Мастер – класс для педагогов «Применение кубика Блума в работе с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка

Фащук Мария Александровна

Цель мастер – класса: познакомить с одним из приемов педагогической инновационной технологии- Кубик Блума и применением их в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kubik_bluma.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов «Применение кубика Блума в работе с детьми дошкольного возраста»

Разработала: Фащук М.А.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас!

   

Сегодня вашему вниманию я хотела бы представить один из приемов разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, который называется Кубик Блума.

Начать свое выступление я хотела бы с притчи.

«Однажды беседовали два учителя. Один из них удивился:

- Почему твои ученики сами приходят к тебе за советом, а мои меня избегают и невнимательно слушают?

Второй поделился секретом:

- Не давай им готовые решения, а научись правильно формулировать вопросы, которые помогут найти ответ. И тогда те, кто ищет этот ответ, сами к тебе придут».

        Эта притча тесно связана с ФОП ДО, где говорится, что основным приоритетом образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. И задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.

 Цель мастер – класса: познакомить с одним из приемов педагогической инновационной технологии- Кубик Блума и применением их в работе с детьми.

Задачи:
1.Вовлечь педагогов в совместную деятельность, вызывая интерес к данной теме.
2.Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы.

   

  Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова (либо нарисованы схемы-картинки, что для детей дошкольного возраста наиболее приемлемо). Они являются отправной точкой для ответа. Таким образом, ребенок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания.

        

Правила игры с Кубиком довольно просты:
1.
Формулируется тема НОД или любой другой совместной деятельности с детьми.
2.Воспитатель или ребенок бросает Кубик.
3.Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать.
4.И так до тех пор, пока все грани Кубика не  будут задействованы

5. Если при бросании кубика часто выпадает одна и та же грань, то вводится правило: кубик можно перебросить или найти грань, которая еще не выпадала.

Грань «Назови» предполагает простую репродукцию полученных знаний. Как ее можно использовать на занятии? Т.к. зима – сейчас наиболее актуальная тема, мы и возьмем ее для примера. Назови признаки зимы.

Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.  

Например: Почему колобок так поступил? Для чего это ему надо?

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

 Например: Объясни, как удавалось Колобку от всех убежать.

Объясни, почему колобок от всех героев убежал, а от лисы нет?

Предложи. Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Например: Предложи, как бы ты поступил на месте Колобка? Предложи, как можно спастись Колобку.

Предложи зимние забавы в которые можно поиграть.

Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например: Придумай, свою версию концовки сказки.

Придумай новогоднюю игрушку и нарисуй её.

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности дошкольников, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Например: Поделись в какой сказке, ты хотел бы оказаться.

 Варианты использования "Кубика Блума" на занятиях

1. Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.

2. Вопросы формулируют сами воспитанники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей,  определенного навыка.
Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей.

Работа с фокус -группой.

 Ваша задача: с помощью Кубика смоделировать целое занятие с детьми, либо его фрагмент. Пожалуйста, выберите возраст детей, образовательную область и тему.

          Мы готовы послушать, что у вас получилось. – Трудно ли вам было справиться с заданием? – Что вызвало затруднение? – Как вы думаете, где еще, кроме НОД, можно использовать этот прием? – Спасибо. Прошу вернуться на свои места.

        Использование приема Кубик Блума только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования.  

 

Закончить свой мастер – класс мне хотелось бы словами Джона Холта:


«Учиться – значит задавать вопросы. Чтобы задавать вопросы, ребенку нужна вера в себя, а педагогу – умение ее поддержать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов "Использование релаксационных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста"

    Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не м...

Презентация "Мастер класс для педагогов « Использование приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста от 4-5 лет"

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.Основателем является Генрих Саулович  Альтшуллер.Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием про...

Мастер-класс для педагогов «Использование релаксационных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»

ЦЕЛЬ:  Формирование у педагогов навыков использования релаксационных упражнений в работе с дошкольниками, а так же обучение воспитателей приемам саморасслабления.  Психопрофилактическая рабо...

Мастер-класс для педагогов «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс по сказкотерапии.   Цель:   Представление педагогам элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:В...

мастер -класс для родителей "Применение приемов самомассажа в работе с детьми дошкольного возраста"

Ритм нашей жизни на сегодняшний день требует от детей высоких знаний и умений. Поэтому с раннего детства взрослые стараются больше и больше «загрузить детей науками», забывая о том,...