Попеременно дети хлопают в ладоши и стучат кулачками).
Два медведя, Буратино и веселый Чипполино,
И котенок, и слоненок. (Загибают пальчики).
Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно).
Помогаем нашей Кате мы игрушки сосчитать.
(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками).
За сливами.
Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,
Указательный с порога указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий, он сбивает сливы с ветки.
Безымянный собирает, а мизинчик – господинчик –
В землю косточки бросает.
Жук.
В группу к нам жук влетел, зажужжал и запел: «Ж-ж-ж-ж». (Грозят пальцем).
Вот он вправо полетел. Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел. Каждый влево посмотрел.
(Указывают рукой направление и прослеживают взглядом).
Жук на нос хочет сесть, (Направление движения к носу).
Не дадим ему присесть. (Направление движения вниз).
Зажужжал и закружился: Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
(Делают вращательные движения руками типа волчка).
Жук, вот правая ладошка, посиди немножко.
Жук, вот левая ладошка, посиди немножко.
(Поочередно протягивают руки и смотрят на них).
Жук наверх полетел и на потолок присел. (Показывают вверх).
Хлопнем дружно: хлоп-хлоп-хлоп,
Чтобы улететь он смог. Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
Моя семья.
Раз, два, три, четыре! Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять! Всех могу пересчитать. (Хлопки)
Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я – вот и вся моя семья. (Поочередный массаж кончиков пальцев).
Мы во двор пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики).
Мы во двор пошли гулять. («Идут» по столу указательными и средними пальчиками).
Бабу снежную лепили, (Лепят комочек двумя ладонями).
Птичек крошками кормили. («Крошат хлебушек»).
С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой).
А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной).
Все в снегу домой пришли, (Отряхивают ладошки).
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой).
Сидит белка на тележке.
Сидит белка на тележке, продает она орешки.
(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками).
Лисичке – сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому.
Пчела.
Прилетела к нам вчера полосатая пчела. (Машут ладошками).
А за нею шмель-шмелек и веселый мотылек.
Два жука и стрекоза, (Загибают пальчики).
Как фонарики глаза. (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам).
Пожужжали, полетали, от усталости упали.
(Машут ладошками и роняют их на стол).
Наша группа.
В нашей группе все друзья.
(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками).
Самый младший – это я.
Это Маша, это Саша,
Это Юра, Это Даша.
(Разжимают кулачки, начиная с мизинца).
Апельсин.
Мы делили апельсин. (Разламывают воображаемый апельсин).
Много нас, (Показывают 10 пальцев).
А он один. (Показывают один палец).
Эта долька для ежа.
Эта долька для стрижа.
Эта долька для утят.
Эта долька для котят.
Эта долька для бобра.(Загибают пальцы на л. руке).
А для волка – кожура.
(Бросательное движение пр. рукой)
Он сердит на нас - беда!!! (Сжимают кулаки, прижимают к груди).
Разбегайтесь – кто куда. («Бегут» пальцами по столу).
Вверх ладошки.
Вверх ладошки! Хлоп! хлоп!
По коленкам – шлеп, шлеп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлепай!
Можем хлопнуть за спиной!
Хлопаем перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
И крест – накрест руки сложим.
Пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять, (соединять поочередно пальчики обеих рук).
Вышли пальцы погулять. (Хлопки).
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
(Массаж большого пальца обеих рук).
Этот пальчик для того, чтоб показывать его. (Массаж указательного пальца).
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. (Массаж среднего пальца).
Этот пальчик безымянный. Он избалованный самый. (Массаж безымянного пальца).
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал. (Массаж мизинца).
МКДОУ Поныровский детский сад «Ромашка»
Консультация учителя – логопеда для воспитателей и родителей
«Комплекс пальчиковых игр для развития речи»
Учитель – логопед:
Калужских Н. П.
п. Поныри
2017-2018 уч. г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОМПЛЕКСЫ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
Пальчиковые гимнастики...
Консультация для воспитателей по развитию речи «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»
Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуютразвитию речи детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развиваютумение подражать взрослому...
Комплексы пальчиковой гимнастики для развития речи у детей дошкольного возраста
На основе народных пальчиковых игр были разработаны комплексы пальчиковой гимнастики, способствующие развитию речи у детей дошкольного возраста. Каждый комплекс разучивается в течение одной неде...
Консультация для воспитателей по развитию речи «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»
развитие речи...
Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...
Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....
Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи ...