КОМПЛЕКСЫ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
картотека на тему

Ильинова Ольга Петровна

Пальчиковые гимнастики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksy.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСЫ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

                                                                                                                                                                                                  

                                                                           

                                                                             Воспитатель

                                                                             Ильинова Ольга Петровна

        

2014г.

1-й КОМПЛЕКС

1. «Шарик».

Надуваем быстро шарик. Он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел – стал он тонкий и худой. Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

2. Ладошка – кулачок – ребро ( на счет «1 – 2 – 3».)

3. «Цепочка».

Пальчики перебираем и цепочку получаем. Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т.д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

4. Упражнение  «Велосипед».

На двух колёсах я качу, двумя педалями верчу.

За руль держусь, смотрю вперёд –  я знаю: скоро поворот.

Мне подсказал дорожный знак: шоссе спускается в овраг.

Используется карандаш с гранями, который прокатывают между ладонями.

5. Закончи предложение.

2-й КОМПЛЕКС

1. Коза.

У козы торчат рога, может забодать она. Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большими.

2. Козлята.

У козлят торчат рога, учатся бодать они. Выполняется одновременно пальцами обеих рук.

3. Очки.

Бабушка очки надела и внучонка разглядела. Большой палец правой и левой  руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам. 

4. Упражнение «Солнышко».

Нарисую солнышко на своей ладошке.

Пусть оно сияет хоть и понарошку.

Прокатывание колючего мячика по часовой стрелке между ладонями. Проводить колючим мячиком  по каждому пальчику.

5. Закончи предложение.

3-й КОМПЛЕКС

1. Флажок.

Я в руке флажок держу и ребятам им машу. Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) – вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

2. Птичка.

Пальчики – головка, крылышки – ладошка. Ладони повёрнуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы – головка, остальные сомкнуты пальцы – крылья. Помахать ими.

3. Пароход.

Пароход плывёт по речке, и пыхтит он, словно печка. Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

4. Упражнение « Котёнок кусака» (выполняется с бельевой прищепкой).

Кусается больно котенок – малыш. Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, глупыш, а будешь кусаться, - скажу тебе: «Кыш».

Поочерёдно «кусать» прищепкой ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха. После второго двустишья –сменена рук.

5. Закончи предложение.

4-й КОМПЛЕКС

1. Жук.

Жук летит, жужжит, жужжит и усами шевелит. Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребёнок шевели ими.

2. Зайка и зеркало.

Зайка в зеркальце глядит и ушами шевелит. Левая ладонь кверху, делаем «козу». Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает  «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

3. Лодочка.

Лодочка плывёт по речке, оставляя на воде колечки. Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

4. Упражнение  «Велосипед».

На двух колёсах я качу, двумя педалями верчу.

За руль держусь, смотрю вперёд –  я знаю: скоро поворот.

Мне подсказал дорожный знак: шоссе спускается в овраг.

Используется карандаш с гранями, который прокатывают между ладонями.

5. Закончи предложение.

5-й КОМПЛЕКС

1. Птенчики в гнезде.

Птичка крылышками машет и летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно. Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.

2. Лиса и волк.

Серый волк бежит по лесу, а за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою два пушистеньких хвоста. Волк. Делаем «пароходик», большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде «лодочки» - верхнюю и нижнюю челюсти. Лиса. Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем ещё мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем. Одна фигурка вытекает из другой.

3. Пауки.

Осторожны и легки  приползали паучки. Пальцы обеих рук согнуты, «ползут» как лапки у паучков по столу.

4. Упражнение «Солнышко».

Нарисую солнышко на своей ладошке.

Пусть оно сияет хоть и понарошку.

Прокатывание колючего мячика по часовой стрелке между ладонями. Проводить колючим мячиком  по каждому пальчику.

5. Закончи предложение.

6-й КОМПЛЕКС

1. Стул.

Ножки, спинка и сиденье вот вам стул на удивленье. Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счёт раз.

2. Стол.

У стола четыре ножки, сверху крышка, как ладошка. Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.

3. Дом.

Дом стоит с трубой и крышей, на балкон гулять я вышел. Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

4. Упражнение « Котёнок кусака» (выполняется с бельевой прищепкой).

Кусается больно котенок – малыш. Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, глупыш, а будешь кусаться, - скажу тебе: «Кыш».

Поочерёдно «кусать» прищепкой ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха. После второго двустишья –сменена рук.

5. Закончи предложение.

7-й КОМПЛЕКС

1. Петушок.

Петушок стоит весь яркий, гребешок он чистит лапкой. Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

2. Курочка.

Курочка прыг на крыльцо: я снесла тебе яйцо. Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

3. Краб.

Краб ползёт по дну, выставив свою клешню. Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз, большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.

4. Упражнение  «Велосипед».

На двух колёсах я качу, двумя педалями верчу.

За руль держусь, смотрю вперёд –  я знаю: скоро поворот.

Мне подсказал дорожный знак: шоссе спускается в овраг.

Используется карандаш с гранями, который прокатывают между ладонями.

5. Закончи предложение.

8-й КОМПЛЕКС

1. Собака.

У собаки острый носик, есть и шейка, есть и хвостик. Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

2. Колокольчик.

Колокольчик все звенит, язычком он шевелит. Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребёнок им свободно вращает.

3. Мышка.

Серенький комок сидит и бумажкой все шуршит. Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцами.

4. Упражнение «Солнышко».

Нарисую солнышко на своей ладошке.

Пусть оно сияет хоть и понарошку.

Прокатывание колючего мячика по часовой стрелке между ладонями. Проводить колючим мячиком  по каждому пальчику.

5. Закончи предложение.

9-й КОМПЛЕКС

1. Корзинка.

В лес корзинку я беру и грибы в нее кладу. Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручки.

2. Кошка.

А у мышки ушки на макушке, чтобы лучше слышать мышь в ее норушке. Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

3. Зайка и барабан.

Зайка взял свой барабан и ударил трам – трам – трам. Пальчики  кулачёк. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.

4. Упражнение « Котёнок кусака» (выполняется с бельевой прищепкой).

 

Кусается больно котенок – малыш. Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, глупыш, а будешь кусаться, - скажу тебе: «Кыш».

Поочерёдно «кусать» прищепкой ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха. После второго двустишья –сменена рук.

5. Закончи предложение.

10-й КОМПЛЕКС

1. Дерево.

У дерева ствол, на стволе много веток,

А листья на ветках зеленого цвета. Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

2. Лошадка.

У лошадки вьётся грива, бьёт копытами игриво. Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на неё накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют гриву.

3. Грабли.

Листья падают в саду, я их граблями смету. Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.

4. Упражнение  «Велосипед».

На двух колёсах я качу, двумя педалями верчу.

За руль держусь, смотрю вперёд –  я знаю: скоро поворот.

Мне подсказал дорожный знак: шоссе спускается в овраг.

Используется карандаш с гранями, который прокатывают между ладонями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы пальчиковой гимнастики для развития речи у детей дошкольного возраста

На основе народных пальчиковых игр были разработаны комплексы пальчиковой гимнастики, способствующие развитию речи у детей дошкольного возраста. Каждый комплекс разучивается в течение  одной неде...

Мастер – класс для воспитателей: «Организация и проведение пальчиковой гимнастики, способствующей развитию речи детей».

Мастер – класс для воспитателей: «Организация и проведение пальчиковой гимнастики, способствующей развитию речи детей»....

«Реализация проекта с использованием пальчиковых игр, способствующих развитию речи младших дошкольников»

Развивать речь детей через развитие мелкой моторики  рук посредством пальчиковых игр....

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

«Пальчиковые игры, способствующие развитию речи детей».

Жизнь ребенка - это игра, в которой он познает мир, учится, развивается, растет.Пальчиковые игры используются во всех видах деятельности, а также в процессе проведения утренней гимнастики. Р...

Пальчиковые игры, способствующие развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком ...