Использование игр с мячом на логопедических занятиях, как здоровьесберегающей технологии.
статья по логопедии на тему
Использование игр с мячом на логопедических занятиях, как здоровьесберегающей технологии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование игр с мячом на логопедических занятиях, как здоровьесберегающей технологии.
Тюнина Т.И., учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 142» г.Воронежа
Ухудшение состояния здоровья детей является одной из самых острых проблем, стоящих перед обществом. Сегодня наконец-то внимание педагогов, родителей, общества начинает обращаться к теме здоровья детей, поскольку именно здоровье является фактором успешности роста и развития, духовного и физического совершенствования и в дальнейшем во многом успешной жизненной карьеры. У ребенка 3-7 лет, на этапе дошкольного развития, в условиях интенсивного роста, в крайнем напряжении находятся все механизмы адаптации, и избыточные нагрузки на неокрепший организм могут привести к необратимым поломкам. Большая доля ответственности в этом лежит на родителях, которые в стремлении интенсифицировать процесс обучения, реализовать свои амбиции, не учитывают должным образом возрастные и индивидуальные функциональные возможности детей, что приводит к неблагоприятным для организма детей последствиям.
Какие же проблемы больше всего присущи дошкольному периоду?
Большое количество детей этого возраста состоит на диспансерном учете по поводу какого-либо хронического заболевания.
Здесь уместно вспомнить, какими факторами определяется здоровье. Оказывается, что на 20% здоровье зависит от генофонда, на 20% - от экологии, на 50% (!) – от образа жизни и лишь на 10% - от медицинского обслуживания. Если на наследственность и окружающую среду мы пока не имеем возможности воздействовать, то необходимо обратить внимание на самый значимый компонент – образ жизни.
Ежегодно среди детей 5-6 лет, посещающих детские сады, различные нарушения речи, по данным ПМПК, выявляются у 75% дошкольников.
На протяжении нескольких лет, использую мяч в логопедической практике, заметила, что он является хорошим инструментом при работе с детьми, имеющими речевую патологию. Кого-то это удивит своей простотой, однако, как хорошо известно, самое простое – всегда самое сложное.
Игры и упражнения с мячом решают много проблем при коррекции речевых нарушений у детей с ОНР:
- отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению;
- освобождают ребенка от утомительной, неестественной для его возраста неподвижности на занятиях;
- помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу самые разные уровни регуляции;
- развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;
- помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи;
- регулируют силу и точность движений;
- движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание;
- развивает и нормализует эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей;
- развивает глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;
- развивает мышечную силу, усиливает работу важнейших органов – легких, сердца, улучшает обмен веществ.
Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков, укрепляет здоровье детей.
Любой ребенок имеет возможность играть с мячом. Практика логопедической работы показывает, что коррекционная работа с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, должна проводиться в сочетании с игрой – как одной из форм обучающего воздействия на ребенка, так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
Игры с мячом удобны и тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки и больших временных затрат.
Опираясь на уровневую теорию организации движений, описанную известным физиологом Н.А. Бернштейном в его «Очерках по физиологии движений и физиологии активности», можно подобрать игры и упражнения для каждого ребенка отдельно.
А. Руброспинальный уровень регуляции движений. Наблюдается тремор органов артикуляционного аппарата, кончиков пальцев. Рекомендуются игры с мячом на занятиях по физкультуре, массаж.
В. Таламопаллидарный уровень, регулирующий вспомогательные движения. Наблюдается неловкость, трудность во внешней увязке целостного движения, слабая мимика, может обедняться голос. Рекомендуются спортивные игры с мячом и самомассаж.
С. Пирамидно-стриальный уровень пространственного поля. Наблюдаются парезы, нарушения координации движений. Рекомендуются упражнения с мячом, направленные на ориентировку в пространстве, а также упражнения на развитие мелкой моторики.
Д. Теменно-премоторный кортикальный уровень организации движений. Страдает не координация движений, а их смысловая организация и реализация, ориентировка в пространстве, затруднена выработка любого навыка. Рекомендуются подвижные игры на ориентировку в пространстве.
Е. Уровень символической организации. С ним связаны понимание чужой и собственной речи, письменное и устное выражение своих мыслей. Рекомендуются игры с мячом на закрепление правильного звукопроизношения и развитие лексико-грамматического строя речи.
Анализ результатов логопедической работы с детьми с нарушениями речи с использованием игр и упражнений с мячом, как здоровьесберегающей технологии, показал, что дети подготовительной группы готовы к школьному обучению, речь их грамматически правильно оформлена, словарь соответствует возрасту, фонематический слух и произношение в норме, хорошо развита общая и мелкая моторика.
Список литературы
- Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М., 1966.
- Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М., 1972.
- Леонова О.А. Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.
- Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. – М., 1988.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – М., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование компьютерных технологий и игр с мячом на логопедических занятиях
В своей работе в структуру логопедических занятий я включаю цикл упражнений «Игры для Тигры». Данная компьютерная логопедическая технология делает образовательный ...
Игровая деятельность с детьми раннего возраста с использованием русского народного фольклора (песенки, пестушки, потешки) и здоровьесберегающих технологий. Тема: «Наша Маша маленька»
Приобщение детей раннего возраста к народной культуре через игровую деятельность...
Использование надувных гимнастических мячей в физкультурных занятиях - ФИТБОЛ
Как показывает статистика, 80 % детей, посещающих дошкольные учреждения имеют нарушения опорно-двигательного аппарата и осанки. Эффективным средством для укрепления основных групп мышц являются упражн...
Использование для родителей Су- Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии работы с детьми.
Консультация для родителей....
Игровая деятельность с детьми раннего возраста с использованием русского народного фольклора (песенки, пестушки, потешки) и здоровьесберегающих технологий Тема: «Наша Маша маленькая»
Игровая деятельность с детьми раннего возраста с использованием русского народного фольклора (песенки, пестушки, потешки) и здоровьесберегающих технологий Тема: «Наша Маша маленькая&ra...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ – ОДИН ИЗ ПРИНЦИПОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация. В данной статье дается описание, об использование различных физкультминуток для педагогического процесса в ДОУ, которые являются одним из принципов здоровьесберегающих технологи...
Презентация: «Использование игрушки в работе логопеда с дошкольниками как здоровьесберегающая технология».
В презентации представлены куклы и игрушки для формирования артикуляционной моторики, речевого выдоха, развития мелкой моторики и эмоциональнаго развития дошкольников с речевыми нарушениями. Игр...