Презентация по материалам лекций Т.Н. Новиковой-Иванцовой о МФЯС
презентация к уроку по логопедии (младшая группа) на тему
Данная презентация составлена по материалам лекций Тамары Никифоровны Новиковой-Иванцовой.
Ссылка на сайт:„Logosystem.ru″
+7 965 182 0550 тел/вотсап
Работа с неговорящими детьми по методике
Новиковой-Иванцовой Т.Н.
Метод применим при всех формах алалии, аутизме, ДЦП, кохлеарной имплантации и т.д.
Методика формирования языковой системы (МФЯС) для неговорящих детей используется в работе с различными видами речевой задержки, такими как: алалия, ЗРР, заикание, нарушения интеллектуального развития, синдром Дауна, РДА. Она разработана для детей с нарушениями речи различной природы Тамарой Никифоровной Новиковой-Иванцовой.
МФЯС для неговорящих детей отражает эффективные пути решения проблемы. Данные навыки будут полезны как практикующим логопедам, так и начинающим специалистам. Кроме того, материал доступен и для родителей, которые хотят проводить занятия с детьми самостоятельно, такой вариант станет действенным дополнением к основной терапии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика МФЯС, разработанная Т.Н. Новиковой-Иванцовой | 104.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методика формирования языковой системы (МФЯС) для неговорящих детей используется в работе с различными видами речевой задержки, такими как: алалия, ЗРР, заикание, нарушения интеллектуального развития, синдром Дауна, РДА. Она разработана для детей с нарушениями речи различной природы Тамарой Никифоровной Новиковой-Иванцовой . МФЯС для неговорящих детей отражает эффективные пути решения проблемы. Данные навыки будут полезны как практикующим логопедам, так и начинающим специалистам. Кроме того, материал доступен и для родителей, которые хотят проводить занятия с детьми самостоятельно, такой вариант станет действенным дополнением к основной терапии
Способы восстановления функций речевого аппарата Чтобы обучить неговорящего ребёнка говорить, необходимо Создать условия для активации речевых процессов. Непрерывно обучать способности самостоятельно говорить.
Общее психическое состояние ребенка влияет на уровень развития речи. Очень важно развивать сразу все психологические процессы: внимание память мышление . Если ребенок страдает ЗПРР, то помочь смогут родители, прибегая к различным коррекционным упражнениям. Если же есть более серьезные причины для задержки речи, то следует обратиться к психологу для детального изучения проблемы и подбора правильного решения. Полезны также умеренные физические нагрузки (насыщение головного мозга кислородом): плавание гимнастика Очень важным аспектом формирования навыков говорения является погруженность ребенка в речевую среду прослушивание песен на родном языке, особенно в исполнении матери Поэтому ключевой метод МФЯС – это музыка, которая меняет состояние души. Доказано, что правильно подобранная композиция способна, сделать настроение лучше и наоборот.
Что необходимо ребёнку для полноценного речевого развития? Социум Предметная среда
Основные принципы МФЯС основаны на онтогенетическом принципе развития речи Крик связан с рефлексами человека и появляется как результат на действие неких внешних раздражителей: состояния , вызывающие у ребенка дискомфорт (болезненные ощущения, жажда или голод и прочее); в норме должен быть громким и звонким; отличается коротким вдохом и длинным выдохом; у детей с нарушением работы нервной системы крик либо слишком оглушающий, либо чрезмерно тихий и больше напоминает всхлипывания, либо его нет вовсе. обычно период крика продолжается до двух месяцев с момента рождения.
Основные принципы МФЯС основаны на онтогенетическом принципе развития речи Гуление – биологическое явление распевное произношение протяжных гласных звуков, которое часто сочетается с согласными. интонационная выразительность – это основной фактор, на который должны обращать внимание родители в данный период. речевой аппарат ребенка готовится к началу произнесения звуков, запоминает интонацию, пытается управлять ею. ребенок должен улавливать речь родителя, реагировать на нее смехом или набором звуков; в период гуления важна его эмоциональная связь с родителем . не содержит чётких звуков не зависит от национальности ребёнка; не зависит от неполноценной работы органов слуха, органов зрения; не зависит от врождённого или приобретённого в раннем возрасте снижения интеллекта;
Основные принципы МФЯС основаны на онтогенетическом принципе развития речи Лепет – социальное явление: В возрасте 5-9 месяцев начинается стадия лепета - многократное повторение- слогов, сочетающих гласные и согласные буквы, таких как « ма », «ба», «па» и других. развитие длительности выдоха и активация слухового внимания. возникает при созревании определённых структур мозга; появляется только при наличии социальной среды для общения; содержит интонацию, ритм, звуки, присущие тому или иному языку; лепет детей разных национальностей отличается; Лепетные цепочки развиваются постепенно: длинные и однородные; длинные, но неоднородные; короткие( чем больше коротких цепочек с разными звуками, тем скорее ребёнок начнёт произносить слова).
Основные принципы МФЯС основаны на онтогенетическом принципе развития речи Слово с появлением интонационного ритмического рисунка , ударений короткая цепочка лепетных слогов становится словом к 10 месяцам у ребенка начинают вырываться лепетные слова, как правило, состоящие их двух идентичных слогов, таких как: «мама», «папа», «баба» и другие. к 1 году словарь ребенка должен включать в себя 10 или более слов. девочки осваивают речевые навыки быстрее, чем мальчики .
Основные принципы МФЯС основаны на онтогенетическом принципе развития речи Фраза с появлением первых слов появляется необходимость оформления их в предложения. к 2 годам у ребёнка должны быть в речи простейшие фразы. фразовая речь помогает развитию интеллекта. при отсутствии фразовой речи к 3-4 постепенно формируется приобретённая умственная отсталость или заметное отставание в развитии.
Если во время формирования одного из вышеперечисленных этапов произошло какое-то нарушение, деформируется вся система речи, у ребенка появляются затруднения, беспокоящие родителей и педагогов. Важно восстановить все этапы речевого развития. В этом направлении и работает методика Новиковой-Иванцовой. В процессе восстановления речевого развития дети пропевают гласные и согласные, что соответствует этапу гуления ; затем произносят слоги – это этап лепета , а потом результат закрепляется с помощью двухсложных слов и фраз. Методика Новиковой-Иванцовой не просто позволяет «включить» речевой аппарат неговорящим детям, но также помогает логопедам в работе с детьми, владеющими речевым навыком, но испытывающими затруднения в овладении слоговой структурой слов, темпо-ритмической стороной речи, работой голосом, а также произношением звуков.
Далее она просто развивается !!!!! При упущении формируется нарушение слоговой структуры слова. Для неговорящего ребёнка приоритетным является овладение ритмико-интонационной системой родного языка. Ритмико-интонационная сторона речи формируется окончательно к 1,5 годам.
Языковые коды Фонетический (фонетико-фонематический) : формирование артикуляции, умения различать звуки по бинарным признакам, т.е. мягкости-твёрдости, глухости-звонкости, принадлежности к гласным или согласным. Связан с мышлением, т.к. от фонетического образа слова зависит его смыслоразличительная функция. Лексический: Лексическое значение слова обязательно связано с предметной соотнесённостью. Неговорящий ребёнок не может понимать всё досконально. Скорее речь идёт о ситуативном , отрывочном понимании Морфологический: Связан с уровнем грамматического оформления речи. За счёт морфемы осуществляется связь слов в предложении. Обязательно связан с мышлением. Синтаксический Связан с формированием предложения и связной речи, в качестве развития этого предложения. Связан с мышлением.
Ритмико-мелодико- интонационная сторона речи - базовая предпосылка для формирования и развития всех четырёх языковых кодов
- Работа с неговорящими детьми начинается с развития ритмико-мелодико-интонационной стороны речи. - Артикуляция имеет смысл, когда используется при произнесении звука. - Звук имеет значение, когда является частью слога, слова. - Для осознания слога и появления его в слове, должна быть некая ритмическая организация.
Задачи первого этапа формирования РМИСР Получение произвольного дыхания, произвольной голосоподачи и произвольной артикуляции; Получение длительного дыхания , длительной голосоподачи и длительного артикулирования С переключением с одного гласного звука на другой (гласные структурируют слово) для того, чтобы облегчить работу уже со слогами и словами. В русском языке мало слов с одинаковыми слогами. Поэтому на первом этапе важно добиваться переключения со звука на звук. Произвольность может быть последовательно: сопряжённой, отражённой и самостоятельной
Формирование ритмико-интонационной система речи Две четверти с первым ударным слогом Используются гласные первого ряда Работа с первой мелодией длится около 5-6 месяцев. Артикуляция, голос и дыхание работают как единое целое Две четверти со вторым ударным слогом Используются гласные первого ряда Артикуляция, голос и дыхание работают как единое целое
Данная презентация составлена по материалам лекций Т. Н. Новиковой – Иванцовой ссылка на сайт: „ Logosystem.ru ″ +7 965 182 0550 тел/ Whats Upp Telegram канал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методика ФЯС Новиковой -Иванцовой Т. Н
Данная работа предназначена для краткого освещения основных принципов работы с неговорящими детьми по системе разработанной Новиковой-Иванцовой Т.Н. " Методика формирование языковой систем...
Методика формирования языковой системы Т.Н. Новиковой-Иванцовой. Запуск речи у неговорящих детей.
Данная методика разработана именно для детей с тяжелыми нарушениями речи различной природы: алалия, ЗРР, заикание, нарушения интеллектуального развития, синдром Дауна, РДА. Данная методика не только п...
Символы звуков по В.М. Фомичевой и мелодии Т.Н. Новиковой -Иванцовой
На этапе развитие ритмико-мелодико интонационной организации языка используются карточки с символами гласных и согласных звуков Фомичевой В.М. и специальные мелодии с 5 слоговыми ритмами. На этом...
Попевки Т.Н. Новиковой-Иванцовой
Пособие Тамары Никифоровны «Попевки», которые направлены на вызывание у ребенка звукоподражания....
Пособие Т.Н. Новиковой-Иванцовой "Ритмы. Слоги", "Слова"
Пособие «Ритмы. Слоги» представлено в виде слоговых цепочек. Цель этого метода - учить детей плавно переключатся со слога на слог в слоговых цепочках (рядах) из двух слогов со сменой гласн...
Пособие Т.Н. Новиковой-Иванцовой "От слова к фразе"
Пособие Т.Н. Новиковой-Иванцовой «От слова к фразе» используется для коррекционно-развивающей работы над фразовой речью детей с тяжелыми нарушениями речи....
Пособие Т.Н. Новиковой-Иванцовой "Тексты"
При использовании данного пособия дети учатся понимать содержание текстов, тренируют умение пересказывать короткие рассказы близко к тексту, закреплять навыки послогового чтения....