Календарный план коррекционно-развивающей работы с детьми групп общеразвивающей направленности, зачисленными на логопедические занятия (дошкольный логопункт).
календарно-тематическое планирование по логопедии на тему
Пример календарного планирования на дошкольном логопункте на месяц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarnyy_plan_doshkolnyy_logopunkt.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 51
Календарный план
коррекционно-развивающей работы с детьми групп общеразвивающей направленности,
зачисленными на логопедические занятия
(дошкольный логопункт).
2016-2017 уч.г.
Учитель-логопед Коняшкина Т.А.
Работая на дошкольном логопункте, долго подбирала удобную форму календарного планирования. Остановилась на данной. Удобно тем, что
проводя индивидуальное (подгрупповое) занятие с конкретным ребенком, учитывая его трудности и особенности, учитель-логопед выбирает из разделов работы необходимые и отмечает в листе учета индивидуальных занятий нужные пункты. Многие игры и упражнения взяты из замечательного пособия Ирины Матыкиной «Трудных звуков не бывает».
Планирование построено по лексическому принципу, на неделю берется одна тема. Последовательность тем логопед выбирает самостоятельно, опираясь на рекомендованные примерные программы.
Так выглядит мой календарный план на месяц:
Октябрь, 1 неделя
Тема: Сад. Фрукты
№ п /п | Разделы работы | 1 занятие (№ 5) | 2 занятие (№ 6) | 3 занятие |
I. | Мелкая моторика | Рисование банки с вареньем с помощью шаблона. | П.и. «Мы делили апельсин» | Обобщение и закрепление полученных знаний у тех детей, кому это необходимо (см. расписание) |
II. | Артикуляционная моторика | Картинки с изображением фруктов прячутся на глазах ребенка под картинки-символы. Ребенок называет, какое упражнение будет выполнять, что под ним спрятано. + игра «Чего нет?» | Перед ребенком картинки: качели, лопата, иголочка, гармошка, кошка, лошадка, индюк. Необходимо определить, какие слова начинаются на один и тот же звук, затем выполнить соответствующие упражнения. | |
III. | Дыхательная гимнастика | 1. Нюхаем садовые цветы (вдох носом, выдох ртом). 2. Упр. «Сбор урожая». Срываем яблоко с высокой ветки. И.п. – стоять прямо. Поднять руки – вдох. Кладем яблоки в корзину. Опустить руки, наклониться – выдох. | Произнести ка можно больше названий фруктов на одном выдохе (с опорой на картинки) | |
IV. | Постановка и автоматизация звука в слогах | Д.и. «Помоги ежику собрать фрукты в корзину» (картинки с изображением фруктов и овощей) | Д.и. «Собери урожай» (положить в грузовик фрукты, в названии которых два слога). | |
V. | Автоматизация звуков | Д.и. «Мой-моя» | Д.и. «Кого (чего) много» (правильно отыскать тени фруктов) Чистоговорки | |
VI. | Лексико-грамматический строй речи | 1. Д.и. «Какое варенье?» Из яблок – яблочное. 2. Д.и. «Скажи ласково» Желтый лимон – желтенький лимончик, зеленое яблоко - … 3. Д.и. «Слова-неприятели» Банан сладкий, а гранат … Яблоко твердое, а абрикос… Кожица киви шероховатая , а кожица сливы… Абрикосы растут высоко, а огурцы… | 1. Д.и. «Подходящее словечко» Оранжевый… (апельсин). Желтое… ( яблоко). Синие… (сливы). 2. Д.и. «Приготовим сок» Сок из яблок – яблочный и т.д. Д.и. «Составь предложение» Бегает, в, сливами, под, собака, саду. Много, груш, висит, груше, на. Яблок, много, под, лежит, яблоней. Фруктов, корзинка, сбора, взяли, для, дети. | |
VII | Фонематический слух | 1. Д.и. «Фруктовый сад». Перед ребенком изображения яблока и груши. Нужно поднять яблоко, если логопед хлопнет 3 раза, грушу, если 2. 2. Определить количество слогов в названии фруктов. | Д.и. «»Бывает-не бывает» Вова съел сладкий лимон. Я видела фиолетовый апельсин. Из фруктов сварили компот. Мы ели сушеный виноград. В бочке засолили груши. | |
VIII | Развитие ВПФ | - Какое слово не является родственником? Сад, садовник, садовод, садовница, садоводство, садиться, садовый. | Д.и. «Лабиринт» (собери только фрукты) |
Октябрь, 2 неделя
Тема: Лес. Грибы.
№ п /п | Разделы работы | 1 занятие (№ 7) | 2 занятие (№ 8) | 3 занятие |
I. | Мелкая моторика | П.и. «Топ-топ-топ, 5 шагов» | 1.Д.и. «Игры с палочками» («Грибочек») 2. П.и. «За грибами» | Обобщение и закрепление полученных знаний у тех детей, кому это необходимо (см. расписание) |
II. | Артикуляционная моторика | Первым выполняется упражнение «Грибок». В конце нужно вспомнить, какое упражнение было первым. | Упражнение грибок выполняется столько раз, сколько грибов назовет ребенок или взрослый. | |
III. | Дыхательная гимнастика | Д.и. «Вдыхаем аромат леса» Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом. | Грибники в лесу кричат: «А-у!», «А-у!». Заблудиться не хотят: «А-у!», «А-у!» Многократно произносить «А-у!» то громче, то тише. | |
IV. | Постановка и автоматизация звука в слогах | Собрать в корзинку только съедобные грибы. | Собрать в корзинку только съедобные грибы. | |
V. | Автоматизация звуков | 1. Д.и. «Эхо» (повторение цепочек из 2-3 слов, постепенно уменьшая силу голоса). | Д.и. «Грибники» Ребенок придумывает столько слов с «трудным» звуком, сколько грибов изображено на картинке. | |
VI. | Лексико-грамматический строй речи | 1. Д.и. «Чего много?» (В лесу много грибов, деревьев…) 2. Д.и. «Слова-родственники» Гриб, грибок, грибник, грибной, грибница. Лес, лесной, лесник, лесочек. 3. Д.и. «Маленькие слова» («Где сидит гусеница»). | 1. Д.и. «Закончи предложение» В лесу растет много…(грибов). Мы пошли в лес за…(грибами). Под деревом я нашла… (гриб). Этот гриб я положила в… (корзину). Долго гуляли по лесу. В моей корзинке оказалось 6… (грибов), а у друга ни одного… (гриба). Тогда 3…(гриба) я отдала другу. 2. Д.и. «Сосчитай» (считаем грибы, можно на ощупь) 3. Д.и. «Скажи наоборот» У белого гриба ножка толстая, а у подберезовика… У подосиновика шляпка гладкая, а у мухомора… У лисички шляпка вогнутая, а у опят… У подосиновика шляпка яркая, а у поганок… Дерево высокое, а гриб… | |
VII | Фонематический слух | Д.и. «Доскажи словечко» Матыкина с. 32-33 | Сосчитать грибы во время чтения стихотворения. Только я в кусты зашла – Подосиновик нашла, Две лисички, боровик И зеленый моховик. Сколько я нашла грибов? У кого ответ готов? | |
VIII | Развитие ВПФ | Д.и. «Путаница» («У кого какие грибы в корзинке?») | Д.и. «Корректор» («Грибы») Вычеркнуть ядовитые грибы. |
Октябрь, 3 неделя
Тема: Ягоды.
№ п /п | Разделы работы | 1 занятие (№ 9) | 2 занятие (№ 10) | 3 занятие |
I. | Мелкая моторика | П.и. «Ягоды» | П.и. «Ягоды» | Обобщение и закрепление полученных знаний у тех детей, кому это необходимо (см. расписание) |
II. | Артикуляционная моторика | Упр. «Вкусное варенье» выполняется первым | Выполнить упражнения, в названии которых есть звук А. | |
III. | Дыхательная гимнастика | Упр. «Ищем землянику» | Упр. «Ребята заблудились» | |
IV. | Постановка и автоматизация звуков | 1. Ребенок получает картинки с изображением варенья, пирога, мороженого, компота и др. 2. Д.и. «Гроздь рябины» Ребенок получает красные фишки, которые кладет так, чтобы получилась гроздь рябины (веточка нарисована). 3. Д. и. «Четвертый лишний» | 1. Д.и. «Что где растет?» (лесные и садовые ягоды) 2. Д.и. «Закончи предложение» (употребив слово смородина или др. правильно) Света собрала много… Соня очень любит… Стас прочитал рассказ о… На картинке нарисована корзина со… | |
V. | Лексико-грамматический строй речи | 1. Д.и. «Варим варенье» (-Какое получится варенье из клубники?) 2. Д.и. «Скажи наоборот» Крыжовник крупный, а черника… Малина сладкая, а смородина… Клубника крупная, а земляника… Куст смородины высокий, а куст земляники… Ягоды клубники заморозили, а потом … 3. Д.и. «Расскажи про себя (про нас, про него)» Я гулял, загорал, Землянику собирал. Они гуляли, загорали, Землянику собирали. | 1. Д.и. «Помоги маме» - Что можно приготовить из ягод? (Клубничный джем, черничное варенье…). 2. Д.и. «Слова-родственники» («Что лишнее?») Ягода, ягодник, ягодный, ежевика. Малина, малинка, малинник, малиновый, маленький. 3. Д.и. «Закончи предложение» Вишенка висела… на дереве. Аня обрадовалась… вишне, сорвала вишню… с дерева. Аня хотела съесть… вишню, но решила поделиться… вишней с мамой, вдруг уронила… вишню, потянулась за следующей… вишней, вечером вспоминала о… вишне. | |
VI | Фонематический слух | Д.и. «Правильно-неправильно» (с названиями ягод) Семляника, земляника, зенляника, землянига и т.п. | Найди среди картинок ягоды, названия которых начинаются на один и тот же звук. | |
VII | Развитие ВПФ | Д.и. «Кто что собрал?» Миша не собирал крыжовник и малину. Ксюша не собирала малину и смородину. Что собирал Саша? (картинки с изображением 3 детей и 3 ягод). | Д.и. «Закономерности» Установить последовательности в расположении ягод и продолжить ряд. |
Октябрь, 4 неделя
Тема: Одежда.
№ п /п | Разделы работы | 1 занятие (№ 11) | 2 занятие (№ 12) | 3 занятие |
I. | Мелкая моторика | П.и. «Портняжки» | П.и. «Обновки» | Обобщение и закрепление полученных знаний у тех детей, кому это необходимо (см. расписание) |
II. | Артикуляционная моторика | «Что понадобится, чтобы сшить платье?» Упр. «Иголка», «Лопатка» (ткань), «Гармошка» (ножницы), «Катушка» (нитки). | Д.и. «Четвертый лишний» Платье, шарф, шуба, иголка ( упр. Иголочка) Галстук, атлас, блузка, пиджак (упр. Лопатка) Майка, катушка, пижама, футболка (упр. Катушка) | |
III. | Дыхательная гимнастика | Упр. «Укололи пальчик» Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот), произнести на одном выдохе слоги: «Ой-ой-ой!», а затем предложения: «Ой, ой, ой, болит пальчик мой!» | Упр. «Греем ручки» Вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая их. | |
IV. | Постановка и автоматизация звуков | Д.и. «Подбери заплатку» (с проговариванием слогов). Д.и. «Покупаем кукле одежду» Чтобы купить платье и др., нужно придумать (проговорить) столько слов с «трудным» звуком, сколько слогов в этом слове. | Д.и. «Укрась перчатки» Вырезанные из картона перчатки «украшают» предметными картинками с трудным звуком. | |
V. | Лексико-грамматический строй речи | 1. Д.и. «Какую одежду надеть?» Летом носят…(летнюю) одежду, на праздник надевают…и т.д. 2. Д.и. «Назови ласково» У Маши юбка, а у Катеньки… 3. Д.и. «Упрямое слово (пальто)» Марине купили новое красное… На вешалке в раздевалке много детских… Мама вышила грибок на Ирином синем…. Карина положила платок в карман зимнего… | 1. Д.и. «Ателье» - Что сшили? - Шелковое платье, шелковую рубашку, шелковые брюки… 2. Д.и. «Закончи предложение» У Марины новое, нарядное шелковое…( платье). Скоро зима, а у Аленки еще нет теплой, меховой… (шубы). Мама вышила бабочку на новой Юлиной… (кофточке). 3. Д.и. «Скажи наоборот» Надевать-снимать пачкать-стирать мять-гладить вешать (в шкаф)-доставать новый-старый теплый-легкий чистый-грязный 4. Д.и. «Сравни» - Что есть у платья, но нет у сарафана? - Есть у рубашки, но нет у футболки? - Есть у кофты, но нет у свитера? | |
VI | Фонематический слух | Упр. «Шитье одежды» «Шьем» (имитация) и напеваем песенки: «Ля-ли-ле, ли-ля-лю…» | Д.и. «Пуговки» У ребенка 1 большая и 2 маленькие пуговицы. Нужно положить большую пуговицу в начало, середину или конец в зависимости от громкости слога: па-ПА-па | |
VII | Развитие ВПФ | Д.и. «Четвертый лишний» Свитер, пальто, куртка, сарафан. | Д.и. «Найди одинаковые предметы» |
Список литературы:
- Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005;
- Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М., 2008;
- Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – М., СПб., 1996;
- Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы. – М.: Издательство ГНОМ, 2011;
- Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всем на свете. Азбука правильного произношения. – М., ОЛИСС, Изд-во Эксмо, 2005;
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2003;
- Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1999;
- Матыкина И.А. Трудных звуков не бывает: Конспекты комплексных индивидуальных логопедических занятий для детей старшего дошкольного возраста. – Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2014;
- Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016;
- Османова Г.А. Логопед – родителям. – СПб.: КАРО, 2009;
- Парамонова Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей. – СПб.: Издательство «Союз», 2005;
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. – СПб., 2004;
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999;
- Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей: Практическая логопедия. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2004
- Яворская О.Н Занимательные задания логопеда для дошкольников. – СПб.: КАРО, 2015;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План коррекционной работы с детьми группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет по восприятию живописи
План коррекционной работы с детьми группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет по восприятию живописи....
Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы
Статья о влиянии театрализованных игр на коррекционную работу....
Справка по результатам мониторинга оценки качества образовательной работы с детьми группы общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет №1/2
Справка по результатам мониторинга оценки качества образовательной работы с детьми группы общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет №1/2...
Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе общеразвивающей направленности
Календарно-тематическое планирование...
Справка по результатам мониторинга оценки качества образовательной работы с детьми группы общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет
Справка по результатам мониторинга группы общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет 2016 - 2017 учебный год...
Примерный календарный план воспитательной работы в средней группе общеразвивающей направленности в ДОУ
Примерный календарный план воспитательной работы в группе общеразвивающей направленности «Солнечные лучики» на 2021-2022 учебный год Направление воспитанияМероприятияСентябрьОктябрьНо...
Календарный план воспитательной работы младше – средней группы общеразвивающей направленности по ФОП
СрокОсновные государственные и народные праздникиСобытия/Мероприятия группыОтветственные Сентябрь 1 сентября –День знаний. Линейка(поднятие фл...