«Птицы нашего края»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Горбатенко Оксана Викторовна

Технологическая карта образовательной деятельности

по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема: «Птицы нашего края»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_gorbatenko_o.v._12docx.docx35.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Марковский детский сад комбинированного вида»

        

Технологическая карта

образовательной деятельности

по познавательному развитию

в подготовительной к школе группе

«Птицы нашего края»

        

Горбатенко Оксана Викторовна,

воспитатель

Технологическая карта образовательной деятельности

по познавательному развитию

в подготовительной к школе группе

Тема: «Птицы нашего края»

Цель: создать условия для познавательного развития дошкольников

Обучающие задачи: углублять и уточнять представления детей о птицах; расширить словарь по теме; совершенствовать навыки составления рассказа по опорной схеме; активизировать употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развивающие задачи: способствовать построению речевого высказывания в ситуации общения, формировать навыки работы в группах - учить устанавливать последовательность событий.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес, доброжелательное отношение к птицам родного края.

Образовательные области: приоритетная – познавательное развитие, в интеграции: речевое, социально-коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности: речевая, коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы.

Форма организации: викторина

Методическое обеспечение:

Картинки с изображением птиц Прибайкалья, опорная схема для составления описательного рассказа;

Физминутка «Пингвин» https://www.youtube.com/watch?v=jFEosoOjqMQ

Предварительная работа: чтение фрагментов рассказов Г. Скребицкого и Н. Сладкова, Т. Шорыгиной о птицах, чтение стихов В. Звягиной, Е Благининой, А. Яшиной;  экскурсия в березовую рощу.

Этапы

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

1.Вводный этап.

Организационный этап

Создание проблемной мотивации "личной заинтересованности"

-Посмотрите, нам пришло письмо.

Педагог читает загадку

-Воробьи, стрижи, пингвины

Снегири, грачи, павлины

Попугаи и синицы:

Одним словом это -… (Птицы)

- Вы знаете, какие птицы живут в «у нас в Сибири»?

- Давайте проверим ваши знания.

- Вы хотите сыграть со мной в игру «Клуб знатоков птиц».

- В нашем клубе есть правило, каждый знаток носит галстук. Выберете себе галстук.

Педагог раздает детям галстуки.

Стоят вокруг педагога.

Слушают, рассуждают.

Выбирают галстук

2. Основной этап

Закрепление пройденного материала

С элементами словообразования прилагательных, существительных в роде и числе

Расширение словарного запаса

Разделение участников на подгруппы для совместной деятельности, самостоятельная работа в подгруппах с проверкой друг друга

-Теперь вы настоящие знатоки!

- Ну что, начнем?

Педагог задает первое задание.

На столе разложены конверты с изображением цифр от 1 до 8.

Педагог читает загадку про птицу, выставляет картинку с ее изображением  на табло. Задает вопросы по каждой птице.

  1. Чик-чирик!

              К зернышкам прыг!

              Клюй, не робей!

              Кто это?                     (воробей)

-Назовите воробья ласково

                                 (воробышек, воробьишко)

  1. Угадайте, что за стая

С крыши к нам во двор слетает? Покормите поскорей              Сизокрылых …              (голубей)      

- Назовите голубя ласково              (голубок)

-Он голубь, а она ….?                     (голубка)

-Детеныш?                                       (голубенок)

-А много детенышей?                     (голубята)                                      

  1. Хоть я не молоток -

              По дереву стучу:

              В нем каждый уголок

              Обследовать хочу.

              Хожу я в шапке красной

              И акробат прекрасный.   (Дятел)

- Почему дятла называют лесным доктором?

  1.  Непоседа пестрая,

              Птица длиннохвостая,

              Птица говорливая,

              Самая болтливая.          (Сорока)     – Как называют сороку в народе?

                                        (Сорока-белобока)

  1. Хочет с детства эта птица
    Стать известною певицей.
    День и ночь неугомонно
    "Кар–кар–кар!" – поёт …  (Ворона)  

-Назовите детеныша, детенышей вороны                      (вороненок, воронята)

  1. Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?      Голоском речистым, чистым -         Кле, кле, кле -                               Поет со свистом.                 (клест)

-Зачем природа одарила клеста таким клювом?

  1. Днём спит, ночью летает,
    Ухает, людей пугает.
    В темноте горят глаза –
    Всем мышам она гроза.       (сова)

-Одна сова, а много….         (сов)

- Как называются детеныши совы?       (совята)

-Почему про сову говорят «совушка – сонная головушка»?            (Потому что она спит днем)

  1. Не ворона, не синица, —
    Как зовётся эта птица?
    Примостилась на суку —
    Раздалось в лесу «ку-ку».
                                                 (кукушка)

-Назовите птенца кукушки?            (кукушонок)

- А много?                                             (кукушат)

Педагог обобщает:

- Посмотрите у кого самый длинный хвост? (сорока)

- Значит сорока какая …?       (длиннохвостая)

- А у кого самый маленький хвост? (воробья) Как назвать такой хвост? (хвостик)

- У кого самый большой клюв? (вороны) Как по-другому можно назвать большой клюв? (клювище)

-А маленький клюв как называется?    (клювик)

-У кого самые большие глаза?             (совы)

- Как сказать по-другому?                   (глазища)

- Вы справились с первым заданием.

- Нам от северной птицы пришло видеописьмо.

-Какую птицу, которая живет на севере вы знаете? (Пингвин)

-Давайте немного отдохнем и потанцуем вместе с пингвином!

На экране включается физминутка от пингвина.

-Второе задание. Обратите внимание на свои  галстуки. Они все одинаковые? Давайте поделимся на команды, по цвету галстука. Выберите себе капитана. Капитаны подойдите ко мне и выберите конверт с заданием.

Педагог дает инструкцию капитанам.

- Вам нужно с помощью «Волшебного круга» составить описательный рассказ  о птице, картинка с изображением,  которой  у вас в конверте. Распределите участников ваших групп вокруг «Волшебного круга, каждый опираясь на схемы в своем секторе, составляет одно предложение. Вы слушаете все предложения и в конце должны составить один общий рассказ. Если участники вашей команды затрудняются сами составить предложение - вы, как капитан, должны им помочь. Помните,  что задание выполняется на время, когда вы будете готовы, поднимите руку. Прослушав рассказ  другой команды, вы должны его оценить. Если вам чего-то не хватило, поднимите руку и дополните его. Если ответ вас удовлетворил, то похлопайте в ладоши!

Займите свои места около «Волшебного круга».

Педагог во время обсуждения только наблюдает. В обсуждения вступает только при случае  необходимости.

Время обсуждения не более 5 минут.

- Время вышло. Первые подняли руку, команда красных.

Вспомогательные схемы для «Волшебного круга»

-Части тела?

-Кожный покров? Цвет перьев?

-Где живет?

-Чем питается?

Педагог задает вопрос команде синих.

- Все верно сказала команда красных?

- Выступает вторая команда.

Педагог обращается к команде красных.

- У вас есть дополнения?

Педагог подводит итог второго задания и всего занятия.

- Я с вами согласна. Обе команды справились  со своими заданиями. Давайте поаплодируем друг другу.

-Вы действительно хорошо разбираетесь в птицах родного  края! Вы с гордостью можете носить звание знатоков  птиц.  В знак этого торжественно вручаю вам награду за ваш труд,  и сообразительность, символ клуба знатоков «Мудрую птицу Сову».

Дети получают приз – Сову.

Отвечают

Дети по очереди выбирают конверт, произнося его номер

Сидят за столом,

Выбирают конверт,  отвечают на вопросы.

Рассуждения

Ответы детей

Смотрят на картинки, сравнивают, отвечают на вопросы.

Стоят в кругу выполняют физминутку по образцу.

Стоят на ковре отвечают на вопросы. Делятся на подгруппы. Выбирают капитана.

Ждут капитанов с заданием.

Капитаны получают конверты с заданием. Слушают инструкцию.

Возвращаются к командам, объясняют другим членам команды, что они будут делать

Команда, которая первая подняла руку, представляет свой рассказ. Вторая команда слушает, в конце делает дополнение или хлопает в ладоши, если ребята справились с заданием.

Ответы детей

Составляют описательный рассказ.

Дополняют рассказ или хлопают в ладоши.

Слушают, хлопают в ладоши.

Вручается награда в виде птицы

3. Заключительная часть Рефлексивный компонент

– Мы сегодня с вами кем были?

– О ком мы сегодня с вами говорили?

– Что значит «Птицы родного края»?

– Мы справились с заданием?

– Что нам помогло?

– Я считаю, что вы сегодня были настоящими командами,  и именно это вам помогло справиться со всеми заданиями!

– Предлагаю закончить предложение:

«У меня получилось…»

«Меня удивило, что…»

«Мне было трудно…»

Ответы – рассуждения детей

4. Организация перехода к другому виду деятельности

– А еще я хочу передать вам книгу «Красную книгу России». Прочитав эту книгу, вместе со взрослыми, вы можете познакомиться не только с птицами, но и с животными. Которых в нашей стране очень мало, и которых нужно беречь! Изучив ее, мы сможем открыть новый клуб знатоков.

-А в книге вас ждет еще один сюрприз, раскраски с птицами, которые сегодня приходили к вам на занятие!

В книге находится папка с раскрасками, на которых изображены птицы. Педагог раздает их детям.

До новых встреч!

Рассматривают книгу, разбирают раскраски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Описание образовательного проекта «Покорми птицу. Зимующие птицы нашего края"

В данном материале представлена работа по реализации образовательного проекта "Покорми птицу.Зимующие птицы нашего края" для детей старшего дошкольного возраста.Данный проект реализовывался ...

Конспект Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!" Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.

Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!"Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.Задачи:Развивать познавательный интерес де...

Педагогический проект «Зимующие птицы нашего края» (реализация программы «Социокультурные истоки», категория «Добрая забота» Братья наши меньшие, Для детей младшего дошкольного возраста, 4 – 5 лет)

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культу...