Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии по теме
Успех ранней коррекции речевого недоразвития ребенка дошкольного возраста зависит во многом от уровня профессиональной подготовки логопеда, от его умения правильно диагностировать нарушение, определить соответствующие приемы воздействия, обеспечить индивидуальный подход к ребенку с учетом его личностных особенностей. Основной контингент дошкольников в группах с ОНР составляют дети 2 и 3 уровня речевого развития. В сообщении даны характеристики уровней недоразвития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustranenie_obshchego_nedorazvitiya_rechi.doc | 148 КБ |
Предварительный просмотр:
«Устранение общего недоразвития речи
у детей дошкольного возраста»
1.
Логопедические группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного образования.
Успех ранней коррекции речевого недоразвития ребенка дошкольного возраста зависит во многом от уровня профессиональной подготовки логопеда, от его умения правильно диагностировать нарушение, определить соответствующие приемы воздействия, обеспечить индивидуальный подход к ребенку с учетом его личностных особенностей.
В своей статье я хочу поделиться своим опытом работы, который осуществляется в тесном содружестве с воспитателями логопедических групп
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.
При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.
Теоретическое обоснование выделения этого состояния в особую категорию среди детей с нарушением речи было сформировано профессором Р.Е.Левиной в 1961 году.
Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико – грамматического и фонетико – фонематического недоразвития. В соответствии с этим остается акуальным условное деление на уровни развития, при которых общими является значительное отставание в появлении активной речи, ограниченный словар-
ный запас, аграмматизмы, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия. Степень выраженности названных отклонений весьма различна.
Основной контингент дошкольников в группах с общим недоразвитием речи /ОНР/ составляют дети 2 и 3 уровнем речевого развития.
2.
Дети с общим недоразвитием речи
/2 уровень речевого развития/
2 уровень речевого развития детей характеризуется начатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые по конструкции или искаженные фразы, владеют обиходным словарным запасом / преимущественного пассивным/. В их речи дифференцировано обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно употребление в речи местоимений, союзов, некоторых предлогов в их элементарных значениях. Дети могут отвечать на вопросы, с помощью педагога беседовать по картинке, рассказывать о семье. Но эти высказывания показывают наличие резко выраженного недоразвития речи. Дети пользуются предложениями только простой конструкции, состоящими из двух – трех, редко четырех слов. Лексический запас отстает от возрастной нормы. Отмечаются ограниченные возможности использования детьми не только предметного словаря, но и словаря действий, признаков. Навыками словообразования они практически не владеют. Отмечаются грубые ошибки в употреблении ряда грамматических конструкций:
- неправильное использование падежных форм / едет машине, вместо - едет на машине/
-ошибки в употреблении существительных мужского и женского рода
- отсутствия согласования прилагательных и числительных с существительными
Выраженные трудности испытывают дети при использовании предложных конструкций: часто опускаются предлоги, а существительные употребляются в именительном падеже.
Фонетическая сторона речи отстает от возрастной нормы: у детей нарушено произношение согласных: шипящих, соноров, свистящих, твердых и мягких, звонких и глухих.
Грубые ошибки отмечаются в воспроизведении слов разного слогового состава /сокращение количества слогов, перестановка и добавление слогов/.При воспроизведении контура слов нарушается как слоговая структура, так и
3.
звуконаполняемость; наблюдаются перестановки слогов, звуков, замена и уподобление слогов, выпадение звуков в позиции стечения согласных.
Логопедическое обследование позволяет обнаружить у детей недостаточность фонематического слуха, а в связи с этим – неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.
Второй года обучения детей с ОНР /3 уровень/
Более высокий, 3 уровень речевого развития детей характеризуется наличием развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико – грамматического и фонетико- фонематического недоразвития.
Дети могут относительно свободно общаться с окружающими, но нуждаются в постоянной помощи родителей / воспитателей/, вносящих в их речи соответствующие пояснения. Самостоятельное общение продолжает оставаться затруднительным и ограничено знакомыми ситуациями.
Звуки, которые дети могут правильно произносить изолированно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко. При этом характерным является следующее:
1.Недифференцированное произнесение свистящих, шипящих звуков, аффрикат и соноров, причем один может заменяться одновременно двумя или несколькими звуками данной или близкой фонетической группы.
2.Замена некоторых звуков другими, более простыми по артикуляции. Чаще всего это относится к замене соноров, свистящих и шипящих.
3.Нестойкое употребление звука, когда в разных словах он произносится различно.
4.Смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях – взаимозаменяют их..
У детей отмечается нечеткое произнесение звука Ы / среднее между Ы и И/
Иногда дети не различают и более контрастные звуки, что задерживает овладение звуковым анализом и синтезом. Отмечаются прежде всего ошибки в передаче слоговой структуры слов. Правильно повторяя за педагогом слова с 3-4
4.
слогами, дети в самостоятельной речи их искажают, сокращая количество слогов. Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращение при стечении согласных в слове. Это говорит о недоразвитии слухового восприятия ребенка.
На этом уровне понимание речи детей приближается к низкой норме. Их же активный словарь значительнее беднее, чем у сверстников с нормальной речью.
Преобладающим типом лексических ошибок является неправильное употребление слов в речевом контексте. Не зная наименований частей предметов, дети заменяют их названием самого предмета / циферблат – часы, подшивает – шьет, широкий – большой, вырезает – подрезает…/.
Нередко, правильно показывая на картинках названные действия, в самостоятельной речи дети смешивают. Редко используют антонимы, синонимы. Это обусловливает частые случаи нарушения лексической сочетаемости.
Много ошибок допускают при употреблении приставочных глаголов
/ спрыгивает – прыгает, пришивает – шьет, залетает – летит/.
В картине аргамматизмы выявляются довольно стойкие ошибки при согласовании прилагательных с существительными в роде и падеже;
В согласовании существительных с числительными,; характерные ошибки в употреблении предлогов. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий при описании картин, дети ограничиваются лишь перечислением действий.
Рассказ – описание мало допустим для детей: перечисляют отдельные предметы и их действия. Часть детей отвечают только на поставленные вопросы. Вне специального внимания к их речи эти дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, недостаточно общаются со сверстниками, редко обращаются с вопросами к взрослым, не сопровождают рассказом игровые ситуации. Это обусловливает сниженную коммуникативную направленность их речи.
Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитие памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у
5.
таких детей заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания.
У значительной части детей с ОНР нарушена двигательная активность. Это выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижения скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкциям.
Им трудны такие движения, как перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары о пол с попеременным
чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку.
У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук.
Психическое развитие детей с ОНР, как правило, опережает их речевое развитие. У них отмечается критичность к собственной речевой недостаточности. Первичная речевая патология, безусловно, тормозит формирование первоначальных сохранных умственных способностей, однако по мере коррекции словесной речи происходит выравнивание интеллектуальных процессов.
Замедленный тип речевого развития в большинстве случаях, обусловлен негрубой родовой травмой, длительными соматическими заболеваниями в раннем детстве. Неблагоприятное воздействие речевой среды, просчеты воспитания, дефицит общения также могут быть отнесены к факторам,
тормозящим нормальный ход речевого развития. В этих случаях обращает внимание прежде всего обратимая динамика речевой недостаточности.
У детей с задержкой речевого развития /ЗРР/ сам характер речевых ошибок менее специфичен. Для них характерны ошибки, свойственные детям младшего возраста в процессе овладения речью..Это позволяет при ранней логопедической
работе полностью скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу.
Методика коррекционно – педагогической работы/первый год обучения/
6.
В основе методики коррекционно – воспитательного воздействия при общем недоразвитии речи 2 уровня лежит принцип «системного взаимодействия между различными компонентами языка, необходимого для понимания закономерных связей между различными проявлениями речевой недостаточности и предвидения системного эффекта педагогического воздействия» / Р.Е. Левина/.
В то же время наличие взаимосвязи между ними не исключает специфических задач для каждого направления и этапа логопедической работы.
Для осуществления коррекционного обучения определены следующие задачи:
- Развитие понимания речи
- Развитие словарного запаса
- Формирование двусоставного предложения и предложения из нескольких слов.
-Развитие фонематического слуха.
-Развитие звукопроизношения и формирование слоговой структуры.
Развитие понимания речи
В этот период развития понимания речи в условиях наглядной ситуации используются для занятий многие режимные моменты и игровые моменты: сборы на прогулку, подготовка к занятиям, уборка в уголке, дежурство по группе, приготовление к обеду….
Пользуясь словами: покажи, положи, принеси, дай, отнеси, возьми и т.п.
Постепенно фразы – обращения расширяются: «Покажи, где красный карандаш. Сначала снимите тапочки, затем обуйте сапожки, потом наденьте пальто. Ребенок повторяет, что он будет делать. А после выполнения говорит, что делал.
Широко используется прием комментирования действия с предметами
Необходима многократность повторения грамматических категорий.
Вова завязывает шарф? Вова завязал шарф, а Нина? Для совершенствования понимания речи следует учить детей различать: действия, близкие по ситуации/
7.
вяжет – шьет, спит – лежит, несет – везет, прыгает – бежит, шьет – вышивает.
Действия противоположные по значению – надень – сними, налей – вылей, завяжи – развяжи, повесь – сними, открой – закрой
Действия, выраженные личными и возвратными глаголами – купает – купается, одевает – одевается, катает – катается, причесывает – причесывается…
Глаголы прошедшего времени ед и мн .числа / пел – пела, мыл – мыла…
Падежные формы Где малыш надевает шубу. Где малышу надевают шубу. Где волк ловит зайца. Где заяц ловит волка. Где мама кормит дочку? Где дочка кормит маму.
Притяжательные местоимения / Дай маме карандаш. Дай мамин карандаш.
Используя специальные дидактические игры, детей учат различать пространственные отношения предметов, выраженных предлогами-
в, на, под, из, около.
Развитие фонематического слуха
Коррекционные занятия включают игровые упражнения, на которых детей учат различать неречевые звуки и их направление.
- постукивание
- похлопывание
- шуршание бумаги
- скрип двери
- звуки бубна
- звуки металлофона
- звуки рояля
- звуки гармошки и т.п.
8.
Затем дети дифференцируют на слух:
- существительные, названия которых отличаются одним звуком
/мышка – миска, Машка – маска, дочка – точка, бочка – почка, киска_ лиска, крыша – крыса
-существительные, отличающиеся несколькими звуками, сходные по звуко – слоговой структуре
/ осел – козел, ослик – козлик, газон – вагон, земля – змея, воз – нос
Глаголы, сходные по звучанию
/ кто катает – кто купает, кто купает – кто покупает, кого пасут – кого несут, кто везет – кто несет…/
Формирование словарного запаса
Уточнение и расширение словарного запаса проводится с опорой на тематические циклы.
Формирование грамматического строя
- научить детей устанавливать связи между предметом и его действием
/ Закрепляют навыки употребления глаголов повелительного наклонения и их преобразования в глаголы 3 – лица единственного числа настоящего времени / Вова идет. Вова, иди/
- формирование навыка практического употребления в речи:
а/ категории числа существительных
б/ категория глаголов
в/ категории падежа
Формирование связной речи
Коррекционная работа по формированию устной речи предполагает обучение детей пользованию различными структурами предложений. Обязательное совместное проговаривание предложений, заканчивание ребенком
9.
предложения, исправление неправильного предложения «Путаница», распространение предложений /однородными существительными, глаголами/, проговаривание стихотворений с движениями.
Формирование звукопроизношения и слоговой структуры слов
- развитие фонематического слуха, учить различать фонемы, близкие по звучанию;
- уточнение правильного произношения звуков, имеющихся в экспрессивной речи детей;
- постановка отсутствующих звуков;
-закрепление навыков правильного воспроизведения 3 – 4 сложных слов различной звуконаполняемости;
- автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, доступных фразах;
Второй год обучения
Дети с 3 уровнем речевого развития
Второй год обучения предусматривает три периода, каждый из которых имеет свою продолжительность, отличается задачами, содержанием и объемом усваиваемого материла. Эти этапы в то же время взаимосвязана и взаимообусловлены: содержание обучения на каждом из предшествующих
Этапов подготавливает детей к происхождению нового, более сложного материала.
Основными задачами этих занятий являются:
- Развитие понимания речи, воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что дает возможность уточнить и расширить запас конкретных представлений ребенка: формирование обобщающих понятий, практических навыков словообразования и словоизменения: умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.
10
- Формирование правильного произношения звуков;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- закрепление навыков произнесения слов с различной звукослоговой структуры;
- контроль за внятностью и выразительностью речи;
- подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза;
- обучение детей самостоятельному высказыванию
/ передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности пересказывать содержание сюжетных картин и их серий, составлять рассказ – описание/.
Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности.
Важно на всех занятиях поддерживать мотивацию общения.
Содержание коррекционного обучения по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи включает в себя:
- развитие понимания устной речи, умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов:
- подготовка и овладение диалогической формой общения:
- практического усвоение некоторых способов словообразования с использованием существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами и глаголов с приставками – на, по, вы.
- усвоение притяжательных местоимений – мой, моя, мои, мое
- умение изменять форму глагола / преобразование глаголов повелительного наклонения 1 лица ед числа в изъявительном наклонение 3 лица ед чсила настоящего времени \ спи – спят, пей – пьют../
11.
- овладение навыками составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картинке, по моделям:
А\ именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + прямое дополнение: Мама пьет чай.
б/ именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах Кому мама шьет платье? Чем мама режет хлеб?
В/Закрепление навыка составления короткого рассказа.
Методы коррекционно - педагогической работы
/ первый год обучения/
Преодоление ОНР у детей осуществляется в специальных логопедических группах путем использования поэтапной системы формирования речи.
В основу коррекционной системы обучения и воспитания детей с ОНР 4-7 лет положены следующие принципы по Левиной Р.Е:
- раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;
-развития речи и опоры на онтогенез / учет закономерностей развития детской речи в норме/. При этом предполагается анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития;
- взаимосвязанного формирования фонетико – фонематического лексико – грамматических компонентов языка / единство названных направлений и взаимоподготовка/. Коррекция нарушений произношения звуков и слоговой структуры слов позволяет добиваться нужной четкости и внятности речи. В то же время развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения;
- дифференцированного подхода в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения;
12
- связи речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психологических процессов. Выявление этих связей лежит в основе воздействий на те психологические особенности детей с ОНР, которые прямо и косвенно препятствуют эффективной коррекции их речевой деятельности.
Очень важно, чтобы процесс нормализации речи детей осуществлялся с учетом общедидактических принципов, отражающих закономерности усвоения языка и речи / М.М. Алексеева, Л.П. Федоренко, О.П. Короткова, В.И Яшина и др../
К наиболее важным из них относятся:
1.Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он предполагает усвоение речевого материала не путем простого воспроизведения, а на основе решения мыслительных задач.
2. Принцип коммуникативно – деятельного подхода к развитию речи.
3. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка /В.А. Сохин, А.А. Леонтьев/. При этом подчеркивается. Что осознанность является показателем степени сформированности речевых умений.
4.Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
Коррекционная работа обеспечивает овладение детьми связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность значительной части детей к обучению в общеобразовательной школе.
Первый год обучения.
Средняя группа /Дети со 2 уровнем речевого развития/
Для осуществления коррекционного обучения определены следующие задачи:
-Развитие понимания речи.
- Развитие словарного запаса
-Формирование двусоставного предложения и предложения из нескольких слов
13.
-Развитие фонематического слуха
- Развитие звукопроизношения и формирование слоговой структуры
Развитие понимания речи
Сначала ребенок учится понимать речь окружающих / т.е. связывать действия, названия предметов с определенными звукосочетаниями и словами/ и только потом начинает овладевать экспрессивной речью. Поэтому начальным, «пусковым» периодом и является развитие у детей понимания речи.
В этот период развития понимания речи в условиях наглядной ситуации используются для занятий многие режимные и игровые моменты: сборы на прогулку, подготовка к завтраку, занятиям, уборка в кукольном уголке, дежурство по группе, приготовление к обеду, сну и т п.
Пользуясь словами: покажи, принеси, дай, отнеси, возьми и т.п., возможно уточнить понимание название очень многих окружающих ребенка предметов.
Постепенно фразы – обращения педагога должны расширяться,
Они становятся более разнообразными и сложными:
Сначала снимите тапочки; затем обуйте сапожки; потом наденьте пальто; сейчас можно надеть шапку, завязать шарф. А теперь достаньте варежки и т.п. Поднимите руки, кто уже обул сапожки. Подойдите те, кто уже полностью оделся.
Для закрепления усвоенных названий предметов и действий подобные занятия следует проводить систематически изо дня в день.
При этом используются специальные приемы, способствующие актуализации речи.
- появление и внезапное исчезновение предмета, который сначала назван, а затем задается вопрос: Что это? Кто это? Кто спрятался?
- совместное проговаривание слова, словосочетаний;
-отраженное проговаривание;
- договаривание слова в ситуации, подсказывающей нужное слово.
14
Широко используется прием комментирования действия с предметами. Обеспечивается также многократность повторения грамматических категорий. Вова завязывает шарф? И Таня завязывает шарф, а Нина уже завязала шарф.
Необходимо вводить в словарь действия, близкие по ситуации-вяжет – шьет, спит – лежит, несет – везет, прыгает – бежит, шьет – вышивает и т.п.
Действия и признаки, противоположные по значению –надень – сними, налей – вылей, завяжи – развяжи. Повесь – сними, открой – закрой, большой – маленький, толстый – тонкий…
Действия, выраженные личными и возвратными глаголами- купает – купается, моет – моется, одевает – одевается, катает – катается, причесывает – причесывается
Действия, выраженные глаголами ед и мн. Числа
Действия, выраженные глаголами прошедшего времени ед и
мн. числа мужского и женского рода.
Пел – пела, спит – спят, висит – висят…
Падежные формы /покажи, где малыш надевает шубу; где малышу надевают шубу; где волк ловит зайца; где заяц ловит волка; где мама кормит дочку, где дочка кормит маму..
Притяжательные местоимения /дай маме карандаш, дай мамин карандаш; дай Артему карандаш, да Артемин карандаш
Употребление уменьшительно – ласкательных существительных,
используя специальные дидактические игры, детей учат различать пространственные отношения предметов, выраженных предлогами в, на, под, из, около
Развитие фонематического слуха
Коррекционные занятия включают игровые упражнения, на которых детей учат различать неречевые звуки и их направления:
- постукивание
15.
- похлопывание
- шуршание бумаги
- скрип дверей
- звуки бубна
- звуки металлофона
- звуки рояля
- звуки гармошки
Затем дети дифференцируют на слух:
Существительные, названия которых отличаются одним звуком
/работа по картинкам/
Мышка – мишка, Машка – маска дочка – точка, бочка – почка, киска – миска, крыша- крыса
Существительные, отличающиеся несколькими звуками, сходными по звуко – слоговой структуре:
Осел – козел, ослик – козлик, газон – вагон, земля – змея, воз - нос
Глаголы, сходные по звучанию / по картинкам
Кто катает – кто купает
Кто купает – кто покупает, кого пасут – кого несут, кто везет – кто несет…
Формирование словарного запаса
Уточнение и расширение словарного запаса проводится с опорой по тематические циклы.
Формирование грамматического строя
Прежде всего необходимо научить детей устанавливать связи между предметом и его действием.- Сначала закрепляют навыки употребления глаголов повелительного наклонения и их преобразования в глаголы 3 – лица единственного числа настоящего времени / Вова , иди. Вова идет.
16.
- Затем формируются навыки практического употребления в речи:
Категории числа существительных
Категории глаголов
Категории падежа
Формирование связной речи
Коррекционная работа по формированию устной речи предполагает обучение детей пользованию различными структурами предложений.
Это усложнение синтаксического стереотипа опирается на закономерности развития фразовой речи у детей в норме.
Используя демонстрацию действий, сюжетные картинки, фланелеграф, дети учатся слушать вопрос и соотносить его с окончаниями глаголов. В качестве действующих лиц могут выступать куклы, любимые персонажи, сами дети.
Обязательны: совместные проговаривания предложений, заканчивание ребенком предложения, начатого педагогом.
Развивать у детей умение слушать, слышать и дифференцировать названия предметов и действий, необходимо научить понимать обобщающее значение слов.
Развивать у детей умения слышать неправильное предложение, игра «Путаница». Ребенок должен исправить ошибку в предложении. /Кошка пишет, Лошадь ползет, Бабочка идет. Собака летит…
Следующая задача – распространение предложений.
Мальчик рисует / картинка/ - дом
Девочка рисует / картинка/ кошку…..
Постепенно количество слов увеличивается за счет однородных членов предложения
Мальчик рисует дом, кошку, собаку, петуха.
«Устранение общего недоразвития речи
у детей дошкольного возраста»
1.
Логопедические группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного образования.
Успех ранней коррекции речевого недоразвития ребенка дошкольного возраста зависит во многом от уровня профессиональной подготовки логопеда, от его умения правильно диагностировать нарушение, определить соответствующие приемы воздействия, обеспечить индивидуальный подход к ребенку с учетом его личностных особенностей.
В своей статье я хочу поделиться своим опытом работы, который осуществляется в тесном содружестве с воспитателями логопедических групп
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.
При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.
Теоретическое обоснование выделения этого состояния в особую категорию среди детей с нарушением речи было сформировано профессором Р.Е.Левиной в 1961 году.
Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико – грамматического и фонетико – фонематического недоразвития. В соответствии с этим остается акуальным условное деление на уровни развития, при которых общими является значительное отставание в появлении активной речи, ограниченный словар-
ный запас, аграмматизмы, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия. Степень выраженности названных отклонений весьма различна.
Основной контингент дошкольников в группах с общим недоразвитием речи /ОНР/ составляют дети 2 и 3 уровнем речевого развития.
2.
Дети с общим недоразвитием речи
/2 уровень речевого развития/
2 уровень речевого развития детей характеризуется начатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые по конструкции или искаженные фразы, владеют обиходным словарным запасом / преимущественного пассивным/. В их речи дифференцировано обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно употребление в речи местоимений, союзов, некоторых предлогов в их элементарных значениях. Дети могут отвечать на вопросы, с помощью педагога беседовать по картинке, рассказывать о семье. Но эти высказывания показывают наличие резко выраженного недоразвития речи. Дети пользуются предложениями только простой конструкции, состоящими из двух – трех, редко четырех слов. Лексический запас отстает от возрастной нормы. Отмечаются ограниченные возможности использования детьми не только предметного словаря, но и словаря действий, признаков. Навыками словообразования они практически не владеют. Отмечаются грубые ошибки в употреблении ряда грамматических конструкций:
- неправильное использование падежных форм / едет машине, вместо - едет на машине/
-ошибки в употреблении существительных мужского и женского рода
- отсутствия согласования прилагательных и числительных с существительными
Выраженные трудности испытывают дети при использовании предложных конструкций: часто опускаются предлоги, а существительные употребляются в именительном падеже.
Фонетическая сторона речи отстает от возрастной нормы: у детей нарушено произношение согласных: шипящих, соноров, свистящих, твердых и мягких, звонких и глухих.
Грубые ошибки отмечаются в воспроизведении слов разного слогового состава /сокращение количества слогов, перестановка и добавление слогов/.При воспроизведении контура слов нарушается как слоговая структура, так и
3.
звуконаполняемость; наблюдаются перестановки слогов, звуков, замена и уподобление слогов, выпадение звуков в позиции стечения согласных.
Логопедическое обследование позволяет обнаружить у детей недостаточность фонематического слуха, а в связи с этим – неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.
Второй года обучения детей с ОНР /3 уровень/
Более высокий, 3 уровень речевого развития детей характеризуется наличием развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико – грамматического и фонетико- фонематического недоразвития.
Дети могут относительно свободно общаться с окружающими, но нуждаются в постоянной помощи родителей / воспитателей/, вносящих в их речи соответствующие пояснения. Самостоятельное общение продолжает оставаться затруднительным и ограничено знакомыми ситуациями.
Звуки, которые дети могут правильно произносить изолированно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко. При этом характерным является следующее:
1.Недифференцированное произнесение свистящих, шипящих звуков, аффрикат и соноров, причем один может заменяться одновременно двумя или несколькими звуками данной или близкой фонетической группы.
2.Замена некоторых звуков другими, более простыми по артикуляции. Чаще всего это относится к замене соноров, свистящих и шипящих.
3.Нестойкое употребление звука, когда в разных словах он произносится различно.
4.Смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях – взаимозаменяют их..
У детей отмечается нечеткое произнесение звука Ы / среднее между Ы и И/
Иногда дети не различают и более контрастные звуки, что задерживает овладение звуковым анализом и синтезом. Отмечаются прежде всего ошибки в передаче слоговой структуры слов. Правильно повторяя за педагогом слова с 3-4
4.
слогами, дети в самостоятельной речи их искажают, сокращая количество слогов. Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращение при стечении согласных в слове. Это говорит о недоразвитии слухового восприятия ребенка.
На этом уровне понимание речи детей приближается к низкой норме. Их же активный словарь значительнее беднее, чем у сверстников с нормальной речью.
Преобладающим типом лексических ошибок является неправильное употребление слов в речевом контексте. Не зная наименований частей предметов, дети заменяют их названием самого предмета / циферблат – часы, подшивает – шьет, широкий – большой, вырезает – подрезает…/.
Нередко, правильно показывая на картинках названные действия, в самостоятельной речи дети смешивают. Редко используют антонимы, синонимы. Это обусловливает частые случаи нарушения лексической сочетаемости.
Много ошибок допускают при употреблении приставочных глаголов
/ спрыгивает – прыгает, пришивает – шьет, залетает – летит/.
В картине аргамматизмы выявляются довольно стойкие ошибки при согласовании прилагательных с существительными в роде и падеже;
В согласовании существительных с числительными,; характерные ошибки в употреблении предлогов. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий при описании картин, дети ограничиваются лишь перечислением действий.
Рассказ – описание мало допустим для детей: перечисляют отдельные предметы и их действия. Часть детей отвечают только на поставленные вопросы. Вне специального внимания к их речи эти дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, недостаточно общаются со сверстниками, редко обращаются с вопросами к взрослым, не сопровождают рассказом игровые ситуации. Это обусловливает сниженную коммуникативную направленность их речи.
Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитие памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у
5.
таких детей заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания.
У значительной части детей с ОНР нарушена двигательная активность. Это выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижения скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкциям.
Им трудны такие движения, как перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары о пол с попеременным
чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку.
У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук.
Психическое развитие детей с ОНР, как правило, опережает их речевое развитие. У них отмечается критичность к собственной речевой недостаточности. Первичная речевая патология, безусловно, тормозит формирование первоначальных сохранных умственных способностей, однако по мере коррекции словесной речи происходит выравнивание интеллектуальных процессов.
Замедленный тип речевого развития в большинстве случаях, обусловлен негрубой родовой травмой, длительными соматическими заболеваниями в раннем детстве. Неблагоприятное воздействие речевой среды, просчеты воспитания, дефицит общения также могут быть отнесены к факторам,
тормозящим нормальный ход речевого развития. В этих случаях обращает внимание прежде всего обратимая динамика речевой недостаточности.
У детей с задержкой речевого развития /ЗРР/ сам характер речевых ошибок менее специфичен. Для них характерны ошибки, свойственные детям младшего возраста в процессе овладения речью..Это позволяет при ранней логопедической
работе полностью скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу.
Методика коррекционно – педагогической работы/первый год обучения/
6.
В основе методики коррекционно – воспитательного воздействия при общем недоразвитии речи 2 уровня лежит принцип «системного взаимодействия между различными компонентами языка, необходимого для понимания закономерных связей между различными проявлениями речевой недостаточности и предвидения системного эффекта педагогического воздействия» / Р.Е. Левина/.
В то же время наличие взаимосвязи между ними не исключает специфических задач для каждого направления и этапа логопедической работы.
Для осуществления коррекционного обучения определены следующие задачи:
- Развитие понимания речи
- Развитие словарного запаса
- Формирование двусоставного предложения и предложения из нескольких слов.
-Развитие фонематического слуха.
-Развитие звукопроизношения и формирование слоговой структуры.
Развитие понимания речи
В этот период развития понимания речи в условиях наглядной ситуации используются для занятий многие режимные моменты и игровые моменты: сборы на прогулку, подготовка к занятиям, уборка в уголке, дежурство по группе, приготовление к обеду….
Пользуясь словами: покажи, положи, принеси, дай, отнеси, возьми и т.п.
Постепенно фразы – обращения расширяются: «Покажи, где красный карандаш. Сначала снимите тапочки, затем обуйте сапожки, потом наденьте пальто. Ребенок повторяет, что он будет делать. А после выполнения говорит, что делал.
Широко используется прием комментирования действия с предметами
Необходима многократность повторения грамматических категорий.
Вова завязывает шарф? Вова завязал шарф, а Нина? Для совершенствования понимания речи следует учить детей различать: действия, близкие по ситуации/
7.
вяжет – шьет, спит – лежит, несет – везет, прыгает – бежит, шьет – вышивает.
Действия противоположные по значению – надень – сними, налей – вылей, завяжи – развяжи, повесь – сними, открой – закрой
Действия, выраженные личными и возвратными глаголами – купает – купается, одевает – одевается, катает – катается, причесывает – причесывается…
Глаголы прошедшего времени ед и мн .числа / пел – пела, мыл – мыла…
Падежные формы Где малыш надевает шубу. Где малышу надевают шубу. Где волк ловит зайца. Где заяц ловит волка. Где мама кормит дочку? Где дочка кормит маму.
Притяжательные местоимения / Дай маме карандаш. Дай мамин карандаш.
Используя специальные дидактические игры, детей учат различать пространственные отношения предметов, выраженных предлогами-
в, на, под, из, около.
Развитие фонематического слуха
Коррекционные занятия включают игровые упражнения, на которых детей учат различать неречевые звуки и их направление.
- постукивание
- похлопывание
- шуршание бумаги
- скрип двери
- звуки бубна
- звуки металлофона
- звуки рояля
- звуки гармошки и т.п.
8.
Затем дети дифференцируют на слух:
- существительные, названия которых отличаются одним звуком
/мышка – миска, Машка – маска, дочка – точка, бочка – почка, киска_ лиска, крыша – крыса
-существительные, отличающиеся несколькими звуками, сходные по звуко – слоговой структуре
/ осел – козел, ослик – козлик, газон – вагон, земля – змея, воз – нос
Глаголы, сходные по звучанию
/ кто катает – кто купает, кто купает – кто покупает, кого пасут – кого несут, кто везет – кто несет…/
Формирование словарного запаса
Уточнение и расширение словарного запаса проводится с опорой на тематические циклы.
Формирование грамматического строя
- научить детей устанавливать связи между предметом и его действием
/ Закрепляют навыки употребления глаголов повелительного наклонения и их преобразования в глаголы 3 – лица единственного числа настоящего времени / Вова идет. Вова, иди/
- формирование навыка практического употребления в речи:
а/ категории числа существительных
б/ категория глаголов
в/ категории падежа
Формирование связной речи
Коррекционная работа по формированию устной речи предполагает обучение детей пользованию различными структурами предложений. Обязательное совместное проговаривание предложений, заканчивание ребенком
9.
предложения, исправление неправильного предложения «Путаница», распространение предложений /однородными существительными, глаголами/, проговаривание стихотворений с движениями.
Формирование звукопроизношения и слоговой структуры слов
- развитие фонематического слуха, учить различать фонемы, близкие по звучанию;
- уточнение правильного произношения звуков, имеющихся в экспрессивной речи детей;
- постановка отсутствующих звуков;
-закрепление навыков правильного воспроизведения 3 – 4 сложных слов различной звуконаполняемости;
- автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, доступных фразах;
Второй год обучения
Дети с 3 уровнем речевого развития
Второй год обучения предусматривает три периода, каждый из которых имеет свою продолжительность, отличается задачами, содержанием и объемом усваиваемого материла. Эти этапы в то же время взаимосвязана и взаимообусловлены: содержание обучения на каждом из предшествующих
Этапов подготавливает детей к происхождению нового, более сложного материала.
Основными задачами этих занятий являются:
- Развитие понимания речи, воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что дает возможность уточнить и расширить запас конкретных представлений ребенка: формирование обобщающих понятий, практических навыков словообразования и словоизменения: умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.
10
- Формирование правильного произношения звуков;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- закрепление навыков произнесения слов с различной звукослоговой структуры;
- контроль за внятностью и выразительностью речи;
- подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза;
- обучение детей самостоятельному высказыванию
/ передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности пересказывать содержание сюжетных картин и их серий, составлять рассказ – описание/.
Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности.
Важно на всех занятиях поддерживать мотивацию общения.
Содержание коррекционного обучения по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи включает в себя:
- развитие понимания устной речи, умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов:
- подготовка и овладение диалогической формой общения:
- практического усвоение некоторых способов словообразования с использованием существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами и глаголов с приставками – на, по, вы.
- усвоение притяжательных местоимений – мой, моя, мои, мое
- умение изменять форму глагола / преобразование глаголов повелительного наклонения 1 лица ед числа в изъявительном наклонение 3 лица ед чсила настоящего времени \ спи – спят, пей – пьют../
11.
- овладение навыками составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картинке, по моделям:
А\ именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + прямое дополнение: Мама пьет чай.
б/ именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах Кому мама шьет платье? Чем мама режет хлеб?
В/Закрепление навыка составления короткого рассказа.
Методы коррекционно - педагогической работы
/ первый год обучения/
Преодоление ОНР у детей осуществляется в специальных логопедических группах путем использования поэтапной системы формирования речи.
В основу коррекционной системы обучения и воспитания детей с ОНР 4-7 лет положены следующие принципы по Левиной Р.Е:
- раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;
-развития речи и опоры на онтогенез / учет закономерностей развития детской речи в норме/. При этом предполагается анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития;
- взаимосвязанного формирования фонетико – фонематического лексико – грамматических компонентов языка / единство названных направлений и взаимоподготовка/. Коррекция нарушений произношения звуков и слоговой структуры слов позволяет добиваться нужной четкости и внятности речи. В то же время развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения;
- дифференцированного подхода в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения;
12
- связи речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психологических процессов. Выявление этих связей лежит в основе воздействий на те психологические особенности детей с ОНР, которые прямо и косвенно препятствуют эффективной коррекции их речевой деятельности.
Очень важно, чтобы процесс нормализации речи детей осуществлялся с учетом общедидактических принципов, отражающих закономерности усвоения языка и речи / М.М. Алексеева, Л.П. Федоренко, О.П. Короткова, В.И Яшина и др../
К наиболее важным из них относятся:
1.Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он предполагает усвоение речевого материала не путем простого воспроизведения, а на основе решения мыслительных задач.
2. Принцип коммуникативно – деятельного подхода к развитию речи.
3. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка /В.А. Сохин, А.А. Леонтьев/. При этом подчеркивается. Что осознанность является показателем степени сформированности речевых умений.
4.Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
Коррекционная работа обеспечивает овладение детьми связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность значительной части детей к обучению в общеобразовательной школе.
Первый год обучения.
Средняя группа /Дети со 2 уровнем речевого развития/
Для осуществления коррекционного обучения определены следующие задачи:
-Развитие понимания речи.
- Развитие словарного запаса
-Формирование двусоставного предложения и предложения из нескольких слов
13.
-Развитие фонематического слуха
- Развитие звукопроизношения и формирование слоговой структуры
Развитие понимания речи
Сначала ребенок учится понимать речь окружающих / т.е. связывать действия, названия предметов с определенными звукосочетаниями и словами/ и только потом начинает овладевать экспрессивной речью. Поэтому начальным, «пусковым» периодом и является развитие у детей понимания речи.
В этот период развития понимания речи в условиях наглядной ситуации используются для занятий многие режимные и игровые моменты: сборы на прогулку, подготовка к завтраку, занятиям, уборка в кукольном уголке, дежурство по группе, приготовление к обеду, сну и т п.
Пользуясь словами: покажи, принеси, дай, отнеси, возьми и т.п., возможно уточнить понимание название очень многих окружающих ребенка предметов.
Постепенно фразы – обращения педагога должны расширяться,
Они становятся более разнообразными и сложными:
Сначала снимите тапочки; затем обуйте сапожки; потом наденьте пальто; сейчас можно надеть шапку, завязать шарф. А теперь достаньте варежки и т.п. Поднимите руки, кто уже обул сапожки. Подойдите те, кто уже полностью оделся.
Для закрепления усвоенных названий предметов и действий подобные занятия следует проводить систематически изо дня в день.
При этом используются специальные приемы, способствующие актуализации речи.
- появление и внезапное исчезновение предмета, который сначала назван, а затем задается вопрос: Что это? Кто это? Кто спрятался?
- совместное проговаривание слова, словосочетаний;
-отраженное проговаривание;
- договаривание слова в ситуации, подсказывающей нужное слово.
14
Широко используется прием комментирования действия с предметами. Обеспечивается также многократность повторения грамматических категорий. Вова завязывает шарф? И Таня завязывает шарф, а Нина уже завязала шарф.
Необходимо вводить в словарь действия, близкие по ситуации-вяжет – шьет, спит – лежит, несет – везет, прыгает – бежит, шьет – вышивает и т.п.
Действия и признаки, противоположные по значению –надень – сними, налей – вылей, завяжи – развяжи. Повесь – сними, открой – закрой, большой – маленький, толстый – тонкий…
Действия, выраженные личными и возвратными глаголами- купает – купается, моет – моется, одевает – одевается, катает – катается, причесывает – причесывается
Действия, выраженные глаголами ед и мн. Числа
Действия, выраженные глаголами прошедшего времени ед и
мн. числа мужского и женского рода.
Пел – пела, спит – спят, висит – висят…
Падежные формы /покажи, где малыш надевает шубу; где малышу надевают шубу; где волк ловит зайца; где заяц ловит волка; где мама кормит дочку, где дочка кормит маму..
Притяжательные местоимения /дай маме карандаш, дай мамин карандаш; дай Артему карандаш, да Артемин карандаш
Употребление уменьшительно – ласкательных существительных,
используя специальные дидактические игры, детей учат различать пространственные отношения предметов, выраженных предлогами в, на, под, из, около
Развитие фонематического слуха
Коррекционные занятия включают игровые упражнения, на которых детей учат различать неречевые звуки и их направления:
- постукивание
15.
- похлопывание
- шуршание бумаги
- скрип дверей
- звуки бубна
- звуки металлофона
- звуки рояля
- звуки гармошки
Затем дети дифференцируют на слух:
Существительные, названия которых отличаются одним звуком
/работа по картинкам/
Мышка – мишка, Машка – маска дочка – точка, бочка – почка, киска – миска, крыша- крыса
Существительные, отличающиеся несколькими звуками, сходными по звуко – слоговой структуре:
Осел – козел, ослик – козлик, газон – вагон, земля – змея, воз - нос
Глаголы, сходные по звучанию / по картинкам
Кто катает – кто купает
Кто купает – кто покупает, кого пасут – кого несут, кто везет – кто несет…
Формирование словарного запаса
Уточнение и расширение словарного запаса проводится с опорой по тематические циклы.
Формирование грамматического строя
Прежде всего необходимо научить детей устанавливать связи между предметом и его действием.- Сначала закрепляют навыки употребления глаголов повелительного наклонения и их преобразования в глаголы 3 – лица единственного числа настоящего времени / Вова , иди. Вова идет.
16.
- Затем формируются навыки практического употребления в речи:
Категории числа существительных
Категории глаголов
Категории падежа
Формирование связной речи
Коррекционная работа по формированию устной речи предполагает обучение детей пользованию различными структурами предложений.
Это усложнение синтаксического стереотипа опирается на закономерности развития фразовой речи у детей в норме.
Используя демонстрацию действий, сюжетные картинки, фланелеграф, дети учатся слушать вопрос и соотносить его с окончаниями глаголов. В качестве действующих лиц могут выступать куклы, любимые персонажи, сами дети.
Обязательны: совместные проговаривания предложений, заканчивание ребенком предложения, начатого педагогом.
Развивать у детей умение слушать, слышать и дифференцировать названия предметов и действий, необходимо научить понимать обобщающее значение слов.
Развивать у детей умения слышать неправильное предложение, игра «Путаница». Ребенок должен исправить ошибку в предложении. /Кошка пишет, Лошадь ползет, Бабочка идет. Собака летит…
Следующая задача – распространение предложений.
Мальчик рисует / картинка/ - дом
Девочка рисует / картинка/ кошку…..
Постепенно количество слов увеличивается за счет однородных членов предложения
Мальчик рисует дом, кошку, собаку, петуха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация " Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста"
Презентация на тему " Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста" раскрывает объективные и субъективные причины возникновения ОНР у детей старшего дошкольного возраста. В пр...
Обобщение опыта работы по теме:«Развитие мелкой моторики, как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
«Развитие мелкой моторикикак средство коррекцииобщего недоразвития речи у детейдошкольного возраста....
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие мелкой моторики как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
описана система коррекционной работы с детьми с онр....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье говорится о нетрадиционных методах работы с детьми с ОНР дошкольного возраста....
Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста
Консультация для родителей....
Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста
Онтогенез речевого развития, диагностика ОНР, 3 уровня ОНР,коррекция, речевой материал....
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи, общим недоразвитием речи) для детей дошкольного возраста с 5 – 6 лет
Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах...