Составление творческого рассказа по картине Л. Комарова "Зайцы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Денисова Татьяна Юрьевна

Конспект  образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи  для обучающихся  6-7 лет группы компенсирующей направленности

                    Тема образовательной деятельности: Составление творческого рассказа по картине Л. Комарова «Зайцы».Создание рассказов с использованием приёмов ТРИЗ интересно и увлекательно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 24 города Кузнецка

 

Конспект образовательной деятельности  на тему:

«Составление  творческого рассказа по картине Л. Комарова «Зайцы».

                                  ( 2 год обучения , 2 период)

Цель: Обучать детей составлению творческого рассказа по картине.

Обогащать  речь антонимами, родственными словами.

Совершенствовать умение  отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении предмета.

Учить детей «входить» в пространство картины, описывать воспринимаемое через различные органы чувств.

Упражнять детей  в  сравнивать предметы на картине, находить общие черты с предметами окружающего мира. Учить детей представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого и придумывать рассказ, используя в нём словесные обороты, характерные  временные отрезки.

Развивать творческое воображение, фантазию детей.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Воспитывать самостоятельность, инициативность.

Интеграция образовательных областей :познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

 Предварительная работа: чтение рассказов Н Сладкова «Отчаянный заяц»,  В. Чаплиной «Как заяц в лесу живет». Заучивание скороговорок: «Заяц белый», «Белый снег». Разучивание музыкальной игры «Зайка».

 Оборудование: сюжетная картина Л. Комарова «Зайцы» в электронном виде, альбомные листы бумаги, свернутые для имитации «подзорной трубы», мяч, мультимедийный экран и проектор, фонограмма музыкальной игры «Зайка».

Ход деятельности

  1. Орг.момент.

Педагог  приглашает детей сесть на стульчики полукругом, загадывает загадку:

 «Скачет по лесу трусишка

 В сером летнем армячишке.

А зима придет -
Шубку белую найдет».

Педагог: Кто это?

Дети: Заяц.

Педагог: Правильно. Как вы догадались?

Дети: Летом заяц в серой шубке, а зимой  - в белой.

  1. Словарная работа

А) Образование родственных слов к слову ЗАЯЦ).

Педагог: Давайте поиграем в игру «Семейка слов».

Как мы назовём зайца ласково?

Дети: Зайка. Зайчик. Заинька. Зайчишка.

Педагог: Назовите детенышей зайца.

Дети: Зайчонок.  Зайчата.

Педагог: Мама у зайчат?

Дети : Зайчиха.

Педагог: Хвост у зайца?

 Дети: Заячий.

Педагог: избушка  у зайца?

Дети:  Заюшкина.

Педагог: Капуста у зайки?

 Дети: Зайкина.

б) Игра с мячом «Скажи наоборот»

Педагог:  Я буду вам рассказывать про зайца, исправьте меня , если я не права, подберите слова- «наоборот»

Педагог  :   У зайца большой длинный хвост?

 Дети: Нет, у зайца маленький короткий хвост

Педагог: У зайца короткие, слабые задние ноги?

 Дети: Нет, у зайца длинные сильные задние ноги

  1. Определение состава картины./рассматривание картины на мультимедийном экране/

Игра с «Подзорной трубой».

Педагог:  Я предлагаю вам рассмотреть картину в «подзорную трубу». Берите их и проходите на свои места.

(Каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект).

 Ребёнок: Я вижу зайца.

Ребёнок: Я вижу поваленное дерево.

Ребёнок:  Я вижу ёлочку. И т.д.

4.Установление взаимосвязей между объектами.

а) Игра «Ищу друзей-недругов».

Педагог: Давайте посмотрим и определим, кто с кем на картине дружит. Например, зайчик и дерево. Как они помогают друг другу?

Дети:  Заяц с удовольствием гложет кору дерева, потому что зимой это его основной корм.

Педагог: Заяц и снег.

Дети:  Заяц зимой белый, как снег. Это помогает ему укрываться от врагов.

Педагог: Кто ещё помогает друг другу?

Дети: Заяц-кустик.  Заяц сидит под кустиком, потому что он не строит себе на зиму  жилище.

Педагог: А кого на картине нельзя назвать друзьями?

Дети:  Заяц-снег.  Снег укрыл зеленую травку,  и у зайца стало меньше корма.

б) Игра «Живые картинки».

Педагог: Дети, я предлагаю вам превратиться в любой предмет на картине.

Оля: Я буду зайцем.

Лена: Я тоже буду зайцем.

Саша: Я буду поваленным деревом.

Света: А я буду ёлочкой.

Педагог: Сначала  назовите, где находится ваш предмет на картине. А затем покажите его место на ковре.

Ёлочка-Света: Я  маленькая елочка, нахожусь на опушке леса. Позади меня дремучий лес, поэтому я встану поближе к краю ковра.

Ели – Петя и Артём:  Мы могучие, высокие ели. Мы растём в самой чаще леса. Наши ветки сплелись и достают до самой земли. Ёлочка от нас далеко впереди, поэтому мы встанем на дальний край ковра.

Поваленное дерево – Саша: На картине я нахожусь между елями и ёлочкой и лежу поперёк дорожки.

Заяц-Оля:  Я сижу на снегу за поваленным деревом слева, поэтому я встану с левого края ковра позади поваленного дерева.

Заяц – Лена: Я заяц, который грызёт кору дерева. Я нахожусь перед ним.

(Дети садятся на свои места).

  1. Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств.

Заходит волшебник.

Волшебник: Я волшебник. Давайте поиграем!  Я взмахну волшебной палочкой, и  вы сможете услышать звуки этой картины. Раз, два, три!

(Дети представляют звуки объектов картины и составляют связные рассказы).

Ребёнок: Я слышу, как один зайчик грызёт кору. А под лапками второго зайчика скрипит снежок. Я слышу, как шумит ветер в лесу и качает ветки елей.

Ребёнок: Я слышу, как зайчики разговаривают друг с другом. Один говорит: «Ты погрызи веточку и мне оставь немножко коры. Я ведь тоже голодный. Как хорошо, что упала эта осинка!

Волшебник: А сейчас я взмахну волшебной палочкой, и вы ощутите запахи этой картины.

Ребёнок: Здесь пахнет лесом. Дует свежий ветерок. Морозно. Чувствуется горький запах осинки.

Волшебник: А теперь давайте представим, что мы дотронулись до предметов на этой картине руками.

Ребёнок: Я глажу руками зайчиков. Шёрстка у них мягкая и пушистая. Тепло в такой шубке зайчику.

Ребёнок: Я трогаю руками снег. Он пушистый, холодный.

Ребёнок: Я трогаю ёлочку. Иголочки у неё колючие.

Волшебник: Молодцы! Мне понравилось играть с вами. Ждите меня ещё в гости. До свидания!

  1. Составление образных характеристик объектов.

Игра с мячом: «Подбери такой же по цвету».

Дети встают в круг.

Педагог: На картине снег белый. Белый, как что?

Ребёнок:  Белый, как простыня.

Ребёнок:  Белый, как халат доктора.

Педагог: Ветки ели зелёные.

Ребёнок: Зелёные, как лягушка.

Ребёнок: Зелёные, как травка.

  1. Создание рассказов-фантазий с использованием приёма перемещения объектов во времени.

Педагог: Давайте посмотрим ещё раз на картину.

Какое время года изображено на картине?

Дети: На картине зима.

Педагог: Давайте с вами пофантазируем. Представьте, что могло бы произойти с объектами глубокой осенью.

Дети:  Осенью все звери стали готовились к зиме. И зайчик готовился. Он поменял серую шубку на белую. Домик делать себе не стал. Лёг в овражек, спрятался. Ему не холодно, спасает тёплая шубка.

  1. Динамическая пауза. Музыкальная игра «Зайцы».
  2. Составление рассказов от лица разных героев.

Педагог: Ребята, мы с вами рассмотрели картину,  и многое узнали об объектах на картине. А теперь я вам предлагаю превратиться в один из этих объектов и описать картину с точки зрения этого объекта.

Ребёнок: Я – заяц. Я живу в лесу. Мне нравится зима. Зимой у меня появляется красивая тёплая шубка. Мне в ней тепло. Не боюсь я мороза. Зимой нет вкусной травки, но я нашёл упавшую осинку. У неё очень вкусная кора. Я встал на задние лапки и грызу её.

Ребёнок: Я – ель. Живу много лет. Наблюдаю за жизнью моего леса. Рядом со мной росла осинка. Но налетел ураган и осинка упала. Жаль подружку. Но морозной зимой она спасла зайцев от голода. Я вижу, как они подбежали к осинке и грызут кору.

  1. Итог деятельности. Дети говорят о том, что понравилось и запомнилось.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ является методическим пособием, где прописан полный алгоритм действий в работе с картиной с использованием технологии ТРИ...

Мастер-класс "Обучение детей составлению творческого рассказа по картине

обучение педагогов использовать технологию по составлению творческого рассказа по картине....

Мастер-класс "Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине"

В материале представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста при составлению творческих рассказов по картине, с использованием элементов технологии ТРИЗ. Составление рассказов фантастиче...

«Составление творческих рассказов по картине Яна ван Оса «Цветы и фрукты в глиняной вазе»

При формировании речевых навыков у детей очень важно развить творческие и мыслительные способности детей, углубить знания об окружающем мире, развить в детях желание творить, изменяя мир к лучшему. Вы...

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ

Обучение составлению творческих рассказов по картине методом ТРИЗ...

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ

Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определенную тему. Следует всемерно поддерживать это стремление детей и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для пе...