Логоритмика в работе с детьми старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Шмелева Наталья Анатольевна

Выступление на  районном  методическом объединении музыкальных руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_logoritmike.docx43.17 КБ

Предварительный просмотр:

     Безымянный

 

 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД  №10 «ЗАБАВА»

              141606 Московская область, г. Клин, ул. Мира д.8

                      тел. 8 (49624) 2-33-13, 2-43-77, 2-64-42

   эл. адрес: mdoyzabava2013@yandex.ru, сайт: http://zabava-klin.ru

Выступление  на  районном  методическом

объединении музыкальных руководителей.

Тема:  «Логоритмика   в   работе  с  детьми

 старшего   дошкольного   возраста».

Воспитатель старшей логопедической группы:

Шмелева Наталья Анатольевна

2016

Логоритмические занятия в ДОУ проводятся логопедом, музыкальным руководителем,  педагогами группы.

Логоритмика – один из наиболее эффективных способов научить детей говорить чисто, поскольку она объединяет в себе речевые упражнения, музыку и движение.

         Особая методика логоритмических упражнений включает в себя воздействие на слух, память, речь и эмоции ребенка с помощью слова, ритма и музыки. Основа логоритмики – игра (пальчиковая, артикуляционная, музыкально-ритмическая, коммуникативная).

         Для каждой возрастной группы существуют свои разновидности упражнений. В младшем и среднем возрасте мы  используем яркие, понятные детям образы (ветерок, капельки, домик). Старшим дошкольникам предлагаются целые композиции, ритмические танцы, чистоговорки и стихотворные инсценировки.

Сочетание трех компонентов логоритмики позволяет развить у детей: слуховое внимание, фонематический слух; правильное дыхание и звукопроизношение; тембровый, ритмический, мелодический, динамический слух; мелкую моторику; координацию и умение ориентироваться в пространстве; умение красиво, выразительно, ритмично двигаться под музыку; коммуникативность и эмоциональность.

Занятия логоритмикой включают в себя не только речедвигательные упражнения (пальчиковую гимнастику, попевки и чистоговорки), но и релаксационные методы (массаж, самомассаж, дыхательные упражнения, коммуникативные игры), а также хороводы, мимические упражнения, упражнения в разных видах ходьбы и бега. Упражнения могут являться частью группового занятия, или же предлагаться ребенку в индивидуальном порядке – в зависимости от степени и характера речевого нарушения. Особенно полезна логопедическая ритмика детям с заиканием, с нарушениями темпа речи, с дизартрией, нарушенной моторикой. Если начать применять словесные музыкально-ритмические игры в младшем дошкольном возрасте, многих проблем с развитием речи у детей можно избежать (при отсутствии патологий речевого аппарата).

Логоритмические упражнения:

  1. Пальчиковая гимнастика  «У Петиной сестрицы».

У Петиной сестрицы

(Ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладони.)

По деревне небылицы:

(Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладони.)

Ходит утка в юбке,

В теплом полушубке,

Курочка — в жилете,

Петушок — в берете,

Коза — в сарафане,

Заинька — в кафтане.

(На каждое название животного загибаем пальцы на руках, начиная с большого.)

  1. Скороговорка «Орешки». Дети проговаривают 2-3 раза  с постепенно убыстряющимся темпом: дети поочередно прикасаются к большому пальцу указательным, средним, безымянным и мизинцем)

Решки,      решки,

Щелкаем орешки,

Щелкаем орешки,

Сидя  на тележке.

  1. Потешка с движениями «Бабка Ежка».

Бабка Ежка,                        Дети хлопают в ладоши

Костяная ножка,                Шлепают по коленям

С печки упала,                Хлопают в ладоши

Ножку сломала.                Шлепают по коленям

  1. Чистоговорка с движениями «Веселые слоги»

Ла-ла-ла…                Дети хлопают в ладоши (3 раза).

Мила пол мела.        Показывают как подметают пол.

Лу-лу-лу…                Хлопают (3 раза).

Слава взял пилу.        Делают скользящие движения ладоней друг о друга.

Ул-ул-ул…                Хлопают (3 раза).

Михаил уснул.        Кладут руки под щечку.

Ща-ща-ща…                Хлопают (3 раза).

Наварили мы борща. Водят указательным пальцем одной руки по ладони другой.

Щи-щи-щи…        Хлопают (3 раза).

Щиплем щавель мы на щи.        Сжимают и разжимают пальцы.

5.        Ритмическое упражнение «Хвостатый-хитроватый»

-Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопать в ладоши на каждую четверть)

Это ты в ветвях повис? (потряхивать кистями рук).

-С-с-с-с-с-с-с-с-с! (Приложить пальчик к губам).

-Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопать в ладоши)

Это ты в траве шуршишь? (потереть ладошку о ладошку).

-Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш! (приложить пальчик к губам)

-Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопать в ладоши)

Не боюсь твоих «шу-шу» (погрозить пальчиком)

- У-ку-шу! (Сделать «зубы» из кистей рук, соединять и размыкать кончики пальцев).

6.        Коммуникативные игры (способствуют развитию доброжелательных отношений между детьми и нормализации социального климата в группе).        

«Повернись и поздоровайся».

Смотрим, кто справа, (дети поворачивают голову вправо и отставляют право правую руку, затем ставят ее на пояс).

Смотрим, кто справа, (повторяют движение первой строчки).

Это – наш друг, (приветственно наклоняют голову).

И скажем вместе: «Привет!» (хлопают правой ладонью по левому плечу, стоящего справа).

А кто  там слева? (повторяют те же движения в левую сторону).

А кто там слева?

Это наш друг,

И скажем вместе «Привет!»

«Дрозд».

Я – дрозд, и ты – дрозд (показывают сначала на себя, потом на товарища)

У меня нос, у тебя нос (прикасаются к своему носу, затем к носу товарища).

У меня гладкие, и у тебя гладкие (круговыми движениями гладят сначала свои щеки, затем щеки партнера).

У меня сладкие и у тебя сладкие (указательными пальцами прикасаются к уголкам своего рта, затем указывают на рот партнера по паре).

Я друг, и ты-друг (прикладывают руки к своей груди, затем к груди товарища).

Нам хорошо! (обнимаются)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по логоритмике для старшего дошкольного возраста "В гости в бабушке - забавушке"

В конспекте представлены игры, упражнения музыкальный материал для занятия по КРО....

Программа по дополнительному образованию « Логоритмика для детей дошкольного возраста». «Через синтез музыки, движения и слова — к правильной речи».

Прграмма по дополнительному образованию.Цель программы: профилактика отклонений в речевом  развитии ребёнка с незначительны­ми нарушениями речи, которую можно оказать в условиях обычного детского...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ: ЛОГОРИТМИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Данная статья описывает систему музыкально-оздоровительной работы в ДОУ , а также использование  здоровьесберегающих технологий на примере логоритмики. Автор также приводит пример логоритмических...

Игры и упражнения по логоритмике для детей дошкольного возраста

У детей с заиканием нарушается темпо-ритмическая организация движений, в большей степени страдает координация движений.Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы детей снаруш...

важность логоритмики для детей дошкольного возраста

В последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, поэтому для профилактики речевых нарушений с раннего возраста в условиях детского сада рекомендуется проводить логорит...

ЛОГОРИТМИКА для детей дошкольного возраста

Задача взрослых - помочь детям овладеть речью. Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения; правильность речи, ее выразительность, четкая дикция, ...