" Пальчики помогают нам говорить"
статья по логопедии (подготовительная группа)
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский.
Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями. Для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук, в Китае с давних пор применяются специальные упражнения с камнями и металлическими шариками. В Японии широко распространены упражнения с грецкими орехами. У Якутов с давних исторических времен использовались массаж пальцев рук мячиками, сделанными из конской гривы.
Моторика – это совокупность движений тела, совершаемых под управлением психологических реакций организма. Моторные процессы, которыми владеет человек, дают представление об уровне развития его координации и интеллекта.
В каждом возрасте ребенок способен выполнять некоторые действия. Новые возможности появляются у него по мере созревания нервной системы. Каждое новое достижение появляется благодаря тому, что был успешно освоен предыдущий навык, поэтому за уровнем формирования моторики необходимо следить.
Возрастное развитие мелкой моторики у детей.
0-4 месяца – ребенок умеет координировать движения глаз, пытается дотягиваться до предметов руками. Если удается взять в руки игрушку, то сжимание кисти происходит, скорее, благодаря рефлексам, которые угасают до полугода. Доминантных предпочтений, позволяющих выполнять действия более «удобной» рукой, у малыша пока нет, и появятся они нескоро – он пока и «правша», и «левша».
4 месяца - год – навыки ребенка активно совершенствуются, теперь он может перекладывать предметы из руки в руку, совершать несложные действия вроде переворачивания страниц. Теперь двумя пальчиками малыш сможет схватить даже мелкую бусинку.
1-2 года – движения все уверенней, теперь ребенок активнее пользуется указательным пальцем. Появляются первые навыки рисования – малыш выводит точки и кружки, а скоро сможет начертить на листе линию карандашом. Теперь он начинает предпочитать одну руку другой.
2-3 года – моторика рук позволяет держать ножницы и даже разрезать ими бумагу. Манера рисования меняется вместе со способом удержания карандаша, и на листке появляются первые осознанные фигуры.
3-4 года – малыш уже уверенно рисует, умеет разрезать лист вдоль начерченной линии. Он уже определился с доминантной рукой, однако в играх умело пользуется обеими. Скоро ребенок научится держать ручку или карандаш, совсем как взрослый, поэтому к 4 годам он уже будет готов учиться письменным навыкам.
4-5 лет. Мелкая моторика рук у детей этого возраста уже напоминает движения взрослых. Обратите внимание: во время рисования или разукрашивания ребенок двигает не всей рукой сразу, а только кистью. Движения более отточены, поэтому вырезать из бумаги предмет или разукрашивать, не выходя за контуры, уже не так сложно.
5-6 лет. В этом возрасте у дошкольника кисти должны быть отлично скоординированы, ребенок уже держит ручку тремя пальцами, рисует мелкие детали, как взрослый, умеет пользоваться ножницами. Все навыки малыша говорят о том, что он не будет испытывать трудностей в школе. Какие виды деятельности, игры, занятия, упражнения способствуют развитию мелкой моторики рук у детей?
-Пальчиковая гимнастика.
-Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
-Вырезание ножницами. Аппликации.
-Работа с бумагой. Оригами.
-Плетение. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.
-Шнуровки.
-Рисование, раскрашивание.
-Штриховка. Виды штриховки: раскрашивание короткими частыми штрихами; раскрашивание мелкими штрихами с возвратом; центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка); штриховка длинными параллельными отрезками. Правила штриховки: Штриховать только в заданном направлении. Не выходить за контуры фигуры. Соблюдать параллельность линий. Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0, 5 см
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки. Строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д.
Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчики помогают говорить
Консультативный материал для родителей поможет мамам и папам организовать игровую деятельность с детьми посредством пальчиковых игр для развития активного словаря и моторики ребенка....
"Пальчики помогают говорить"
Значение развития мелкой моторики для детей разного возраста....
Комплексно-тематическое планирование кружковой работы «Пальчики помогают говорить» в подготовительной к школе группе «Ракушка»
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук через организацию совместной деятельности для совершенствования речевых навыков, творческой фантазии, эстетического восприятия.Задачи: ·...
Консультация для родителей "Пальчики помогают говорить"
Консультация для родителей "Пальчики помогают говорить"...
Пальчики помогают говорить, консультация для родителей
В статье предлогаются пальчиковые игрыи для родителей дошкольного учреждения....
Вариативная часть рабочей программы. Педагогический проект «Пальчики помогают говорить»
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникаль...
Консультация для родителей: "Пальчики помогают говорить, играя пальчиками развиваем речь".
Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно- психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики....