Фонетическое недоразвитие речи.
статья по логопедии по теме
Это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно. Такие расстройства могут проявляться: в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д. Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т).
Чаще всего нарушаются: свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары), Ц шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары) заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары)
Ребенок с фонетическим нарушением речи зачастую не может произносить лишь одну группу звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Подобное нарушение звукопроизношения называется простое (частичное), или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения называется сложное (диффузное), или полиморфное.
Такие дети с фонетическим нарушением речи испытывают затруднения в чтении и допускают грубые ошибки в письме (пропускают буквы, заменяют их на другие), что является причиной их неуспеваемости уже в детских садах, а затем и в школе.
Причины фонетического нарушения речи
Причинами фонетического нарушения речи считается: • Недостаточная сформированность артикуляционной моторики; • Нарушения артикуляционной моторики. Сюда входит: ◦ Парез тройничного нерва; ◦ Парез лицевого нерва; ◦ Парез подъязычного нерва. • Расстройства нейродинамики: ◦ Недостаточная дифференцировка возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга; ◦ Недостаточная сформированность межанализаторных связей.
Так, например, из-за пареза подъязычного нерва движения кончика языка не дифференцированы, язык выходит за пределы рта.
При наличии таких дефектов как фонетическое нарушение речи, ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, в особенности языком, в результате чего звук искажается.
Симптомы фонетического нарушения речи
Симптомами, указывающими на фонетическое нарушение речи, являются: • Слитное произношение двух или нескольких звуков, а также неверное их применение в словах; • Употребление в образовании слов звуков, более легких для произношения ребенком; • Замена сложных для произношения звуков более простыми; • Плохое понимание смысла и значения разных звуков и беспорядочное их использование в различных словах; • Ребенок испытывает трудности при самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком, в выделении первого гласного, согласного звука (называют или первый слог, или все слово); • Словарный запас ребенка не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки.
Что делать если у ребёнка ФНР?
Лечение фонетического нарушения речи
Для коррекции фонетических нарушений звукопроизношения необходимо проводить следующее: • Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия; • Вырабатывание звукопроизношения; • Развитие артикуляционного аппарата; • Развитие мелкой и общей моторики; развитие тактильных ощущений посредством дермалексии; • Формирование навыков дифференциации звуков; • Развитие лексики, грамматического строя и связной речи; • Обучение послоговому чтению; • Развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания); • Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
Логопедическое воздействие при фонетическом расстройстве речи должно быть сконцентрировано на сознательный анализ состава речи ребенка и развитие понимания обращенной речи. Изучается речевое окружение ребенка, объем обращенной к нему речи, социальные условия жизни. Главные принципы логопедической работы — это систематичность и последовательность. Основными задачами этой работы являются появление интереса к окружающим звукам, развитие желания воспринимать их и подражать им, дифференцировать речевые и неречевые звуки. Дети с фонетическими нарушениями речи требуют длительного, постоянного, систематического логопедического воздействия.
Родителям важно помнить, что все дефекты звукопроизношения важно ликвидировать еще в дошкольном возрасте, иначе потом они превратятся в непоправимый для корректировки дефект. Кроме того, в дошкольный период речь ребенка развивается особо интенсивно, а главное — она наиболее податлива для исправления
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Рабочая программа по коррекции фонетического недоразвития речи дошкольников 5-7 лет "
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неу...
"Создание рабочей программы учителя- логопеда в соответствии требованиям ФГОС в группе с фонетическим недоразвитием речи"
Рабочач программа учителя- логопеда на логопункте грппа ФНР....
"Создание рабочей программы учителя- логопеда в соответствии требованиям ФГОС в группе с фонетическим недоразвитием речи"
Рабочая программа учителя- логопеда на логопункте в группе ФНР....
Календарный план по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с фонетико-фонетическим недоразвитием речи
Этот методический материал адресован логопедам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений для работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи. Данная программа предназначена для под...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи....
Рабочая программа учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и фонетическим недоразвитием речи в возрасте 5-7 лет в условиях логопункта на 2017-2018 учебный год
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. ...
Статья . Использование фланелеграфа и картинного материала на этапах обучения связной речи детей с фонетическим недоразвитием речи на логопедических подгрупповых занятиях. (автор: учитель-логопед ГБДОУ№87 Фрунзенского р-на СПб А. Д. Луковникова)
Формирование связной речи детей с ФНР осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных ...