Мастер-класс на тему «Использование логосказки в коррекционной работе с детьми ОНР».
консультация по логопедии на тему
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Ребенок, имеющий нарушения речи, может быть агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispol._logoskazki.docx | 20.91 КБ |
logoskazka_c7bo7.pptx | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему
«Использование логосказки в коррекционной работе с детьми ОНР».
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Ребенок, имеющий нарушения речи, может быть агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен.
Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – логосказку.
Основная идея логосказки – всесторонне, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.
Логосказка – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов.
Развитие личности и речи посредством логосказки осуществляется по следующим направлениям:
• Активность (от потребности в эмоциональной разрядке к положительным эмоциональным проявлениям).
• Самостоятельность (от ориентировки в средствах языковой выразительности к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении).
• Творчество (от подражания взрослому к словесному фантазированию).
• Эмоциональность (эмоциональное заражение образами сказки).
• Произвольность (От переживания эмоциональных состояний сказочных героев – через оценку своих поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений в игре).
• Связная речь (от продолжения фраз взрослого к творческим импровизациям по сюжету).
Детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и другими особенностями развития предстоит запомнить, понять информацию, усвоить навыки по объему в несколько раз больше, чем нормально развивающимся детям. Вся работа построена с опорой на общие дидактические принципы: систематичности и последовательности, учета возрастных особенностей, учета индивидуальных особенностей, учета структуры дефекта, поэтапности воспитания речи. А также учитываются: заинтересованность, радость, воображение, импровизация, эмоциональное внимание и память.
Обсуждая, как можно воссоздать образ героев сказки с помощью красок, дети проникают в сферу его мыслей, чувств и состояний.
Виды логосказок:
• Артикуляционные
• Пальчиковые
• Фонетические
• Лексико-грамматические
• Сказки, способствующие формированию связной речи
• Сказки по обучению грамоте
Для сказок можно использовать общеизвестные сюжеты, а можно и придумывать самим, можно в совместном творчестве с ребёнком частично изменять и дополнять сюжет по ходу занятия, разыгрывать сказки – спектакли, где дети одновременно и участники, и зрители происходящего. Для постановки сказок подходят различные виды театров:
- пальчиковый;
- настольный;
- магнитный;
- масок;
- рукавичный;
-куклы – БИБАБО;
- куклы на палочках;
- театр игрушки и др.
Декорациями могут служить ширмы, мини – макеты, дидактические пособия.
- У нас в зале много замечательных, талантливых, творческих людей и я предлагаю вам проявить свои творческие способности стать артистами.
Сказка спряталась в загадку. Ну, попробуй, отгадать, быстро руку поднимай-ка, сказка к нам придет опять! (Кто отгадает загадку, тот выходит)
1. Маленький шарик под лавкою шарит. (Мышка).
2. Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка, кто это? (Лягушка).
3. Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Живо отгадай-ка, кто же это? (Зайка).
4. Посмотрите, по дорожке ходят маленькие ножки. На голове гребешок. Кто же это? (Петушок).
5. Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистая-краса! Как зовут ее? (Лиса).
6. Зимой спит, - летом ульи ворошит. (Медведь) .
Ведущий.
Сказку все мы очень ждали. Сказку в гости мы позвали. Сказка здесь уже, друзья. Сказка вновь пришла сюда! А как называется она?
Отгадайте вы друзья.
Стоит избушка,
Резная верхушка,
Тесом покрыта,
Щелком прошита,
Что это? (Теремок)
-Есть у меня необычные герои, только они говорить не могут, их нужно озвучить, каждого героя своим голосом.
Звучит музыка.
Вот стоит наш Теремок,
Как красив он и высок!
Как дорогу перейдешь – в Теремочек попадешь,
Новоселье ждет зверят, в Терем все они спешат.
Мимо мышка пробегала.
Мышка.(звучит музыка)
Познакомьтесь Мышка, я,
Брожу по лесу я,
Ищу себе домишко.
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Ведущий.
А вот и лягушка прискакала.
Лягушка.(звучит музыка)
Ква-ква квакушка я, друзья,
Звать Лягушкою меня!
По кочкам быстро я скачу,
Друзей себе найти хочу.
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Ведущий.
По дорожке, угадай-ка,
Кто бежит к нам?
Увидал он Теремок,
И на месте скок-поскок!
Зайка.(звучит музыка)
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Ведущий.
Хорошо им в Теремочке!
Так идут, бегут денечки…
По лесу Лиса гуляла,
Теремочек увидала…
Лиса.(звучит музыка)
Что за терем-теремок?
Кто его построить мог,
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Ведущий.
Прослыхал про то Медведь,
Пошёл терем поглядеть…
Идёт лесом, ковыляет,
Увидал он Теремок –
Стукнул по стене разок…
Миша.(звучит музыка)
Бурый я Лесной Медведь!
Люблю громко я реветь!
Что за терем-теремок?
Кто его построить мог,
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Ведущий.
Вышел в поле Петушок погулять,
Сладких зерен поискать. (звучит музыка)
Видит: чудо-теремок .
Петя. Что за терем-теремок?
Кто его построить мог,
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Ведущий.
Терем, правда наш хорош!
Только в терем не войдешь!
Ты оркестр собери,
Нам скорее покажи.
Инструменты есть у нас,
Вы друзья скорей берите,
Нам оркестр покажите.
Все герои.
В теремочке чудном нашем
Мы поем, танцуем, пляшем.
Оркестр «Во саду ли в огороде…. »
Ведущий.
Все зверята подружились.
Вот как в сказке получилось.
Тут и сказочке конец,
А кто слушал — молодец!
- И еще один из моих любимых приемов - это упражнение на снятие мышечного напряжения. Как известно, дети в большинстве своем от природы скованны, зажаты. Это сказывается на их характере, поведении. И мне хотелось бы вместе с вами «раскрасить» стихотворение с помощью воздушных шаров и изменить голос в соответствии с образом того, о ком или о чём говориться в нём. (Поднимают шары и говорят только те, у кого соответствующий цвет.)
У котика шубка рыженькая,
У котика мордочка усатенькая,
Котик молочко пьёт,
Котик ласково песенки поёт.
(Поднимая оранжевые шары, говорят: « Мур-р! Мур-р!» и так далее.)
Щеночек беленький в ответ,
Он грозно тявкает во след.
(Тяв-тяв!)
Весёлый синий паровоз,
Вагоны дружно он повёз.
(Чух-чух!)
Вышла курочка-хохлатка,
Рядом жёлтые цыплятки,
Не ходите далеко
Строго квохчет им…
(Ко-ко-ко!)
Рыжая Бурёнка не молчит,
А вслед нам жалобно мычит.
(Му-у-у!)
Выпучив глаза, сидит,
Не по-русски говорит.
В болоте любит жить одна
И грустно квакает.
(Ква-ква!)
И если праздник,
Детвора весело кричит…
(Ура!)
- Все поднимаем вверх шары.
Мышка.(звучит музыка)
Познакомьтесь Мышка, я,
Брожу по лесу я,
Ищу себе домишко.
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Лягушка.(звучит музыка)
Ква-ква квакушка я, друзья,
Звать Лягушкою меня!
По кочкам быстро я скачу,
Друзей себе найти хочу.
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Зайка.(звучит музыка)
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Лиса.(звучит музыка)
Что за терем-теремок?
Кто его построить мог,
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Миша.(звучит музыка)
Бурый я Лесной Медведь!
Люблю громко я реветь!
Что за терем-теремок?
Кто его построить мог,
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Петя. Что за терем-теремок?
Кто его построить мог,
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Логосказка — это целостный, педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, активации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения) а также поддерживанию положительной мотивации к выполнению учебных задач. «У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как об лежащий на дороге камень» (Ирина Токмакова )
Активность Самостоятельность Творчество Эмоциональность Произвольность Связная речь
Виды логосказок - Артикуляционные - Пальчиковые - Фонетические - Лексико-грамматические - Сказки, способствующие формированию связной речи - Сказки по обучению грамоте
Артикуляционные сказки (развивающие дыхание, артикуляционную моторику) . «Сказки о весёлом язычке»
Фонетические сказки (для постановки звуков: уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков) .
Лексико –грамматические сказки (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий). Гномики –неприятели (слова-антонимы) Гномики – близнецы (слова-омонимы) Гномики-приятели (слова-с ин онимы)
Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах). «Сказка о Миле и ее веселом язычке».
Сказки, способствующие формированию связной речи. Сказки, способствующие формированию связной речи. Сказки, способствующие формированию связной речи. Сказки, способствующие формированию связной речи. Сказки, способствующие формированию связной речи.
Виды театров: - пальчиковый; - настольный; - магнитный; - масок; - рукавичный; -куклы – БИБАБО; - куклы на палочках; - театр игрушки и др.
. Таким образом , использование логосказок позволяет добиться у стойчивого внимания и интереса на протяжении всего занятия, способствует сохранению психофизического здоровья детей, формированию положительного эмоционального состояния и снижению вероятного переутомления на логопедических занятиях. А так же улучшается: фонематическое восприятие детей звукопроизношение, слухового внимания, навыки общей, мелкой и артикуляционной моторики
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей Тема: «Использование методов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей среднего дошкольного возраста»
Дать представление о роли методов и приемов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей 4-5 лет, представить педагогам методы и приемы ТРИЗ технологии в форме игр, направленные на формирование, ...
План - конспект мастер - класса для педагогов Тема : " Использование синельной проволоки для развития творческих способностей детей дошкольного возраста ".
План - конспект мастер - класса....
Мастер-класс для педагогов Тема: "Использование песочной терапии на занятиях по развитию эмоциональной и познавательной активности"
Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях по развитию эмоциональной и познавательной активности, а также в коррекции психологических проблем.Способствовать развитию интереса к данной м...
Мастер – класс практический на тему «Использование игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей»
представление опыта работы по использованию игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей....
Мастер-класс с педагогами Тема: «Использование логоритмических упражнений на занятиях в детском саду»
Мастер-класс с педагогами Тема: «Использование логоритмических упражнений назанятиях в детском саду»...
Мастер – класс для родителей Тема: «Использование сюжетно – ролевых игр в домашних условиях»
мастер класс для родителей...
Мастер-класс для педагогов Тема: «Использование игрового набора «дары Фребеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»
Сегодня мы с вами поговорим о развивающих детских играх. В соответствии с требованиями ФГОС ДО в процессе получения ребенком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации...