Статья "Активные методы обучения. Картинки-образы в работе учителя-логопеда ДОУ при групповой и парной работе".
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Карасева Элеонора Алексеевна

Подключение зрительного анализатора через картинку-образ позволяет детям освоить и ввести в активный словарь новые для них звуки, помогает избежать быстрого  утомления  на занятиях. Работая в мини-группах , выполняя парную работу,дети  с большим удовольствием занимаются по  своим  красочным индивидуальным  тетрадям. В результате использования активных методов обучения в логопедической практике, дети хорошо владеют устной речью и у них складываются предпосылки грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_karaseva_17-18.docx14.88 КБ

Предварительный просмотр:

         Активные методы обучения.  Картинки-образы  в  работе  учителя-логопеда ДОУ при групповой и парной работе.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11»; учитель-логопед Карасева Элеонора Алексеевна; воспитатель Китаева  Любовь Алексеевна

  Активные методы обучения прочно  вошли в работу всех специалистов  ДОУ. Групповая и парная работа как разновидность АМО по ФГОС  наиболее подходит для коррекционной   работы с детьми с нарушениями речи. Активизируется мышление, и эта активность остается  надолго, вынуждает в силу учебной ситуации самостоятельно принимать творчески по содержанию и мотивационно оправданные решения. Партнерские отношения обеспечивают стабильно высокий результат обучения, воспитания  и коррекционного воздействия на воспитанников.  

    На сегодняшний день  многие дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое состояние  идет нормально. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми и неуверенными, что может в дальнейшем  привести к неуспеваемости в школе. Поэтому  решит все логопедические проблемы необходимо в дошкольный период. Основным видом коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей является индивидуальное  логопедическое занятие. Логопед каждое индивидуальное занятие начинает  с артикуляционной гимнастики; упражнения  подбираются с учетом конкретного нарушения у ребенка.

  Меня заинтересовала  методика Фомичевой  М.Ф., где она  предлагает  подобрать  к каждому упражнению  картинку-образ, чтобы  подключить в работу зрительный анализатор и  внести элемент игры в трудоемкий процесс формирован6ия точных движений артикуляции и выработки направленной воздушной струи. Я использую ее в своей практике, дополняя своими наработками.  

   Для экономии времени   и лучшего  запоминания  нового материала на начальном этапе работы с детьми, лучше подобрать тетради для работы по автоматизации звуков,  где даны картинки-образы и  хорошо расписаны упражнения соответствующие тому или иному звуку. Предоставить родителям видеоматериал выполнения артикуляционной гимнастики детьми, привязывая каждое упражнение к картинке-образу.

   Теперь, обращая внимание на картинку-образ, ребенок знает какие упражнения  и как  должен выполнять. А подробная запись и видеоматериал, поможет  родителям познакомиться с упражнениями  и правильно осуществлять контроль во время занятий с ребенком дома.

   Многим детям  бывает  трудно запомнить  звук, который он учится произносить. Картинка-образ поможет ребёнку быстрее запомнить новый материал. В качестве домашнего задания по закреплению упражнений артикуляционной гимнастики можно предложить вылепить из пластилина поделки к картинке-образу  или совместно с родителями сочинить сказку по изученным упражнениям. Как итоговое мероприятие по данному этапу работы  родителям совместно с детьми  сделать  свою книжку-малышку.

   Очень важно  развивать  у детей фонематический слух, это помогает  детям отличать правильное произношение от неверного, дифференцировать  различные звуки в речи.

   При введении в речь слов с поставленным звуком, записываются несколько простых слов, но не акцентируется внимание на буквы, что дает ребенку непроизвольное запоминание. Можно нарисовать картинку в присутствии ребенка или половину картинки, чтобы вторую половинку ребенок дорисовал  или дать задание, когда ребенок должен отгадать и дорисовать картинку соседа по парте.

    Рисунки делают тетрадь индивидуальным пособием, по которому ребенок самостоятельно называет слова, затем и  предложения, закрепляя правильное произношение автоматизируемого звука. Вместе с родителями  ребенок дома цветными карандашами раскрашивает рисунки логопеда, упражняясь в правильном произношении звука. В последующей работе картинки будут опорой для введения звук в  связную  речь.  В кабинете учителя-логопеда, работая с картинками, можно  на  занятиях с 2-3 детьми   выполнять  звуковой анализ слов (схемы), отрабатывать ударный гласный и слоговой состав слова, знакомиться  со схемой предложения.

   Мой опыт работы показывает, что подключение зрительного  анализатора через картинку-образ позволяет детям освоить  и  ввести в активный словарь новые для них звуки, помогает избежать  быстрого  утомления на занятиях. Работая в мини-группах, выполняя  парную работу,   дети с большим удовольствием  занимаются по своим красочным индивидуальным тетрадям. В результате использования АМО в логопедической практике, дети достаточно хорошо владеют устной речью и у них  складываются предпосылки грамотности.  

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя логопеда.

quot; Использование нейропсихологических  методов и приемов в коррекционной работе учителя логопеда....

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Использование нетрадиционных методов и приёмовв коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время   существует множество традиционного  практического материала для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья,  применение которых способст...

Сообщение из опыта работы на тему «Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя-логопеда»

Данный материал будет интересен и полезен всем специалисты ДОУ, логопедам, дефектологам и психологам....

«Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя – логопеда»

Использование нейропсилогических методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда....

Статья "КИНЕЗИОЛОГИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА"

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих ...

проект «Нейропсихологические методы и приемы в практической работе учителя - логопеда»

На сегодняшний день  остро обозначилась проблема нарушение речи у детей, а также пути коррекции.По мнению ряда исследований развитие речи на всех этапах невозможно без активации трехуровневой сис...