АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ
консультация по логопедии на тему
Примерный комплекс артикуляционных упражнений для вызывания заднеязычных звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
артикуляционная гимнастика К, Г, Х | 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ
При произнесении заднеязычных звуков положение губ и расстояние между зубами определяются последующим гласным звуком. Кончик языка опущен к нижним резцам, упираясь в них. В сочетании с голосом он оттягивается от нижних зубов вглубь рта, при этом спинка языка резко выгибается, приближаясь к твердому нёбу.
Одномоментная толчкообразная смычка между спинкой языка и нёбом позволяет прорваться сильной воздушной струе наружу, что и образует звук [К]. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость, звук глухой. Голосовые складки разомкнуты.
Звук [Г] отличается от [К] только работой голосовых складок, которые сомкнуты и вибрируют.
При произнесении звука [X] спинка языка лишь приподнята к твердому нёбу, не смыкаясь с ним. Между нёбом и средней линией языка появляется щель, по которой проходит теплая воздушная струя.
При артикуляции мягких звуков [К’], [Г’], [Х’] смычка между языком и нёбом перемещается вперед, к средней части твердого нёба.
Причины нарушения произношения заднеязычных звуков:
Звуки [К], [К'], [Г], [Г'], [Х], [Х'] предполагают высокий подъем корня языка. Они так и называются: заднеязычные. А если этого самого подъёма нет? Почему такое случается? Возможно, корень языка слабо выражен, поэтому его подъём вверх ограничен. Не исключено, что в корне языка – гипотонус (вялость), либо парез (частичное нарушение подвижности вследствие родовой травмы, интоксикации и пр.).
Ещё одна причина отсутствия или искажения заднеязычных звуков - нёбо. Его строение разное. Если твёрдое нёбо готическое, узкое или щелеобразное, корень языка просто не может до него дотянуться. При ринолалии (расщеплении твёрдого и мягкого нёба: «заячья губа», «волчья пасть») правильное произношение звуков вообще затруднено. Но об этом – особый разговор. В подобных случаях ошибки в звукопроизношении, - это проявление механической (органической) дислалии, либо ринолалии.
Если ничего подобного нет, язычок ребёнка просто ленится. Он не утруждает себя тяжелой работой и выбирает облегченный вариант произнесения заднеязычных звуков: заменяет их на переднеязычные [т], [т'], [д], [д'], либо вовсе опускает. Чтобы правильно произнести звуки [К], [К'] [Г], [Г'] надо изрядно потрудиться: приподнять заднюю часть спинки языка, упереться ею в мягкое нёбо, прикоснуться боковыми краями языка к твердому нёбу. А на звуках [Х], [Х']- образовать узкую щель между высоко приподнятым корнем языка и мягким нёбом. Ох, как трудно! С помощью игр и упражнений можно расшевелить «лентяя»!
Примерный комплекс артикуляционных упражнений:
«Поймай мышку за хвостик»
Цель: Добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).
Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Язык широкий, губы растянуты в улыбке. Данное упражнение является базовым в артикуляционной гимнастике. Выполняя это упражнение, ребёнок осуществляет самомассаж языка.
«Накажем непослушный язычок»
Цель: Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпать язык губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.
Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: «пя-пя-пя». Произношение слогов («пя-пя-пя») облегчает ребёнку выполнение данного упражнения. Нижнюю губу не следует заворачивать внутрь и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, его края касаются уголков рта.
«Лопатка»
Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Губы растянуты в улыбке. Если это упражнение не получается, то надо вернуться к упражнению «Накажем непослушный язычок».
«Язычок-борец»
Цель: укреплять мускулатуру языка.
Взрослый и ребёнок садятся перед зеркалом. Язык ребёнка превращается в борца, который борется с… указательным пальцем взрослого (палец предварительно вымыт и протёрт спиртом, можно обернуть палец чистым носовым платком). Борьба предстоит веселая, поэтому ребенок непременно улыбается, его рот приоткрыт. Взрослый упирается пальцем в кончик языка малыша. Потом – отодвигает весь язык назад… Малыш (язычок-борец) старается вытолкнуть соперника с «ковра». При этом задняя часть языка приподнимается. Но, увы… Все усилия тщетны. Победил соперник. А взрослый тем временем кладет палец уже на переднюю часть спинки языка и отодвигает его ещё дальше. Язык сопротивляется из последних сил! Нет, все-таки это не поражение. Язык ребёнка занял нужную позицию, корень его приподнялся, а сам малыш ощутил высокий подъем - «мостик» спинки языка. Это уже победа! Подобная борьба ведется до тех пор, пока язык ребёнка не научится самостоятельно делать и удерживать «мостик». Если действия взрослого будут некорректны (чересчур резки), можно вызвать у ребёнка рвотный рефлекс. Поэтому будьте осторожны и внимательно наблюдайте за реакцией малыша.
«Киска сердится»
Цель: Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 3 до 7.
«Киска сердится и выгибает спинку —киска спокойна»
Цель: Научиться попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения.
« Покашляй»
Максимально вытащит язык из ротовой полости вниз и покашлять. Поднять язык на верхнюю губу к носу и покашлять. Кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой» и покашлять
«Катание с горы»
Цель: Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свис тящих. Укреплять мышцы языка. Научиться направлять воздушную струю.
Перед тем, как приступить к его освоению, ребёнок должен уже самостоятельно удерживать свой язычок в положении «киска». На ладошку ребёнка кладётся ватный шарик. Малыш приоткрывает рот, удерживает корень языка в приподнятом положении («киска»), в это же время кончик языка опущен. Затем толчкообразно («как выстрел») выдыхает воздух, сдувая ватный шарик с ладошки. При выполнении этого упражнения должен получиться звук [К]. Возможно, желанный результат получится после нескольких попыток.
https://nsportal.ru/node/add/book-ds артикуляционная гимнастика для заднеязычных
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звуков " Крепенчук О.И.
Общая артиуляционная гимнастика.I-комплекс для постановки свистящих звуков «с,з,ц»II-комплекс для постановки шипящих «ш,ж,ч,щ».III-комплекс для постановки звука "Л"IV...
Артикуляционная гимнастика (комплекс для звука [р]). Буклет
Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц ...
Артикуляционная гимнастика (комплекс для звука [л])
Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц ...
Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звука Л
Описание упражнения, сопровождаемое фотографией...
Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звука Р
Описание упражнения, сопровождаемое фотографией...
Артикуляционная гимнастика для заднеязычных звуков К, Кь; Г, Гь; Х, Хь; Й
Артикуляционная гимнастика для заднеязычных звуков К, Кь; Г, Гь; Х, Хь; Й...
Консультация "Артикуляционная гимнастика для заднеязычных звуков"
Комплекс содержит артикуляционные упражнения, отработка которых поможет в постановке заднеязычных звуков раннего онтогенеза К,Т,Х. и их мягких пар...