«Обогащение эмоциональной сферы дошкольников в процессе коррекционно – развивающей деятельности».
материал по логопедии на тему

Ротова Наталья Александровна

Данный материал раскрывает значимость работы учителя - логопеда в развитии эмоциональной сферы дошкольников. Подобранные игры и игровые упражнения помогут сформировать эмоциональную и выразителную речь у дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Обогащение эмоциональной сферы дошкольников в процессе

коррекционно – развивающей деятельности»

Как известно речь – одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. В связи с этим, в настоящее время понимание эмоций и их вербальное обозначение детьми в деятельности, всё больше привлекает внимание логопедов.

Дети с проблемами в речи зачастую испытывают затруднения в речевом обозначении эмоциональной сферы, так как эмоции у таких детей мало дифференцированы.

Наблюдая за детьми в группе, настораживает факт, что некоторые дети не смеются со всеми, когда воспитатель читает смешной рассказ, не грустят вместе с другом, который потерял любимую игрушку, не переживают, если заболело любимое животное, проявляют агрессию по отношению к сверстникам, не умеют общаться друг с другом в игре и совместной деятельности. Это связано с тем, что дети часто находятся в «плену эмоций», так как не могут управлять своими чувствами, они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.

Кроме этого на современных детей огромное влияние оказывает телевизор и компьютер, за экранами которых они проводят слишком много времени, ограничивая тем самым своё общение со взрослыми и сверстниками. А живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивая яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.

Именно поэтому, необходимость  проводить коррекционную работу с целью развития у детей осознания собственных эмоциональных состояний, умения дифференцировать эмоции окружающих, переводить эмоции в словесный план, обусловлена рядом причин.

Во-первых, речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием эмоциональной сферы ребёнка.

Во-вторых, запоминание различного по содержанию материала также, во многом зависит от его эмоциональной насыщенности.

В-третьих, ребёнок в силу своего возраста не способен делать то, что не вызывает у него интереса и эмоционального всплеска.

Какие же цели и задачи ставит перед собой  учитель – логопед чтобы  речь ребенка дошкольника была эмоциональной и выразительной:

формировать правильное физиологическое и речевое дыхание;

Учить передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства (мимику, пантомимику, интонацию).

Учить регулировать темп и ритм речи

Учить  изменять высоту голоса

Учить регулировать силу голоса

Учить  пользоваться логическим ударением        

Учить детей выражать свои чувства и эмоц. состояния за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения. 

Ну и конечно же добрым помощником в реализации поставленных целей и задач является игра. Используемые игры и игровые упражнения учат детей словесному общению, помогают усвоению словаря эмоций, пониманию. В процессе игры у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям.

Направления работы

Игры и упражнения и их содержание

1.Формировать правильное физиологическое и речевое дыхание

Дыхание-основа нашей произносительной (внешней речи),от него зависят чистота, правильность и красота голоса.  В большинстве случаев, при  неправильном произношении отмечаются различные несовершенства дыхания. Нередко дети с имеют ослабленный вдох и выдох, говорят тихо, затрудняются в произнесении длинных фраз.

При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох заставляет произносить  предложения в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Поэтому одно из основных направлений работы педагога является работа по формированию правильного дыхания. Научив ребёнка «правильно» дышать, воспитав длительный речевой выдох, мы, тем самым, создадим необходимую  базу для овладения правильным звукопроизношением.

Выработка  правильного  соотношения  вдоха  и  выдоха,  направленности  выдоха.

Длительности речевого выдоха.

 

1.«Доброе животное»

Описание: «Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Мы превратимся в одно большое доброе животное.

вдох через нос, под счет 1,2,3,4 делаем 4 шага назад,

задержка дыхания, делаем 4 шага на месте под счет 1,2,3,4,

выдох под счет на 4 шага вперед.

задержка дыхания, делаем 4 шага на месте под счет 1,2,3,4,

2.«Дровосек»        Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе.

3 « Мыльные пузыри»

          Педагог - ведущий имитирует выдувание мыльных пузырей, а дети, подняв руки вверх и сделав вдох, произвольно двигаются по комнате, кружатся, изображая полёт пузырей. Во время свободного движения читается стихотворение.

Осторожно – пузыри…

- Ой, какие!

- Ой, смотри!

- Раздуваются!

- Блестят!

- Отрываются!

- Летят!

После команды «Лопнули» дети опускают руки – выдох.

4 «Произнеси чистоговорки»

Педагог предлагает детям глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «На пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки». Глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка.»

2. Развитие мимики

Мимика - прежде всего отражение эмоций.

У детей с задержкой речевого развития наблюдается неполноценная иннервация мимической мускулатуры, (это когда у детей лицо анимично, дети не могут наморщить лоб,  надуть щеки, улыбнуться) все это сказываться на артикуляции звуков, делает речь недостаточно выразительной, невнятной

Игры: «Кислый лимон» ( дети морщатся), «Получил подарок» ( показываем радость), «Яблоко и червяк» ( едим вкусное яблоко – удовольствие, затем видим червяка – отвращение), «Умеем лукавить» (моргают, то левым, то правым глазом)

«Кошка и мышка» (смена разных эмоций с опорой на стихотворение)

Особый интерес у дошкольников вызывали упражнения перед зеркалом:
"Удивилки" - поднять брови;
"Поразилки" - поднять брови, открыть рот;
"Улыбалки" - улыбнуться, показав зубки, и с закрытым ртом;
"Хмурилки" - нахмурить брови;
"Сердилки" - нахмурить брови, надуть щеки;
"Огорчалки" - нахмурить брови, опустить кончики рта вниз.

3. Учить регулировать темп речи        

Сначала детей знакомят с понятиями "быстро", "медленно", "умеренно".  На основе  опыта  восприятия и различения образцов речевого темпа формируем умения и навыки произвольно изменять темп своей  речи.

             

1.Мышка и черепаха

Спросите ребенка, как бегает мышка (быстро) и как передвигается черепаха (медленно). «Пробегитесь» четырьмя пальчиками по столу быстро–быстро: пим, пим, пим. А теперь прошлепайте медленно и грузно двумя ладонями по столу: шлёп…, шлёп…, шлёп.

2.Поезд

Поиграйте с ребенком в движущийся поезд. Обозначьте "станцию", возле которой ваш "состав" будет замедлять ход. Встаньте с ребенком паровозиком возле "станции". И начинайте передвигаться по комнате, приговаривая: «Чух…-чух…-чух...», потом постепенно ускоряя темп движения: «Чух-чух-чух». При подъезде к "станции" "поезд" должен опять замедлить ход: «Чух…-чух…-чух...»

3. Дождик

 Возьмите с ребенком по зонтику, встаньте подальше друг от друга (чтобы не задеть друг друга). Рассказывайте потешку:

   Дождик, дождик,

   Полно лить,

   Малых детушек

   Мочить.

   Кап-кап-кап (озвучивайте звуки дождя в медленном темпе).

   Зонтик поскорей раскроем, (раскройте зонтики)

   От дождя себя укроем.

4. Барабан

Возьмите барабан (или палочку и коробку) и медленно стучите в барабан: БАМ…, БАМ…, БАМ. Потом постучите быстро: бам–бам-бам. Ребенку нужно голосом повторять звучание барабана – медленное или быстрое.

«Вышли мышки как-то раз…

Тихо, как бы крадучись, идите с малышом по комнате, выразительно рассказывая ему детское стихотворение:

   Вышли мышки как-то раз

   Поглядеть, который час.

   Раз, два, три, четыре –

   Мыши дернули за гири.

   Вдруг раздался страшный звон,

   Убежали мышки вон.

                                (В переводе С.Маршака)

5. Учить  изменять высоту голоса

(высокая или низкая)

  Учим детей изменять громкость голоса, также как и  основной  тон  высказывания,  за чет чего можно  передать  различные  эмоциональные состояния, уточнить  характер  ситуации  общения.  

1.Слон и слоненок

Спросите малыша, как будет топать большой слон? («ТОП, ТОП, ТОП»). А как будет топать маленький слонёнок? («Топ, топ, топ»). Называйте ребенку попеременно: «Большой слон  - маленький слоненок», - а малыш пусть голосом озвучивает их шаги.

2. Три медведя

Приготовьте три игрушечных медведя (большого, среднего и совсем маленького). Вспомните с ребенком сказку Л.Толстого «Три медведя». Предложите ребенку озвучить «толстым» (басистым) громким голосов слова папы–медведя (пусть малыш возьмет в руки большого медведя): «КТО ЕЛ ИЗ МОЕЙ МИСКИ?». Потом потренируйтесь с малышом говорить за маму-медведицу спокойным голосом: «Кто сидел на моём стуле?». И наконец, за Мишутку – тоненьким голоском: «Кто ложился в мою постель?»

6. Учить регулировать силу голоса

Сила голоса - это его громкость. Ребенок должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо  научить   говорить как громко, так и тихо.

 

1.Медведь и медвежонок

Вы с силой топаете по полу ногами, и малыш говорит: «Это медведь». Затем вы тихонечко топчетесь по полу – ребенок говорит: «Это медвежонок» и т.д.

2.Лягушки и лягушата

Взрослый будет "лягушкой", ребенок – "лягушонком". Скажите малышу, что лягушки квакают громко: «КВА-КВА-КВА», а маленькие лягушата - тихо: «Ква-ква-ква». Поговорите друг с другом на «лягушачьем» языке: «КВА-КВА-КВА» – «Ква-ква-ква». Точно так же можно организовать "диалог" собаки и щенка, кошки и котенка и т.д.

3. Далеко или близко

Взрослый берет самолет, кораблик, машинку и т.д. Скажите малышу, что когда транспорт близко, то звук будет громкий (УУУУ), а когда транспорт находится вдалеке – произносим тихо: «ууу».,  взрослый приближает и отдаляет транспортное средство. А дети произносят то громко, то тихо, имитируя звук мотора  и т.д.

4. Эхо

Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а. А ребенок тихо отзывается: а-а-а-а. Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио. и т. д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя!».

7. Учить  пользоваться логическим ударением

Дошкольникам объясняют: те слова, которые считаются особенно важными, произносят громче и (или) медленнее (растянуто) остальных слов в предложении.

Формирование навыка использования логического ударения в собственной речи основывается на его выделении в речи собеседника и складывается из таких составляющих, как умение самостоятельно определить слово, которое следует выделить, так как оно несёт большую смысловую нагрузку, и владение способами его выделения: произнести громче или тише, растянуто.

игры "Слушай, думай, называй", "Найди важное слово".

1. Позови друга

Цель: Научить ребёнка выделять ударные гласные звуки легче всего в игре

Напоминаете ребёнку, что вы своего товарища, который находится далеко от вас, окликаете «МарИИИна!» (Но ни в коем случае не «Ма- ри-на!») Затем все игрушки в комнате разбегаются, а вы помогаете ребёнку позвать их правильно: кУУУбик, кнИИИга, зАААйчик. И ребёнок услышит этот долгий, ударный звук.

2. «Слова разнообразные – одинаковые и разные» Цель: помочь детям понять, что ударение в слове играет очень важную роль: оно способствует различению слов, изменяя место ударения, мы можем изменить смысл слова.  Детям предлагаются пары слов:

ирис – ирис

гвоздики – гвоздики

замок – замок

мука – мука

кружки – кружки

стрелки – стрелки

Дети читают слова и говорят, что слова одинаковые. Предлагаю прочесть слова сначала с ударением на первом слоге, затем – во втором слоге. Изменился ли смысл слова? Предлагаю подобрать соответствующие к значению слов картинки парами.

3. игра «Обручи»………………

8. Учить использовать в речи вопросительную, восклицательную и повествовательную интонации

Интонационная выразительность речи – одна из предпосылок формирования коммуникативной компетентности, значительно облегчающая общение, способствующая успешному взаимодействию ребёнка со сверстниками и педагогами. Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми. Иная картина складывается при различных речевых нарушениях. У тетей с речевой патологией, речь   тусклая, вялая, тихая, невыразительная и  монотонная. В большинстве случаев монотонность речи связана с тем, что дошкольники не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.

Работу по развитию выразительности речи нужно проводить последовательно, в два этапа: сначала формировать навыки восприятия интонации, затем - навыки ее использования в собственной речи.

Сначала формируется интонационное оформление повествовательных, затем вопросительных и в дальнейшем - восклицательных высказываний.

1.Игра на отработку интонации: «СЫГРАЮ РОЛЬ». Пробуем, насколько вы владеете своей интонацией. Нужно сказать Я ПРИВЕТСТВУЮ ВСЕХ ВАС! от таких образов ( по указанию преподавателя):как робот, как клоун-скоморох, как беззубая древняя бабуся, как президент страны, как военный рапортует, как колдунья колдует, как иностранец с акцентом.

Примеры упражнений для отработки интонационной конструкции, выражающей завершенность в повествовательном предложении: Отработка повествовательной конструкции с интонационным центром в конце предложения (проговаривание фраз сопряженно с педагогом, отраженно и самостоятельно):

Это мой стол. Я спешу домой. Его зовут Саша. Сегодня на улице сыро. Стоит сухая погода. Мне понравилась сказка.

3. Упражнение. Выделение вопросительной интонацией слова в начале, середине и в конце предложения:

Можно взять санки? Все играют? Долго нам спать?

Вам все понятно? Тебе хорошо видно? Ты можешь достать сливу?

Ты идешь домой? Сказка тебе понравилась? Вы письмо получили?

Тебе нужна сумка? Тебе нужна сумка? Тебе нужна сумка?

4.Отработка интонации восклицательного предложения, выражающей обращение, требование, восклицание (проговаривать сопряженно с педагогом, повторять за ним, произносить самостоятельно).

Примерный речевой материал:

Саша! Смотри! Соня, дай сумку! Спутник летит! Как хорошо здесь! Какая красивая кукла! Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!

9. учить детей проговаривать свои чувства и эмоциональные состояния.

1. Игра «Под грибом»

2. Игра «Чудесный мешочек» (Лексика описывающая эмоц. состояния каждого героя в сказке!)

Данные направления можно использовать в разных видах деятельности, для постановки театрализованной деятельности, как элемент вашего занятия, использовать на утренниках и т.д   Используя данные средства,  вы научите детей проговаривать свои чувства и показывать эмоциональные состояния, а речь детей  приобретает яркую и эмоциальную окраску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по методической теме: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе игровой деятельности» на 2018-2019 учебный год

Перспективное планирование по методической теме: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе игровой деятельности» на 2018-2019 учебный год Содержание работы с учетом ...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованной деятельности.

Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованной деятельностиВажными условиями формирования гармонически развитого человека в российском образовании являются интеллектуальная своб...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность служит источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу, заставляет сочувствовать пер...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованной деятельности.

          Важными условияями формирования гармонически развитого человека в российском образовании являются интеллектульная свобода, эстетический вкус, толерантность в ...

«Сенсорное развитие дошкольников с ЗПР в процессе коррекционно-развивающей деятельности»

В дошкольном возрасте складываются все системы и функции организма ребенка – это наиболее благоприятный период для успешного их развития и воспитания.Период дошкольного детства является периодом...