Характеристика компонентов коррекционно-развивающей среды в групповой комнате и в логопедическом кабинете
статья по логопедии на тему

Нагайцева Анна Олеговна

Характеристика компонентов коррекционно-развивающей среды в групповой комнате и в логопедическом кабинете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrekcionno-razvivayushchaya_sreda.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика компонентов

коррекционно-развивающей среды

в групповой комнате и в логопедическом кабинете

Подготовила:

учитель-логопед

Нагайцева А.О.


Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в группе компенсирующей направленности и кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности; стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого.

В группе компенсирующей направленности созданы условия для развивающей работы с детьми с учетом их особенностей: достаточно широкие возможности для передвижений детей и для их разнообразной двигательной деятельности; наличие игр и пособий для развития мелкой моторики рук и конструктивного праксиса; наличие картотеки предметных и сюжетных картинок и настольно-печатных дидактических игр для уточнения произношения гласных и согласных звуков, автоматизации и дифференциации поставленных звуков, подборки игр для совершенствования грамматического строя речи, картинок и игрушек для накопления словаря по всем лексическим темам. Воспитатели заботятся о том, чтобы в группе было достаточное количество игрушек и пособий для работы над дыханием, серий картинок и опорных картинок для обучения детей рассказыванию.

При организации коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете мы стремились создать все условия для сознательно – регулируемой деятельности детей, которая несла бы в себе направленность коррекционного воздействия на речевое и психическое развитие, предусматривая их взаимодействие.

Кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми.

Логопедический кабинет оснащен наглядно-методическим материалом, мебелью, пожарной сигнализацией.

Организуя предметную среду кабинета, мы руководствовались следующими принципами:

1. Доступность. Материал для самостоятельных игр детей расположен на нижних открытых полках, материал и документация логопеда – на верхних закрытых полках.

2. Системность. Весь материал систематизирован по тематикам; составлен паспорт кабинета с перечислением всего имеющегося оборудования.

3. Здоровьесбережение. Достаточное естественное основное и искусственное освещение, дополнительное освещение над зеркалом, проведена пожарная сигнализация, мебель для детей регулируется по высоте. Стены кабинета имеют светло-бежевый цвет, цвет мебели и ковра зелёных тонов.

4. Природосообразность, учёт возрастных особенностей детей. Размеры мебели, наглядно-методический материал и игры подобранны с учётом возраста детей группы.

5. Мобильность. Дидактические пособия, дидактические куклы, планшеты легко снимаются и переносятся во время игр, детские столы во время занятий отодвигаются, окно по мере необходимости закрывается шторами – жалюзи.

6. Вариативность. Наглядно-методический материал и многие пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения), могут вноситься и убираться благодаря приспособлениям из липучек, магнитов, петель.

7. Эстетичность. Наглядно-методические пособия и игры выполнены из современных материалов, ярких, легко обрабатывающих материалов, эстетически оформлены.

По оснащению и применению кабинет разделён на центры.

1. Центр индивидуальной работы.

Центр находится в освещённом месте. Рабочее место оснащено зеркалом с дополнительной подсветкой, перед ним стол для индивидуальной работы. В контейнере хранится инструментарий для постановки звуков: логопедические зонды, шпателя, вата, стерильные салфетки, спирт. На столе пособие для проведения артикуляционной гимнастики с  изображением упражнений, а также картинки-символы к артикуляционным упражнениям.

2. Учебный центр, к которому относится магнитная доска, детские столы и стулья для непосредственно-образовательной деятельности детей.

3. Центр хранения наглядно-методических пособий и документации. Находится в шкафу на отдельной полке. Весь материал систематизирован по разделам: пособия для развития лексико-грамматического строя речи, пособия для развития слоговой структуры слова, пособия для развития фонетико-фонематической системы языка, пособия для развития связной речи, пособия для развития правильного звукопроизношения. Наглядно-методический материал хранится в отдельной папке «Картинки по лексическим темам». Документация хранится в отдельных папках по следующим разделам: материалы ПМПК, речевые карты детей, планы коррекционно-развивающей работы с детьми, рабочая программа, индивидуальные программы, планы-конспекты занятий и т.д.

4. Сенсомоторный центр. Находится в доступном для детей месте (на нижних полках шкафа). Содержит материал для самостоятельных игр с целью развития: - мелкой моторики рук: дети собирают пазлы, играют с массажными мячиками, шнуровками, работают с трафаретами и разукрашками, работают с прищепками; - дыхания: в логопедическом кабинете дети играют в игры с вертушками, мыльными пузырями, дуют на различные лёгкие предметы: пёрышки, «снежинки», ватные шарики, листочки, надувают воздушные шарики. Эти упражнения способствуют развитию правильного дыхания, отрабатывают силу воздушной струи, что необходимо для подготовки органов артикуляции к правильному произношению звуков; - лексико-грамматического строя речи: комплекты настольно-печатных дидактических игр «Играйка-1», «Играйка-2», «Играйка-3», «Играйка-5», «Играйка-грамотейка».

5. Центр «Волшебных картин». Включает в себя набор сюжетных картин и серий картин по лексическим темам для составления рассказов.

Таким образом, в логопедическом кабинете и групповой комнате коррекционно-развивающая среда организована так, чтобы способствовать развитию не только всех сторон речи, но и неречевых психических функций у детей с общим недоразвитием речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель описание развивающей среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возраста.

Условная зона пространства группового помещения с подвижными зонами границ....

«ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ЗОНАМ В ГРУППОВОЙ КОМНАТЕ ДЕТСКОГО САДА»

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ ПО ТЕМЕ: «ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ЗОНАМ В ГРУППОВОЙ КОМНАТЕ ДЕТСКОГО САДА»...

Организация предметно-пространственной среды групповой комнаты и раздевалки в ДОУ в осенний период

Предлагаю вам материал по оформлению групповой комнаты и раздевалки для детей старшей и подготовительной группы (5-7 лет) на  осенний период....

Предметно-пространственная среда групповой комнаты

Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально-бытового и культурно-эстетического характера. ПРС группы организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возмо...

Развивающая предметно-пространственная среда групповой комнаты

Необходимо обновлять развивающую предметно-пространственную среду групповой комнаты, которая позволяет детям осуществлять самостоятельный выбор деятельности в соответствии с их интересами, стимулирует...

Развивающая среда групповой комнаты

Уголки 1 младшей группы....

Предметно - развивающая среда групповых комнат

Предметно - развивающая среда группы младшего возраса...