Презентация "От лепета к речевому общению"
презентация по теме
Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, особенно речи.Развитие речи возможно в тесной связи со взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_lepeta_k_rechevomu_obshcheniyu.pptx | 540.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно в тесной связи со взрослым. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить звуки. Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в раннем возрасте.
Развитие речи детей в первые годы жизни имеет очень интенсивный характер. За всѐ дошкольное детство детская речь претерпевает множество изменений, формируются и развиваются все стороны речи – фонетическая, грамматическая, лексическая. Только при полноценном владении ребѐнком дошкольного возраста родным языком, мы сможем продуктивно решать задачи его всестороннего воспитания в самый подходящий период развития.
Развитие речи дошкольников происходит в течение нескольких возрастных периодов. Самым главным периодом считается возраст с одного года до четырѐх лет, когда ребѐнок овладевает закономерностями языка . Этапы развития речи у детей раннего возраста: гуление; лепет; псевдослова; первые слова, слова-предложения; элементарная фразовая речь; простые грамматические конструкции .
Первые два этапа развития речи – гуление и лепет следуют один за другим, и происходят произвольно у ребенка. Но, для того чтоб дальше малыш шел «в ногу» с нормальным развитием – с ним нужно заниматься. Как минимум – это много разговаривать с ребенком, четко, без того чтоб коверкать слова, объясняя что вы делаете, проговаривая названия игрушек, предметов
Развитие связной речи у детей Принципы, на которых основывается работа с ребенком : в раннем возрасте, ребенок старается во всем подражать взрослому, поэтому, для продуктивности работы, играйте с ним во «взрослые» игры. Покачайте лялю, «посадите» цветочек в песок, постройте из кубиков дом. При этом нужно четко проговаривать названия, чтоб ребенок, повторяя ваши действия, приобретал пассивный словарный запас, который он со временем сможет использовать; малыш будет обучаться, только если знания будут представлены ему в форме игры.
Д ля того чтоб ребенок что-то запомнил, нудно повторять одни и те же слова много раз. Только таким образом в его памяти закрепятся новые слова; играйте в игры, которые соответствуют опыту малыша – про вещи, с которыми он уже сталкивался. Например, нет смысла учить его говорить «му» , если ребенок никогда не видел коровы. Перед занятиями, ознакомьте малыша с темой, и только после этого приступайте; ребенку сложно длительное время к о нцентрирова т ь вниман и е – п о стара й тесь сделать ваши игры короткими, но информативными; хвалите ребенка. Он должен чувствовать вашу любовь и поддержку.
Причины задержки развития речи Невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывает все его желания, и говорит с ним, не формируя потребность ребенка выражать свои требования и эмоции словами Замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (чаще всего обусловлено генетически) Заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни) Нарушения слуха. Речь формируется на основе услышанного, если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов, то есть с речью.
Как родителям можно заподозрить задержку развития речи? Ребенок до 3 месяцев не обращает внимания на звуковые сигналы, он не гулит, у него нет комплекса оживления ребенок 3-8 месяцев не проявляет интереса к игрушкам со звуковыми сигналами, не агукает, единственной голосовой реакцией его является громкий плач; ребенок 8-12 месяцев не понимает обращенной к нему речи, не показывает где у него носик, не реагирует на зов по имени, не может показать члена семьи; не повторяет простейших слогов (ма-ма-ма, би-би-би); ребенок 1-2 лет не может дать односложные ответы на вопрос («как твое имя?», «что ты хочешь?», в речи ребенка нет лепетных слов (би-би, ав-ав, ням и т. п.); ребенок не показывает на картинке знакомые персонажи («где мишка?», «покажи, где зайка?»);
ребенок 2-3 лет плохо идет на речевой контакт даже с близкими людьми, не может показать, где верх-низ, спереди-сзади и т. п. ; не воспроизводит звукоподражания (мяу, гав, ку-ку, путает основные цвета, не может выполнить многоступенчатую инструкцию взрослого (например, «пойди в комнату, и принеси собачку», если малыш 2,5 лет не может построить фразу из двух слов; ребенок 3-4 лет искаженно произносит простые фразы («дем ять» — идем гулять, «ачу ока» — хочу молока и др.); путает цвета, не может пересказать простые сказки (например, «Курочка Ряба» и т. п.).
Советы родителям по развитию речи детей . 1. Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь : она должна быть четкой,правильной. 2 Как можно чаще общайтесь с ребенком. Помните, что основные собеседники в семье- это мама, папа, бабушка, дедушка. И если вы заметили,что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу) . Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким, ясным,выразительным. И обязательно обсуждайте прочитанное. Уделяйте больше внимания развитию связной речи: рассказыванию сказок, пересказу сказок, составлению творческих рассказов (ребенок придумывает их сам,составлению рассказов по картинкам. Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше» ,»Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.
Приобретайте книги с красочными иллюстрациями, картинки, настольно-печатные игры. Улучшению звукопроизношения способствуют скороговорки , чистоговорки . Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки. Загадки учат детей делать выводы, анализировать, развивают мышление. Обязательно при этом задавайте ребенку вопросы : «Как догадался?» , «Почему?» Не забывайте, что ведущий вид деятельности детей –это игра, через игру ребенок усваивает все быстрее.
Развить познавательную и речевую активность ребенка в этом возрасте помогут следующие виды совместной с ребенком деятельности.
Картинки с изображением различных объектов, предметов. Используйте различные картинки, карточки. Вы показываете ребенку карточку и называете, кто или что изображено на ней. Попросите его повторить. Положите перед ребенком 3 карточки, пусть он найдет на них кошку и собаку, мальчика и девочку и т. д. Старайтесь как можно больше привлекать внимание малыша к рассматриванию картинок в книжках. Разговаривайте с ребенком, показывая изображения животных, знакомых ребенку предметов, людей. Задавайте ему вопросы: "Покажи, где киска?", "Как киска мяукает?", и т. д.
Звуки Для правильного произнесения звуков полезно тренировать губы и язычок ребенка. Это совсем не трудно: гудите как паровоз, войте как волк. Давайте ребенку вылизывать ложки, снимать кончиком языка с ложки капельки. Смажьте его губы вареньем, пусть облизывает. Перед зеркалом высовывайте язык, стройте рожицы. Пусть малыш цокает язычком, как лошадка, чмокает, присасывает язык к нѐбу. Очень полезно дуть и тут можно вовсю использовать мыльные пузыри, вертушки, кораблики из бумаги.
Чтение сказок, стихов, потешек. Обязательно читайте ребенку книжки, в них должны быть красочные картинки. Старайтесь, чтобы книжка соответствовала возрасту ребенка, то есть он должен понимать содержание. В то время как вы читаете, просите ребенка называть все, что он видит ,- животных, формы, цвета. Не забывайте народное творчество: продолжайте играть в "Козу рогатую", "Ладушки", " Сороку-белобоку". Постепенно расширяйте звуковую и речевую среду в освоении языка. Пусть вас не тревожит то, что ребенок еще многого не понимает. На втором году жизни можно читать ребенку такие стихи Агнии Барто, как, например: Уронили мишку на пол Старайтесь сопровождать чтение каждого стихотворения имитацией соответствующих действий, понятных ребенку.
Игры с куклой. Играйте в куклы с девочками и мальчиками. Придумывайте маленькие истории из жизни куклы. Покажите ребенку, как ее одевать, кормить, гулять с ней и т. д. Постоянно стимулируйте ребенка к общению через жесты и действия. Задавайте побольше вопросов ребенку. Например: "Оленька, посмотри, какая девочка пришла к нам в гости. Давай поздороваемся. Дай ручку ей. Как зовут такую хорошую девочку?", и т. д.
Ролевые игры. Играйте с ребенком в различные игры с имитацией животных, с которыми ребенок знаком. Так, например, поиграйте в игру "Кошки- мышки". Ребенку дайте роль мышки, а себе возьмите роль кота. "Кот" ходит по комнате, а "мышка" спряталась. Затем "кот " улегся спать, и "мышка" вышла из своего укрытия. "Кот" проснулся , потянулся , замяукал, и "мышке" надо убегать в свой домик ( заранее договоритесь с ребенком, где он будет находиться ). Далее меняетесь с ребенком ролями. Научите ребенка изображать и других .
Важно: родители любят оценивать темпы развития своего ребенка, опираясь на достижения других детей. Не надо усиленно натаскивать вашего ребенка, чтобы он догнал Катю или Лену. У вашего малыша свои темпы развития и сравнивайте его только с ним самим, и всегда помните, что ваш ребенок самый лучший.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование речи и речевого общения в процессе организации речевых игр
Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста содержит задачи, направления работы, этапы, используемая литература...
Роль взрослого в формировании потребности речевого общения и развитии речевой активности ребёнка
Дети, поступившие в нашу группу, имеют диагноз «Общее недоразвитиеречи». Эта патология охватывает все стороны речи ребёнка, а именно:отмечается бедность словаря, нарушение звукопроиз...
Реализация речевых ситуаций, направленных на развитие культуры речевого общения
Цель данной разработки: развитие культуры речевого общения у старших дошкольников при помощи речевых ситуации, данные ситуации проводились на вербальной основе, а похожие на них на не вербальной...
Использование активных методов и приёмов для стимуляции речевой активности и речевого общения.
К сожалению, сегодня в дошкольных учреждениях общеобразовательного вида наблюдается большое количество детей с недостатками речи, нуждающихся в помощи логопеда. Часто у детей с речевыми нарушениями пр...
Формирование речевого общения у младших дошкольников в процессе организации речевых игр
Игра – это благоприятное условие для развития речи, обогащение словаря, знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и ...
Стимуляция речевой активности и речевого общения у детей 2-3 лет
Стимуляция речевой активности и речевого общения у детей 2-3 лет...
Сообщение из опыта работы «Речевая деятельность старших дошкольников, как проявление субъектной позиции ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками».
Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего слова. Именно благодаря речи мы общаемся между собой, ре...
- Мне нравится (1)