Использование пальчиковых игр в коррекционной работе с детьми, имеющих нарушения речи
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя, старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry.docx | 386.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование пальчиковых игр в коррекционной работе с детьми,
имеющих нарушения речи»
Содержание
1. Введение ……………………………………………………………….. 2
2. Основная часть………………………………………………………….. 3
2.1 Таблица «Содержание и технология обучения пальчиковым играм» 5
2.2 группы пальчиковых игр и их назначение ……………………… 6
2.3 план работы на сентябрь – октябрь ……………………………… 9
3. Заключение …………………………………………………………….. 10
4. Список литературы …………………………………………………….. 11
5. Приложение …………………………………………………………… 12
Введение
Наблюдения за детьми, посещающих коррекционные группы детского сада показали, что у большинства отмечается отставание в развитии тонких движений пальцев рук. Им трудно правильно удерживать карандаш, работать с пластилином и ножницами. Опыт работы в логопедической группе детского сада подтверждает, что уровень развития речи детей находится в тесной зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы не только готовим руку к письму и рисованию, но и к самообслуживанию (застёгиванию пуговиц, завязывании шнурков), одновременно стимулируем речевую активность, а значит, развиваем интеллектуальные способности ребёнка.
Учитывая эти особенности, я ежедневно включаю пальчиковые игры в разные виды деятельности детей: в качестве физкультминутки, в процессе наблюдений на природе, в воспитательной и образовательной деятельности. Пальчиковые игры являются не только средством развлечь ребенка, но средством развития речи и мелкой моторики. Это весёлое, увлекательное и полезное занятие, которое и обучением-то назвать сложно!
В своей работе придерживаюсь следующих методических рекомендаций к проведению пальчиковых игр:
- Перед игрой мы с детьми обсуждаем содержание игры, сразу при этом
отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не
только позволяет подготавливать детей к правильному выполнению
упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой.
- Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими
поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
- Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала
правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
- Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.
- При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
- Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
- Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
- Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.
- В идеале: каждое занятие имеет своё название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.
- Очень чётко придерживаемся следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
Основная часть
Исследования отечественных физиологов доказали взаимосвязь развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Простые движения пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, а также снимают умственную усталость. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.
Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Приведённая ниже таблица позволяет чётко спланировать работу с детьми разного дошкольного возраста в обучении пальчиковым играм.
Возраст | Содержание | Технология |
До 2-х лет | Дети знакомятся с ладонью, выполняют простые движения (похлопывание, постукивание, прятанье рук за спину), с помощью взрослого показывают фигурку животного одной рукой | Потешку или стихотворение читают до игры 3-4 раза, рассматривают иллюстрацию, сопровождая её вопросами: «Как зайка шевелит ушами?», «Как курочка открывает рот?». При необходимости ребёнку помогают выполнить движение |
С 2 до 3 лет | Энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик). Знакомим с пальчиками: составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик); простые фигуры из пальчиков оной руки (зайчик, коза); согласованные действия двумя руками (домик, ворота) | С ребёнком рассматривается фигурка животного или его иллюстрация, отмечаются его характерные особенности. Взрослый даёт образец положения пальцев. При необходимости помогает ребёнку, побуждает к звукоподражанию |
С 3 до 4 лет | Дети выполняют фигуру животного сначала одной рукой, а затем другой, потом двумя руками вместе. Затем разучивается вторая фигура по этому же принципу. Далее дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется. Дети учатся сгибать и разгибать пальцы поочерёдно правой и левой рукой | С детьми разучивается стихотворение, потешка или считалка. Детям предлагают вспомнить, как они показывали животное пальчиками, руками. Затем делается акцент на основное действие героя. При выполнении движения дети должны сохранять пальцы в нужном положении |
С 4 до 5 лет | Дети выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой. Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочерёдно. Дети составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы | При выполнении фигуры обращается внимание на правильное положение пальцев, кисти рук |
С 5 до 7 лет | Дети рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур. Совмещают пальцы одной руки поочерёдно (1 – 2, 1 – 3, 1 – 4, 1 – 5). Затем другой рукой обеими руками параллельно. Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш и т.д.) | Обращать внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет |
Группы пальчиковых игр и их назначение
Игры – манипуляции.
«Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.
«Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.
Сюжетные пальчиковые упражнения.
«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.
«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.
«Ёлка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.
Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.
Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).
«Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
«Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку).
«Горизонтальная восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
«Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук.
«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.
«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.
«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
Театр в руке.
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).
«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.
«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.
Учитывая значимость пальчиковых игр в развитии речи детей, я подобрала картотеку игр, в соответствии с лексическими темами.
СЕНТЯБРЬ
Лексическая тема | Пальчиковые игры и упражнения |
Деревья | «Дерево» «Пальчик-мальчик, где ты был? «Будем листья собирать». |
ОКТЯБРЬ
Лексическая тема | Пальчиковые игры и упражнения |
Овощи | «Засолка капусты» «Капуста» «Морковка» «Капуста» |
Фрукты | «Яблоко» «Арбуз» |
Грибы | «Пальчики в лесу» «За грибами, за орехами" |
Игрушки | «Кукла» «Юла» «Барабан» |
Заключение
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
Список литературы
1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Методическое пособие. - М: ТЦ Сфера, 2005, - 64 с.
2. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов – М,: ООО «Издательство АСТ», 2002, - 44
3.Тимофеева Е.Ю. Чернова Е.И. Пальчиковая гимнастика. Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста. – СПб,: КОРОНА принт, М,: Бином-Пресс, 2066,- 128 с, ил.
Приложение
ДЕРЕВЬЯ
Дерево
У дерева ствол, на стволе много веток, Прижать руки тыльной стороной
А листья на ветках зеленого цвета. друг к другу. Пальцы ратопырены
и подняты вверх. Шевелить
кистями и пальцами.
Пальчик-мальчик, где ты был?
Пальчик –мальчик, где ты был? (Показываем большие пальцы на обеих
руках)
С этим братцем в лес ходил, (поочередно соединяем их с остальными
пальцами)
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Будем листья собирать
Раз, два, три, четыре, пять – Соединение одноименных пальцев.
Будем листья собирать.
Листья березы, Загибают большой палец
Листья рябины, указательный
Листики тополя средний
Листья осины, безымянный
Листики клена мизинец
Мы соберем Сжимают и разжимают кулачки.
Маме осенний
Букет отнесем.
В ЛЕС ПО ЯГОДЫ
Раз, два, три, четыре, пять Пальцы обеих рук «здороваются» -
соприкасаются друг с другом:
сначала соединяются большие пальцы,
затем указательные и т. д.
В лес идем мы погулять Указательный и средний пальцы
обеих рук «идут» по столу.
За черникой, за малиной, Указательным пальцем правой руки
загибать пальцы на левой, начиная с
большого.
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем. Указательный и средний пальцы обеих
рук «идут» по столу.
ОВОЩИ.
Засолка капусты
Мы капусту рубим-рубим, (Движения прямыми кистями вверх-вниз)
Мы морковку трем-трем, (Движения кулаков от себя и к себе)
Мы капусту солим-солим, (Движения, изображающие посолку)
Мы капусту жмем. (Интенсивное сжимание обоих рук в кулаки)
Капуста.
Что за скрип? Что за хруст? Сцепить руки в замок и тянуть в разные
стороны, поменять руки местами.
Это что ещё за куст? Изобразить куст, пальцы растопырены.
Как же быть без хруста? Вращать кистями рук, пальцы растопырены.
Если я – капуста! Соединяем пальцы в кочан.
ГРИБЫ.
ЗА ГРИБАМИ, ЗА ОРЕХАМИ
Поехали, поехали. Крутить перед собой руками, имитируя
вращение колес.
За грибами, На кулак левой руки – «ножку» гриба,
положить ладонь правой руки, приподняв ее
немного, чтобы образовался купол – «шляпка».
За орехами. Показать два кулака – это «орехи».
По кочкам, Переплести пальцы рук и выгнуть кисти в виде
горки.
По ямкам, Не разъединяя пальцев рук, прогнуть кисти вниз
в виде ямки.
По гладенькой дорожке. Не разъединяя пальцев рук, установить руки
горизонтально перед грудью, а затем
разъединить пальцы и развести руки в
стороны.
МОРКОВКА
Красный нос в землю врос, Изобразить морковку: собрать пальцы
правой руки вместе, а большой палец
спрятать. Пальцы направлены вниз.
А над ним зеленый хвост. Изобразить ботву моркови: к правой
кисти сверху приставить левую с
растопыренными пальцами.
Нам зеленый хвост не нужен, Убрать левую кисть, изображающую
ботву, оставить только саму «морковку».
Нужен только красный нос.
КАПУСТА
Что за скрип? Что за хруст? Потереть кулак о кулак.
Это что еще за куст? Изобразить куст капусты: соединить
ладони в области запястья вместе,
пальцы раздвинуть.
Как же быть без хруста? Потереть ладонь о ладонь.
Если я – капуста! Изобразить кочан капусты: левую
руку сжать в кулак, а правой ладонью
его обхватить.
Летом жарко, летом душно - Обмахивать себя руками, как веером.
Просит дождика капуста
ИГРУШКИ
Кукла
Наша куколка гуляла Шагают по столу средний
и указательный пальчики.
И играла, и плясала. Шагают по столу безымянный
и средний пальчики.
До чего ж она устала - Шагают по столу мизинчик
и безымянный пальчики.
Забралась под одеяло. Ребёнок кладёт одну руку на
стол, а другой закрывает её.
Юла.
Она пляшет и поёт, Сжать руку в кулачок, вытянуть
И гудит, как самолёт. большой палец вверх и вращать
им в одну и в другую сторону.
Барабан.
Сам пустой, Локти смотрят в стороны, пальцы
Голос густой, обеих рук зажаты в кулаки.
Дробь отбивает, Выставить указательные пальцы
Шагать помогает. Рук и «барабанить» по поверхности
стола.
ФРУКТЫ. ЯГОДЫ,
ЯБЛОКО
Круглое, румяное Изобразить яблоко: соединить два кулака
вместе.
Растет оно на ветке. Прижать руки тыльной стороной друг к другу.
Пальцы ратопырены и подняты вверх. Шевелить
кистями и пальцами.
Любят его взрослые Поднять руки вверх.
И маленькие детки. Опустить руки вниз, ладони держать
параллельно полу.
АРБУЗ
Посмотрите, вырос мяч! Левой рукой обхватить правый кулак.
Только он не мчится вскачь Совершать руками движения вверх-вниз,
как скачет мяч,
На бахче он у меня Положить кисти на стол.
И растет день ото дня. Постепенно раздвигать пальцы и
перевести их в позу шарика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
Цель: Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам....
Опыт работы учителя-логопеда МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Сусликовой Ларисы Станиславовны по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя»...
«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
Во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. Ещё Сократ сказал: «Здоровье ничто, но в...
Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
Во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. Ещё Сократ сказал: «Здоровье ничто, но в...
Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педаго...
Использование фонетических театрализованных сказок в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Научно - методическая статья...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГРОТРЕНИНГОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЁЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Аннотация. Работа посвящена коррекции тяжелых нарушений речи детей дошкольного возраста с помощью логопедических игротренингов. У детей с общим недоразвитием речи при сохранном слухе и интеллекте стра...