Нормы и нарушения речевого развития
статья по логопедии на тему
Нормы и нарушения речевого развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
normy_i_narusheniya_rechevogo_razvitiya.ppt | 651 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речь ребенка — один из важнейших инструментов познания мира, она тесно связана с мышлением. Овладев речью, ребенок воспринимает окружающее не только через органы чувств, но и с помощью словесных объяснений, учится сравнивать, обобщать, делать выводы и рассуждать . Тогда взрослому становится возможным управлять поведением ребенка, обучать его.
Почему важно иметь нормальное речевое развитие? ПРИНЦИП СНЕЖНОГО КОМА Некомпенсированное нарушение речи может вызвать вторичное нарушение – нарушение интеллектуального развития Вывод : ребенку важно иметь нормальное речевое развитие, чтобы не допустить вторичного нарушения памяти, внимания, мышления, познавательной деятельности.
Речь ребенка в 2-3 года (1я младшая группа) Норма Признаки задержки произносит до 200-300 слов; говорит о себе, используя личное местоимение «я»; правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки ([б], [п], [м], [т], [н], [к], [г], [в], [ф]); строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения («Папа купил мне новую грузовую машину», «Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик»); легко запоминает и рассказывает небольшие стишки; понимает речь взрослых и отвечает на вопросы. использует всего несколько простых слов, не пытается повторять слова; не называет окружающие предметы, части тела, не может по просьбе принести что-то находящееся вне поля зрения; не может составить фразу из двух слов.
Речь ребенка в 3-4 года (2я младшая группа) Норма Признаки задержки правильно произносит свистящие звуки [с], [с'], [з], [з']; активно использует в речи сложноподчиненные предложения («Я не пойду гулять, потому что на улице дождь»); словарный запас 1500-1900 слов, состоящий в основном из существительных и глаголов, появляются прилагательные и наречия, слова, обозначающие временные и пространственные понятия. слушает длинные сказки и рассказы; с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке, по телевизору, что ему прочитали. не говорит простых предложений; не понимает рассказов о событиях в прошлом или будущем времени.
Речь ребенка в 4-5 года (средняя группа) Норма Признаки задержки к пяти годам исчезают почти все возрастные неправильности произношения, искажёнными могут оставаться звуки [л] и [р]; активный словарь ребенка достигает 1900-2000 слов. Ребенок называет животных и их детенышей, профессии людей. речь становится более связной и последовательной. Дети учатся отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы (с помощью взрослых). нарушено произношение звуков [с], [з], [ш], [ж], [л], [р]; плохо ориентируется в лексических категориях (овощи, фрукты, животные и т.д.); связная речь отрывиста, затрудняется пересказать даже короткий рассказ.
Речь ребенка в 5-6 года (старшая группа) Норма Признаки задержки в норме ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи . C пособен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в собственной речи; ребенок может дать несколько характеристик одного предмета (кошка полосатая, мягкая, пушистая, мурчащая). В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений; дети пересказывают рассказы, сказки, делятся собственными впечатлениями. нарушено произношение разных групп звуков ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]); отвечает на вопросы простыми предложениями; затрудняется описать предмет, пересказать рассказ, сказку
Речь ребенка в 6-7 года (подготовительная группа) В условиях правильного речевого восприятия и при отсутствии органических недостатков: ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи; правильно различает звуки на слух, придумывает слова на заданный звук, или с данным звуком, выделяет звуки из слов, из ряда слогов и звуков; дети активно пользуются антонимами, синонимами; классифицируют предметы; правильно согласовывают в части речи (Например: У Маши и Саши нет двух спелых яблок. Дети съели их в обед.) образовывают слова с помощью приставок и суффиксов (быстрый – быстро; длинный – длиннее – самый длинный; обошел, зашел, пришел). самостоятельно могут составлять описательные рассказы, развернутые и логичные по содержанию, пересказывать сказки; логично излагают свои мысли, используя сложные предложения с союзом«А».
Почему важно иметь нормальное речевое развитие? Ребенку важно иметь нормальное речевое развитие, чтобы не допустить в дальнейшем нарушений письменной речи и интеллекта в целом.
Как распознать, что у ребенка нарушено речевое развитие? Если речь ребенка на каком-либо этапе не соответствует возрастным нормам – это серьезный повод для беспокойства. Регулярные консультации логопеда (не реже 2 раз в год) – залог раннего выявления речевого нарушения.
Что делать, если у ребенка выявлено нарушение развития речи? При выявлении речевого нарушения необходимо незамедлительно обратиться за консультацией к учителю-логопеду, который определит структуру дефекта, при необходимости порекомендует консультацию узких специалистов и изменение образовательного маршрута.
Ясность - главное достоинство речи. Аристотель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Норма и потология речевого развития у детей с 2 до 3 лет
Презентация может использоваться как информационный материал для родителей. Воспитателям групп раннего возраста поможет грамотно и своевременно выявить детей, которые нуждаются в индивидуальной ...
Консультация для воспитателей «Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития»
«Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития»В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи -умением ребёнка своб...
Консультация для воспитателей: Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития.
В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи – умением ребенка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли. К сожален...
Написание рабочей программы учителя-логопеда, раздел «Организационные условия деятельности по коррекции нарушений речевого развития. Интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития у детей»
Проектирование данного раздела осуществляется на основе анализа содержания основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, выявленных нарушений в развитии речи воспитаннико...
Консультация "Нормы и нарушения речевого развития детей дошкольного возраста"
Информационный материал для родителей и педагогов ДОУ....
Консультация для родителей «Норма речевого развития раннего возраста. Отклонения от нормы. Причины нарушений речевого развития» 10.04.2019г.
Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»...
Особенности освоения детьми 3 – 4 лет предложно-падежных конструкций с пространственным значением в норме и при нарушении речевого развития (ОНР 1-2уровня) с точки зрения синтаксемного подхода
Традиционно логопатологами у детей с ОНР (моторная алалия) выделяются специфические ошибки, являющиеся дифференциальным признаком этого тяжелого нарушения. Применительно к предложно - падежным ф...