Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста
статья по логопедии на тему

классификация онр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_onr.docx13.85 КБ
Файл statya_onr.docx13.85 КБ

Предварительный просмотр:

Общее недоразвитие речи

Составила учитель-логопед Абросимова Марина Фёдоровна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 компенсирующего вида Калининского района

Санкт-Петербурга.

      Общее недоразвитие речи – это сложные расстройства речи, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи: звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании лексико-грамматического строя.

      Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени. Поэтому выделяют три уровня речевого развития.

Первый уровень. Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»). Активный словарь не сформирован и состоит из звукоподражаний и звукокомплексов. Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, звукокомплексами («ака» - собака, «ись» - кошка, «би-би» - машина). Отмечается многозначность употребляемых слов, когда одним словом ребенок обозначает несколько разных понятий («би-би» - машина, самолет, велосипед). Возможна замена названий действий названиями предметов и наоборот («адас» - карандаш, рисовать, писать). Характерным является использование однословных предложений. Дети 1 уровня используют жесты и мимику, понимают обращенную к ним речь в хорошо знакомой бытовой ситуации. Звукопроизношение большинства звуков нарушено, отмечается нестойкость в их произношении, многие из них искажаются, смягчаются, опускаются и т.д.

Второй уровень. Переход ко 2 уровню речевого развития знаменуется тем, что кроме жестов и лепетных слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова, состоящие из трех и более слогов («асина» - машина, «амида» - пирамида, «абака» - собака). Надо отметить, что при произношении таких слов присутствует грубое нарушение звукослоговой структуры и звуконаполняемости слов («тетавик» - снеговик). При использовании грамматических конструкций отмечаются пропуски предлогов, отсутствие согласования существительных с прилагательными и глаголами, смещение падежных форм. Дети одним и тем же словом могут назвать разные предметы, имеющие сходство по форме, назначению и другим признакам (муравей, муха, паук, жук в одной ситуации – одним из этих слов, в другой – другим). У детей со вторым уровнем речевого развития значительно развивается понимание обращенной речи. Звукопроизношение характеризуется многочисленными искажениями звуков. Отмечаются дефекты озвончения, смягчения, нарушения произношения свистящих звуков [с], [с’], [з], [з’], [ц], шипящих [ш], [ж], сонорных [л], [л’], [р],[р’] и других звуков. Активная речь состоит из простых предложений из 2-3 слов («Мого уки, оки, нёс» - Я мою руки, ноги, нос.) Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается перечислением отдельных предметов или действий.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонематического недоразвития. Словарный запас у таких детей увеличивается, но по-прежнему он скудный, часто дети пропускают предлоги, преобладают одни и те же глаголы, отмечается взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный, большой). Появляются первые навыки словообразования – кровать – «кроватулечка», испытывают сложности при образовании прилагательных от существительных («кошкин» хвост, «кирпичевый» дом). Очень много аграмматизмов дети допускают в словоизменении существительных, при согласовании существительных с числительными, прилагательными. Отмечаются недостатки звукопроизношения (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения и смягчения). Так же страдает звуко-слоговая структура слов в трудных словах. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу, что в последствие не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.

      Итак, совокупность перечисленных пробелов в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка с общим недоразвитием речи служит серьезным препятствием для овладения им программой массового детского сада, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.



Предварительный просмотр:

Общее недоразвитие речи

Составила учитель-логопед Абросимова Марина Фёдоровна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 компенсирующего вида Калининского района

Санкт-Петербурга.

      Общее недоразвитие речи – это сложные расстройства речи, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи: звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании лексико-грамматического строя.

      Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени. Поэтому выделяют три уровня речевого развития.

Первый уровень. Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»). Активный словарь не сформирован и состоит из звукоподражаний и звукокомплексов. Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, звукокомплексами («ака» - собака, «ись» - кошка, «би-би» - машина). Отмечается многозначность употребляемых слов, когда одним словом ребенок обозначает несколько разных понятий («би-би» - машина, самолет, велосипед). Возможна замена названий действий названиями предметов и наоборот («адас» - карандаш, рисовать, писать). Характерным является использование однословных предложений. Дети 1 уровня используют жесты и мимику, понимают обращенную к ним речь в хорошо знакомой бытовой ситуации. Звукопроизношение большинства звуков нарушено, отмечается нестойкость в их произношении, многие из них искажаются, смягчаются, опускаются и т.д.

Второй уровень. Переход ко 2 уровню речевого развития знаменуется тем, что кроме жестов и лепетных слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова, состоящие из трех и более слогов («асина» - машина, «амида» - пирамида, «абака» - собака). Надо отметить, что при произношении таких слов присутствует грубое нарушение звукослоговой структуры и звуконаполняемости слов («тетавик» - снеговик). При использовании грамматических конструкций отмечаются пропуски предлогов, отсутствие согласования существительных с прилагательными и глаголами, смещение падежных форм. Дети одним и тем же словом могут назвать разные предметы, имеющие сходство по форме, назначению и другим признакам (муравей, муха, паук, жук в одной ситуации – одним из этих слов, в другой – другим). У детей со вторым уровнем речевого развития значительно развивается понимание обращенной речи. Звукопроизношение характеризуется многочисленными искажениями звуков. Отмечаются дефекты озвончения, смягчения, нарушения произношения свистящих звуков [с], [с’], [з], [з’], [ц], шипящих [ш], [ж], сонорных [л], [л’], [р],[р’] и других звуков. Активная речь состоит из простых предложений из 2-3 слов («Мого уки, оки, нёс» - Я мою руки, ноги, нос.) Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается перечислением отдельных предметов или действий.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонематического недоразвития. Словарный запас у таких детей увеличивается, но по-прежнему он скудный, часто дети пропускают предлоги, преобладают одни и те же глаголы, отмечается взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный, большой). Появляются первые навыки словообразования – кровать – «кроватулечка», испытывают сложности при образовании прилагательных от существительных («кошкин» хвост, «кирпичевый» дом). Очень много аграмматизмов дети допускают в словоизменении существительных, при согласовании существительных с числительными, прилагательными. Отмечаются недостатки звукопроизношения (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения и смягчения). Так же страдает звуко-слоговая структура слов в трудных словах. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу, что в последствие не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.

      Итак, совокупность перечисленных пробелов в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка с общим недоразвитием речи служит серьезным препятствием для овладения им программой массового детского сада, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация " Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста"

Презентация на тему " Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста" раскрывает  объективные и субъективные причины возникновения ОНР у детей старшего дошкольного  возраста. В пр...

Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Успех ранней коррекции речевого недоразвития ребенка дошкольного возраста зависит во многом от уровня профессиональной подготовки логопеда, от его умения правильно диагностировать нарушение, определит...

Обобщение опыта работы по теме:«Развитие мелкой моторики, как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

«Развитие мелкой моторикикак средство коррекцииобщего недоразвития речи у детейдошкольного возраста....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье говорится о нетрадиционных методах работы с детьми с ОНР дошкольного возраста....

Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Онтогенез речевого развития, диагностика ОНР, 3 уровня ОНР,коррекция, речевой материал....