ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по логопедии по теме

Шурухина Лариса Геннадьевна

В статье говорится о нетрадиционных методах работы с детьми с ОНР дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_3.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Шурухина Л.Г.

                                                        учитель – логопед МБДОУ «Детский сад №28»

                                                        г. Троицк, Челябинской области

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Дошкольники с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. Для успешной коррекционной логопедической работы необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений. С этой целью должны быть объединены усилия всех специалистов, а также родителей детей, имеющих нарушения речи.

В нашем МБДОУ работа всех специалистов (учителей – логопедов,  музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей) ведется в нескольких направлениях:

  • развитие общей и мелкой моторики;
  • стимуляция работы артикуляционного аппарата;
  • нормализация работы мимических мышц;
  • борьба с саливацией, гиперкинезами, синкенезиями;
  • формирование просодических компонентов речи;
  • коррекция звукопроизношения;
  • развитие основных фонематических процессов;
  • устранение общего недоразвития речи;
  • нормализация основных психических процессов.

       Работа с детьми должна быть динамичной и эмоционально приятной. С этой целью было принято решение разнообразить работу с детьми. В комплексном преодолении ОНР наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные логопедические и терапевтические методы и упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия, речевого дыхания, мелкой и артикуляционной моторики, общей координации движений, нормализации основных психических процессов.

Нетрадиционные методы работы принадлежат  к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Эффект их применения зависит от компетенции педагога. Умения использовать новые возможности, включая действенные методы в систему коррекционно - развивающего процесса, создают психо - физиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.

Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия. К этим методам относятся:

  • Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Особенно рекомендуется при разных формах дизартрии и неврозоподобном заикании.
  • Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.
  • Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
  • Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
  • Литотерапия - терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.
  • Имаготерапия – театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию.
  • Пескотерапия (sand-play) - игра с песком как способ развития ребенка.

В своей работе мы используем музыкотерапию, сказкотерапию и пескотерапию.

Музыкотерапия.

Цель логопедических и логоритмических занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального фона реабилитации:

-    снятие фактора тревожности

-    стимуляция двигательных функций

-    развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей

-    растормаживание речевой функции

-    развитие чувства ритма, темпа, времени

-    развитие мыслительных способностей и фантазии

-    развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков

-    нормализация просодической стороны речи

В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается:

  • в музыкальном оформлении игр
  • музыкальной релаксации

Музыкальная ритмика используется при лечении:

 - тиков

 - заикания

 - нарушений координации

 - расторможенности

 - моторных стереотипов

 - дыхательных нарушений (в т.ч. и речевого выдоха)

 - брадилалии и тахилалии

Особенности использования:

-    громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо)

-    использовать для прослушивания следует те произведения, которые  нравятся всем детям

-    лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной)

-    продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно.

Установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение.

Главными выразительными средствами музыки являются звуки.

Было замечено, что легкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесии процессы возбуждения и торможения.

Наиболее важным для детей является тренировка наблюдательности и чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей  и фантазии, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, общей тонкой и артикуляционной моторики.

Музыкальная ритмика широко используется на занятиях для лечения двигательных и речевых расстройств. Она осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющем,  так и замедляющем темпе, и даже пении.

Сказкотерапия.

         Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Грабенко, Д. Фролов, Н. Погосова).

Именно в нашей стране, в Санкт-Петербурге, открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии.

Особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования  приёмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов. 

 При использовании сказкотерапии решаются следующие коррекционные задачи:

  • образовательные задачи:

развитие речи (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам и сочинять свои). 

  • воспитательные задачи:

воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма. 

  • развивающие задачи: 

развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, дикцией, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре, театре марионеток.

Во время коррекционной работы, использование элементов сказкотерапии способствует обогащению словаря, автоматизации поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Во время работы над текстами сказок ребенок учится правильно придумывать, пересказывать, искать ответы на вопросы в тексте, что влияет на развитие связной речи. Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Введение сказочного героя в логопедический процесс, который будет появляться на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера.

Использование этого метода в сочетании с современными компьютерными технологиями повышает эффективность коррекционной работы на логопедических занятиях, в более короткие сроки решаются поставленные задачи, повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

Пескотерапия

          Мы хорошо знаем, как труден процесс обучения, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. Песок позволит  дольше сохранить работоспособность ребенка. Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче.                                
          Цели пескотерапии:

  • Развить тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую моторику.
  • Снять мышечную напряженность.
  • Помочь ребенку чувствовать себя защищенным, в комфортной для него среде.
  • Развить активность, расширить жизненный опыт.
  • Стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию.
  • Уметь находить способы решения проблемных ситуаций.
  • Развивать творческие действия, находить нестандартные решения, приводящие к успешному результату.
  • Совершенствовать зрительно- пространственную ориентировку и речевые возможности.
  • Расширить словарный запас
  • Освоить навыки звукового анализа и синтеза.
  • Развивать фонематический слух и восприятие.
  • Развивать связную речь и лексико – грамматические представления.
  • Помочь в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:
Вредных нет детей в стране — 
Ведь не место им в песке! 
Здесь нельзя кусаться, драться 
И в глаза песком кидаться! 
Стран чужих не разорять! 
Песок — мирная страна. 
Можно строить и чудить, 
Можно много сотворить: 
Горы, реки и моря, 
Чтобы жизнь вокруг была. 
Дети, поняли меня? 
Или надо повторить?! 
Чтоб запомнить и дружить!

       Примеры некоторых упражнений.                                

 «Чувствительные ладошки»                       . 
- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он. 
- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.                                           .

- Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
- Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
- Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
- Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.
«Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
- Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре.                                       .
- Провести фигурку по песочным дорожкам лабиринта.                     .
- Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.
- Выложить фишками геометрическую фигуру.        .
-  Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек").
- Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.
- Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д..
- Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.
          Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
         При изучении темы "Ударение" обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке "Волшебную палочку", он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.                                     .
         Тема "Деление слов на слоги" осваивается с помощью игры "Построй ступеньки". На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами  трехсложные.
          Игра  "Мой город". Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.
           Закапывать и откапывать можно буквы, цифры, геометрические фигуры так ребёнку будет проще их запомнить.                  .                        
           Игра  «Назови звук»(Н.В.Дурова). Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка.
           Игра  «Кто это был?»(Р.Г.Голубева) Педагог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.
          Игра  «Какой отличается?»(Р.Г.Голубева) Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов..
         Закончить игры с песком можно тоже стихами:                

В ладошки наши посмотри — 
Мудрее стали ведь они! 
Спасибо, милый наш песок, 
Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!

        Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:                           :
- у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям; 
- обучающиеся чувствуют себя более успешными;             ; 
- на занятиях нет места монотонности и скуке.             .
         Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком? Для специалиста действуют три правила.                               .
 Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины — все это входит в понятие присоединения.                               .
 Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.
 Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.

Использование и внедрение в логопедическую работу нетрадиционных педагогических технологий дает возможность компенсировать нарушения речи, предупредить вторичные отклонения, подготовить детей к последующему обучению в школе.

 Данные методы могут быть предложены как в виде самостоятельных занятий, так и могут быть введены в структуру индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий. Упражнения выполняют дети и дома с родителями. Для этого разработана картотека упражнений с использованием нетрадиционных методов логопедического воздействия, подобраны консультации и стенды для родителей.

Такой подход предусматривает оптимальную коррекцию речевых дефектов, развитие психических функций, укрепления здоровья детей, через применение индивидуального подхода в системе комплексного преодоления общего недоразвития речи.                            .                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных педагогических технологий в комплексном подходе преодаления общего недоразвития речи

Хорошо развитая речь ребенка является важным условием успешного обучения в школе. Дошкольники с ТНР нуждаются в том, чтобы систематическое, комплексное воздействие было начато как можно раньше. В данн...

Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Онтогенез речевого развития, диагностика ОНР, 3 уровня ОНР,коррекция, речевой материал....

Интегрированный подход в работе педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной в современной дефектологии проблеме обучения и воспитания детей с  речевой патологией  (общее недоразвитие речи).В ней рассматриваются вопросы, связанные с внедре...

Адаптированная программа индивидуальных логопедических занятий по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка. Вы...

Адаптированная программа индивидуальных логопедических занятий по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Адаптированная программа индивидуальных логопедических занятий по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста ...

Профилактика дисграфии, дислексии в системе коррекционной работа по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Одним из важнейших условий в подготовке детей с общим недоразвитием речи  к школе является развитие речи.Формирование грамматически правильной устной речи и элементов грамоты в дошкольном возраст...

Использование многофункционального дидактического пособия «Развивающее панно» в работе, направленной на преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Создать условия для успешного преодоления общего недоразвития речи у детей среднего дошкольного возраста путем использования на логопедических занятиях многофункционального дидактического пособия &laq...