Роль воспитателя в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ при взаимодействии со специалистами.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Роль воспитателя в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ при взаимодействии со специалистами.
В настоящее время наиболее распространенная форма оказания коррекционной помощи детям с проблемами в развитии — это обучение и воспитание их в ДОУ компенсирующего вида и в группах компенсирующей направленности.
Для успешного преодоления трудностей в развитии ребенка в группе компенсирующей направленности необходимо тесное взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения.
Предлагаю обратить внимания на возрастные особенности детей:
- Ведущая потребность.
- Ведущая деятельность.
- Ведущая функция
Предлагаю модель взаимодействия специалистов, которая представлена графически:
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ (ЗПР).
Заключается в психолого-педагогическая поддержки и помощь ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координированно.
Задачи:
- Выявление особых образовательных потребностей детей с ЗПР.
- Осуществление психологической помощи детям с ЗПР.
- Помощь детям с ЗПР в освоении образовательной программы.
- Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ЗПР.
Цель сопровождения: создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.
Содержание деятельности воспитателя в рамках психолого-педагогического сопровождения ребенка с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации включает в себя следующее:
1. Выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и информирование семьи о необходимости прохождения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) с целью определения ребенку адаптированной образовательной программы.
2. Работа с ребенком
- Разработка индивидуального образовательного маршрута (персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в интеллектуальном, эмоционально-волевом, деятельностном, нравственно-духовном развитии).
- Составление индивидуальной карты развития ребенка (документа, включающего в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике).
Цель использования карты - выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей воспитанника, уровня психического развития, усвоения программного материала и как результат - проектирование индивидуального образовательного маршрута в рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется через следующие направления:
- Диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей.
- Организация коррекционно-развивающего обучения.
- Консультирование детей, родителей, педагогов.
Коррекционно-развивающее направление.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:
- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (по средствам арт - терапии, сказкотерапии, пескотерапии и др.);
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций.
Характерные особенности детей ЗПР
- Повышенная истощаемость.
- Неустойчивое внимание.
- Своеобразное поведение.
- Недостаточность произвольной памяти.
- Отставание в развитии мышления.
- Дефекты звукопроизношения.
- Бедный словарный запас слов.
- Низкий навык самоконтроля.
- Незрелость эмоционально-волевой сферы.
- Ограниченный запас общих сведений и представлений.
Основные принципы сопровождения:
- безусловное принятие каждой личности;
- признание уникальности личного опыта конкретного ребенка;
- создание условий для саморазвития, личностного роста.
Направления работы:
- психологическое просвещение;
- психологическая диагностика;
- развитие и психологическая коррекция;
- консультирование;
- организационно - методическая деятельность.
Подвижные игры для детей с ЗПР (задержкой психомоторного развития)
Рассмотрим подвижные игры для детей с нарушением интеллекта.
«Назови слово».
Становимся в шеренгу. Психолог бросает каждому из них мяч и называет букву. Педагог должен поймать мяч, присесть, встать, назвав слово, начинающееся на эту букву и бросить мяч обратно. (можно приобщить к теме недели).
«Веревочка»
Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей.
Количество игроков – 10-12 человек.
Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1,5 метров в длину.
Инструкция. Каждому игроку ведущий раздает по веревке и дает команде задание – «нарисовать» определенную фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т.п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное.
Методические указания. Нагрузку можно увеличить, если проводить игру в виде эстафеты с передвижениями от места старта к месту «рисования».
«Мяч по кругу»
Цель: развитие внимания и точности движений.
Количество игроков – 5-15 человек.
Инвентарь: волейбольный мяч.
Инструкция. Играющие образуют круг и рассчитываются на первый-второй. Первые номера – одна команда, вторые номера – другая. Два рядом стоящих игрока – капитаны, в руках у них по мячу. По сигналу капитаны передают мяч по кругу игрокам своей команды, то есть через одного. Мяч должен как можно быстрее вернуться к капитану.
Методические указания. Можно условиться и передавать мяч три раза по кругу. Если мячи столкнулись, игру продолжают с этого момента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар | 28.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Золотая рыбка»
общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»
Семинар практикум
«Роль воспитателя в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ при взаимодействии со специалистами»
Педагог – психолог:
Чернова Ю.А.
Стрежевой
2018г.
Роль воспитателя в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ при взаимодействии со специалистами.
В настоящее время наиболее распространенная форма оказания коррекционной помощи детям с проблемами в развитии — это обучение и воспитание их в ДОУ компенсирующего вида и в группах компенсирующей направленности.
Для успешного преодоления трудностей в развитии ребенка в группе компенсирующей направленности необходимо тесное взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения.
Предлагаю обратить внимания на возрастные особенности детей:
- Ведущая потребность.
- Ведущая деятельность.
- Ведущая функция
Предлагаю модель взаимодействия специалистов, которая представлена графически:
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ (ЗПР).
Заключается в психолого-педагогическая поддержки и помощь ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координированно.
Задачи:
- Выявление особых образовательных потребностей детей с ЗПР.
- Осуществление психологической помощи детям с ЗПР.
- Помощь детям с ЗПР в освоении образовательной программы.
- Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ЗПР.
Цель сопровождения: создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.
Содержание деятельности воспитателя в рамках психолого-педагогического сопровождения ребенка с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации включает в себя следующее:
1. Выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и информирование семьи о необходимости прохождения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) с целью определения ребенку адаптированной образовательной программы.
2. Работа с ребенком
- Разработка индивидуального образовательного маршрута (персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в интеллектуальном, эмоционально-волевом, деятельностном, нравственно-духовном развитии).
- Составление индивидуальной карты развития ребенка (документа, включающего в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике).
Цель использования карты - выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей воспитанника, уровня психического развития, усвоения программного материала и как результат - проектирование индивидуального образовательного маршрута в рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется через следующие направления:
- Диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей.
- Организация коррекционно-развивающего обучения.
- Консультирование детей, родителей, педагогов.
Коррекционно-развивающее направление.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:
- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (по средствам арт - терапии, сказкотерапии, пескотерапии и др.);
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций.
Характерные особенности детей ЗПР
- Повышенная истощаемость.
- Неустойчивое внимание.
- Своеобразное поведение.
- Недостаточность произвольной памяти.
- Отставание в развитии мышления.
- Дефекты звукопроизношения.
- Бедный словарный запас слов.
- Низкий навык самоконтроля.
- Незрелость эмоционально-волевой сферы.
- Ограниченный запас общих сведений и представлений.
Основные принципы сопровождения:
- безусловное принятие каждой личности;
- признание уникальности личного опыта конкретного ребенка;
- создание условий для саморазвития, личностного роста.
Направления работы:
- психологическое просвещение;
- психологическая диагностика;
- развитие и психологическая коррекция;
- консультирование;
- организационно - методическая деятельность.
Подвижные игры для детей с ЗПР (задержкой психомоторного развития)
Рассмотрим подвижные игры для детей с нарушением интеллекта.
«Назови слово».
Становимся в шеренгу. Психолог бросает каждому из них мяч и называет букву. Педагог должен поймать мяч, присесть, встать, назвав слово, начинающееся на эту букву и бросить мяч обратно. (можно приобщить к теме недели).
«Веревочка»
Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей.
Количество игроков – 10-12 человек.
Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1,5 метров в длину.
Инструкция. Каждому игроку ведущий раздает по веревке и дает команде задание – «нарисовать» определенную фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т.п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное.
Методические указания. Нагрузку можно увеличить, если проводить игру в виде эстафеты с передвижениями от места старта к месту «рисования».
«Мяч по кругу»
Цель: развитие внимания и точности движений.
Количество игроков – 5-15 человек.
Инвентарь: волейбольный мяч.
Инструкция. Играющие образуют круг и рассчитываются на первый-второй. Первые номера – одна команда, вторые номера – другая. Два рядом стоящих игрока – капитаны, в руках у них по мячу. По сигналу капитаны передают мяч по кругу игрокам своей команды, то есть через одного. Мяч должен как можно быстрее вернуться к капитану.
Методические указания. Можно условиться и передавать мяч три раза по кругу. Если мячи столкнулись, игру продолжают с этого момента.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...
«Роль воспитателя в коррекционно-развивающем обучении детей с ОВЗ в условиях комбинированной группы»
Задачи и направления в работе воспитателя комбинированной группы....
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.
Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...
Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"
В статье рассматривается вопрос о коррекции детей с ОВЗ через игру....
Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию
Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений — одна из актуальных проблем реабилитации детей,...
Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...
Семинар для воспитателей Коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ 09.02.2021г.
Семинар для воспитателейКоррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗВоспитатель: Ионцева Е.Н.09.02.21...