Составление творческого рассказа по картине Л. Комарова "Зайцы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для обучающихся 6-7 лет группы компенсирующей направленности
Тема образовательной деятельности: Составление творческого рассказа по картине Л. Комарова «Зайцы».Создание рассказов с использованием приёмов ТРИЗ интересно и увлекательно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 24 города Кузнецка
Конспект образовательной деятельности на тему:
«Составление творческого рассказа по картине Л. Комарова «Зайцы».
( 2 год обучения , 2 период)
Цель: Обучать детей составлению творческого рассказа по картине.
Обогащать речь антонимами, родственными словами.
Совершенствовать умение отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении предмета.
Учить детей «входить» в пространство картины, описывать воспринимаемое через различные органы чувств.
Упражнять детей в сравнивать предметы на картине, находить общие черты с предметами окружающего мира. Учить детей представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого и придумывать рассказ, используя в нём словесные обороты, характерные временные отрезки.
Развивать творческое воображение, фантазию детей.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Воспитывать самостоятельность, инициативность.
Интеграция образовательных областей :познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
Предварительная работа: чтение рассказов Н Сладкова «Отчаянный заяц», В. Чаплиной «Как заяц в лесу живет». Заучивание скороговорок: «Заяц белый», «Белый снег». Разучивание музыкальной игры «Зайка».
Оборудование: сюжетная картина Л. Комарова «Зайцы» в электронном виде, альбомные листы бумаги, свернутые для имитации «подзорной трубы», мяч, мультимедийный экран и проектор, фонограмма музыкальной игры «Зайка».
Ход деятельности
- Орг.момент.
Педагог приглашает детей сесть на стульчики полукругом, загадывает загадку:
«Скачет по лесу трусишка
В сером летнем армячишке.
А зима придет -
Шубку белую найдет».
Педагог: Кто это?
Дети: Заяц.
Педагог: Правильно. Как вы догадались?
Дети: Летом заяц в серой шубке, а зимой - в белой.
- Словарная работа
А) Образование родственных слов к слову ЗАЯЦ).
Педагог: Давайте поиграем в игру «Семейка слов».
Как мы назовём зайца ласково?
Дети: Зайка. Зайчик. Заинька. Зайчишка.
Педагог: Назовите детенышей зайца.
Дети: Зайчонок. Зайчата.
Педагог: Мама у зайчат?
Дети : Зайчиха.
Педагог: Хвост у зайца?
Дети: Заячий.
Педагог: избушка у зайца?
Дети: Заюшкина.
Педагог: Капуста у зайки?
Дети: Зайкина.
б) Игра с мячом «Скажи наоборот»
Педагог: Я буду вам рассказывать про зайца, исправьте меня , если я не права, подберите слова- «наоборот»
Педагог : У зайца большой длинный хвост?
Дети: Нет, у зайца маленький короткий хвост
Педагог: У зайца короткие, слабые задние ноги?
Дети: Нет, у зайца длинные сильные задние ноги
- Определение состава картины./рассматривание картины на мультимедийном экране/
Игра с «Подзорной трубой».
Педагог: Я предлагаю вам рассмотреть картину в «подзорную трубу». Берите их и проходите на свои места.
(Каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект).
Ребёнок: Я вижу зайца.
Ребёнок: Я вижу поваленное дерево.
Ребёнок: Я вижу ёлочку. И т.д.
4.Установление взаимосвязей между объектами.
а) Игра «Ищу друзей-недругов».
Педагог: Давайте посмотрим и определим, кто с кем на картине дружит. Например, зайчик и дерево. Как они помогают друг другу?
Дети: Заяц с удовольствием гложет кору дерева, потому что зимой это его основной корм.
Педагог: Заяц и снег.
Дети: Заяц зимой белый, как снег. Это помогает ему укрываться от врагов.
Педагог: Кто ещё помогает друг другу?
Дети: Заяц-кустик. Заяц сидит под кустиком, потому что он не строит себе на зиму жилище.
Педагог: А кого на картине нельзя назвать друзьями?
Дети: Заяц-снег. Снег укрыл зеленую травку, и у зайца стало меньше корма.
б) Игра «Живые картинки».
Педагог: Дети, я предлагаю вам превратиться в любой предмет на картине.
Оля: Я буду зайцем.
Лена: Я тоже буду зайцем.
Саша: Я буду поваленным деревом.
Света: А я буду ёлочкой.
Педагог: Сначала назовите, где находится ваш предмет на картине. А затем покажите его место на ковре.
Ёлочка-Света: Я маленькая елочка, нахожусь на опушке леса. Позади меня дремучий лес, поэтому я встану поближе к краю ковра.
Ели – Петя и Артём: Мы могучие, высокие ели. Мы растём в самой чаще леса. Наши ветки сплелись и достают до самой земли. Ёлочка от нас далеко впереди, поэтому мы встанем на дальний край ковра.
Поваленное дерево – Саша: На картине я нахожусь между елями и ёлочкой и лежу поперёк дорожки.
Заяц-Оля: Я сижу на снегу за поваленным деревом слева, поэтому я встану с левого края ковра позади поваленного дерева.
Заяц – Лена: Я заяц, который грызёт кору дерева. Я нахожусь перед ним.
(Дети садятся на свои места).
- Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств.
Заходит волшебник.
Волшебник: Я волшебник. Давайте поиграем! Я взмахну волшебной палочкой, и вы сможете услышать звуки этой картины. Раз, два, три!
(Дети представляют звуки объектов картины и составляют связные рассказы).
Ребёнок: Я слышу, как один зайчик грызёт кору. А под лапками второго зайчика скрипит снежок. Я слышу, как шумит ветер в лесу и качает ветки елей.
Ребёнок: Я слышу, как зайчики разговаривают друг с другом. Один говорит: «Ты погрызи веточку и мне оставь немножко коры. Я ведь тоже голодный. Как хорошо, что упала эта осинка!
Волшебник: А сейчас я взмахну волшебной палочкой, и вы ощутите запахи этой картины.
Ребёнок: Здесь пахнет лесом. Дует свежий ветерок. Морозно. Чувствуется горький запах осинки.
Волшебник: А теперь давайте представим, что мы дотронулись до предметов на этой картине руками.
Ребёнок: Я глажу руками зайчиков. Шёрстка у них мягкая и пушистая. Тепло в такой шубке зайчику.
Ребёнок: Я трогаю руками снег. Он пушистый, холодный.
Ребёнок: Я трогаю ёлочку. Иголочки у неё колючие.
Волшебник: Молодцы! Мне понравилось играть с вами. Ждите меня ещё в гости. До свидания!
- Составление образных характеристик объектов.
Игра с мячом: «Подбери такой же по цвету».
Дети встают в круг.
Педагог: На картине снег белый. Белый, как что?
Ребёнок: Белый, как простыня.
Ребёнок: Белый, как халат доктора.
Педагог: Ветки ели зелёные.
Ребёнок: Зелёные, как лягушка.
Ребёнок: Зелёные, как травка.
- Создание рассказов-фантазий с использованием приёма перемещения объектов во времени.
Педагог: Давайте посмотрим ещё раз на картину.
Какое время года изображено на картине?
Дети: На картине зима.
Педагог: Давайте с вами пофантазируем. Представьте, что могло бы произойти с объектами глубокой осенью.
Дети: Осенью все звери стали готовились к зиме. И зайчик готовился. Он поменял серую шубку на белую. Домик делать себе не стал. Лёг в овражек, спрятался. Ему не холодно, спасает тёплая шубка.
- Динамическая пауза. Музыкальная игра «Зайцы».
- Составление рассказов от лица разных героев.
Педагог: Ребята, мы с вами рассмотрели картину, и многое узнали об объектах на картине. А теперь я вам предлагаю превратиться в один из этих объектов и описать картину с точки зрения этого объекта.
Ребёнок: Я – заяц. Я живу в лесу. Мне нравится зима. Зимой у меня появляется красивая тёплая шубка. Мне в ней тепло. Не боюсь я мороза. Зимой нет вкусной травки, но я нашёл упавшую осинку. У неё очень вкусная кора. Я встал на задние лапки и грызу её.
Ребёнок: Я – ель. Живу много лет. Наблюдаю за жизнью моего леса. Рядом со мной росла осинка. Но налетел ураган и осинка упала. Жаль подружку. Но морозной зимой она спасла зайцев от голода. Я вижу, как они подбежали к осинке и грызут кору.
- Итог деятельности. Дети говорят о том, что понравилось и запомнилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ
консультация для воспитателей...
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ является методическим пособием, где прописан полный алгоритм действий в работе с картиной с использованием технологии ТРИ...
Мастер-класс "Обучение детей составлению творческого рассказа по картине
обучение педагогов использовать технологию по составлению творческого рассказа по картине....
Мастер-класс "Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине"
В материале представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста при составлению творческих рассказов по картине, с использованием элементов технологии ТРИЗ. Составление рассказов фантастиче...
«Составление творческих рассказов по картине Яна ван Оса «Цветы и фрукты в глиняной вазе»
При формировании речевых навыков у детей очень важно развить творческие и мыслительные способности детей, углубить знания об окружающем мире, развить в детях желание творить, изменяя мир к лучшему. Вы...
Обучение детей составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ
Обучение составлению творческих рассказов по картине методом ТРИЗ...
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ
Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определенную тему. Следует всемерно поддерживать это стремление детей и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для пе...